Ленинградская епархия,
г. Ленинград,
церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Большой Коломне, протоиерей (до 14.5.1903 священник). С 14.10.1915 г. помощник благочинного 4-го округа Петрограда; с мая 1922 — настоятель
30.12.1925
25.1.1928
Ленинградская епархия, Гдовское викариатство,
епископ. После выхода июльской Декларации 1927 перешел в оппозицию заместителю
Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), возглавляемую митрополитом Иосифом (Петровых). 30.12.1927 постановлением внеочередной сессии Временного Священного Синода запрещен в священнослужении, но не подчинился этому решению. 25.1.1928 постановлением Временного Священного Синода уволен от управления Гдовским викариатством на покой с оставлением под запрещением в священнослужении и преданием архиерейскому суду. 8.2.1928 г. назначен временно управляющим Ленинградской епархией митрополитом Иосифом (Петровых). 11.4.1928 г. повторно уволен митрополитом Сергием от управления Гдовским викариатством на покой, с оставлением под запрещением в священнослужении
8.2.1928
нояб. 1929
епископ, управляющий Ленинградской (иосифлянской) епархией, фактически стал руководителем иосифлянства не только в пределах Ленинградской епархии, но и в значительной части страны
Показать все
Награды
1899
орден св. Анны 3-й степени
1906
орден св. Анны 2-й степени
1910
орден св. Владимира 4-й степени
Показать все
Преследования
6.9.1922
арестован
27.12.1922
осужден Петроградским губернским отделом ГПУ на 3 года ссылки в Казахстан, «как крайне неблагонадежный в политическом отношении»
27.12.1922
постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам место ссылки изменено на Туркестанскую АССР
1922 1.3.1925
находился в ссылке в пос. Теджен, после освобождения вернулся в Ленинград
29.11.1929
арестован пос. Тайцы Ленинградской области. По одному с ним делу проходили 44 чел., в т. ч. 23 священнослужителя
3.8.1930
приговорен коллегией ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу) с заменой на 10 лет заключения в ИТЛ. Обвинялся в том, что «являясь организатором и главой центра контрреволюционной организации церковников, имеющей себя «иосифлянами», после объединения под своим управлением всех однородных «иосифлянских» групп в других городах Советского Союза, осуществлял непосредственное руководство контрреволюционной деятельностью членов организации, вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти»
нояб. 1929 1930
находился в заключении в Ленинграде, ДПЗ на ул.Воинова (бывш.Шпалерной)
24.9.1930 22.11.1930
находился в заключении в Соловецких и Карело-Мурманских лагерях (СКМИТЛ). Находясь в Соловецком концлагере, был арестован и привлечен к следствию по делу «Всесоюзного центра Истинного Православия» в связи с чем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму
нояб. 1930 сент. 1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
нояб. 1931 17.5.1935
находился в заключении в тюрьме ОГПУ особого назначения г. Ярославля
Епископ Димитрий негативно встретил «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. В середине авг. 1927 г. он и ряд единомышленных ему клириков направили послание митр. Иосифу, в котором выразили несогласие с политикой, проводившейся митр. Сергием после издания «Декларации». В начале окт. того же года епископ Димитрий посетил митр. Иосифа, который сообщил ему о своем отказе подчиниться указу митр. Сергия и Временного Свящ. Синода от 13 сент. о переводе на Одесскую кафедру. Вернувшись в Ленинград, владыка Димитрий известил ряд лиц о несогласии митр. Иосифа с распоряжением Синода, что сказалось на росте недовольства митр. Сергием среди духовенства и мирян епархии.
В конце нояб. на собраниях, проходивших в Ленинграде с участием епскопа Димитрия, было решено составить несколько воззваний от лица разных групп клира и прихожан в адрес Заместителя Местоблюстителя с протестом против целого ряда нововведений, в которых критики митр. Сергия усматривали прямое подчинение Церкви советскому государству. К Заместителю Местоблюстителя выдвигались требования не искать правовых отношений с государственной властью, не проводить перемещения и назначения неугодных власти епископов, сделать Временный Свящ. Синод исключительно совещательным органом, возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа, не запрещать моление о заключенных епископах во время богослужений и прекратить возношение молитв за гражданскую власть.
12 дек. Владыка Димитрий возглавил делегацию представителей ленинградского духовенства и мирян на встрече в Москве с митр. Сергием с целью убедить того изменить курс церковной политики. При этом он вручил Заместителю Местоблюстителя одно из посланий, подписанное несколькими викарными епископами Ленинградской епархии. 14 дек. митр. Сергий передал представителю иосифлянской группы свой письменный ответ, в котором проводимый им как Заместителем Местоблюстителя курс был назван «правильным и обязательным для христианина и отвечающим нуждам Церкви». Отказаться от него, по мнению митр. Сергия, «было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно». Отводя по пунктам требования возглавляемой епископом Димитриекм делегации, Заместитель Местоблюстителя среди проч. выразил обеспокоенность, что в Ленинграде вслед. длительного отсутствия епархиального архиерея «викарные архиереи привыкли действовать независимо».
После решительного отказа митр. Сергия выполнить требования иосифлян владыка Димитрий вместе с викарным Копорским епископом Сергием (Дружининым) приступил к подготовке официального разрыва с Заместителем Местоблюстителя, получив предварительно письменное одобрение на этот шаг от митр. Иосифа.
Невозможность дальнейшего пребывания в единстве с митр. Сергием отделившиеся епископы оправдывали тем, что Заместитель Местоблюстителя «незаконно и безмерно» превысил, по их мнению, свои права и своими делами внес в Церковь «великое смущение» и «дымное надмение мира». Решение о разрыве с митр. Сергием, по словам епископов, было ими принято только после прямого отказа Заместителя Местоблюстителя отменить или изменить «новое направление и устроение русской церковной жизни». Епископ Димитрий и епископ Сергий оговаривали сохранение для них апостольского преемства через Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) и ссылались на благословение своих действий со стороны «законного епархиального митрополита» Иосифа.
30 дек. 1927 г. постановлением внеочередной сессии Временного Свящ. Синода епскоп Димитрий и епископ Сергий (Дружинин) были запрещены в священнослужении, но они не подчинились этому решению, о чем известили митр. Иосифа, который в письме от 7 янв. 1928 г. одобрил их поступок и благословил продолжать священнодействие.
25 янв. 1928 г. Временный Свящ. Синод постановил уволить Д. от управления Гдовским викариатством на покой с оставлением под запрещением в священнослужении и преданием архиерейскому суду. 6 февр. митр. Иосиф подписал акт об отделении от Заместителя Местоблюстителя вместе с митр. Агафангелом (Преображенским) и др. архиереями Ярославской епархии. 8 февр. митр. Иосиф в письме Ленинградскому епископату, клиру и пастве заявил о своей решимости по-прежнему считаться правящим ленинградским архиереем и о передаче временного управления епархией епископу Димитрию, который стал фактическим руководителем иосифлянства не только в пределах Ленинградской епархии, но и в значительной части страны. Весной 1928 г. он непосредственно окормлял иосифлянские приходы на северо-западе России, частично на Украине, Кубани, в Ставрополье, Московской, Тверской, Витебской епархиях, а также викториан (см. Виктор (Островидов)) в Вятской губ. и Вотской автономной обл. (совр. Удмуртская Республика). С окт. 1928 г. владыка Димитрий начал совершать хиротонии епископов для др. епархий, в частности 2 окт. вместе с епископом Сергием (Дружининым) хиротонисал во епископа Серпуховского Максима (Жижиленко). Митр. Иосиф направлял обращавшихся к нему своих сторонников из разных мест к владыке Димитрию с просьбами решить их вопросы. В то же время епископ Димитрий поддерживал постоянную связь с митр. Иосифом, ставил его в известность по всем важным делам, испрашивая советы и руководства. 7 янв. 1929 г. митр. Иосиф возвел епскопа Димитрия в сан архиепископа. В мае 1929 г. владыка Димитрий возглавил отпевание в соборе Воскресения прот. Ф. Андреева, похороны которого превратились в многолюдную процессию.
Канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ 30 октября 1981 г.
Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927–1943) / Публ. М. В. Шкаровского // Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб., 1993. № 15. С. 448, 449, 451, 452, 453, 456, 457, 458, 460