Иоанн (Соколов Владимир Сергеевич), епископ
«Ему бесспорно принадлежит одно из почетнейших мест в среде блестящих светил нашей отечественной Церкви. Имя его невольно вызывает на сравнения и сопоставления с великими именами Филарета Московского, Иннокентия Херсонского, Филарета Черниговского, Макария Литовского, оттенивших своей ученой деятельностью самую блестящую эпоху в истории православной русской науки», — писал о владыке богослов и писатель Н. П. Рождественский (Несколько слов по поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна (Соколов) Смоленского ... С. 541).
- Дата рождения: 5.7.1818
- Место рождения: г. Москва
- Дата смерти: 17.3.1869
- Место смерти: г. Смоленск, погребен в архиерейской усыпальнице Успенского кафедрального собора
Родственники
- отец — Соколов Сергей Федорович, священник
- мать — Соколова Анна Петровна (род. в 1790/1791), в 1866 проживала в доме о. Михаила Сабурова, мужа ее внучки
- родственник (точная степень родства не установлена) — Ильинский, священник (упоминался в некрологе «Кончина и погребение пресвященнейшего Иоанна, епископа Смоленского и Дорогобужского» ... С. 12)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
«Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 Июля 1818 года, при крещении наречен Владимиром. Обучался в Москве же — в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казенный счет в Московскую духовную академию. В 1842 г. окончил курс академии под № 2 и удостоен степени магистра, в каковой утвержден Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на ученую степень, под заглавием: «Стоглавый собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике[1]. — В год окончания академического курса, 29 Августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн[2]; на следующий день после пострижения он рукоположен в иеродиакона, а 5 Сентября в иеромонаха. Академической конференцией 21/
Внешняя история жизни и деятельности Иоанна так же разнообразна, как всех вообще ученых монахов и прежнего времени и нашего. Помимо прямых своих обязанностей по духовно-учебной службе, Иоанн совместно проходил еще несколько служений и, кроме того, выполнял различные временные поручения начальства. Так, исполняя обязанности бакалавра в нашей академии, он состоял, — впрочем, самое короткое время, помощником библиотекаря. В Петербургской духовной академии он совмещал с должностью бакалавра и должность помощника инспектора; в продолжение восьми с половиною лет состоял членом С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В бытность ректором семинарии, архимандрит Иоанн состоял членом духовной консистории и помощником главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия, логики и психологии в университете и других высших учебных заведениях столицы. В Казани с академическою лектурою Иоанн совмещал те же обязанности, что и в Петербурге с лектурою семинарскою, — с тою разницею, что в Казани он был наблюдателем (а не помощником) за преподаванием поименованных предметов в светских учебных заведениях и вместе с тем состоял редактором «Православного Собеседника». После перемещения в Петербург, определен был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей[5]. — Частные поручения, дававшиеся Иоанну начальством, были до крайности разнообразны.
Что касается профессорской деятельности Иоанна, то есть полное основание утверждать, что он был талантливым и усердным профессором. «Он является одним из наиболее знаменитых представителей прежней диалектической школы богословия, — большею частью сухо отвлеченной, не чуждой схоластичности и не признававшей историко-литературной постановки науки; но в лекциях преосв. Иоанна эта школа представила, можно сказать, все, что у нее было наиболее живого, увлекательного и плодотворного»[6]. Он занимал последовательно три кафедры: нравственного богословия, канонического права и догматического богословия[7].
Первую кафедру он занимал только в течение двух лет: это было начало его профессорской деятельности в нашей академии. С переходом в Петербург, с конца 1844 до начала 1855 года, в течение десяти лет, он занимал кафедру канонического права. Каковы были лекции по нравственному богословию начинающего академического преподавателя, сведений ясных и определенных не имеем[8]; да и пребывание его на этой кафедре было слишком кратковременно; можно, однако, предполагать, что таланты молодого лектора обнаружились уже в это время, — если на него обратил внимание обер-прокурор Синода, которому для столичной академии нужны были не просто ученые монахи, а талантливые ученые монахи. Десятилетнее же служение науке канонического права в Петербургской академии привлекло и внимание студентов, и выражение благосклонности начальства к Иоанну, своими трудами оставившему в этой науке заметный след. Догматическое богословие составляло предмет его занятий с 1855 г. до назначения его на Смоленскую кафедру в 1866 году, — с значительным, впрочем, перерывом. Догматика в семинарской постановке, конечно, не соответствовала степени учености и талантливости Иоанна; а о преподавании Иоанном догматического богословия в Петербургской академии мы имеем отзыв слушателя его лекций, впоследствии профессора академии Николая Павловича Рождественского, где говорится, между прочим, следующее: «при силе и глубине мысли, при своеобразности и оригинальности самого языка, лекции преосвященного в такой степени носили отпечаток личного неподражаемого таланта автора, что всякая попытка к буквально-точной передаче их на экзамене или при репетициях была бы безуспешна. Из этих лекций слушатели выносили много мыслевозбуждающих идей, оригинальных взглядов, но могли воспроизвести все это не иначе, как путем самодеятельной переработки слышанного... По скромности, присущей всем великим дарованиям, преосвященный вероятно лично не сознавал всего значения, какое могли бы иметь его богословские лекции для русской богословской науки, если б они были записаны, тщательно обработаны им и явились в полном составе. Это был бы драгоценный памятник, который составил бы украшение русской богословской науки... Оригинальный, как всегда, в постановке предмета, преосвященный высказывал не менее самобытной оригинальности и в его раскрытии... Избегая повторения обычных, ходячих и общеизвестных решений того или другого вопроса, он всегда старался подойти к данному вопросу новым путем и осветить главным образом те стороны в нем, которые представляют наибольшее количество трудных пунктов для уяснения... Лекция всегда облекалась у него в своеобразно изящную форму и всегда содержала несколько оригинальных мыслей, которые вызывали слушателей на размышления и оставляли глубокое впечатление. Отличительною чертою его лекций было соединение в них тонкого и глубокого философского анализа с некоторым оттенком мистицизма, самой впрочем, чертой, высокой и благородной пробы»[9]. Вполне естественно предполагать, что преосв. Иоанн из тех наук, кафедры которых он последовательно занимал, каноническому праву посвятил большую часть своих сил и своего внимания…» (Протоиерей Д. Рождественский. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский : Крат. биогр. сведения и характеристика личности преосвящ. Иоанна ...С. 3–8).
_________________________
[1] 1860 г., чч. 2 и 3.
[2] Савва, архиеп. Тверской, со слов ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, заносит в свои «автобиографические записки» следующие строки, касающиеся решения Иоанна принять монашество: «он был совоспитанником С. К–ча по академии. Пред окончанием курса, в мае 1842 г. во время прогулки с ним в роще за Сергиевским посадом, Иоанн поразил его неожиданным объявлением мысли о принятии монашества. При этом объяснил, что, при пострижении в монашество, он имеет целью исправление ошибок в управлении Русскою церковью со стороны Синода и парализование самовластия Обер-Прокурора графа Протасова. Таковы были замыслы гордого, молодого студента — будущего монаха! Но этим замыслам не суждено было осуществиться». См. т. VI «Записок». Сергиев Посад. 1906. Стр. 487 и 485; сн. А. Родосского «Биографический словарь студентов первых ХХѴIII-ми курсов С. Петербургской Духовной Академии. С.-Петербург. 1907. Стр. XVII–ХѴIII. — С. К. Смирнов был одним (двухлетним) курсом моложе Владимира (в иночестве — Иоанна) Соколова.
[3] ЧОЛДП 1887, 1/
[4] См. обширную статью Н. Романского (ныне — московского священника) в ЧОЛДП 1887 г.: «Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский. Его жизнь и проповеднические труды».
[5] В I ч. Христ. Чтения за 1866 г. помещена принадлежащая Иоанну статья: «О преподавании богословия в наших университетах» (стр. 141–191); это оставленный им памятник «официального наблюдения за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях» (Правосл. Богосл. Энциклопедия, т. VII, кол. 154).
[6] См. «Богословские академические чтения» преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. 2-е изд. С.-Петербург. 1906. Стр. IV (из предисловия к первому изданию).
[7] Иоанн самое короткое время (пред перемещением из Московской академии в Петербургскую) занимал кафедру Священного Писания; и, однако, от него имеем одиннадцать статей, представляющих «опыт изъяснения ветхозаветных книг Священного Писания» (напечатаны в Православном Собеседнике 1861 г.). Это — записки на кн. Исход, представляющие подражание известным «Запискам» м. Филарета на кн. Бытия (ЧОЛДП 1887, 1/
[8] Вторую, большую часть «Богословских академических чтений» Иоанна составляют чтения по «Деятельному Богословию» (или нравственному). Эти чтения печатаны по собственным запискам автора, подаренным им одной из его казанских знакомых. См. предисл. к первому изданию «Богосл. академ. чтений». Сообщение об издании лекций преосв. Иоанна по догматическому и нравственному богословию, с обзором содержания их, принадлежащее А. Катанскому, см. в Приб. к Церк. Ведом. 1907 г., № 33, стр. 1403–1408.
[9] Христ. Чт. 1876 г., Ч. I, стр. 543 и 551–552; Романский, стр. 187–190.
Сочинения
Литература
-
Иоанн (Соколов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. СПб., 1897. Т. 8. С. 281–282
-
Не может укрыться город, стоящий на верху горы. К 200-летию со дня рождения епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) / Исидор (Тупикин), митр. // Журнал Московской патриархии. 2018. № 7 (920). С. 44–51
-
Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, его жизнь и проповеднические труды / Н. Романский. М., 1887