Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 19 сентября/2 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)
мать
—
Богословская Любовь Федоровна, дочь священника
жена
—
Богословская Анимаиса Ивановна (1874 или 1875 – 1944). Жила в Вологде до 1944, потом переехала к дочери в Великий Устюг, где скончалась
дочь
—
Манакова (Богословская) Любовь Константиновна (род. в 1901). В 1937 проживала в г. Великом Устюге. Муж: Манаков Алексей Авенирович; двое детей
сын
—
Богословский Николай Константинович (род. в 1903). В 1937 проживал в г. Грязовце
сын
—
Богословский Александр Константинович (1914, г. Великий Устюг – 8.3.1942). Участник Великой Отечественной войны, красноармеец 375-й стрелковой дивизии. Призван Вологодским горвоенкоматом, убит в бою под г. Ржевом
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1891
Вологодская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
1891
1895
Казанская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. Сочинение: «Государственное положение Римско-Католической церкви от Екатерины Великой до настоящего времени»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
1.8.1907
рукоположен во священника
22.7.1918
возведен в сан протоиерея епископом Вологодским и Тотемским Александром (Трапицыным)
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.9.1895
9.10.1896
Вологодская и Тотемская епархия,
г. Вологда,
Вологодское епархиальное трехклассное женское училище, законоучитель на обоих отделениях 2-го и 3-го классов (18.9.1895–16.8.1896), преподаватель русского языка (29.8.1896–9.10.1896). Временно преподавал латинский язык в Вологодской духовной семинарии и русский язык с церковнославянским в старших классах Вологодского духовного училища в 1895/96 учеб. году
г. Вологда,
Вологодская духовная семинария, преподаватель истории и обличения русского раскола и обличительного богословия (с 15.10.1899), учитель русского языка в Вологодском епархиальном женском училище (с 1899), законоучитель в Губернской гимназии (с 1907). Член совета Вологодского епархиального православного братства во имя Всемилостивого Спаса (14.4.1900–1907), делопроизводитель совета братства (24.10.1901 – июль 1907), член комиссии братства для собирания и изучения материалов по истории раскола в Вологодском крае, член Вологодского комитета православного миссионерского общества (с 12.3.1900). Участник съезда окружных миссионеров в г. Вологде (28–31 янв. 1902)
30.5.1907
1920
Вологодская губ.,
г. Великий Устюг, Устюжское духовное училище, протоиерей (с 1.8.1907 по 22.7.1918 — священник), смотритель училища, инспектор краткосрочных педагогических курсов для учащих в церковно-приходских школах Устюжского викариатства (с июля 1908). Председатель Великоустюжского епархиального совета (с 1918), председатель совета Устюжского епархиального женского училища (11.3.1910–1.7.1912), председатель совета образцовой школы для девочек при Устюжском епархиальном женском училище (с окт. 1910), член совета и председатель комитета по заведованию церковным древнехранилищем при Великоустюжском Стефано-Прокопиевском братстве, член совета Великоустюжского православного Стефано-Прокопиевского братства (с 26.4.1911), товарищ председателя Великоустюжского епархиального комитета по оказанию помощи беженцам (с 1915), почетный председатель съезда духовенства и мирян Великоустюжского викариатства (1918). Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918), председатель комиссии по выделению Великоустюжского викариатства в самостоятельную епархию
право ношения скуфьи, награжден к празднику Св. Пасхи
6.5.1911
право ношения камилавки
6.5.1914
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
1930-е
право служения в митре
Показать все
Преследования
1921
арестован вместе с архиепископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) и двумя другими членами епархиального совета по обвинению в «организации "незаконного" сбора средств на церковь»
12.6.1921
осужден Северо-Двинским губернским революционным трибуналом на 5 лет лишения свободы; приговор: «нарушение декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства». Осужденные были сразу же амнистированы и освобождены
3.8.1922
арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей; освобожден под подписку «при чтении проповедей среди прихожан Успенского собора не касаться вопросов, не относящихся к религии, как то политических, относительно изъятия церковных ценностей и т. п.»
авг. 1922 1923
находился в заключении в Северо-Двинском губернском исправдоме (г. Северодвинск)
30.3.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 2 года заключения в концлагерь по ст. 58-10 УК РСФСР
1923 1925
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН). Содержался в отделениях на острове Большая Муксалма, в центральном комплексе на острове Большой Соловецкий («кремле»)
1925
находился в ссылке в г. Архангельске
1930
арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности»; проходил по делу № 1432
2.7.1937
арестован как «организатор и руководитель контрреволюционной церковно-монархической группы» по обвинению в «антисоветской агитации... проведении активной контрреволюционной деятельности, распространении провокационных слухов, пропаганде фашизма»
2.7.1937 19.9.1937
находился в заключении в тюрьме г. Вологды
19.9.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Северной обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
2.10.1937
расстрелян
17.2.1993
реабилитирован прокуратурой Вологодской обл., по году репрессии: 1923
9.3.1970
реабилитирован президиумом Вологодского областного суда, по году репрессии: 1937
Протоиерей Константин Богословский родился в семье священника Борисоглебской церкви с. Ельниково Александра Богословского (из древнего духовного рода Непеиных; Богословский — семинарская фамилия). Отец Александр пользовался большим уважением прихожан. Долгое время он был окружным благочинным и духовником местного духовенства. Мать отца Константина, Любовь Федоровна, была также дочерью священника. Она отличалась особой кротостью, которую от нее унаследовал Константин. Кроме него, в семье было еще 7 детей (Николай, Александр, Юлия, София и еще трое детей).
Константин родился с подвывихом бедра и всю жизнь довольно сильно прихрамывал. Поэтому с самого начала родители направляли его путь по преподавательской стезе, в отличие от братьев, которых готовили к священству.
По воспоминаниям родных, отец Константин, прежде веселый и общительный человек, после отбытия срока заключения в Соловецком лагере и архангельской ссылки вернулся домой молчаливым и замкнутым.
Протоиерей Алексий Резухин, в 1930-х годах начинавший прислуживать в кладбищенской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, вспоминал об отце Константине: «Митрофорный протоиерей, кандидат богословия, в возрасте 60 лет с небольшим, среднего роста, стройный, прихрамывающий на одну ногу, с небольшой бородкой клинышком, с длинными по плечам волосами темно-каштанового цвета без проседи, с намечающейся лысиной на голове, — вот образ его, который как сейчас вижу перед собою. Он был молчалив, очень сосредоточен, необщителен, ровен со всеми. На лице его всегда отражалась какая-то мысль. За архиерейским богослужением он был всегда предстоятелем. В обращении с Владыкой почтительно сдержан. Служение его внешними данными не отличалось. Иногда он говорил проповеди. Во время всенощных, когда вел службу какой-нибудь другой священник, он всегда стоял в алтаре у столика, который был приставлен справа к жертвеннику и углублялся в молитву, левой рукой чуть-чуть касаясь столика» (Претерпевшие до конца. 1937 год. С. 50).
Из обвинительного заключения 1937 г.: «Богословский К. А., собирал сведения о закрытых церквях и репрессированных служителях культа, о чем информировал митрополита Сергия. По его инициативе была написана клеветническая в антисоветском духе жалоба во ВЦИК РСФСР о якобы незаконном закрытии Богородского кладбища».
«Зимой 1935 г. на квартире священника Подъякова среди духовенства агитировал: "В правительстве у нас сидят бывшие каторжане и не умеют управлять государством, а издавая нелепые законы, только мучают население"».
«В октябре 1936 г. распространял к/р клеветнические измышления, агитировал: "Даже молодежь понимает весь обман Советской власти... Теперь все поняли, что колхозы дожили до голода, хлеб отдали государству, а самим есть нечего, хоть умирай"».
Виновным себя не признал, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. По свидетельству очевидцев, «около 24 сентября Богословского вместе с другими заключенными посадили в вагон поезда, который отправился в северном направлении» (Новомученики, исповедники ...).
Архивные источники
Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. 8965
Картотека священнослужителей — заключенных Соловецкого отделения СЛОН и Соловецкой тюрьмы ГУГБ, 2009 г. / сост. А. А. Сошина // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря
Показать все
Сочинения
Государственное положение римско-католической церкви в России от Екатерины Великой до настоящего времени / [Константин Богословский]. Харьков, 1898. [2], 191 с.
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 58