Евфимий (Лапин Евгений Николаевич), епископ
- Дата рождения: 14.2.1873
- Место рождения: Тобольская губ., Ялуторовский уезд, с. Суерское (Осипово)
- Дата смерти: март 1938
- Место смерти: г. Новосибирск. Погребен в безвестной могиле
Родственники
- отец — Лапин Николай Иванович, протоиерей
- мать — Лапина (Лепорская) Екатерина Алексеевна (1839–23.2.1912)
- жена — Лапина (Соколова) Евстолия Ивановна (1884/1885–30.10.1907). Венчание состоялось 4.7.1903 в с. Бобылевское Ялуторовского уезда Тобольской губ. Умерла от чахотки. Отпевание происходило в Михайло-Архангельской церкви г. Тобольска. Погребена 2.11.1907 в некрополе Тобольского архиерейского дома
- тесть — Соколов Иван Васильевич, священник
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Подробная биография
Будущий епископ Евфимий (в миру Евгений Николаевич Лапин) родился 14 февраля 1873 года в сл. Суерская Ялуторовского уезда Тобольской губернии в семье священника Николая Ивановича Лапина и его жены Екатерины Алексеевны. Крещен 17 февраля в слободской Смоленской церкви. Таинство совершал священник местной церкви Василий Михайлович Сперанский. Он же, а также священническая дочь девица Анна Алексеевна Лепорская (родная тетя), были восприемниками при крещении[1].
«Учился в Тобольской духовной семинарии (1888–1894) и Московской духовной академии (1894–1898). 16 февраля 1899 года утвержден в звании кандидата богословия за представленное сочинение «Средства нравственного самовоспитания по творениям христианских подвижников 4–6 вв.».
По окончании академии Евгений Николаевич преподавал арифметику и геометрию в Тобольском епархиальном женском училище (23.12.1899–22.5.1902). Занимал должность делопроизводителя училища (8.6.1901–31.12.1902) и временно — инспектора классов (15.6–15.8.1901). Переведен в Тобольскую духовную семинарию преподавателем догматического, основного и нравственного богословия (22.5.1902-15.1.1909). Временно являлся членом распорядительного собрания (1.6–15.8.1904) и членом ревизионного комитета по проверке экономических отчетов семинарии (1.3.1905–20.8.1906). По совместительству преподавал арифметику и геометрию в разных классах Тобольского епархиального женского училища как временно (26.8.1902–15.8.1903; 1.12.1904–20.8.1905; 20.8.1905–24.9.1907), так и на постоянной основе (24.9.1907–15.8.1908). Временно находился на должности законоучителя трех старших классов Тобольской мужской гимназии (1.9.1908–15.1.1909)»[2].
Был женат на Евстолии Ивановне, дочери умершего священника Ивана Васильевича Соколова. Бракосочетание с супругой состоялось 4 июля 1903 года в Покровской церкви с. Бобылевское Ялуторовского уезда Тобольской губ. Поручителями при бракосочетании были: со стороны жениха — священник Спасо-Преображенской церкви с. Спасское Ялуторовского уезда Тобольской губ. Евфимий Яковлевич Пузырев и крестьянин с. Бобылевское Георгий Васильевич Белоусов; со стороны невесты — псаломщик Никольской церкви сл. Терсюкская Ялуторовского уезда Владимир Иванович Низковский и запасный унтер-офицер с. Бобылевское Яков Петрович Турбский. Таинство совершали священник Никольской церкви с. Красновское Валентин Серебренников с местным псаломщиком Александром Петровичем Заборовским[3].
В метрической книге Михаило-Архангельской церкви г. Тобольска за 1907 год в части об умерших под № 53 значится: «октябрь 30, погребена 2 ноября преподавателя Тобольской духовной семинарии Евгения Николаевича Лапина жена Евстолия Ивановна, 23 года. Умерла от чахотки. Погребение совершали ректор Тобольской духовной семинарии, архимандрит Николай, священник местной церкви Михаил Доброхотов и священнослужители других храмов г. Тобольска. Погребена в [роще ?] Тобольского архиерейского дома»[4].
Детей в семье, по-видимому, не было.
«11 июля 1908 года был пострижен в монашество в Абалакском Знаменском монастыре. 21 июля рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа — в сан иеромонаха.
Определением Св. Синода от 10/
Кроме исполнения ректорских обязанностей преподавал Св. Писание в 6-м классе. На епархиальном поприще трудился в качестве члена Томского епархиального училищного совета, члена епархиального противораскольнического братства св. Димитрия Ростовского, члена Томского комитета православного миссионерского общества и члена законоучительской комиссии.
23 февраля 1912 года был избран епископом Барнаульским, вторым викарием Томской епархии. Хиротония совершалась 18 марта 1912 года в Троицком кафедральном соборе. По должности являлся настоятелем Богородице-Алексиевского мужского монастыря г. Томска. Являлся председателем Томского епархиального училищного совета и товарищем председателя братства св. Димитрия Ростовского.
26 января 1916 года владыка Евфимий был назначен епископом Якутским и Вилюйским»[5]. На кафедру прибыл 29 марта 1916 года. Указом императора Николая II от 16 июня 1916 года был награжден орденом святого Владимира III степени.
«Обращение к газетным публикациям свидетельствует, что в начале 1917 года епархиальная жизнь далекой от центра страны якутской провинции протекала в привычном русле. В первых номерах [Якутских епархиальных] ведомостей имеется напоминание об обязанности церковных причтов производить сбор пожертвований на церковно-приходские школы епархии, сообщается о "переменах по службе", архиерейских служениях, публикуется годовая смета редакции. Читатели информировались о проведенной в архиерейских покоях беседе епископа с духовенством по вопросам реформирования приходской жизни, где, кроме прочего, была отмечена значимость авторитета пастыря и важность доверительных взаимоотношений с прихожанами[6]. <…>
В начале апреля [1917 года] на пастырском собрании духовенства г. Якутска было принято решение о необходимости созыва чрезвычайного епархиального съезда духовенства, главной целью которого должно было стать «преобразование церковной жизни на новых началах». <…> Заседания пастырского собрания сопровождались нестроениями и конфликтами. <…> Таким образом, очевидно, что изменения политической ситуации [в стране] способствовали расслоению в среде провинциального духовенства.
Дальше больше: на заседании пастырского собрания протоиереем В. Н. Ильинским[7] на основании требований Комитета общественной безопасности о реорганизации Якутской епархии на выборных началах было высказано предложение об увольнении правящего архиерея епископа Евфимия (Лапина) "как не соответствующего новому строю и устранение его, как епископа, предоставить [на рассмотрение] общему собранию пастырей и верующих"[8]. [В свою очередь, "священником Ник. Никифоровым предложено подать Обер-Прокурору телеграмму и просить об оставлении его до обще-епархиального съезда духовенства. <…> Большинством голосов постановлено послать телеграмму в Св. Синод об оставлении до епархиального съезда епископа Евфимия"[9]]. В итоге была принята резолюция, согласно которой епархиальный архиерей "рассматривался как высший духовный глава во вверенной ему христианской общине в нравственном и вероучительном отношениях, что касается административной власти, он, епископ, пользуется ею не более, как член коллегиального учреждения — епархиального совета"[10]. <…>
25 июня 1917 г. начал работу 26 чрезвычайный съезд духовенства и мирян Якутской епархии. Епископ Евфимий в приветственной речи отметил значимость съезда, подчеркнув "Единство, свобода, любовь, вот три начала, которыми следует руководствоваться при обсуждении и решении вопросов". Делегатами на Всероссийский Поместный Собор были названы [помимо архиерея] ректор семинарии протоиерей В. Н. Ильинский, инспектор семинарии протоиерей Н. Н. Нифонтов и миряне, преподаватели семинарии Н. Н. Москвин, П. В. Новиков и П. В. Попов. В работе первой сессии Собора, проходившей с августа по декабрь 1917 г., приняли участие все делегаты из Якутии. Вторая сессия продолжалась с января по апрель 1918 г., и во время перерыва члены Собора возвращались в свои епархии, тогда как делегатам из Якутии это было нецелесообразно, в связи с чем трое из них во главе с епископом Евфимием остались в Москве. После второй сессии, когда депутатские каникулы растянулись почти на пять месяцев, в Москве находился только архиерей»[11].
В отсутствии выехавшего для участия в Поместном Соборе епископа Евфимия церковно-епархиальный совет взял на себя полномочия по перемещению, увольнению и согласованию отпусков священно- и церковнослужителей[12]. На это последовало телеграфное распоряжение архиерея от 20 октября на имя консистории: «"Перемены произведенные Епархиальным Советом [в] соборе не признаю. Якушков остается священником. Грачев [на] вакансии диакона, Бережнов иподиакона. Епископ Евфимий".
Церковно-Епархиальный Совет, заслушав настоящую телеграмму, журналом своим от 10 ноября за № 22б) вынес следующую резолюцию: в виду того, что в вопросе о перемещениях в соборе Церковно-Епарх. Совет руководствовался не только соображениями общественного значения, но и законом, то посему: 1) телеграфное распоряжение епископа Евфимия, как нарушающее принцип компетенций коллектива и клонящееся к прежнему единоличному решению, признать не приемлемым, оставить в силе перемещения и 2) войти, по сему вопросу, с особым докладом в Св. Синод»[13].
Согласно архивным документам за 1918 год, в списке временно проживавших на Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская улица, д. 52), значились два архиерея — митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) и епископ Якутский и Вилюйский Евфимий (Лапин)[14].
В 1918 году владыке Евфимию было поручено временно управлять делами Уфимской, а 4 декабря 1919 года — Курской епархии. Как известно, «в Курск он не выехал. Однако нельзя сказать, что он вообще не занимался вопросами курской церковной жизни. К примеру, уже в день своего назначения владыка Евфимий на подворье Валаамского монастыря рукоположил псаломщика из Старого Оскола Феодора Чекрыгина в сан диакона[15]. 7 декабря 1919 г. там же епископ Евфимий рукоположил диакона Андрея Феодоровского в сан священника[16]. Иерей Андрей и диакон Феодор были определены на служение к Вознесенской церкви, что в слободе Казацкой близ Старого Оскола[17]»[18].
В июне 1920 года владыка Евфимий был определен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. Проживая в Петрозаводске, в июле 1922 года он был привлечен к суду и находился под следствием по обвинению в «дискредитации Советской власти». Оправдан за недоказанностью обвинения.
Ближе к августу 1922 года обновленцы объявили о смещении епископа Евфимия с Олонецкой и Петрозаводской кафедры. После того как владыка отказался принять предписание обновленцев покинуть Петрозаводск, обновленческое ЕУ обратилось к властям с просьбой применить против епископа свои меры.
«…После увольнения обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ) местного епископа Евфимия (Е. Н. Лапина)[19], в Петрозаводске 1 августа 1922 г. прошло собрание городского духовенства, которое под влиянием уполномоченного ВЦУ протоиерея П. В. Дмитриева[20] согласилось с произошедшими изменениями и приняло постановление о создании обновленческого епархиального управления. В противовес этим решениям оставшиеся верными патриарху Тихону верующие провели "демонстративный крестный ход "в защиту старой церкви"", организованный священником Г. И. Гумилевым. После этого ГПУ поспешило арестовать выдавших себя "контрреволюционных элементов» — епископа Евфимия (Е. Н. Лапина), протоиерея В. Т. Хазова, священника Г. И. Гумилева и мирян — братьев В. Н. и С. Н. Подкользиных. Подведя итог своей деятельности, чекисты сообщали: "На обвиняемых имеется крепкий изобличающий материл. Дело передано в трибунал. Отношение масс к операции спокойное" [Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 … Т. 2. С. 322–323].
До публикации этой сводки в историографии, в основном церковной, бытовало мнение, что в Петрозаводске в образованную протоиереем П. В. Дмитриевым группу "Живая церковь" вошли духовенство и, как нигде более, — большинство мирян, которые после отказа епископа Евфимия признать обновленческое ВЦУ, организовали собственное управление, вставшее во главе епархии [Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 … Т. 1. С. 244–245]. <…>
Выявленные документы дают видение происходившего не глазами большевистских чиновников и чекистских функционеров, а православных верующих, отреагировавших на события не столь спокойно, как представлялось ГПУ в сентябре 1922 г.
Напомним, хотя бы кратко, хорошо известный в историографии сюжет. В середине октября 1922 г. арестованные духовенство и миряне были выпущены на свободу под подписку о невыезде. Спустя два месяца, в честь пятилетия октябрьского переворота большевиков Карельский ревтрибунал амнистировал их и вообще закрыл дело. Однако президиум Карельского исполкома в конце декабря 1922 г. постановил выселить епископа Евфимия, протоиерея Хазова, священника Гумилева, мирян Подкользиных за пределы Карельской трудовой коммуны не менее чем на 5 лет — в Сибирь. Он обратился с этой просьбой в соответствующую комиссию НКВД, а до получения ее решения распорядился по-прежнему содержать недавних подследственных под стражей в местном отделе ГПУ. Комиссия НКВД по административным высылкам 30 марта 1923 г. согласилась с карельскими большевиками и отправила находившихся под арестом епископа, двух священников и двух мирян на три года в Нарымский край.
В силу того, что иереи Гумилев и Хазов состояли в причте Александро-Невской церкви, братья Подкользины являлись членами приходского совета Свято-Духовского собора, а епископ Евфимий после выхода в октябре 1922 г. на свободу служил в обоих храмах, прихожане кафедрального собора и заводской церкви проявили поразительную активность в происходивших событиях, сочтя необходимым после второго ареста послать в Москву два протестных документа[21]. Датированные 14 января 1923 г., они были направлены в V отдел НКЮ, отвечавший за осуществление отделения церкви от государства. Посланные протесты составители оснастили обширным приложением в виде копий с исполкомовских, чекистских и церковных документов, призванных подтвердить все происходившее в Петрозаводске[22].
Поводом для написания первого протеста стали два отношения из Карельского отдела ГПУ, доставленные в кафедральный собор уполномоченным обновленческого ВЦУ протоиереем П. В. Дмитриевым. В первом из них от 4 января 1923 г. говорилось, что все написанное во втором документе "каждому Приходскому Совету должно быть прочтено и по ознакомлении приходского совета председатель должен расписаться"[23]. Из второго же следовало, что с 29 декабря 1922 г. все церковные собрания разрешались чекистами только после того, как их проведение одобрит обновленческое епархиальное управление[24]. Признавая данное требование местного ГПУ ошибкой, кафедральный приходской совет считал, что обновленцы таким правом не обладают и их притязания являются противозаконными. Верующие писали: "...Епархиальное-же Управление не есть юридическое лицо[,] и никакими административными, или судебными функциями не пользуется, следовательно[,] и давать разрешение на собрания верующих не имеет права, тем более Епархиальное Управление в Петрозаводске является от Живой церкви, к которой группа верующих Петрозаводскаго Каф[едрального] собора не принадлежит, и[,] по мнению Приходскаго Совета[,] притязания Епархиального Управления является некотораго рода насилием вопреки декрета об отделении церкви от государства". Согласно протесту, V отдел НКЮ должен был разъяснить верующим правильность понимания ими норм советского законодательства в данной сфере[25].
Во втором документе, названном ходатайством, приходские советы двух обозначенных выше храмов излагали свое видение всего произошедшего с августа 1922 г. Из этого документа становится понятно, почему местный отдел ГПУ запретил в конце декабря проводить церковные собрания, не санкционированные обновленцами. После ареста владыки Евфимия епархия осталась без архиерея: обещанный на его место уполномоченным ВЦУ обновленческий архиепископ Александр (А. П. Надежин) все никак не мог добраться до Петрозаводска. В ходатайстве уставшие от ожидания приходские советы излагали это так: "...местный епархиальный уполномоченный свящ[енник] П. Дмитриев более трех месяцев вводил верующих в заблуждение о времени прибытия в Петрозаводск епископа Александра, говоря, что вот епископ сегодня, завтра — на этой или на будущей неделе — прибудет, а на самом деле оказалось, что ожидаемый епископ Александр уже назначен на новое место служения в г. Тверь[,] где и в настоящее время находится"[26].
Используя чрезвычайное недовольство всех без исключения храмов Петрозаводска сложившейся ситуацией, составители ходатайства, испросив разрешения у местных властей, инициировали выборы правящего архиерея, на место которого общим собранием вновь был избран освобожденный из-под ареста Евфимий. Они сообщили об этом V отделу НКЮ следующим образом: "Верующие г. Петрозаводска не могли более оставаться без епископа и в числе на[ме]ченных кандидатов был бывший до Живой церкви епископ Евфимий. Прежде чем приступить к выборам епископа Евфимия[,] Приходский совет Кафедрального собора испросил согласия местных властей, что видно из прилагаемой у сего копии[,] и епископ Евфимий не только верующими одного Кафедрального собора, но и верующими остальных церквей города был избран вновь епископом Петрозаводска"[27].
Несомненно, проведенными выборами, столь традиционными для мирян Русского Севера, приверженцы патриарха Тихона выбили почву из-под ног карельского апологета обновленчества протоиерея П. В. Дмитриева. Поэтому местный отдел ГПУ и поспешил запретить проведение без разрешения раскольников "всякого рода собраний, устраиваемых приходскими советами". Ощутили это и сами организаторы возвращения Евфимия на Олонецкую кафедру. Они писали: "Но этими выборами недовольствовался только один Епархиальный уполномоченный Живой церкви свящ[енник] П. Дмитриев, который и поспешил не точно осветить данный факт пред своим Высшим Духовным Управлением, указав между прочим, что происходят волнения среди верующих, вероятно разумея под этим сообщением свой единоличный протест против указанных выборов"[28].
Разоблачая подобного рода заблуждения обновленческого протоиерея, члены приходского совета кафедрального собора предупредили об этом заранее прокурора Карельской трудовой коммуны[29]. Их предчувствие, что о. П. В. Дмитриев обратится по данному вопросу к гражданской власти, подтвердилось в конце декабря 1922 г., когда ГПУ вновь арестовало амнистированных ранее епископа Евфимия, протоиерея Хазова, священника Гумилева, мирян Подкользиных[30]. Попытки ходатайствовать перед местной властью об освобождении арестованных не были успешными, поэтому приходские советы кафедрального собора и заводской церкви решили обратиться на самый верх властной большевистской вертикали с просьбой отменить декабрьское 1922 г. постановление президиума Карельского исполкома об аресте и высылке обвиняемых по делу епископа Евфимия или же назначить "особую следственную комиссию по этому делу для освещения истины"[31].
В подтверждение сообщенного в протестах их составители приложили упомянутые уже отношения Карельского отдела ГПУ о запрете на проведение церковных собраний, а также копии своих запросов от 7 декабря 1923 г. прокурору Карельской трудовой коммуны с воспроизведением полученных от него резолюций. В этих резолюциях верующим указали, что прокуратура в церковную жизнь не вмешивается, постановления обновленческого ВЦУ не являются обязательными, а за общинами сохраняется право выбирать епископов и священников. Спрашивали прихожане и о том, "является ли поминовение патриарха Тихона знаком явной политической контр-революции". Ответ был такой: "По сколько Тихон является Контрреволюционером и поминовение его может вызвать движение темных масс во имя его мнимого мученичества, ответственность за это движение падет на церковников"[32]. Несмотря на предупреждение, приходской совет кафедрального собора все же решил возносить имя патриарха на богослужениях. По всей видимости, это было условием служения в соборе преосвященного Евфимия и стало причиной нового ареста и дальнейшей высылки самого владыки и его "подельников" как "вредных элементов", для которых "К[арельская] Т[рудовая] К[оммуна] является благоприятной ареной для их контр-революционной агитации"[33].
Если учитывать сведения из приложенных к ходатайству других документов (имеются в виду только два из них — выписки из журнала заседания приходского совета Свято-Духовского собора от 14 декабря 1922 и 2 января 1923 г.), то ко всему вышеизложенному можно добавить следующее. Еще до избрания общим собранием прихожан Евфимия на Олонецкую кафедру имя патриарха Тихона стали поминать в соборе Петрозаводска (22 декабря чекисты запретили это) и, естественно, отменили поминовение ставленника ВЦУ и протоиерея П. В. Дмитриева — обновленческого архиепископа Александра. В качестве непременного условия пребывания в составе причта собора руководство прихода выдвинуло требование к духовенству — не состоять в рядах "Живой церкви". По поводу получаемых от протоиерея П. В. Дмитриева документов приходской совет однозначно решил "просить последняго не вмешиваться во внутренние дела Каф[едрального] собора"[34].
Необходимо отметить также, что всплеск протестных настроений верующих двух петрозаводских храмов был, по-видимому, спровоцирован конкретным поводом — отказом президиума Карельского исполкома освободить хотя бы временно из-под ареста архиерея и двух священников на Рождество Христово для совершения праздничных богослужений. Этот отказ, зафиксированный в выписке из протокола заседания президиума исполкома Карельской трудовой коммуны от 5 января 1923 г., авторы ходатайства в НКЮ тоже приложили к отправленным в Москву документам[35].
Как быстро петрозаводские документы попали в столицу, сказать трудно. В проставленных на них рукой помощника заведующего V отделом НКЮ В. А. Шумова пометах даты, к сожалению, отсутствуют. Рукописный входящий номер и на одном, и на другом протесте тоже указан без дат. Однако чтобы ответить на вопросы верующих Карелии, наркомюстовский чиновник был вынужден отправить документы на рассмотрение в ГПУ, начальнику VI отделения Секретного отдела Е. А. Тучкову. Составленный В. А. Шумовым секретный запрос имеет точную дату, правда, очень удаленную от описываемых событий — 30 мая 1923 г. В данном запросе он писал: "5-ый Отдел Н.К.Ю. просит Г.П.У. сообщить истинные причины высылки указанных служителей (епископа Евфимия, протоиерея Хазова, священника Гумилева. — С.П.) и о положении этого дела в настоящее время, а равно разследовать факт издания Кароблотделом Г.П.У. постановления, ограничивающего права религиозных групп на собрание и сообщить по этому поводу Ваше заключение"[36].
В совершенно секретном ответе ГПУ от 11 июня 1923 г., который, очевидно, был продублирован от имени НКЮ и в Петрозаводск, начальник Секретного отдела Т. Д. Дерибас и его VI отделения Е. А. Тучков сообщили В. А. Шумову, что интересуемое его духовенство постановлением комиссии НКВД по высылкам отправлено на три года в Нарымский край "за антисоветскую деятельность, т. е. за преступление предусмотренное 73 ст[атьей] Угол[овного] Код[екса]"[37]. В отношении же распоряжения Карельского отдела ГПУ приходским советам о проведении церковных собраний московские чекисты приняли следующее решение: они сочли его не обоснованным и немедленно отменили[38]. Столь запоздалое признание ошибки карельских чекистов никакой роли уже не играло, в Петрозаводске к середине июня 1923 г. утвердился добравшийся наконец-то до города обновленческий архиепископ Александр»[39].
Ссылку владыка отбывал в Парабельском районе, на заимке Кудрявчика, потом на заимке Мелетия Чернова Кенгинского сельсовета. В 1925-м епископ Евфимий обратился через Кенгинский с/
По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ от 30 марта 1926 года из ссылки освобожден с запрещением права проживать в ряде городов страны с прикреплением к определенному месту жительства. В ссылке сохранял титул «епископа Олонецкого» до конца 1927 года.
28 февраля 1929 года, ввиду отбытия срока, было вынесено решение «предоставить свободное местожительство в СССР». Проживал сначала в сторожке Знаменской церкви Томска (1926–1928), затем в Тобольске (1928–1929), Елуторовске (1929–1930) и Новосибирске (1930–1938).
В последний, четвертый раз, владыку Евфимия арестовали 3 марта 1938 года по ложному обвинению в «контрреволюционной шпионской деятельности» и постановлением Тройки при УНКВД по Новосибирской области от 15 марта 1938 года он был приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 19 марта 1938 года. Арест и расстрел произведены в Новосибирске. Погребен в безвестной могиле.
6 сентября 1990 года епископ Евфимий (Лапин) был реабилитирован прокуратурой Карельской АССР по 1922 году репрессий, а дело прекращено за отсутствием состава преступления.
______________________
[1] Архивная выписка из метрической книги Слободо-Суерской Богородицкой (Смоленской) церкви сл. Суерская (Осинова) Ялуторовского уезда Тобольской губ. о рождении и крещении младенца Евгения Лапина, 1873 г. …
[2] Биографический словарь преподавателей и наставников Томской духовной семинарии (1858-1920) … С. 113.
[3] Архивная выписка из метрической книги Покровской церкви с. Бобылевское Ялуторовского уезда Тобольской губ. о бракосочетании преподавателя Тобольской духовной семинарии Евгения Николаевича Лапина и дочери умершего священника Евстолии Ивановны Соколовой, 1903 г. …
[4] Архивная выписка из метрической книги Михаило-Архангельской церкви г. Тобольска о смерти Евстолии Ивановны, жены преподавателя Тобольской духовной семинарии Евгения Николаевича Лапина, 1907 г. …
[5] Биографический словарь преподавателей и наставников Томской духовной семинарии (1858-1920) … С. 113–115.
[6] Беседа Его Преосвященства с градо-Якутским духовенством но вопросу о благоустроении приходской жизни // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 1. С. 10–15 ; № 2. С. 32–35 ; № 3. С. 48–55.
[7] Ильинский Василий Н. (1863–?), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия. В 1908 г. — инспектор, 1910–1917 гг. — ректор Якутской духовной семинарии, делегат Поместного Собора Русской Православной Церкви (1917–1918) от Якутской епархии.
[8] Протоколы пастырского собрания духовенства гор. Якутска // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 8. С. 135.
[10] Резолюция, принятая на пастырском собрании 14 июня 1917 г. // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 9–16. С. 160.
[11] Духовное сообщество Якутии в событиях 1917 года … С. 79, 80, 81, 82.
[12] Резолюции Церковно-Епархиального Совета 21–22 сентября// Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 21. С. 243–244.
[13] Распоряжения Церковно-Епархиального Совета // Якутские епархиальные ведомости. 1917. № 24. С. 282.
[14] В год 100-летия русской революции написана картина «Изгнание братии Московского подворья Валаамского монастыря в 1924-м году» …
[15] Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-750. Оп. 2л. Д. 2041. Л. 7 об.
[16] Там же. Л. 15 об.
[17] Там же. Л. 8. Ныне храм находится в черте города.
[18] Митрополит Курский Назарий (Кириллов) как управляющий епархией и жертва репрессий …С. 85–86.
[19] Это произошло 19 июля 1922 г. на заседании ВЦУ, определением которого [епископ] Евфимий был уволен с Олонецкой кафедры «за контрреволюционную скверну» без подачи прошения об отставке [1, с. 249].
[20] Протоиерей Павел Дмитриев — настоятель кладбищенской Екатерининской церкви в Петрозаводске, обновленческий активист. «Человек с большим самомнением, всех и все критикующий, карьерист, во всем желающий быть оригинальным, имевший сношения с петроградским протоиереем о. И. Ф. Егоровым и от него заразившийся "новшествами" в богослужении, которые ввел у себя в церкви без согласия Преосвященного Евфимия» (Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией …).
[21] Там же. Л. 56, 54–54 об.
[22] Там же. Л. 55–55 об., 53–49.
[23] Там же. Л. 55.
[24] Там же. Л. 55 об.
[25] Там же. Л. 56.
[26] Там же. Л. 54.
[27] Там же.
[28] Там же.
[29] Там же. Л. 53–53 об.
[30] Там же. Л. 52.
[31] Там же. Л. 54.
[32] Там же. Л. 53–53 об.
[33] Там же. Л. 52.
[34] Там же. Л. 53, 50, 49.
[35] Там же. Л. 51.
[36] Там же. Л. 59–57 об.
[37] Статья 73 Уголовного кодекса РСФСР того времени гласила: «Измышление и распространение в контр-революционных целях ложных слухов или непроверенных сведений, могущих вызвать общественную панику, возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее, карается — лишением свободы на срок не ниже шести месяцев. При недоказанности контр-революционности означенных действий, наказание может быть понижено до трех месяцев принудительных работ» (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР: Отдел первый. 1922. № 15. С. 211).
[38] ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 60.
[39] Сопротивление обновленчеству в Карелии : Протесты православных верующих Петрозаводска (1922–1923 гг.) / Петров С. Г. // Гуманитарные науки в Сибири. 2011. № 4. С. 52–55.
Архивные источники
-
Список преследуемых властями архиереев, об освобождении которых ходатайствовал Патриарх Тихон, [12.04.1924] // ГА РФ. Ф. 5363. Оп. 1. Д. 57. Л. 83. — Опубл.: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь, 1922–1925 : в 2 кн. / Изд. погдот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосибирск ; М., 1998. Кн. 2. С. 427
Сочинения
Литература
-
Нарымская голгофа : Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск ; М., 2004. С. 126–127, 357, 384
-
Послужные списки монашествующих Российской империи в фонде Канцелярии Святейшего Синода (вторая половина XIX – начало XX вв.) : алфавитный указатель / Сост.: С. Н. Романова, В. В. Урбанович // Российская генеалогия : научный альманах / Гл. ред.: А. А. Матисон. Вып. 4. М., 2018. С. 366
-
Хиротония ректора Томской духовной семинарии, священно-архимандрита Евфимия, в сан епископа Барнаульского / [Свящ. С. Дмитревский]. Томск, 1912. 15 с.