Алмазов Дмитрий Маркович, протоиерей
- Дата рождения: 1869 или 1870
- Дата смерти: не ранее 1918
Родственники
- отец — Алмазов Марк Васильевич, священник
- мать — Алмазова Мария
- брат — Алмазов Иван Маркович, священник
- В 1911 г. состав семьи: жена
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
В июле–августе 1900 г. по поручению Тамбовского епархиального училищного совета давал образцовые уроки в школе на педагогических курсах для учителей и учительниц церковных школ пяти северных уездов епархии, бывших при Шацком духовном училище (Тамбовские епархиальные ведомости. 1900. № 43, часть офиц. С. 620).
В 1911 г. в г. Шацке проходил Первый уездной миссионерский съезд. На нем священик Дмитрий Алмазов обратился ко всем присутствующим с речью: «...Съезд будет обсуждать меры и средства наиболее успешной борьбы с врагами православной церкви — раскольниками и сектантами, которых в уезде нашем немало. Борьба эта нелегкая, и на успех ее можно рассчитывать в том лишь случае, если в ней будут принимать участие не одни только пастыри церкви, а и все православные христиане. Даже и вам, дети, несмотря на ваш юный возраст, необходимо участвовать в этой борьбе... Участие ваше прежде всего должно выражаться в молитве Господу Богу. Без помощи Божией мы не можем сделать ни одного доброго дела, а тем более нельзя сделать такого трудного и серьезного дела, как обращение заблудших к церкви Христовой. А потому если бы вы к своим обычным молитвам присоединили еще молитву о том, чтобы Господь охранил и оградил Свою святую православную церковь, вразумил заблудших чад ее и обратил их к истинной Своей вере, то вы сделали бы великое дело и оказали бы большю помощь делу миссионерства... Во-вторых, в деле распространения св. веры Христовой вы должны участвовать добрым примером своей жизни... Дурные же примеры жизни вредят делу проповеди Христова учения. В этом можете убедиться всякий, кому приходилось присутствовать при беседах с сектантами или раскольниками. Не имея возможности доказывать правоту своей веры силою слова, раскольники и сектанты от вопросов религиозных обычно очень скоро стараются перейти к частной жизни православных, указывая на те или другие часто повторяющиеся в их жизни недостатки, чтобы тем самым унизить и подорвать доверие и к самоей вере правослвной...» Кроме того, священник подчеркнул своевременность и актуальность появления миссионерского братства в г. Шацке: «...Возражать в приципе против открытия братства едва ли возможно. Мы имеем перед собой живой пример г. Борисоглебска. Обстоятельства, недавно прошедшие, говорят, в какое печальное положение могут впасть православные пастыри при неожиданном натиске сектантства и как можно при дружном усилии парализовать успех сектантской пропаганды. Мы знаем, какое движение проявило сектантство в г. Борисоглебске. Приезжие баптисты снимают огромное помещение в центре города, устраивают собрания, на которые массами стекаются православные. И только благодаря тому, что духовенство успело дружно сплотиться и дать надлежащий отпор, пропаганда баптизма не имела успеха. То же может быть и в Шацке. Шацк со стороны сектантства представляет крупную единицу, и в ожидании натиска сектантства нужно сплотиться. Братство в Борисоглебске развернуло свою деятельность очень широко. Оно предложило устроить в г. Борисоглебске пастырский дом, где можно было вести беседы, открыть библиотеку и устраивать собрания. Мне кажется, если бы и Шацкому духовеству удалось устроить читальню, то она не осталсь бы без читателей. Было у нас Попечительство о народной трезвости, открывшее библиотеку, и немало среди читателей было баптистов. При закрытии библиотеки я слышал от одного сектанта из с. пригородной Черной слободы глубокое сожаление об ее закрытии. Подтверждением сказанного может служить и то, что ко мне в библиотеку часто ходили сектанты, например, чернослободские...» (Первый Шацкий уездный миссионерский съезд. С. 1544–1545).
Выступая в 1914 г. на торжестве по случаю закладки Шацкого епархиального училища, протоиерей Дмитрий Алмазов произнес: «Ваше Высокопревосходительство, Высокочтимая Александра Николаевна [Нарышкина. — Ред.]! Духовенство северных уездов епархии и Совет Шацкого епархиального женского училища в настоящий знаменательный для них день — день первого посещения Вышим Высокопревосходительством открытого при Вашем ближайшем содействии в г. Шацке Епархиального женского училища — почитают своим священным долгом выразить Вашему Высокопревосходительству чувства живейшей своей радости по поводу милистивого участия Вашего в настоящем нашем торжестве и вместе с тем, пользуясь благоприятным случаем, высказать Вашему Высокопревосходительству и чувства глубочайшей своей благодарности и признательности за Ваше участие в деле открытия училища и за Ваше просвещенное и в высшей степени благожелательное отношение к его нуждам и к его благоустроению в настоящее время. Призванное к жизни около двух лет тому назад, Шацкое епархильное женское училище неразрывно связано с именем Вашего Высокопревосходительства, именем, которое в истории навсегда останется неизгладимым, как имя высокой покровительницы и благотворительницы училища. Более десяти лет духовенство епархии лелеяло мысль об открытии Епархиального училища в городе Шацке. Побуждалось оно к тому крайней необходимостью. Существующее в г. Тамбове Епархиальное училище, несмотря на свое капитальное расширение, далеко не удовлетворяло всех нужд духовенства обширной Тамбовской епархии. Десятки девиц ежегодно оставались за порогом училища. Слезы не принятых в училище детей, скорбь их родителей, вынуждавшихся иногда по два, по три года ждать приема детей в училище, а иногда и совсем терявших надежду на это, было естественным следствием такого тяжелого положения дела. Грустно было особенно положение духовенства северных уездов епархии. Дальность расстояния от епархиального города, отсутствие удобных путей сообщения, материальная необеспеченность духовенства этого края — все это было причиной того, что дети северного духовенства, особенно низших членов клира, в значительном большинстве своем оставадись совсем без образования. И что всего печальнее в этом случае — выход из создавшегося тяжелого положения представлялся почти невозможным. Разного рода случайные обстоятельства, а главное — полное отсутствие свободных средств в распоряжении духовенства, особенно в последнее время предъявившее к духовному ведомству массу других неотложных нужд, отнимали у него всякую надежду на благоприятный исход дела, по крайней мере в ближайшем будущем. И вот в такое время, трудное и безотрадное, на помощь духовенству и являетесь Вы, Высокочтимая Александра Николаевна. Случайно узнав о беспомощном положении северного духовентсва епархии в деле обучения и воспитания дочерей, Вы охотно пошли ему навстречу и своими крупными материальными жертвами и своим высокопросвещенным нравственным содействием. Ваше чуткое и на все доброе и отзывчивое сердце в деле устроения Шацкого училища нашло себе самое широкое применение и скоро Вы делаетесь душою и главным двигателем этого великого высококультурного дела. А Ваше крупное пожертвование на открытие училища явилось тем краеугольным камнем, на котором скоро к величайшей радости всего духовенства, воздвиглось епархиальное училище, так давно всеми желанное и так долго всеми ожидаемое... Мечта обратилась в действительность. Явился новый рассадник просвещения, и в нем в первый же год его существования, нашли себе приют более 50 девочек, а во втором учебном году, только что закончившемся, в нем обучалось уже до сотни детей. И все они, счастливые и довольные за свою судьбу, благославляют Ваше славное имя, которое останется для них навсегда и дорогим и священным. Ежедневно, за общей утренней и вечерней молитвой, в простоте детских сердец они возносят за Вас, как за дорогую покровительницу училища, свои детсвие молитвы, они молятся о Вашем здравии и благоденствии, как будут молиться и те сотни-тысяч детей, которые найдут себе приют в стенах этого училища в последующие годы.
К величайшей радости духовенства Шацкое епархиальное женское училище и после своего открытия в лице Вашего Высокопревосходительства не лишилось своей высокой покровительницы: оно и доселе остается близким и дорогим Вашему сердцу, оно в настоящее время имеет высокую честь пользоваться Вашим чисто материнским попечением и вниманием. Ваши последующие заботы направлены на то, чтобы создать создать для обучающися в училище девочек наилучшие условия школьной жизни. Узнав, что среди воспитанниц училища есть дети весьма бедных родителей, терпящие нужду в самом необходмом из платья и обуви и что для оказания помощи таким ученицам открывается при училище благотворительное общество, Вы с присущей Вам отзывчивостью выражаете полное сочувствие этому благому начинанию и в основание его полагаете крупную сумму. Но открытие благотворительного общества требует времени, а нужда может явиться теперь же, и Вы с чисто материнской попечительностью спешите выдать новую сумму на приобретение беднейшим ученицам обуви. Забота о музыкальном и эстетическом образовании девочек побуждает Вас приобрести для училища мзыкальный инструмент. Не ускользнуло от Вашего чуткого и высокоблагородного сердца и то опасение, что не все воспитанницы училища, живущие в частных квартирах, найдут там себе здоровую среду для духовного и физического своего развития. Чтобы выйти из такого положения, Вами открывается при училище временное общежитие в частном доме, который на средства Вашего Высокопревосходительства капитально отремонтирован, приспособлен для целей общежития и богато снаюжен всей необходимой обстановкой. В общежитии, посвященном имени Вашего Высокопревосходительства, нашли себе приют до 35 девочек беднейших и многодетных родителей из духовенства. За достойную плату дети пользуются в нем наилучшими условиями жизни: они находят там и светлое чистое помещение, и здоровый питательный стол, и правильный воспитательный надзор.
Ваше Высокопревосходительство! Ваше отношение к Шацкому епархиальному женкому училищу, полное истинно матерининской любви и попечительности к воспитывающимся в нем детям, невольно вызывает у всех нас чувства глубоко радостного умиления и беспредельной к Вам благодарности и признательности. Глубокое искреннее сознание, что мы перед Вами неоплатные должники, навсегда останется неизгладимым в сердцах наших. На всех нас лежит священный долг и высокая нравственная обязанность возносить ко Господу Богу молитвы о Вашем здравии, благоденствии и долгоденствии. И смеем уверить Вас, что свято исполним этот лежащий на нас долг. Мы будем молить Господа Бога, чтобы Он за Вашу любовь к людям, и в частности к малым детям, за Вашу широкую просветительскую и благотворительную деятельность сохранил жизнь Вашу "в нерушимом здравии и непременяемом благополучии" еще на многие и многие годы, чтобы Он даровал Вам сил и крепости еще долго-долго нести свою гуманную высококультурную миссию в нашем родном крае на благо тех учреждений и на радость и утешение тех многочисленных лиц, на бескорыстное служение которым Вы себя посвятили» (Тамбовские епархиальные ведомости. 1914. № 29. С. 827–832).
7 окт. 1914 в Шацке состоялось чествование протоиерея Дмитрия Алмазова по случаю исполнившегося в этот день 25-летия служения его в священном сане. В праздновании «приняли участие многочисленные почитатели почтенного о. протоиерея из среды духовенства г. Шацка и его уезда, учащихся церковных школ и корпораций духовно-учебных заведений г. Шацка. В день чествования в церкви епархиального училища было совершено в присутствии почитателей о. протоиерея и учащихся духовно-учебных заведений и церковных школ г. Шацка благодарственное молебствие, после окончания которого от нескольких групп почитателей о. протоиерея были прочитаны приветствия и были поднесены ему икона св. великомученика Дмитрия Солунского, золотой наперсный крест и другие ценные подарки. В прочитанных приветствиях личность о. протоиерея была охарактеризована всесторонне и в весьма симпатичных чертах. Так, отмечены были его заботы об умножении в уезде церковных школ, улучшении их материального положения, обеспечении их удобными помещениями, об учреждении попечительства о бедных учащихся в церковных школах г. Шацка и его уезда; говорилось об умелом руководстве учебным и воспитательным делом, которому о. протоиерей отдавался всегда с особенной любовью, о внимательном и сердечном отношении его к персоналу учащихся, устройстве для них библиотеки и т.д. Помимо своего прямого дела о. протоиерей, как видно из приветсвий, принимал весьма деятельное участие в деле открытия и устроения Шацкого епархиального училища и в настоящее время руководит делами этого училища в роли председателя совета, состоит затем священником церкви духовного училища, успешно проповедуя в ней за богослужениями слово Божие и проч. Выслушав приветствия, о. протоирей обратился к своим почитателям с теплой речью, в которой благодарил их за привет и любовь и поднесенные св. икону, наперсный крест и другие подарки, скромно заметив, что он принимает их не как заслуженные им, а единственно как выражение присущей его почитателям душевной доброты и снисходительного отношения к его деятельности. О. протоиереем в этот день было получено немало приветствий и из других мест. Особенно ценно было для него приветствие Предстоятеля Тамбовской церкви Высокопреосвященнейшего Кирилла, который прислал ему высокомилистивую, с лестной оценкой его деятельности, телеграмму следующего содержания: "К общему голосу приветствий по случаю исполнившегося 25-летия доблестного служения Вашего Церкви и Родине с искренней любовью присоединяю и свой голос, высоко ценя Вашу плодотворную для епархии деятельность и Вас самого, как человека. Молюсь, чтобы Господь сохранил Вас в долготу дней бодрым и здоровым на пользу любимого Вами дела и на радость всем знающим и поэтому любящим Вас"» (Тамбовские епархиальные ведомости. 1914. № 48. С. 1446–1447).
«На бывшем 28-го минувшего января [1918. — Ред.] собрании духовенства и мирян Шацкого городского округа под председательством о. П. [Петра. — Ред.] Ципляковского постановлено было совершить 4-го февраля с. г. крестный ход из Соборной г. Щацка церкви. Местным советом солдатских и крестьянских депутатов заявлено при этом, что против крестного хода он ничего не имеет, но речей не допустит. В назначенный день крестный ход благополучно вышел из Собора, но около Троицкой церкви после молебна крестный ход был остановлен красной гвардией. Началась стрельба из ружей; богомольцы в панике разбежались, а духовенство было арестовано и отправлено в Шацкую тюрьму. Арестовали их в облачении и прямо повели в тюрьму, дорогою издевались, а начальнику тюрьмы сказали: заключи "длинногривых" в самую холодную нетопленую комнату. Попытка освободить их, как со стороны о. благочинного, так и со стороны города и прихожан, успеха не имела. Арестованы: протоиерей Иоанн Димитревский, священник Петр Ципляковский, свящ. Павел Богословский, священник Василий Кринов, священник Александр Троицкий, диакон [Михаил. — Ред.] Лентионов, псаломщик Рябчиков. Шацкий собор остался таким образом без священников. Исправлять богослужения в нем поручено о. уездному наблюдателю церк. школ прот. [Дмитрию. — Ред.] Алмазову и священнику Казачьей слободы [Дмитрию. — Ред.] Ацерову» (Забайкальские епархиальные ведомости. 1918. № 6/7/8. С. 212–213).