Савва (Кухарев Яков Борисович), архимандрит

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
церковно-приходская школа с. Спасское Ставропольской губ.
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1905
рукоположен во иеродиакона греческим митрополитом Иларионом
1918
рукоположен во иеромонаха епископом Владикавказским и Моздокским Макарием (Павловым)
1957
возведен в сан игумена архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Романовским)
1965
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1905
1927
Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь, иеродиакон (с 1918 — иеромонах), регент монастырского хора
1939 или 1940
1949
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, г. Георгиевск, Пантелемоновский молитвенный дом, иеромонах, настоятель
не ранее 1955
1959
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, Предгорный р-н, станица Горячеводская, Успенская церковь, иеромонах (с 1957 — игумен)
ок. мая 1959
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, Александровский р-н, с. Саблинское, игумен, настоятель (служил на этом месте 1,5 месяца)
ок. мая 1959
5.11.1959
5.11.1959
2.1.1960
за штатом по болезни
2.1.1960
июнь 1962
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, г. Георгиевск, Пантелемоновский молитвенный дом, игумен, настоятель
1.10.1962
4.7.1963
16.12.1963
3.9.1966
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, г. Пятигорск, Лазаревская церковь, игумен (с 1965 — архимандрит). С 10.04.1964 — настоятель храма, с 9.11.1964 — второй священник
3.9.1966
22.1.1967
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, Александровский р-н, с. Саблинское, молитвенный дом, архимандрит, настоятель. 22.01.1967 — уволен за штат
1967
20.6.1973
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, Александровский р-н, с. Саблинское, архимандрит (находясь за штатом, временно обслуживал приход)
20.6.1973
6.11.1974
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, г. Пятигорск, Лазаревская церковь, архимандрит, временный настоятель
Показать все

Награды

1925
право ношения наперсного креста, награжден епископом Владикавказским и Моздокским Макарием (Павловым)
1962
право ношения палицы
Показать все

Преследования

с 1927
находился в заключении в сибирских лагерях, работал на рудниках
1930-е
находился в ссылке в Автономной области Коми (Зырян)
29.7.1949
арестован по обвинению в антисоветской пропаганде
не ранее 29.7.1949
осужден на 25 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
ок. 19491955
находился в заключении в исправительно-трудовых лагерях
Показать все

Другие сведения

Родился в крестьянской семье. Имея в юности крепкую веру в Бога, решил стать монахом и в начале ХХ в. отправился на Святую Гору Афон, где был принят в число братии одного из монастырей, вероятнее всего Иоанно-Предтеченского или Иоанно-Богословского скита при сербском Хиландарском монастыре. На Старом Афоне окончил регентские курсы, имел незаурядные музыкальные способности, прекрасный тенор.

Отец Савва, обладавший от природы живым характером, говорил, что был полной противоположностью своего друга — ровного, спокойного, молчаливого отца Стефана (Игнатенко), впоследствии иеросхимонаха. Тем не менее ему была по душе жизнь в монастыре. Вместе с настоятелем Бештаугорской обители иеромонахом Иоанном (Мирошниковым) отец Савва любил на время удаляться для молитвы в горные пустыни.

На короткое время иеромонах Савва уклонялся в обновленчество, однако с помощью отца Стефана он разобрался в сущности этого раскольнического течения и, принеся покаяние, вернулся в лоно Православной Церкви.

Выжить в сибирских лагерях, где он оказался на рудниках, отцу Савве помогла благочестивая женщина, дочь одного из монастырских благотворителей Мария Егоровна. Собрав большую сумму денег, она поехала в Сибирь и подкупила начальника лагеря. После того, как батюшку перевели на более легкую работу, Мария Егоровна устроилась при лагере прачкой и старалась, как могла, помогать ему, меняя, например, полагавшуюся пайку табака на сахар.

Вернувшись из заключения, отец Савва поселился в Георгиевске, устроившись рабочим на маслозавод, где набивал в мешки шелуху. Несколько женщин, вместе с ним выполнявшие эту работу, любили проделывать над священником злые шутки: валили его на землю и засыпали шелухой, одновременно осыпая оскорблениями. На всё это он отвечал смиренным молчанием. Лишь если грешная забава продолжалась слишком долго, он вставал и говорил: «Ну, хорошо, посмеялись — и хватит». Затем работал дворником.

В это время, приблизительно в 1939–1940 гг., георгиевские верующие начали хлопотать об открытии молитвенного дома в честь великомученика и целителя Пантелеимона. На собранные ими средства было куплено небольшое здание (старая саманная хата с низкими потолками), и иеромонах Савва был назначен в новоустроенный молитвенный дом настоятелем.

В день его ареста, 29.07.1949 г., были также арестованы псаломщица Пантелеимоновского молитвенного дома монахиня Татиана (по всей видимости, последняя игумения Георгиевского женского монастыря) и регент монахиня Магдалина (Забокина) (как и отец Савва, они были осуждены на заключение в исправительно-трудовые лагеря: монахиня Татиана — на 25 лет, монахиня Магдалина — на 8 лет).

Прихожанка Никольской церкви г. Георгиевска Раиса Николаевна Нижникова, мама которой тоже была арестована по этому делу, рассказывала, что случайно оказавшись в здании местного МГБ, услышала, как ее маму допрашивали. «Её спрашивали о том, — вспоминала она, — призывал ли иеромонах Савва во время своей проповеди или в частных беседах с прихожанами к неповиновению советской власти, осуждал ли их действия. Отец Савва был прекрасным оратором. Во время своих проповедей приходил в такое воодушевление, что всякому могло достаться. Но никаких призывов, конечно же, не было».

Отец Савва запомнился прихожанам как истинный пастырь, наставлял каждого на спасительный путь. Он прекрасно пел, заботился о создании хорошего хора, произносил яркие проповеди. В те годы, как известно, именно такие священники в первую очередь подвергались различным притеснениям, частым перемещениям с места на место. В 1958 г. по требованию уполномоченного Совета по делам РПЦ по Ставропольскому краю А. М. Нарыжного он был перевден на сельский приход. В Пантелеимоновском молитвенном доме он также перестал служить в 1962 г. в связи с закрытием молитвенного дома властями.

В его характеристике отмечалось: «Архимандрит Савва Кухарев — образец кротости и смирения. Прекрасный певец, обладающий голосом, украшает службы церковные благолепным пением и истовым служением. Как с членами причта, так и с прихожанами обходителен, ласков. Несмотря на старческий возраст, несет свои пастырские обязанности безропотно».

В книге Г. П. Чиняковой «Жизнеописание иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)», преставившегося 13 февраля 1973 г., говорится о том, что в последнюю ночь «с отцом Стефаном ночевал архимандрит Савва из Пятигорска», на следующее утро напутствовавший умиравшего Святыми Дарами и затем участвовавший в приготовлении тела усопшего к погребению (С. 79). А ведь отцу Савве тогда самому было почти девяносто лет! Он прожил долгую жизнь, которую посвятил служению Богу и ближним.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию