Борисов Иван Матвеевич, протоиерей

  • Дата рождения: 1875 или 1876
  • Дата смерти: не ранее 1932

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Тамбовская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.10.1899
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1901
1922
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Шацкий уезд, с. Черная Слобода, Спасская церковь, священник
Показать все

Награды

1910
право ношения камилавки
1914
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»)
Показать все

Преследования

не позднее 1930
осужден на высылку в Северный край на 3 года за "антисоветскую агитацию"
19301932
находился в ссылке в г. Мезени Архангельской обл.
16.7.1931
арестован по обвинению в "антисоветской агитации" как участник "контрреволюционной группы церковников"
не позднее 1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 5 лет
с 5.2.1932
находился в ссылке в Автономной области Коми (Зырян)
26.7.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Выступая в 1911 с докладом на Первом миссионерском епархиальном съезде в г. Шацке, священник Иоанн Борисов заметил, что «задача всех миссионерских съездов — выяснить положение сектантства и отношение его к православной церкви... Задача настоящего съезда сходна — поставить диагноз болезни и раны, разъедающих нашу церковную жизнь. На прежних заседаниях выяснилось, что особенно опасной сектой является баптизм по своей усиленной пропаганде. Задача съезда — посильно высказаться, как лечить эту болезнь, разъедающую организм церкви. Были прежде высказаны следующие мнения: необходимо обратить внимание на утверждение православных в правоте своей истины. Говорят, что народ баптистских проповедников слушает лучше, чем наших, и их проповедь производит более сильное впечатление на слушателей-крестьян. На предыдущих заседаниях выработана прекрасная мера, хотя эта мера, не новая и составляет даже нашу обязанность, — усилить проповедь, чтобы ни одна служба не обходилась без проповеди. Меру эту можно только приветствовать... Но этим не исчерпываются все обязанности пастыря, особенно при натиске баптизма в разных местах. Недавно был случай в с. Федосова поляна: священник около храма нашел брошюры с призывом православных к сектантству и укором православным пастырям. Следовательно, пастыри обязаны оградить православных от сектатской пропаганды. Одна проповедь в этом деле недостаточна. Проповедь — теоретическая часть дела, но должна быть и практическая — осуществление тех начал, которые мы проповедуем. Но это обязанность не одного клира: гораздо лучше, если бы было сочувствие и содействие в этом деле священнику со стороны прихожан, из которых следовало бы образовать какой-либо миссинерский кружок или братство... Но на нас лежит еще обязанность — привлечь овец не нашего стада. Для этого пастырю необходимо быть во всеоружии знания как своего упования, так и сектантского вероучения... Если мы разъедемся и будем действовать разрознено, то едва ли дело подвинется вперед. Для объединения я полагал бы устроить какую-либо организацию как порайонную, так и общую... Я думаю, необходимо объединиться нам по районам. Например, район для г. Шацка и пригородных слобод. Можно здесь нам завести беседы в церквах или в каком-либо помещении и разбирать на них вопросы, вести беседы по очереди священникам. Беседа до произнесения должна быть заслушана и обсуждена во избежание промахов, и тогда всякий отнесется к своей задаче с должным вниманием. Польза таких бесед несомненна и для православного населения. Оно может тогда разобраться, в чем заблуждаются сектанты, и деятельность сектантов через это парализуется. Еще арх. Никанор говорил, что только в православной церкви можно родиться, жить и умереть, не зная веры. Секты живы тем, что твердо усвоили свое учение все, до последней женщины. Каждый баптист может быть и миссионером, а у нас не каждый и из пастырей хочет быть миссионером. Желательно, чтобы и у нас, кроме клира, и православные миряне принимали участие в миссионерском деле, и эти миссионерские кружки я предлагал бы скорее открыть в приходах; это в наших руках, мера эта известна по примеру г. Борисоглебска, где миссионерский кружок действует и имеет хорошие результаты... В Борисоглебске теперь натиск сектантов меньше и православные перестали укорять пастырей, что они не дают им хлеба духовного... Может быть трудно отдельному священнику скоро усвоить вероучение всех сект, с опровержением его, но, если разделить между священниками труд по отделам, это будет достижимо... Все такие порайонные союзы можно объединить в одном уездном Брастве, которое должно знать о положении сектантства в уезде и о том, что сделано кружками...» (Первый Шацкий уездный миссионерский съезд)

С 1922 по 1930 трудился в товариществе по месту жительства.

Сообщить о неточностях или дополнить биографию