Степан Кузьмин, бывший священник
- Дата рождения: 1770 или 1771
- Место рождения:
- Дата смерти: не ранее октября 1828
- Место смерти:
Родственники
- жена — Евдокия Владимирова (1766/1767 – не ранее 1819)
- дочь — Баженова Февронья Степановна. Муж: Василий Евдокимович Баженов, дьячок Воскресенской церкви с. Мерзлово Клинского уезда (1809 – не ранее 1827). Дети: Евдокия, Симеон, Агафья
- дочь — Смирнова Вера Степановна (1806/1807 – не ранее 1819). Муж: Василий Григорьевич Смирнов, пономарь Воскресенской церкви с. Мерзлово Клинского уезда (1815 – не ранее 1827)
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Другие сведения
«Священник Козьмин в 1808 г. за называние того села б. пономаря котом, из-за чего произошла с ним, пономарем, ссора, штрафован отсылкою в Иосифо-Волоколамский монастырь под начало на 2 недели» (Клировые ведомости церквей Клинского уезда 1819 г. .. Л. 223 об.).
«1852. Резолюция от 4 сентября [1827 г.] на прошении жены генерал-лейтенанта Анны Николаевны Неклюдовой о том, что священник Стефан Космин, отрешенный за пьянство и буйство от церкви села Мерзлого и определенный на причетническую должность в село Знаменское-3еленино в трех верстах от Мерзлого, не подает надежды к исправлению; живя в Зеленине, часто ходит в прежний свой приход к соблазну населения, а потому проситъ об удалении его из Клинского уезда с тем, чтобы он в него не являлся: "Как из сего прошения видно, что запрещенный священник не показывает исправления, а употребляет во зло снисхождение, по которому он помещен в соседстве к прежнему месту; то учинить следующее: 1) немедленно вызвать его в консисторию; 2) если окажется по справке праздное причетническое место в уездах Богородском, Коломенском, Серпуховском или Можайском; то определить его на таковое с прежним предписанием благочинному, и с дополнением, чтобы запрещенного на прежнее жительство не пускать без крайней нужды, каковую тем менее предполагать можно, что домашние дела свои может он поручать зятьям, жительствующим на прежнем его месте; если же он замечен будет в нетрезвости или других непорядочных поступках, о том доносить немедленно; 3) если же праздного места готового нет, то до открытия оного послать запрещенного в Серпуховской монастырь с вышеписанным предписанием"» (Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского … Т. 2, вып. 1. С. 193–194).
«3038–3041. Смоленский гражданский губернатор Иасон Семенович Храповицкий направил к "Его Преосвященству, епископу Московскому" секретное отношение, в котором просил уведомления, был ли священником в селе Мерзлом, Клинского уезда, Стефан Космин, не сделал ли он по выбытии из сего звания какого-либо законопротивного и уголовного поступка и неизвестно ли, где он теперь находится. На сем отношении от 30 октября 1828 г. резолюция: "Консистории представить справку". На справке же, в которой, между прочим, прописано, что запрещенный в священнослужении священник Стефан Космин, посланный в Серпуховской Высоцкий монастырь на время до определения на причетническое место, отлучась из монастыря, неизвестно куда скрылся и доселе не разыскан, от 9 октября 1828 г. последовала резолюция: "Консистории замечается с подтверждением на все подобные случаи опущение, что от запрещенного не отобрана грамота по силе указа Святейшего Синода. Осмотреться немедленно, нет ли еще подобных опущений, и если окажутся, исправить оные немедленно. — На отношение ответствовать от меня со справкою и с законным требованием. — Если случится, что через месяц не будет ответа, заготовить дубликат и представить». Но ответ Смоленскому губернатору был составлен самим Eго Высокопреосвященством в следующих выражениях:
"Ваше Превосходительство, Милостивый Государь. Сего октября 3 дня получено мною секретное отношение Вашего Превосходительства от 27 сентября за № 150, адресованное к епископу Московскому без имени. Поелику не довольно вероятно то, что имя епископа, управляющего Московской епархией, не было известно в Смоленске: то cиe обстоятельство могло навести сомнение на подлинность сего акта. Но как мне из прежних сношений известен почерк руки Вашего Превосходительства: то я не усомнился, что отношение точно от Вас, Милостивый Государь, состоялось и точно следует ко мне; а потому и сделал по оному надлежащее предписание консистории.
Означенным отношением Ваше Превосходительство для некоторого соображения Вашего требуете уведомления, был ли священником Клинского уезда в селе Мерзлом Степан Козмин, который посвящен во священника 1803 года рукоположением Преосвященнейшего Серафима архиепископа Дмитровского и викария Московского, не сделал ли сей, по выбытии из сего звания, какого-либо законопротивного и уголовного поступка и неизвестно ли, где он теперь находится.
По представленной мне от консистории справке оказалось, что выбывший из Мерзлова священник Козмин, посвященный в 1803 году, от означенного прихода за неприличные сану его поступки отрешен и по запрещении ему священнослужения 1827 года мая 17 определен в причетническую должность того же уезда в село Знаменское, Зеленино тож, откуда за неисправление его жизни, по просьбе генерал-лейтенантши Неклюдовой, удален и впредь, до открытия причетнического места, отослан в Серпуховской Высоцкий монастырь, а 10 июля сего года из оного монастыря он, Козмин, самовольно отлучился и где ныне находится, и не учинил ли какого законопротивного поступка, неизвестно.
Сим сведением удовлетворя предполагаемому Вашим Превосходительством соображению, нахожу я себя в обязанности войти и с моей стороны в некоторое соображение. А именно: что Вашему Превосходительству известны имя и обстоятельства службы запрещенного в священнослужении и потом бежавшего священника Козмина, и что Ваше Превосходительство не объясняете, каким образом cиe сделалось Вам известно: cиe по необходимости ведет к такому соображению, не пользуется ли означенный беглый пристанодержательством во вверенной управлению Вашему губернии.
В таком случае обязанность моего служения есть покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, о следующем:
1) Чтобы, на основании 15 и 16 правил святых апостол, учинено было распоряжение, дабы запрещенный и бежавший священник не мог никогда во вверенной Вам губернии совершать какое-либо священнодействие.
2) Чтобы, если при нем окажется ставленная священническая грамота, оную благоволено было, на основании указа Святейшего Синода от 26 июля 1821 года, у запрещенного отобрать и доставить ко мне.
3) Чтобы, на основании прибавления к Духовному Регламенту пункта 23, приказано было, кому следует, означенного беглого священника Космина поймать, и препроводить в Московскую духовную консисторию для поступления с ним по законам.
4) С тем, у кого он найдется, поступить по существующим о передержательстве беглых узаконениям; и наконец
5) Дабы о последующем посему благоволено было меня уведомить.
С истинным почтением есмь Вашего Превосходительства Филарет М. Московский. 12 октября 1828 г.".
На вторичное отношение Его Высокопреосвященства Смоленский губернатор ответил секретным уведомлением, что священник Козмин находится у раскольников Сычевского yездa, Жарковской удельной волости, и что сделано распоряжение о высылке его в Московскую духовную консисторию. На отношении о сем резолюция от 11 декабря 1828 года: "Теперь секрету конец. Консистории беглеца, когда представлен будет, допросить и, рассмотрев, представить с мнением". Но, несмотря на энергичное, в третий и четвертый раз, требование Его Высокопреосвященства о высылке Козмина, он нигде не был найден. Между тем от 2 августа уже 1830 года Его Высокопреосвященством было дано консистории следующее предложение: "По делу о бежавшем запрещенном Мерзловском священнике Стефане Космине 9 октября прошедшего 1828 года между прочим предписано было мною: если случится, что через месяц не будет ответа от Смоленского гражданского губернатора, заготовить дубликат и представить. Консистория должна была сделать cиe по закону: но, зная оплошность ее, принужден я был дать особенное вышеписанное предписание. После сего надлежало консистории устыдиться своей оплошности, и через месяц после дубликата, отправленного 6 декабря 1828 года, заготовить трипликат, во-первых, по закону; во-вторых, по особенному вышеописанному предписанию, в котором сделано было консистории предостережение против недеятельности. Наблюсти зa сим, по разделению трудов, следовало Трехсвятительскому протоиерею Николаю Другову.
Но консистория, и в особенности протоиерей, не уважая закона, не стыдясь напоминания начальства, не приняв в рассуждение важности дела, оставались в недеятельности до 29 дня прошедшего июля, в продолжение слишком полутора года.
Между тем недостойный, поправший совесть, священнослужитель, как из дел заключать должно, у Сычевских раскольников продолжает после церковного запрещения святотатственно священнодействовать. Что на cиe он решился, вина в том на голове его: но что в последние осемнадцать месяцев не удержан он от продолжения сего беззакония, консистория должна помыслить, не делается ли она, причастною сей вине через свою недеятельность.
Подобные опыты недеятельности консисторской, частью мною открываемой, частью жалобами обнаруживаемой, становятся слишком часты. А между тем не имею в виду ни одного примера, чтобы который из присутствующих своей части, официально доносил мне о чьей-либо недеятельности, как о том предписано oт Святейшего Синода.
Поелику же мне одному очевидно невозможно ни содержать в памяти все дела консистории, ни предвидеть все ее оплошности: то и открывается от продолжения недеятельности консистории ежеминутная опасность вреда для управления.
В таких обстоятельствах имею прискорбную обязанность: 1) Вообще увещевать консисторию, чтобы она вспомнила и не забывала, яко суд Божий есть, и потому совершала дела правосудия и управления с неослабным вниманием, остерегаясь не только неправды и притеснения, но и нерадения и недеятельности, которые иногда производят не менее вреда, как и противозаконная деятельность. 2) Особенно подтвердить присутствующим, чтобы, по сделанному разделению трудов, неослабно надзирали за неукоснительным течением дел и действованием канцелярии, каждый по своей части, побуждали недеятельных, о неисправных доносили, и между прочим, при входе в консисторию и при выходе из оной, обращали внимание на просителей, не притеснен ли кто недеятельностью канцелярии, или недопущением принести просьбу nрисутствию. 3) Особенно, по настоящему делу подтвердить Трехсвятительскому протоиерею о должной исправности. Филарет М. Московский"» (Там же. Т. 2, вып. 2. С. 70–74).