Димитриан (Пфейлитцер-Франк Дмитрий Владимирович), иеромонах

  • Дата рождения: 1881
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 11.6.1933
  • Место смерти: Мариинские лагеря Сиблага ОГПУ-НКВД

Родственники

  • отец  —  Пфейлитцер-Франк Владимир, полковник Русской армии
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
2-й Московский кадетский корпус
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

27.3.1913
пострижен в монашество
не ранее 1918
рукоположен во иеродиакона
1929
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.3.1901
не позднее 18.3.1905
Владимирская и Суздальская епархия, Введенско-Островская пустынь, трудник
18.3.1905
не позднее 1923
Владимирская и Суздальская епархия, Смоленская Зосимова пустынь, иеродиакон. Нес послушание келейное, клиросное, а также в поварне
1923
1930
Московская епархия, г. Москва, Данилов монастырь, иеромонах, нес послушание при мощах св. благ. князя Даниила и помогал ризничему отцу Тихону (Баляеву)
Показать все

Преследования

1.1.1933
арестован
20.1.1933
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
193311.6.1933
находился в заключении в Мариинских лагерях Сиблага
Показать все

Другие сведения

В докладе «Следственные дела братии Данилова монастыря»[1], опубликованном церковным историком Татьяной Петровой в ежегодном вестнике Православного Свято-Тихоновского университета, приводятся выписки из протоколов допросов священнослужителей и прихожан даниловской общины, арестованных в конце декабря 1932 — начале 1933 гг. Всего по этому делу проходило 14 человек, в том числе иеромонах Димитриан (Пфейлитцер-Франк Дмитрий Владимирович).

«Отец Димитриан был из рода баронов фон Пфейлицер-Франк (историческое написание фамилии). Предки его, выходцы из Франконии (историческая область Германии, на территории современной Баварии...). Один из них в XVII в. был курляндским канцлером. В Россию приехали в конце XVIII в. Во время Отечественной войны 1812 г. в Русской армии героически сражались пять братьев фон Пфейлицер-Франк, в основном в Ахтырском гусарском полку. Они были участниками многих сражений, в том числе Бородинского. Один из них был ранен в бою у Шевардинского редута, многие были награждены орденами. Позже один из Франков стал Таганрогским градоначальником.

Отец Димитриан родился в 1881 г. в Москве. Был сыном полковника Русской армии, образование получил во 2-м Московском кадетском корпусе. Перед ним открывалась карьера военного, но, видимо, неожиданно для всех в 20-летнем возрасте он становится трудником во Введенско-Островской пустыни Владимирской губернии, несет послушание в хлебной, в 1905 г. переходит в Смоленскую Зосимову пустынь. Там он был послушником, сторожем. В 1913 г. он был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона. Нес послушания келейника, клиросного и на кухне. В это время Зосимова пустынь была одним из центров старчества. Ее возглавлял известный духовник схиигумен Герман (Гомзин) — бывший до этого духовником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. С 1898 г. до закрытия монастыря в 1923 г. там подвизался один из величайших русских старцев Алексий (Соловьев). Так что келейником о. Димитриан был у кого-то из них, а значит, прошел серьезную духовную школу.

После окончательного закрытия Зосимовой пустыни в 1923 г. о. Димитриан перешел в Данилов монастырь, где был рукоположен в иеромонаха. Он нес послушание при мощах благоверного князя Даниила, помогал одному из последних наместников Данилова монастыря архимандриту Тихону (Баляеву) по ризнице[2]...».

«Иеромонах Димитриан (Пфейлитцер-Франк) был вызван в комендатуру ОГПУ 1 января 1933 г. и арестован[3]. Именно отец Димитриан возглавлял в это время остатки Данилова монастыря — Даниловскую общину, перешедшую в храм Воскресения Словущего…».

«По протоколам допросов свидетелей и некоторых других обвиняемых (а еще до этого — осведомителей), складывалась такая картина деятельности отца Димитриана: "Фактически эта церковь (храм Воскресения Словущего) — нелегальный монастырь, которым руководит священник Димитриан. Он открыто проповедует ненависть к советской власти как гонителю веры Христовой, поминает царей и мучеников за веру, находящихся в ссылке"[4]. "Даниловская церковь является пристанищем бывших людей, которые ненавидят советскую власть". "Это нелегальный монастырь, где группируются лица, не признающие советскую власть и митрополита Сергия"[5]. "Поминают несчастную святую Россию, стонущую под игом большевиков. Поминают князей и царей"[6]. "Служители культа этой церкви отлучены от церкви как ярые противники и контрреволюционеры, борющиеся с советской властью". Иеромонах Димитриан "считает советскую власть антихристовой". "Там же служит священник Попов, принадлежащий к сергиевской ориентации. Между Димитрианом и Поповым бывают столкновения. Первый требует исполнения распоряжений Синода, а Димитриан отказывается: я не буду поминать и подчиняться Синоду, продавшемуся большевикам"[7]. Он и его единомышленники "требовали не подчиняться и не поминать митрополита Сергия". Они "поминают [митрополита] Петра Крутицкого, [архиепископа] Федора, считая их своими руководителями"[8]. (Это, кстати, подтверждает, что отец Димитриан все делал по благословению фактического настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского)).

Особое внимание обращено на то, что отец Димитриан много внимания уделяет молодым людям, подолгу беседует с ними, "обрабатывает в антисоветском духе, имея своей задачей отвлекать молодежь от общественной и советской работы и вовлекать в свой монастырь", "вербует в свой нелегальный монастырь". Он имеет "большое влияние на прихожан, на молодежь". Вокруг иеромонаха Димитриана "собралось много молодежи. Около 100 человек в день заходят к нему"[9]. Отец Димитриан и его единомышленники были также обвинены в том, что вели активную антисоветскую пропаганду, "вербовку через проповеди", "призывали бороться с советской властью за церковь", распространяли церковно-монархическую литературу. В нескольких протоколах допросов разных людей было записано, что "к мощам князя Даниила устраиваются паломничества из приезжих крестьян"[10]. В обвинительном заключении[11] было записано так: "Имеющимся по делу рядом показаний подтверждается, что участники группировки широко популяризировали имеющиеся при церкви мощи т. н. наместника князя Даниила".

Сам отец Димитриан на своем допросе показал, что "он принял руководство быв[шим] Даниловым монастырем, который перешел в церковь Воскресения, после ареста игумена Алексия"[12] [13]

Иеромонах Димитриан был "изобличен» в том, что он и его единомышленники не признают советскую власть, считают ее властью антихриста, ведущей борьбу с религией. Что он «ставит цель вовлечь больше людей в свой монастырь", поэтому "вербует" молодежь в тайные монахи[14]. Что он уже вовлек Ваню-регента (это будущий архимандрит Даниил (Сарычев), известный московский старец. Он, кстати сказать, тоже был арестован в это время, но проходил по другому делу и чудом был отпущен), Дедюлина, Стрыгина, Мишина, которые согласились стать монахами[15]. В храм приезжали крестьяне из разных мест, и отец Димитриан также вел с ними антисоветскую работу[16].

В протоколе было также отмечено, что отец Димитриан переписывался со ссыльным даниловским архимандритом Поликарпом (Соловьевым)[17], и его посещал также даниловский архимандрит Стефан (Сафонов)[18]. (Даниловские монахи постоянно поддерживали связи друг с другом, даже несмотря на бесконечные ссылки).

В храме "собирали нелегально средства для помощи ссыльным и распространяли антисоветскую литературу"[19].

В результате иеромонах Димитриан (Пфейлитцер-Франк) был обвинен в том, что "вел скрытую борьбу с советской властью, вербовал молодежь" и является "руководителем контрреволюционной группировки"[20]. Он был приговорен к 5 годам исправительных лагерей. Отбывал срок в Мариинских лагерях, хотя сказать "отбывал" нельзя, потому что уже 11 июня 1933 г. умер в санчасти, вернее в терапевтическом отделении Сиблага ОГПУ, где он находился на излечении с 10 мая 1933 г., от "общ[его] истощ[ения] и энтероколита <…>при явлениях упадка серд[ечной] деятельности".

_____________

[1] Т. В. Петрова. Следственные дела братии Данилова монастыря // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 1914. С. 125-130.

[2] Биография составлена по материалам Церковно-исторического музея Московского Данилова монастыря (см.: ЦМАМ. Ф. Р-1215  (Административный отдел Моссовета). Оп. 3. Д. 30. Л. 146 об.; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. № 25235. Л. 18 об. – 19).

[3] ЦА ФСБ. № Р-34230. Л. 71.

[4] Там же. Л. 50.

[5] Там же. Л. 88.

[6] Там же. Л. 50.

[7] Там же. Л. 56.

[8] Там же. Л. 69.

[9] Там же. Л. 9.

[10] Там же. Л. 45.

[11] Там же. Л. 99–106.

[12] Игумен Алексий (Селифонов) — насельник Данилова монастыря, обладал прекрасным голосом, был регентом монастырского хора. Один из последних наместников Данилова монастыря. Арестован 20 октября 1932 г.

[13] ЦА ФСБ. № Р-34230. Л. 75.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же. Л. 76.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию