Вознесенский Александр Павлович, священник

  • Дата рождения: 11.8.1862
  • Место рождения: Ярославская губ., Мологский уезд, с. Николо-Замостье
  • Дата смерти: 6.8.1915
  • Место смерти: Убит у д. Скопишки (ныне в Литве). Похоронен на юго-западной окраине д. Даугишки (ныне в Литве)

Родственники

  • отец  —  Вознесенский Павел, причетник Ярославской епархии
  • жена  —  Вознесенская (ум. не позднее 1893)
  • другие родственники  —  две вдовы с детьми (тремя или четырьмя), проживавшие при отце Александре, который заботился о них, занимался воспитанием и образованием детей
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
духовное училище
окончил
1878
1885
Ярославская духовная семинария
окончил по 2-му разряду. 13.5.1885 посвящен в стихарь
1893
1897
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

18.10.1885
рукоположен во диакона архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) в Воскресенской крестовой церкви архиерейского дома
1904
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.10.1885
20.10.1889
Ярославская и Ростовская епархия, Ярославская губ., Мышкинский уезд, с. Климотино (Климатино), диакон (определен на место 10.7.1885)
20.10.1889
28.9.1890
28.9.1890
20.9.1893
Ярославская и Ростовская епархия, г. Ярославль, церковь святителя Димитрия Ростовского при Ярославской духовной семинарии, диакон, эконом семинарии. По особой резолюции митрополита Московского и Коломенского Леонтия (Лебединского) от 20.9.1893 принят в число учащихся Московской духовной академии
1897
1904
Чехия, г. Прага, русская церковь, диакон на вакансии псаломщика
1904
16.7.1908
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, Бессарабская губ., г. Кишинев, церковь 207-го пехотного резервного Кишиневского полка, священник, благочинный 52-й пехотной резервной бригады
16.7.1908
6.8.1915
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 149-го пехотного Черноморского полка, священник, благочинный 38-й пехотной дивизии
Показать все

Награды

25.2.1905
право ношения скуфьи
6.5.1910
право ношения камилавки
6.5.1913
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
13.7.1913
право ношения набедренника
2.7.1915
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества
2.7.1915
орден св. Анны 3-й степени с мечами
Показать все

Подробная биография

Душа его во благих водворится!


Настоящая великая война с тевтонами, которая так неожиданно разразилась над нашей великой Россией, дала целый ряд героев из среды православного военного духовенства, мужественно и терпеливо разделяющего невзгоды военной и боевой жизни вместе с серыми героями.

В числе героев, «кровию венчавшихся» в эту годину великой войны, особенно почетное место должно быть отведено благочинному 38 пехотной дивизии, священнику о. Александру Павловичу Вознесенскому, в течение целого года являвшего пример доблестного и неустрашимого служения Св. Церкви и христолюбивому воинству.

Нам, обыкновенным рядовым служителям Св. Церкви, трудно разгадать, а еще труднее понять, величие души этого смиренного и ревностного пастыря Церкви, в числе других павшего на бранном поле за великое дело спасения Родины от немецкого ига.

На мне, его ближайшем помощнике и сослуживце, лежит нравственный долг хотя бы в кратких словах изобразить великий образ почившего о. Александра.

Не всем, знавшим этого пастыря, понятен был он; немногие пытались разгадать его душевный мир; большинство же, после знакомства с ним, определяли его быстро и легко: «оригинал».

Да, с точки зрения современных людей, не отделяющих пастыря от среды его овец, зараженных людей, привязанных к внешним формам жизни, о. Александр, как чуждый всего этого, действительно казался оригиналом, ибо он сам по себе и в связи с условиями жизни являлся необычным. Но что же скрывалось за этим словом «оригинал»? Ответ на этот вопрос читатель найдет в кратком жизнеописании о. Александра.

Отличаясь чрезвычайной скромностью, о. Александр все, что могло служить в его пользу, тщательно скрывал от людей; потому-то трудно было людям узнать его. Но, случалось, что за дружеской беседой о. Александр вспоминал прошедшие годы своего детства и юности, которые были для него годами разного рода лишений и борьбы.

Это был сын бедного и многосемейного причетника Ярославской епархии. Вследствие нищеты, царившей в доме родителей, особенно усилившейся после ранней смерти отца, он вынужден был в детские годы свои пасти в поле скот и помогать матери по хозяйству.

Рано обучился он грамоте и был отдан матерью в духовное училище, по окончании которого поступил в семинарию, где окончил курс учения с званием студента. Тяжелы и полны лишений были эти долгие годы ученья, но о. Александр вспоминал их с теплым чувством, так как изучение Св. Писания и других богословских предметов семинарского курса способствовало выработке мировоззрения о. Александра, отличавшего его среди современных людей и даже пастырей.

И твердая и живая вера в Бога, покорность Его Божественному провидению, любовь к церковному богослужению и домашней молитве — были теми драгоценными качествами души почившего о. Александра, которые с годами все более и более укреплялись и совершенствовались. «Люблю, — не раз говаривал о. Александр в последние годы своей жизни, — монастырскую жизнь и весь уклад ее; но не люблю того, что в среде монахов мешает быть на высоте своего положения, т. е. тех отношений, которые, ради власти и почета, царят в монашеской среде».

Женившись, по окончании семинарии, о. Александр принял диаконский сан и поступил на диаконское место в родной епархии. Но вскоре тяжелое горе постигло его: он лишился жены. С покорностью воле Божией нес свой тяжелый жизненный крест, оставаясь все на том же месте диакона и занимаясь в часы досуга самообразованием.

Спустя 15 лет, о. Александр поступает в число студентов Императорской Московской духовной академии и через четыре года оканчивает ее с званием кандидата богословия. Назначение на должность псаломщика при Православной церкви в Чешской Праге заставило его переселиться в Чехию, где он пробыл несколько лет.

История чешского народа и движение, вызванное борцом с католической церковью Иоганном Гусом, были предметом всестороннего изучения о. Александра в период его жизни заграницей. Результатом этого изучения явился объемистый труд, посвященный жизни и деятельности чешского реформатора, окончившего, как известно, дни своей жизни на костре. Обширная переписка И. Гуса с разными лицами, обрисовавшая его, как великого борца за основные догматы православного учения, приложена к этому труду. О. Александру принадлежит составление акафиста покровителю чешской земли св. Вячеславу, князю чешскому, и перевод некоторых церковных служб на чешский язык.

В 1904 году о. Александр получает назначение на должность священника резервного полка, стоявшего в г. Кишиневе, с званием благочинного резервной бригады. Устройство полковой церкви и религиозно-нравственной жизни в частях бригады совершились при непосредственном его участии.

В 1910 [1908. — Ред.] году, по расформировании резервных полков, он назначается на должность священника церкви 149 пехотного Черноморского полка с званием благочинного 38-й пехотной дивизии. Вместе с полком он выступил в начале войны на театр военных действий.

На первых же порах о. Александр, постоянно сопутствовавший своему полку, явил пример неустрашимости и отваги. Он, с крестом в руке, неоднократно водил полк в атаку, шел с цепями по полю брани, под огнем противника напутствуя и погребая. При отходе полков дивизии 8 июля с. г. у м. Покрой, он с вечера до глубокой ночи совершал погребение павших героев под сильнейшим огнем тяжелой артиллерии противника. «Копали, — говорил о. Александр мне, — могилы лежа, и я, лежа с церковником в окопе, отпевал убитых. Лишь только поднимешь голову, противник начинает по нас стрелять из тяжелых орудий. Ночью все отошли, а меня об отходе не предупредили. Пришлось идти ощупью, без карт и проводника: едва к немцам не попали».

В роковой день — 6 августа — о. Александр, по окончании литургии, совершенной близ позиции при штабе полка, выразил желание окропить св. водой окопы и ободрить нижних чинов молитвой и своим словом. Место, где были окопы, было открытое, и гг. офицеры удерживали о. Александра, указывая на опасность обстрела со стороны врага. Но он не хотел отступить от принятого решения и пошел к окопам. Взошел на бруствер и отсюда, идя вдоль фронта, окроплял окопы и нижних чинов, сидящих в них. Немцы открыли по нему огонь, но он шел вперед, не обращая внимания на пули. Благополучно прошел расположение четырнадцати рот и по чистому полю приближался к пятнадцатой роте; стрельба противника усилилась. В это время одна из пуль пронзила о. Александра в области сердца, он пал на землю и тотчас же скончался. Ему было 53 года от роду.

Очевидно, о. Александр предчувствовал свою близкую кончину, ибо, незадолго до этого, проходя с о. Сергием Флоринским по д. Даугишки, сказал ему, остановившись у креста при разветвлении дорог: «Вот здесь, на этом месте, похороните меня; гроба не нужно, похороните, как солдата, наденьте только черную рясу».

И пришлось выполнить его волю. С трудом, под выстрелами, подняли санитары тело о. Александра и принесли его в д. Даугишки. Заботами ктитора подп. Кравченко был сделан гроб и в него в полном священническом облачении положено тело о. Александра. 7 августа на указанном месте, оно после отпевания, совершенного о. Сергием Флоринским соборне с духовенством дивизии, было погребено среди могил павших воинов.

Я же, вследствие ранения, находился в это время на излечении в госпитале, вследствие чего, к моей великой скорби, не мог дать о. Александру своего последнего целования. О его геройской кончине я узнал лишь через месяц, по возвращении в полк.

Так, по слову Спасителя, о. Александр положил душу свою за други своя в годину тяжелых испытаний, выпавших на долю нашей Родины.

За год войны наша дивизия прошла расстояние от Карпат до Митавы. Временами переходы были слишком тяжелы, особенно в ненастное время. С о. Александром я очень часто встречался на походах и стоянках. Не раз удивлялся выносливости его, когда, невзирая на последствия паралича ноги, он бодро шел в ряду солдат, ведя на ходу беседу с ними. Видел я его совершающим богослужение близ позиций во время боев, причем он обнаруживал редкое спокойствие. Помню, я как-то говорю ему: «поберегите себя, ведь убить могут». «Что ж такого, что убьют? Ведь умирать все равно надо».

Сколько спокойствия сказывается в этих немногих словах! Умереть в любую минуту, быть всегда готовым предстать пред Господом, — разве каждый христианин может? Не успокаиваются ли многие люди мыслью, что еще успеют покаяться, будет для этого время впереди?

Как я уже сказал, о. Александр отличался глубокой верой и религиозностью. Вследствие этого он часто совершал богослужения, посещал приходские храмы в часы церковных служб, если сам не служил; ездил в ближайшие монастыри, так как любил истовое монастырское богослужение. В 1912 году он ездил в Палестину на поклонение Св. Гробу Господню и св. местам. С увлечением делился своими впечатлениями, рассказывая о своем путешествии и о том, как служил в разных храмах Палестины. Дома часто читал акафисты и службы. Нередко его молитва продолжалась далеко за полночь.

В домашней жизни своей о. Александр отличался простотой и не предъявлял никаких претензий. Одежда его была скромна, обувь — простая. Обстановка квартиры указывала на аскетический образ жизни хозяина: простой стол, заменявший письменный, — несколько стульев, этажерка и полочки с книгами, и здесь же, где-нибудь на полу, свернутый тощий сенничок с подушкой и одеялом. На этом сенничке, раскинутом на полу, спал о. Александр.

Требований к жизни, как я уже сказал, о. Александр никаких не предъявлял; не было у него и желаний, указывавших на пристрастие к миру. Одно было у него желание, которое он не скрывал, — уйти в монастырь. На святках после совершения литургии на открытом воздухе в лесу он сильно простудился. Зашел я к нему; он весь горит. Потом говорит мне: «Поправлюсь, уйду в монастырь». Но не решился оставить свой полк, когда выздоровел.

Незадолго до смерти говорит мне о. Александр: «Устал уж очень, хочу отдохнуть, хочу уйти в монастырь; да вот спрошу совет у арх. А., своего бывшего ректора академии». Проходит время и говорит мне при встрече о. Александр: «Не советует мне арх. А. бросать полк до конца войны; не поеду без благословения Владыки, останусь с полком». Не судил ему Бог дожить до конца войны.

Равнодушен он был и к мирским почестям. Затронули мы как-то вопрос о наградах, а он на это говорит: «Что значат эти награды? Вот где нужно заслужить награду», — сказал он, указывая на небо.

Так прост и велик был среди нас о. Александр, усердный молитвенник и строитель Таин Божиих!

Царство ему Небесное!


Текст: Макарий (Кармазин), епископ, священномученик. Памяти героя-священника о. Ал. Павл. Вознесенского /
Свящ. Григорий Кармазин // Вестник военного и морского духовенства. 1916. № 5. С. 143–146

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию