Бирилов Иван Ферапонтович, протоиерей
- Дата рождения: 20.3.1848
- Место рождения: Пермская губ., Пермский уезд, с. Лобано-Богородское
- Дата смерти: 9.9.1930
Родственники
- отец — Бирилов Ферапонт Тимофеевич, священник
- мать — Бирилова (Любимова) Олимпиада Семеновна (род. 20.7.1815)
- жена — Бирилова (Попова) Александра Александровна (ум. не позднее 1911)
- тесть — Попов Александр Яковлевич, протоиерей
- сын — Бирилов Александр Иванович, священник
- сын — Бирилов Серафим Иванович (8.11.1878, с. Ильинское Пермского уезда Пермской губ. – 6.12.1881, с. Ильинское Пермского уезда Пермской губ.)
- дочь — Бирилова Фаина Ивановна (род. 2.4.1880)
- дочь — Бирилова Анфиса Ивановна (род. 15.6.1881, с. Ильинское Пермского уезда Пермской губ.)
- сын — Бирилов Серафим Иванович (1.4.1883, с. Ильинское Пермского уезда Пермской губ. – 4.4.1883)
- сын — Бирилов Сергей Иванович, протоиерей
- дочь — Бирилова Нина Ивановна (род. 2.12.1889, с. Ильинское Пермского уезда Пермской губ.)
- сын — Бирилов Николай Иванович, протоиерей
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Ист.: Фото из семейного архива Тамары Бириловой Оборот фотографии
Ист.: Фото из семейного архива Тамары Бириловой Духовенство градо-Кунгрского благочиния. Протоиерей Иоанн Ферапонтович Бирилов — третий слева во 2-м ряду. Фото не ранее 1895 г.
Ист.: Кунгурские предки из старого альбома ...
Другие сведения
18 лет прослужил в приходе с. Ильинского Пермского уезда, после чего был назначен настоятелем в Иоанно-Предтеченскую церковь г. Кунгура. На торжественном прощании с «боголюбивейшим пастырем» священник-миссионер Логиновский добрыми словами характеризовал отца Иоанна. Отмечая, что он, за время служения в приходе с. Ильинского «сроднился духовно со своей паствой, заслужил глубокое сердечное уважение и расположение не только среди православных христиан, но и среди отступивших от св. православной церкви, так называемых раскольников». «Своим ласковым отеческим обращением со своими духовными чадами, всегдашнею готовностью служить нуждам их», снискал себе от них «общую любовь и доверие». Подчеркнул, что «добрейший о. Иоанн, будучи благочинным слишком 7 лет», относился к своим подчиненным «не как начальник, а как любящий отец к детям». И духовенство вверенного округа, во время проезда его с ревизией, «всегда ожидало… с душевным радушием»; оно видело в нем «не строгого карателя и судию, а милостивого, доброго руководителя и наставника во всех делах церковной практики».
У духовенства 3-го округа Пермского уезда, за все время службы отца Иоанна в должности благочинного не возникало ни каких судебных дел и следствий.
«Вы умели исправлять недостатки своих подчиненных одним добрым словом. Ваше дышащее неподдельною любовью слово было вместе и ласково и грозно. Оно заставляло Ваших подчиненных с благодарностью благоговеть пред Вами», — говорил священник Логиновский (Прощание прихожан Пророко-Ильинской церкви …С. 402).
От лица прихожан отцу Иоанну была поднесена икона Спасителя. «…Мы никогда… не забудем, что в течение почти восемнадцатилетнего служения Вашего при св. храме сем, мы имели в Вас не только доброго пастыря и учителя, но и наставника наших детей, многие поколения которых обязаны Вам своим духовно-нравственным развитием», — звучали слова перед поднесением иконы (Там же. С. 403).
«Поклонившись и приложившись к образу, о. Иоанн взял его и поставил на приготовленный среди храма аналой, затем, взойдя на амвон, произнес: "Возлюбленные о Христе Братия!
Рассматривая свое 17-летнее служение в сем приходе, я нахожу, что сделано мною весьма мало для здешнего прихода, что зависело от слабости моих физических и душевных сил, но, как вижу, ваша любовь извиняет мои недостатки, за что да помилует вас Господь Бог. Вы приписываете более, чем я заслужил. Если я благовествовал вам слово Божие и учил ваших детей, то по слову апостола Павла: "несть ми похвалы: нужда бо належит", следовательно я должен был исполнить это по долгу своей пастырской службы, при чем если что и доброе делал, то делал не я, но сила Божия, "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая". По слову Божию, — повторяю, — и волос с головы нашей падает не без воли Божией, т. е. все совершается с нами в жизни по воле Господа Бога, значит и мой слабый светильник двигнут отсюда по воле всемогущего промысла Божия, для чего — Ему только известно: "судьбы Господни — бездна многа". Сия св. икона да будет во все дни жизни моей напоминать мне вас и вашу любовь ко мне, и обязанность молиться о вас, чего я никогда не забуду. Искренне благо дарю за все ваше благое, полученное от вас, а теперь помолимся Господу Богу — да будет с нами Его святая воля во всем!"...» (Там же. С. 404).
Потрясающее действие на собравшихся имело стихотворение, составленное сослуживцем отца Иоанна по двухклассному училищу, где он прослужил 25 лет, диаконом Калашниковым, «написанное нарочито ко дню юбилея от имени учеников:
В сей день желанный юбилея
И мы от искренних сердец
Пришли, любовью пламенея,
Тебя приветствовать, отец!
Ты пастырь наш, мы — овцы стада;
Но кто похвалится собой —
Всегда-ль к тебе мы были рады
Идти послушною толпой?
Всегда-ль к святой, желанной цели
Мы шли покорные жезлу,
И дух смирения имели-ль
Мы, овцы, склонные ко злу?
О, нет! ..................
Но к идеалу человека.
Как нежно — любящий отец,
Как добрый пастырь, четверть века
Ты твердо вел своих овец.
С улыбкой ласки и смиренья
Помочь был всякому готов.
И бодро, весело, с терпеньем
Нес бремя тягостных трудов.
Всегда отзывчивый, открытый,
Себя от нас не отчуждал,
Ты всех любил нас, всех ласкал
Как истинный отец детей.
Прими-же наши симпатии,
Как дань почтенья и любви!
Да даст тебе Господь в день юбилея
Продолжить твой святой обет —
Служить примером иерея
Еще на много, много лет!!»
После 8-летнего труда отца Иоанна в приходе Иоанно-Предтеченской церкви г. Кунгура 9.11.1903 состоялось освящение двух новых приделов. Прихожане, «одушевленные чувствами полного… уважения и искренней любви» к «глубокочтимому пастырю» и «истинному духовному отцу», поднесли отцу Иоанну золотой, усыпанный камнями наперстный крест (Освящение новоустроенных приделов... С. 515).
В адресе от прихожан отмечалось, что за время 8-летнего служения он смог «привлечь не только… своих духовных чад», но и «расположил к себе сердца всех окружающих» «всегдашнею приветливостью, неотменно постоянным благодушием и полной сердечной отзывчивостью ко всем… нуждам и примерной исполнительностью… своих обязанностей».
«В Ваших кратких, простых, но богатых мыслью, поучениях, произносимых с церковной кафедры, мы находили и находим полное удовлетворение наших духовных потребностей, разрешение занимаемых нас религиозно нравственных вопросов, — отмечали благодарные прихожане — ...Многие из нас приходили к Вам и с горем и с нуждами своими, и всякого Вы бодрили своей лаской, успокаивали приветливостью и отпускали от себя с надеждой на промысл Божий — с миром в душе. Полагая в основу пастырского делания своего кротость, незлобие, готовность быть для всех всем…» (Там же. С. 516).
«…Ин есть сеяй и ин есть жняй инии трудишася и вы в труде их внидосте. И я, братие, вошел в труд покойнаго о. Михаила Холмогорова, моего предшественника который оставил мне прихожан добрых и почтительных и начатую постройку сего св. храма, который и ныне освятили. Я до глубины души тронут вашим вниманием и волне сознаю что такого внимания не заслужил. Присем скажу откровенно, что мне пришлось за время постройки перенести много хлопот и огорчений, но вот, как видите, Бог помог привести дело почти к концу, при дружном содействии церковных старост, о о. диаконов и прочих членов строительного комитета, принявших на себя добровольно труды и усердно посещавших заседания комитета..., — отвечал отец Иоанн собравшимся» (Там же. С. 517).
В кунгурском храме, который называли «украшением города» протоиерей Иоанн Бирилов прослужил до почтенных лет. В 1922 был за штатом, проживал в г. Кунгуре.
В составлении биографической статьи использованы сведения, предоставленные Тамарой Бириловой.
Архивные источники
-
ГА Пермского края. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 279. Л. 27 об. – 28