Ацеров Дмитрий Васильевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Ацеров Василий Михайлович (псаломщик)
  • мать  —  Ацерова Прасковья Яковлевна
  • жена  —  Ацерова Софья Дмитриевна
Показать всех

Рукоположение, постриг, возведение в сан

10.5.1890
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
20.5.1917
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Шацкий уезд, с. Казачья Слобода, Успенская церковь, священник. С 1910 — помощник благочинного Шацкого городского округа, с 1912 — законоучитель в Шацком епархиальном училище
20.5.1917
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., г. Шацк, Воскресенский собор, священник
18.11.1937
Владимирская и Суздальская епархия, г. Муром, Благовещенская церковь, протоиерей
Показать все

Награды

право ношения набедренника
1911
право ношения камилавки
1915
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»)
Показать все

Преследования

18.11.1937
арестован в г. Муром Владимирской обл.
не позднее нояб. 1937 – дек. 1937
находился в заключении в тюрьме г. Мурома, затем переведен в тюрьму г. Горького
17.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Горьковской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества по обвинению в «членстве в филиале Муромской церковной диверсионно-террористической контрреволюционной организации, антисоветской деятельности, направленной на свержение существующего строя, участие в нелегальных антисоветских сборищах, клевете на выборы в Верховный Совет» (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Проходил по групповому «делу протоиерея Павла Устинова и др.»
26.12.1937
расстрелян в г. Горьком
23.7.1956
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

В 1911 году отец Дмитрий Ацеров принимал участие в Первом Шацком миссионерском уездном съезде. Он говорил о необходимости «обращать более внимание на являющихся по тем или иным случаям прихожан, принимать из задушевно в такой обстановке, чтобы достоинство прихожанина не унижалось, например, стоянием на заднем крыльце. С другой стороны, и самим пастырям вполне полезно обходить с той же целью сближения и дома своих прихожан. Существующие обходы домов прихожан в праздники недостаточны. В это время священнику приходиться торопиться, чтобы побывать в большем числе домов в короткое время. Цель предполгаемого посещения священниками домов — знакомство со всеми сторонами жизни, сообщение сведений по вопросам вероучения и наконец возможная материальная помощь».  

Из речи протоиерея Дмитрия Ацерова к Высокопреосвященнейшему Кириллу, арихиепископу Тамбовскому и Шацкому 10 июля 1916 года:

«...Настоящее посещение Ваше г. Шацка особенно дорого и благовременно для нас по исключительной важности переживаемого момента. Ваше пребывание среди нас собрало как бы в одну семью представителей всех классов местного общества и служит наглядным призывом ко всем объединиться и сплотиться под покровом Православной церкви для должного отпора сильному, настойчивому и беспощадному врагу нашего отечества и церкви.

Этот враг наш в продолжение нескольких десятилетий готовился к порабощению народов, а в том числе и России. Своим хищным взглядом, окидывыя плодоносные и благословенные от природы равнины и уголки нашего отечества, он давно смотрел на некотрые из них, как на свою ближайшую добычу. Для ослабления... он нашел возможным и для своего дела полезным применить свой излюбленный способ в борьбе со славянскими народами: divide et impora, т. е. раздели и владей. К этой цели они стремились таким способом: они заранее засеяли своими выходцами или колонистами места нашего отечества, в ближайшую очередь намеченные к захвату, с целью иметь в них своих пособников в будущей борьбе с Россией; враги наши вместе с ними высылают в эти места целые рати проповедников, апостолов протестанства, которые и распространяют его под тем или другим названием, с теми или иными видоизменениями. 

К сожалению, много нашлось в России близоруких простецов, поверивших, что немецкие проповедники несут русскому народу счастье и спасение. Многие смотрели на эту пропаганду у нас протестантства как на культуру с запада и оказывали ей всяческое содействие. Так продолжалось долгое время. Только теперь с полной ясностью обнаружилась вся преступная деятельность этой пропаганды. Немецкие проповедники руководствовались не верой, а политикой, целью их было не спасение, а порабощение русского народа.

Ваше Высокопреосвященство, как и многие другие провидящие люди, с глубокой скорбью смотрели на эту преступную деятельность врагов нашей веры и отечества. Ярким и выдающимся примером Вышей постоянной любви и заботы о воспитании юношества служит с особым вниманием и подробностью осмотренное Вами строящиеся здание для Шацкого епархиального женского училища. Позволяю себе взять... задачу показать, насколько заботы и любовь Вашего Высокопреосвященства к такому воспитанию подрастающего поколения проявились в открытии Вами Шацкого женского училища и насколько это учебное заведение отвечает желанием духовенства и потребностям нашего времени.

Духовенство в своем большинстве вполне сознает и разделяет мысли, высказанные нашими лучшими педагогами: чтобы образовать хорошего, полезного для общества учителя, судью, техника, врача и т. д. необходимо прежде всего воспитать из него хорошего человека с христианским мировоззрением. Необходимо развить в нем созание, что каждый обязан быть полезным, любящим членом семьи, общества, государства, человечества и жить не только для себя, но и для других. Эти мысли и стремления по возможности к подобному образованию детей своих и побуждает духовенство северных уездов Тамбовской губернии в продолжение многих лет с такой настойчивостью просить и стремиться к открытию епархиального женского училища в г. Шацке. Определяя своих дочерей в епархиальное училище, с имеющимся при нем интернатом (за сравнительно невысокую плату), духовенство вполне покойно за характер или направление их умственного или нравственного воспитания. Оно уверено, что дети их будут воспитываться здесь в строго религиозно-нравственном духе, что в этом учебном заведении как программы учебных предметов курса, так и методы их преподавания и весь уклад училищной жизни, даже в часы неучебные, напралены на развитие у воспитанниц религиозно-нравственного мирвоззрения в Православном духе. В этом отношении у родителей нет опасения, что они через некоторого времени могут не узнать нравственного облика детей своих, что дети их приобретут нежелательные понятия и привычки, когда отцы и матери отказываются понимать своих детей и наоборот.

Нет необходимости подробно выяснять общественное значение открытого... Вами нового рассадника просвещения. Достаточно сказать, что большинство воспитанниц этого училища по своему семейному и общественному положению, после школьного воспитания будут жить в селах и деревнях в качестве семьянинок или сельских учительниц и словом, и примером своей жизни понесут нашему доброму, но во многом еще темному народу, истинное просвещенье и любовь к трудовой, трезвой жизни и святому Православию» (Ацеров Д., протоиерей. Речь к Высокопреосвященнейшему Кириллу ...).

Из обвинительного заключения по арх.-следств. делу 1937 г.: «Ацеров Д. В. систематически среди верующих проводил к/р агитацию, направленную против Советской власти, распространял о ней и о членах ВКП (б) всевозможные клеветнические слухи с призывом бороться против существующего строя. Арестованные по этому делу попы Устинов П. С., Ацеров Д. В. и др. под руководством благочинного Гладышева устраивали сборища в церкви и в квартире епископа Симеона (Михайлова), разрешая вопросы борьбы с Советской властью, обсуждали и истолковывали в к/р духе новую Конституцию СССР и положение о выборах в Верховный Совет».

Из реабилитационных документов: «Признательные показания осужденных являются неконкретными, носят абстрактный характер и не подтверждены другими материалами дела» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.)

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию