Ветелев Александр Андреевич, протоиерей

Родственники

  • жена  —  Ветелева (Пчельникова) М. Е . Бракосочетание состоялось в 1920
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1907
Нижегородское духовное училище
1907
1913
Нижегородская духовная семинария
1913
1917
Казанская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Н. И. Новиков, жизнь и мировоззрение»
1921
Высший социально-юридический институт в Севастополе
1924
1929
Московский педагогический институт
обучался на вечернем отделении факультета русского языка и литературы
1949
Московская духовная академия
защитил магистерскую диссертацию, представив в совет академии курс лекций по гомилетике
26.12.1967
Московская духовная академия
защитил докторскую диссертацию: «Божественная литургия»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

6.3.1946
рукоположен во диакона Патриархом Московским и всея Руси Алексием I
10.3.1946
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
сент. 1945
март 1946
Московская обл., г. Загорск, Московская духовная академия, преподаватель, читал курс лекций по гомилетике
10.3.1946
1957
Московская обл., г. Загорск, Московская духовная академия, священник. С 1949 преподавал патрологию, с 1951 пастырское богословие, с 1953 литургику
1957
1965
Московская епархия, г. Москва, протоиерей, служил в московских храмах: Успенском (в Новодевичьем мон-ре), Пимена Великого в Нов. Воротниках, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала
1965
1976
Московская обл., г. Загорск, Московская духовная академия, протоиерей, преподаватель гомилетики и нравственного богословия
Показать все

Награды

1971
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш»
28.12.1972
орден св. Владимира 2-й степени
Показать все

Другие сведения

Происходил из семьи псаломщика, впоследствии диакона.

Будучи студентом академии, состоял членом философско-богословского кружка, посещал лекции по истории философии в Казанском университете. В 1917 г. призван в действующую армию, в течение года служил матросом на Черноморском флоте.

До 1923 г. работал преподавателем средней школы в Севастополе. В 1923–1924 гг. заведовал ФЗУ в пос. Растяпино (впосл. г. Дзержинск) Нижегородской губ., в 1924–1930 гг. являлся заведующим школой «городка для беспризорных детей» в г. Пушкино близ Москвы. В 1930–1935 гг. преподавал в средней школе в Москве, в 1935–1943 гг. в средней школе в г. Щёлково Московской обл. В 1943–1944 гг. по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1944–1945 гг. преподаватель средней школы № 87 г. Москвы.

Основное внимание в лекциях уделял проблемам духовно-нравственного и церковного воспитания, осмысления будущими пастырями своего служения в Церкви.

26 дек. 1967 г. В. защитил докторскую диссертацию «Божественная литургия», в которой раскрыл связь богослужения с пастырской деятельностью. В приложении к диссертации помещен сборник годичных поучений (ок. 200).

В 50–70-х гг. в «Журнале Московской Патриархии» и «Богословских трудах» публиковались доклады отца Александра на различных церковных собраниях, проповеди, отрывки из его лекций и докторской диссертации. Проповеди печатались также в журнале «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия).

Значительное число работ отца Александра не опубликовано, хранится в библиотеке Московской духовной академии.

«Отец Александр пользовался большим уваже­ нием у учащихся Московских духовных школ и как проповедник. Любила его и паства за добрые пастырские советы и наставления...

Весьма характерна одна из последних бесед протоиерея Александра Ветелева с только что зачисленными в первый класс семинарии. "Верующие люди, — говорил отец Алек­ сандр,— придут к вам в храм за благодатью. Чтобы вы не оказались наемниками, а были истинными священниками, как можно полнее используйте время, данное вам для подготов­ ки к служению Богу, Святой Церкви, Родине. В каждом человеке Господь положил зер­нышки святости. Каждый из нас может и дол­ жен быть святым". При этих словах отец Алек­сандр подошел к сидящим в первом ряду и, дотрагиваясь до их подбородков, заглядывал в глаза и говорил: "Все мы хотим быть свя­тыми! Все мы должны быть святыми! Не тратьте время впустую. Полнее воспринимай­те благодать, которую вы получите здесь обильно, чтобы потом принести ее жажду­щим верующим сердцам на приход. Чаще ходите к мощам Преподобного Сергия, ста­райтесь перемениться духовно. Преподавае­ мое воспринимайте больше сердцем, нежели умом. Будьте чутки и внимательны к людям, помогайте им, заботьтесь о них. Но самое главное — это дать рост семенам святости, заложенным в нас Господом. Первый шаг на пути к святости — это исполнение заповеди Божией о любви к ближнему. Если я люблю своего ближнего, значит, все в порядке, зна­чит, я на правильном пути...".

Профессор Московской духовной академии архиепископ Волоколамский Питирим в над­гробном слове говорил об отце Александре, как священнике пламенном, горячем, как Духовнике, готовом всегда принять на себя скорбь ближнего, дерзновенно предстательст­вовать пред Богом и раствориться своей душой с душой того, кто искал его поддерж­ки и помощи. Преосвященный Питирим подчеркнул, что почивший наставник был под­линно доктором, учителем богословия, что богословие его было не словом, а делом, не званием, а существом, не формой, а самой его жизнью... Пусть же Гос­подь, сказал в заключение архиепископ Пи­тирим, упокоит душу его в селениях правед­ных так быстро и легко, как только может милосердие Божие» (Профессор протоиерей ... С. 31).

Сочинения

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию