«Своими богословскими познаниями, примерной жизнью и тактичным поведением епископ Иоанн содействовал поднятию авторитета Русской Церкви среди местного населения [Северной Америки. — Ред.], состоявшего из разных народностей, и пробуждению интереса и симпатий к православию со стороны последователей инославных исповеданий, особенно епископалов. В начале 70-х годов многие видные представители Епископальной Церкви в США открыто ставили вопрос о желательности и возможности единения с Православной Церковью» (Августин (Никитин), архимандрит (СПбДАиС). Обзор церковный связей Русской Православной и Американской Епископальной церквей с конца XVIII по конец XIX в. ... С. 141).
окончил по 1-му разряду, 3-м магистром XXIII курса
28.9.1862
Московская духовная академия
утвержден в степени магистра богословия
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
29.8.1861
пострижен в монашество ректором Московской духовной академии архимандритом Саввой (Тихомировым) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре «и при сем наречено ему имя Иоанн»
25.9.1861
рукоположен во иеродиакона митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) в соборном храме Живоначальной Троицы, что в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
21 или 29 июня 1862
рукоположен во иеромонаха митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) в соборном храме Живоначальной Троицы, что в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
27.10.1868
возведен в сан архимандрита епископом Можайским, вторым викарием Московским Игнатием (Рождественским) в Сергиевской церкви Высокопетровского монастыря
5.7.1870
хиротонисан во епископа в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
28.9.1862
1870
Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сергиевский (Сергиев Посад), Московская духовная академия, архимандрит (до 27.10.1868 — иеромонах), бакалавр: на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30.10. – 2.11. 1962), с 11/12.1.1863 — на кафедре всеобщей церковной истории. С 17.5.1864 — помощник библиотекаря академии. С 26.9.1864 — соборный иеромонах Донской иконы Божией Матери московского монастыря. С 3.5.1869 — помощник инспектора академии, с 31 янв. по 20 июня 1870 на должности инспектора
5.7.1870
17.3.1877
епископ Алеутский и Аляскинский29.8.1870 выехал в Нью-Йорк, в сент. прибыл в Сан-Франциско. В 1871 им было открыто Аляскинское духовное правление и архиерейская школа, в которой занимались до 16 воспитанников. Архиерей преподавал Свящ. Писание и славянский язык. В 1872 в Сан-Франциско была открыта богословская пастырская школа. До 1873 действовала субботняя школа для детей прихожан. В 1874 высочайше утвержден новый штат кафедрального духовенства; организация «Greek, Russian, Slavonian Orthodox Eastern Church and Benevolent Society» (Греко-Русско-Славянская Православная Восточная Церковь и благотворительное общество) выкупила землю под кладбище, которое тогда же и было освящено. В церковное богослужение стал вводиться английский язык. 7.8.1876 вызван в Санкт-Петербург. Определением Святейшего Синода от 17.3.1877 освобожден от управления епархией. По докладу Синода от 12.4.1877 был уволен от управления епархией по состоянию здоровья
епископ Аскайский, викарий Донской и Новочеркасской епархии. С 26.11.1909 по 23.1.1910 временно управлял Донской епархией. Председательствовал в епархиальном ревизионном (16.8.1891–21.4.1910) и противостарообрядческом и противосектантском миссионерском комитетах. Почетный член Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской духовной семинарии, помощник председателя совета и его общих собраний, товарищ председателя Донского комитета миссионерского общества и Донского отдела Православного Палестинского общества (19.10.1895–21.4.1910). Почетный член Казанской духовной академии (избран 19 окт., утвержден 15 нояб. 1897 «во внимание к его учено-богословским трудам») и Московской духовной академии (с 18 сент. 1902 «в уважение его профессорской службы в Академии и ученых трудов по истории Древней Церкви и современных инославных исповеданий и сект»).
9.4.1910 по собственному прошению уволен на покой и назначен управляющим астраханским Покрово-Болдинским монастырем. Определением Синода от 4-8 нояб. 1913 освобожден от управления обителью «вследствие его просьбы по болезни и слабости сил» и оставлен в числе братии
Показать все
Награды
19.6.1864
право ношения набедренника
9.4.1889
орден св. Владимира 3-й степени
6.5.1901
орден св. Анны 1-й степени
6.5.1910
орден св. Владимира 2-й степени, сопричислен «к высокоторжественному дню Рождения Его Императорского Величества ... во внимание к отлично-усердному служению»
В метрических книгах Николаевской церкви, что в Новой слободе города Калуги, «оной церкви у пономаря Георгия Иосифова Митропольского и законной жены его Ксении Яковлевой сын Стефан рожденным записан тысяча восемьсот тридцать шестого года Октября 27, крещен приходским священником Василием Ростовским 29 числа; восприемниками были Калужской духовной семинарии ученик философии Петр Расвич и градской Космодамианской церкви пономаря Александра Иванова жена Мария Афанасьева» (Митропольский Степан Георгиевич (иеромонах Иоанн), студент ... Л. 5).
Будущий епископ Иоанн получил образование в Калужской духовной семинарии, которую окончил в 1858 году, и в Московской духовной академии, завершив обучение в 1862 году. В академии он принял монашеский постриг 29 августа 1861года. 25 сентября того же года был рукоположен в иеродиакона, а 29 июня 1862 года — в иеромонаха. Окончил академию по первому разряду (с отличием) со степенью магистра богословия.
28 сентября 1862 года оставлен преподавателем (бакалавром) по предметам церковного красноречия и церковной археологии Московской духовной академии. 11–12 января 1863 года переведен на кафедру всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 года стал помощником библиотекаря академии, 19 июня 1864 года награжден набедренником, а 26 сентября 1864 года назначен соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. 27 октября 1868 года за усердную службу возведен в сан архимандрита. 3 мая 1869 года назначен помощником инспектора академии, а с 31 января по 20 июня 1870 года временно исполнял обязанности инспектора.
10 июля 1870 года назначен епископом Алеутским и Аляскинским. Епископская хиротония состоялась 5 июля 1870 года в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
29 августа 1870 года епископ Иоанн выехал в Нью-Йорк, в сентябре прибыл в Сан-Франциско. С приездом нового епископа начался активный период развития православной миссии: была организована архиерейская школа (переведенная из Ситки), где обучалось до 16 воспитанников, пятеро из которых впоследствии остались служить в епархии; открылась субботняя школа для детей прихожан с преподаванием Закона Божьего, русского языка и математики, где сам епископ лично вел 7 уроков в неделю по Священному Писанию и славянскому языку.
Первоначально русская церковь в Сан-Франциско располагалась в небольшом помещении на Jackson Street под № 915; «освящена была в память святого благоверного князя Александра Невского. Иконостас в сей церкви и большая часть сосудов, ризницы, богослужебных книг и прочей утвари были пожертвованы Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Николаевичем с одного из военных кораблей русского флота. А что сверх того недоставало для архиерейского служения — то пополнено из запасов Ситхинского Михаило-Архангельского собора.
В 1873 году архиерейская церковь с различными учреждениями при ней была перенесена в другую часть города — западную, именно: в большой дом г-на Casebolt на Pierce Street между Vallejo и Green Street (тогда еще Green улица не была проведена), близ военного стана и крепости. Члены причта по обыкновению жили на частных квартирах, за исключением надзирателя школы, который жил в архиерейском доме. Хотя для прихожан было неудобно и далеко ходить в церковь, однако они посещали ее, числом примерно до сорока человек каждое воскресенье. Тогда же прекратилась и субботняя школа для детей прихожан. Зато новая местность была здоровая и спокойная, а для епархиальной школы самая приятная».
За время служения владыки православная община Сан-Франциско значительно выросла и окрепла организационно. В 1876 году епископ Иоанн был отозван в Россию и епархия на несколько лет осталась вдовствующей.
12 апреля 1877 года по решению Святейшего Синода епископ Иоанн был освобожден от управления Алеутской и Аляскинской епархией и назначен членом Московской синодальной конторы.
26 марта 1881 года указом Святейшего Синода был назначен настоятелем Московского ставропигиального Симонова монастыря с сохранением должности в синодальной конторе.
12 августа 1889 года стал епископом Аксайским, викарием Донской епархии. На этом посту был избран почетным членом Аксайско-Богородицкого братства, заместителем председателя его совета и заместителем председателя Донского комитета Миссионерского общества. С 16 августа 1891 года по 21 апреля 1910 года возглавлял ревизионный комитет Донской епархии, а с 19 октября 1895 года по 21 апреля 1910 года был заместителем председателя Донского отдела Православного Палестинского общества.
25 ноября 1897 года утвержден почетным членом Казанской духовной академии, а 19 октября 1902 года — почетным членом Московской духовной академии «за профессорскую деятельность и научные труды по истории древней Церкви, современным христианским конфессиям и сектам». В Донской епархии также возглавлял Миссионерский комитет по борьбе со старообрядчеством и сектантством.
С 26 ноября 1909 года по 23 января 1910 года временно управлял Донской епархией.
21 апреля 1910 года по решению Святейшего Синода ушел на покой с назначением настоятелем Астраханского Покрово-Болдинского монастыря. 9 ноября 1913 года освобожден от управления монастырем по собственному прошению, оставшись в числе его братии.
За службу был награжден: 9 апреля 1889 года — орденом св. Владимира 3-й степени, 6 мая 1901 года — орденом св. Анны 1-й степени, 6 мая 1910 года — орденом св. Владимира 2-й степени.
Научные труды владыки Иоанна включают: «История первых трех Вселенских соборов» (журнал «Душеполезное чтение», 1870–1871), «Из истории религиозных сект в Америке» («Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1875–1878), «О христианском девстве» («Душеполезное чтение», 1864), речь у гроба митрополита Московского Филарета («Странник», 1867) и др. Во время американского служения перевел на английский язык и издал акафист Спасителю и три свои проповеди.
В ночь на 3 мая после продолжительной старческой немощи и болезни владыка Иоанн скончался. «Вечером в день смерти почившего святителя после нескольких панихид, совершенных братиею монастыря, в 7 часов, была отслужена торжественная панихида Преосвященнейшим Иннокентием [(Кременским)], Епископом Царевским в соучастии нескольких градских священников и братии монастыря, а на другой день после божественной литургии тело почившего было перенесено из архиерейских монастырских покоев в главный монастырский храм, при чем панихида по перенесении была отслужена также Преосвящ. Епископом Иннокентием. Отпевание почившего епископа Иоанна происходило 4 мая в храме Покровоболдинского монастыря. Литургию и отпевание совершал Преосвящ. Иннокентий, Епископ Царевский в сослужении членов Дух. Консистории прот. Н. Пальмова, И. Саввинского, Т. Березина, о. ключаря, свящ. Н. Боровкова, настоятеля монастыря игумена Василия, представителей городского духовенства и монашествующих обители. Отпевание совершено с большою торжественностью. Преосвященный Епископ Иоанн похоронен в Покровском монастыре» (Преосвященный епископ Иоанн, бывший викарий Донской епархии ... С. 331–333).
Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного высокопреосвященнейшего митрополита Филарета при встрече и погребении его в 1867 году / Изд. преосвящ. Иоанна, еп. Аксайского. Новочеркасск, 1898. [2], 7 с.
Жертва истинному богу, по указаниям слова божия / [Соч.] Еп. Иоанна. Ч. 1–[4]. М., 1886. Ч. 1. [2], 57 с.; Ч. 2. [2], 43 с.; Ч. 3. [2], 19 с.; Ч. 4. [2], 37 с.
Из истории религиозных сект в Америке / [Соч.] Еп. Иоанна. Вып. [1–4]. М., 1876–1882. [Вып. 1]. 1876. 122 с.; Вып. 2. 1877. [2], 148 с.; Вып. 3. 1879. 310 с.; [Вып. 4]. 1882. [2], 378, II, 129 с.
Любителям Cлова Божия : на славянском наречии : опыт объяснения непонятных слов и выражений славянской Библии / [Соч.] Аксайского епископа Иоанна. Новочеркасск, 1890. 270, 5, [1] с.
Прибытие тела в Бозе почившего митр. Филарета в Троицкую Сергиеву лавру. Заявление от наместника Лавры предвестия о дне кончины архипастыря. Речь соборного иером. Иоанна // Странник. 1867. Дек. Хроника. С. 120–122