арестован в Житомире по обвинению в том, что «оба [вместе с епископом Аверкием (Кедровым)] и Фотопулосом К. А. просматривали антисоветский документ, предназначавшийся для антисоветской кампании за границей [написанный Константинопольскому Патриарху о гонениях на Православную Церковь в СССР Дросси А. И.], вынесли о нем одобрительное суждение, согласившись с его редакцией»
4.4.1930
осужден коллегией ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года
февр. 1930 апр. 1930
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), где находился во время следствия
1930 1933
находился в ссылке в г. Архангельске
23.4.1933
арестован в Архангельской ссылке
1.7.1933
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на 3 года заключения в концлагерь, по обвинению в «контрреволюционной агитации и участии в тайных богослужениях», как «активный участник контрреволюционной группировки духовенства»
8.8.1933
По постановлению тройки при ПП ОГПУ по Северному краю заключение в лагере заменено на отбывание наказания в Исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) Наркомата юстиции, как не пригодному для концлагеря по состоянию здоровья
8.8.1933 3.4.1935
находился в заключении в Северном крае, в Исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) для инвалидов. 3.4.1935 досрочно освобожден, в связи с «туберкулезом легких в стадии распада». По освобождении проживал в Вологодской обл.
7.12.1940
арестован
26.8.1941
приговорен судебной коллегией по уголовным делам Вологодского областного суда к высшей мере наказания (расстрелу)
25.11.1941
постановлением Верховного суда приговор заменен на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Этапирован в Архангельские лагеря
до 24.7.1942
находился в заключении. 24.7.1942 скончался в Рубежском лагерном отделе № 2 г. Вытегра Вологодской обл.
«3 сент. 1922 г. хиротонисан во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии. Епископ Леонтий возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Он стал заместителем и ближайшим помощником Волынского епископа Аверкия (Кедрова; с 1926 — архиепископ), который неоднократно арестовывался и высылался из Житомира. В его отсутствие владыка Леонтий управлял Волынской епархией. После ликвидации Волынско-Житомирского епархиального совета 17 нояб. 1922 г. он возглавил созданную 26 нояб. того же года Волынскую епархиальную канцелярию. Жил в Житомире в Богоявленском монастыре, служил в кафедральном Преображенском соборе.
Не позднее 30 апр. 1923 г. епископ Леонтий уклонился в обновленчество. В мае того же года был участником обновленческого "поместного собора", но акта о низложении патриарха Московского и всея России свт. Тихона не подписал. (Прот. Стефан Недельский сообщал епископу Василию (Богдашевскому) о том, что епископ Леонтий, бывший ученик протоиерея Стефана в Холмской духовной семинарии, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за "святой простоты" архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) 6 февр. того же года вместе с епископом Аверкием подписал постановление пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения поместного Собора. С нояб. 1924 по апр. 1925 г. епископ Аверкий находился под домашним арестом в Москве, и 25 марта 1925 г. епископ Леонтий в очередной раз стал временным управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский епископ Максим (Руберовский). 30 апр. 1925 г. в Житомир вернулся епископ Аверкий, который временно прекратил свои контакты с обновленцами. Епископ Леонтий как викарий Волынской епархии в мае того же года присутствовал на обновленческом 2-м "Всеукраинском соборе" в Киеве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова "сибирским митрополитом" Петром Блиновым. В окт. 1925 г. епископ Аверкий официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего обновленческий "Волынский и Житомирский епископ" Павел Циприанович обвинил Аверкия и Леонтия в "уклонении в тихоновщину". С дек. 1926 по окт. 1928 г., во время ареста архиепископа Аверкия, епископ Леонтий вновь управлял Волынской епархией» (Леонтий (Матусевич Леонид Прокопьевич ...).
15 февр. 1930 г. епископ Леонтий вместе с архиепископом Аверкием был арестован и этапирован в Бутырскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в том, что одобрил решение бывшего секретаря Иерусалимского патриаршего подворья в Москве, грека по происхождению, А. И. Дросси, который составил обращение к Константинопольскому патриарху Фотию II, прося его спасти Русскую Церковь от гонения, оказать моральное давление на советское правительство.
Обращение это было составлено и передано за границу еще в начале 1920-х гг., однако его составители оставались неизвестными органам ОГПУ до тех пор, пока в 1930 г. не был арестован осуществлявший в течение многих лет передачу сведений о положении Церкви в России за границу активный участник церковной жизни того периода («тайный курьер украинских епископов») Георгий (Юрий) Александрович Косткевич.
«На одном из допоросов Г. А. Косткевич показал, что данные митрополитом Сергием интервью спасли от расстрела "Матусевича и Кедрова"», — пишет О. И. Косик. В своей монографии «Голоса из России : Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов)» (М., 2011) она таким образом реконструирует события:
«Несмотря на то, что на следствии Дросси не скрывал, что письмо, которое официально называлось "Горячая мольба Группы православных чад многострадальной Русской Церкви", написано лично им, можно предположить, что над посланием немало потрудились более опытные и авторитетные духовные деятели, в частности преосвященные Леонтий и Аверкий…
Судя по материалам следствия, история написания обращения развивалась так. Обращение к Патриарху Фотию А. И. Дросси послал в Житомир своему другу Фотополусу с просьбой перевести его на греческий язык. Фотополусу послание понравилось, о чем он сообщил в письме своему другу в условной форме. "Пирожное показалось ему вкусным", — писал он, добавив: "Мои приятели его тоже одобряют". Этими приятелями были архиепископ Житомирский и Волынский Аверкий (Кедров) и епископ Коростенский Леонтий (Матусевич).
Оба они были арестованы по обвинению в том, что "просматривали антисоветский документ, предназначавшийся для антисоветской компании за границей, вынесли о нем одобрительное суждение, согласившись с его редакцией".
Приговорены они были к трем годам высылки в Северный край, хотя за такое "преступление", как передача сведений за границу, им полагался смертный приговор» (С. 197–198).
В апреле 1933 г. владыка Леонтий был арестован в Архангельске, как активный участник «контрреволюционной группировки духовенства». Обвинялся в «участии в тайных богослужениях». Был приговорен к заключению в концлагерь на три года. В августе 1933 г. заключение в концлагере заменено на отбывание наказания в исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) Наркомата юстиции как не пригодному для концлагеря по состоянию здоровья. В апреле 1935 г. был досрочно освобожден в связи с туберкулезом легких (в стадии распада). После освобождения проживал в Вологодской обл. 26.8.1941 г. Вологодским областным судом за «контрреволюционную агитацию» приговорен расстрелу.
По данным книги С. В. Суворовой «За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951)» (С. 289–290) — умер в местах лишения свободы 23.12.1942 г.
По данным книги протоиерея В. Лавринова «Обновленческий раскол в портретах его деятелей» (С. 336) — скончался 24.7.1942 г. в Рубежском лагерном отделе № 2 (г. Вытегра Вологодской обл.).
Голоса из России : Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М., 2011. С. 145, 159, 197, 272
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 289–290