Стефановский Иаков Прокопьевич, протоиерей
- Дата рождения: 15.6.1858
- Место рождения: Новгородская губ.
- Дата смерти: 8.1.1931
- Место смерти:
Родственники
- отец — Стефановский Прокопий, псаломщик
- жена — Стефановская (Зверева) Зинаида Стефановна. Таинство венчания совершено 26.9.1882 священником Николаем Васильевским
- тесть — Зверев Стефан, священник, настоятель храмов Тихвинского Введенского женского монастыря
- брат — Стефановский Павел Прокопьевич, священник
- дочь — Стефановская Евгения Яковлевна, умерла в младенчестве
- дочь — Стефановская Мария Яковлевна, умерла в младенчестве
- дочь — Стефановская Надежда Яковлевна, умерла в младенчестве
- дочь — Смарагдина (Стефановская) Екатерина Яковлевна (род. 15.10.1883)
- зять — Смарагдин Капитон Владимирович, священник Воронинской церкви Череповецкого уезда, сын диакона Введенского женского монастыря. Расстрелян 4.10.1937
- сын — Стефановский Василий Яковлевич (род. 15.7.1885). Окончил Новгородскую духовную семинарию (1907). После окончания несколько лет работал учителем земской школы, а в 1916 находился на военной службе
- сын — Стефановский Борис Яковлевич (род. 20.3.1888). В 1911 после окончания 5 класса уволился из духовной семинарии и до мобилизации трудился учителем Озеревской церкви Тарантаевской волости Тихвинского уезда. В 1916 находился на одном из фронтов Первой мировой войны
- сын — Стефановский Иван Яковлевич (род. 20.10.1889). Судя по всему, был не особо благополучным. Известно, что 3.11.1912 городской судья Тихвина, разобрав уголовное дело по обвинению его полицией в краже, «приговорил лишенного всех особенных прав и преимуществ Ивана Яковлева Стефановского подвергнуть тюремному заключению на восемь месяцев». Что с ним случилось после выхода из тюрьмы — неизвестно. Возможно, он был призван на Первую мировую войну и погиб. В 1916 среди детей отца Якова Стефановского он уже не назван
- сын — Стефановский Алексей Яковлевич (род. 10.1.1893). Окончил Новгородскую духовную семинарию (1914), обучался в Киевской духовной академии
- сын — Стефановский Николай Яковлевич (род. 11.4.1895). В 1916 служил на Северной железной дороге
- сын — Стефановский Дмитрий Яковлевич (23.4.1899–31.12.1929). Обучался в Новгородской духовной семинарии. В 1917 был переведен в 4 класс; окончить семинарию не успел, так как после Октябрьского переворота ее закрыли
- сын — Стефановский Александр Яковлевич (1901, г. Тихвин – 1901). Прожил только 14 часов, отец едва успел совершить над ним Таинство Крещения
- дочь — Стефановская Серафима Яковлевна (род. 28.7.1903). В 1916 — ученица Тихвинской женской гимназии
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Подробная биография
После того как многолетний настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Василий Волотовский 22 октября 1918 г. вышел за штат, к исполнению его обязанностей приступил священник этого храма Яков Стефановский — не только самый старший по возрасту среди других священнослужителей собора, но и наиболее опытный. К тому моменту стаж его церковного служения насчитывал более 36 лет. Утвержден в должности настоятеля собора он был 20 февраля 1919 г.[1]
Яков Прокопьевич Стефановский родился 15 июня 1858 г. в семье псаломщика. Место его рождения неизвестно, но можно предположить, что он был родом из наших краев. В Тихвине жила его старшая сестра Анна Прокопьевна Стефановская, ее дом стоял на пересечении Петровской улицы (ныне Юных разведчиков) и Полевой-Кузнецкой[2]. В Сенновской и в Пярдомльской церквях (Бокситогорский район) в 1866–1880 гг. был священником его родной брат Павел Прокопьевич Стефановский[3]. В 60-х гг. ХIХ в. в Михайловской церкви Озерского погоста Тихвинского уезда служил священник Иоанн Стефановский, а в Ребовской церкви Тихвинского уезда (с 1881 г.) — священник Василий Стефановский. Возможно, последние два тоже приходились ему братьями. Сказать об этом с уверенностью нельзя, так как не удалось выяснить их отчество. Известно также, что законоучителем Тихвинского уездного училища (в 1829 г. и в 1832 г.) был протоиерей Михаил Стефановский[4]. Так что фамилия Стефановский была для Тихвина не чужой.
После окончания в 1880 г. Новгородской духовной семинарии Яков Стефановский 16 августа того же года был назначен наставником в Тихвинское приходское училище, где работал до 2 сентября 1882 г.
26 сентября 1882 г. он женился на дочери настоятеля храмов Тихвинского Введенского женского монастыря Стефана Зверева Зинаиде. Таинство венчания совершил его бывший однокурсник, ставший к тому времени священником, Николай Васильевский. Жениху было 24 года, невесте — 21[5].
22 октября 1882 г., Яков Стефановский был определен священником к Явосемской церкви Тихвинского уезда, в которой до 6 июля 1882 г. служил его тесть Стефан Зверев. Явосемская церковь находилась на большом отдалении от «цивилизации»: «от духовной консистории в 250 верстах, от местного благочинного в 55 верстах, от проселочного тракта в 7 верстах, от г. Тихвина в 50 верстах, от Кузьминского волостного правления в 20 верстах»[6]. До ближайших церквей, которые находились в Шугозере, тоже было не очень-то близко — 20 верст.
Как и другие священнослужители, помимо служения в церкви о. Яков Стефановский занимался и педагогической деятельностью: с 1885 г. по 1887 г. он был заведующим школами грамоты в Никульском, Мелехове, Ушакове, Абрамове и в них же преподавал Закон Божий. С 4 декабря 1890 г. по 1998 г. он состоял законоучителем Никульской земской школы (народного училища)[7] и с 1896 г. по 1898 г. — Турлинской земской школы.
Пять лет, с 1884 г. по 1889 г., он являлся помощником благочинного 3 Тихвинского округа, а с 25 февраля 1891 г.[8]. по 1898 г. — благочинным этого округа. В 1893–1898 гг. он был председателем миссионерского отделения по борьбе с расколом.
15 июля 1898 г. о. Яков Стефановский был переведен к Тихвинскому Спасо-Преображенскому собору. Во время служения в Тихвине он жил с семьей в своем доме по адресу ул. Фроловская, д. 26 (ныне ул. Пролетарской диктатуры). Дом до нашего времени не сохранился.
Служение в соборе он совмещал с преподаванием Закона Божиего в Тихвинском приходском училище (1899–1905 гг.), Высшем начальном училище (1900–1915 гг.) и Реальном училище (14 сентября 1914 г. – 1918 г.)
С 1900 г. он три года был помощником Благочинного 1 Тихвинского округа, с 1906 г. в течение 6 лет ― членом Ревизионного комитета по духовному училищу, с 1906 г. по 1915 г. — постоянным членом-казначеем отделения Епархиального училищного совета. Кроме того, он являлся депутатом по духовно-училищным делам (с 1906 г. по 1908 г.), а также депутатом 1 округа Тихвинского уезда (в 1908–1914 гг.)[9].
Его труд был отмечен целым рядом церковных и светских наград. 30 декабря 1887 г. он был награжден набедренником, 9 марта 1894 г. — скуфьей, 6 мая 1898 г. — камилавкой, 6 мая 1904 г. — наперсным крестом, 6 мая 1911 г. — орденом Св. Анны 3 степени за заслуги по гражданскому ведомству, 11 мая 1912 г. — Библией. Также он имел серебряные медали в память царя Александра III и 25-летия церковно-приходских школ, темно-бронзовую медаль за безвозмездные труды по переписи народонаселения в 1897г., светло-бронзовую медаль в память 300-летия Дома Романовых и юбилейный Романовский знак.
В семье Якова и Зинаиды Стефановских родилось 12 детей: 7 сыновей и 5 дочерей. Сведений о них сохранилось немного. Три дочери (Евгения, Мария и Надежда) умерли в младенчестве; сын Александр, родившийся уже в Тихвине в 1901 г., прожил только 14 часов[10], отец едва успел совершить над ним Таинство Крещения[11].
О других детях сведения получены в основном из клировой ведомости Спасо-Преображенского собора за 1916 г. Дочь Екатерина, родившаяся 15 октября 1883 г. была к тому времени замужем за священником Воронинской церкви Череповецкого уезда Капитоном Владимировичем Смарагдиным, сыном диакона Введенского женского монастыря, ставшим впоследствии одной из жертв политических репрессий. Его расстреляли 4 октября 1937 г.[12]
Сын Василий (15 июля 1885 г.р.) после окончания в 1907 г. Новгородской духовной семинарии несколько лет работал учителем земской школы, а в 1916 г. находился на военной службе. На одном из фронтов Первой мировой войны был и сын Борис (20 марта 1888 г.р.), в 1911 г. уволившийся после окончания 5 класса из духовной семинарии[13] и до мобилизации трудившийся учителем Озеревской церкви Тарантаевской волости Тихвинского уезда. Алексей (10 января 1893 г.р.), окончивший Новгородскую духовную семинарию в 1914 г., [14] учился в Киевской духовной академии. Николай (11 апреля 1895 г. р.) служил на Северной железной дороге. Дмитрий (23 апреля 1899 г. — 31 декабря 1929 г.) учился в Новгородской духовной семинарии. В 1917 г. он был переведен в 4 класс с назначением письменной работы по словесности[15]. Но, как известно, окончить семинарию он не успел, так как после Октябрьского переворота ее закрыли. Дочь Серафима (28 июля 1903 г. р.) была ученицей Тихвинской женской гимназии[16].
Сын Иван, родившийся 20 октября 1889 г.[17], судя по всему, был не особо благополучным. Известно, что 3 ноября 1912 г. городской судья Тихвина, разобрав уголовное дело по обвинению его полицией в краже, «приговорил лишенного всех особенных прав и преимуществ Ивана Яковлева Стефановского подвергнуть тюремному заключению на восемь месяцев»[18]. Что с ним случилось после выхода из тюрьмы — неизвестно. Возможно, он был призван на Первую мировую войну и погиб. В 1916 г. среди детей Якова Стефановского он уже не назван[19].
Так, как описано выше, складывалась жизнь о. Якова Стефановского до Октябрьской революции. О том, что случилось потом, удалось в определенной степени узнать из немногих обнаруженных архивных документов и из дневниковых записей тихвинского историка и краеведа И. П. Мордвинова.
Настоятельство о. Якова Стефановского выпало на очень непростое время. В общественной и церковной жизни происходили кардинальные перемены. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», опубликованном 5 февраля 1918 г., все церковные и религиозные общества лишались всякой собственности, все их имущество объявлялось народным достоянием. Церковь, правда, могла пользоваться храмами и предметами, предназначенными специально для богослужебных целей, бесплатно, но только «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти»[20].
Сохранился документ за подписями настоятеля собора Якова Стефановского, других священнослужителей и прихожан храма, свидетельствующий о том, что 25 апреля 1919 г. религиозная община при Спасо-Преображенском соборе по особой описи приняла от Тихвинского совета крестьянских и рабочих депутатов «в бессрочное бесплатное пользование находящийся в гор. Тихвине Соборный храм каменный и кладбищенскую Иовскую церковь каменную и часовню на Богородицкой улице с находящимися в них богослужебными предметами»[21].
В том же 1919 году имя о. Якова Сефановского встречается в дневниковой записи И. П. Мордвинова от 14 августа: «Утром нас разбудило пение монахинь. Несли мимо гроб Елены Литвиновой... Сегодня должен был идти крестный ход... Он действительно проходил мимо нас, но мы занятые чаепитием, не видали его... Говорят, был весьма печален; шел только один поп Яков (Стефановский. — Прим. автора), произнес на Безместных трогательную речь, от которой народ плакал: подчеркивал общее равнодушие к вере и церкви, указывал, что раньше народ шел в процессии тысячами, а теперь — только десятками»[22].
Архивные документы свидетельствуют, что даже для того, чтобы провести собрание членов церковно-приходского совета с целью решения вопросов исключительно церковной жизни, требовалось получить разрешение Тихвинского исполкома. Так, например, 19 марта 1920 г. исполком позволил созвать собрание членов церковно-приходского совета Спасо-Преображенского собора для обсуждения следующих вопросов: 1) об епископе Алексии Тихвинском; 2) об открытии 4-й вакансии священника при соборе; 3) о продовольствии священнослужителей; 4) о свечном складе[23].
Как известно, перерегистрацию религиозные общины должны были проходить ежегодно. Советская власть всё держала под контролем.
19 марта 1921 г. губернский отдел юстиции просил Тихвинский уездный отдел внутреннего управления сообщить общине Спасо-Преображенского собора, что Устав прихода может быть утвержден при условии изменения статьи 11-й, в которой говорилось, что правом голоса на общем собрании могли пользоваться лица, достигшие 20-летнего возраста. Юристы отметили, что это положение противоречило ст. 60 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. и ст. 10 декрета об отделении Церкви от государства от 24 августа 1918 г., предоставившим право всем достигшим 18-летнего возраста участвовать в управлении богослужебным имуществом. Кроме того, отдел юстиции просил выяснить, на каком основании означена община имела свои штамп и печать, являясь еще не утвержденной[24]. Замечания были учтены. 6 июня 1921 г. губернский отдел юстиции сообщил, что Спасо-Преображенская община утверждена 27 мая 1921 г.[25].
1922 год вошел в историю государства и Русской Православной Церкви как период изъятия церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом. В архиве сохранилась опись изъятия в соборе риз от 27 апреля 1922 г. за подписью настоятеля Якова Стефановского и священника этого храма Николая Богословского[26].
8 июня 1922 г. настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Яков Стефановский послал на имя митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) рапорт, в котором сообщал, что из вверенных ему городских храмов и церквей I благочиннического округа правительственной комиссией произведено изъятие церковных ценностей. Переучёт и изъятие производились при представителях общин верующих и при настоятелях церквей. Комиссиями удовлетворялись заявления о замене некоторых изъятых предметов другими. Во время работы по изъятию никаких столкновений не было, «дело изъятия окончилось в порядке и спокойно»[27].
И. П. Мордвинов записал в своем дневнике, что в журнале «Наука и религия» были отмечены «на Красной доске наш поп Янкель Стефановский и архимандрит Антоний» за то, что изъятие церковных ценностей в Тихвине прошло без эксцессов. «Какая ирония судьбы»[28], — язвил по этому поводу историк. Сам журнал, в котором появился этот хвалебный отзыв, по его мнению, «производил довольно гнусное впечатление и содержанием, и балаганщиной»[29].
К концу 1922 г. умами некоторых тихвинских священнослужителей овладели идеи обновленчества. 19 ноября 1922 г. в дневнике И. П. Мордвинова появляется запись: «У нас в Тихвине тоже зачинается церковная разруха»[30]. Якова Стефановского, который встал на сторону обновленцев, череповецкий епископ назначил благочинным монастырей. В декабре 1922 г. И. М. Мордвинов напишет: «благочинный Янкель всячески подставляет ножку архимандриту и не хочет служить с последним, чтобы не стоять ниже его. Церковь гибнет»[31]. По словам историка, о. Яков Стефановский даже намеревался стать настоятелем Большого монастыря[32].
Но, как известно, обновленцам в Тихвине противостояли многие священнослужители и верующие. 15 мая 1923 г. протоиерей Яков Стефановский прислал в Череповецкое епархиальное управление рапорт, свидетельствующий о нежелании духовенства и мирян Тихвинского уезда присоединяться в церковно-административном отношении к Череповцу.
А 25 июня 1923 г. ему как уполномоченному Тихвинского церковного управления была вручена выписка из протокола общего собрания верующих религиозной общины Большого Тихвинского монастыря, в которой было однозначно заявлено о непризнании обновленческих епископов и обновленческих управлений и о неподчинении их распоряжениям[33].
29 июля 1923 г. череповецкая губернская газета «Коммунист» опубликовала заметку под названием «Забастовали», в которой говорилось: «Тихвинские попы объявили добровольную подписку прихожан для выяснения, кто хочет примкнуть к «новой» церкви и кто остается в «старой». В результате соборная церковь («новая») осталась без прихожан, которые перешли в Введенский и Тихвинский монастыри. Бедный соборный причт остался без дохода и выходит в отставку»[34]. Яков Стефановский был исключен из общины и остался без всяких средств к существованию.
«Старая» церковь одержала верх. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе осенью 1923 г. совершались священнослужителями, принадлежавшими канонической Церкви. 11 ноября священник собора Николай Богословский, ставший настоятелем, был утвержден епископом Крестецким Серафимом в должности благочинного 1 округа Тихвинского уезда[35]. Якова Стефановского в соборную общину обратно не принимали. Президиум общины выдвинул ему и священнику Леониду Борисову, также примкнувшему к обновленцам, следующие условия: они должны были принести покаяние и ответить на 5 вопросов анкеты президиума общины. Если, по отзывам президиума и духовника, которым был назначен для них священник Владимир Фиников, их ответы и покаяние будут признаны удовлетворительными, то тогда предполагалось созвать всю обновленческую общину для публичного раскаяния, а затем всё дело должно было быть направлено к епископу Серафиму на его окончательный приговор[36].
Яков Стефановский отказался выполнять предписанные условия, а о. Леонид Борисов, видимо, пошел на их выполнение, пусть и не искренне (он продолжал свою обновленческую деятельность до 1930 г.), так как в списке священнослужителей Спасо-Преображенского собора на 10 июня 1924 г. он указан, а имя протоиерея Якова Стефановского отсутствует[37]. Нет его и среди участников обновленческого викариатского съезда духовенства и мирян Тихвинского района, состоявшегося 13–14 марта 1929 г.[38]
Порвал ли он с обновленцами, принес ли впоследствии покаяние и вернулся в лоно канонической Церкви, служил ли где-то или так и остался за штатом, был здоров или болен — неизвестно. Архивные документы свидетельствуют, что он продолжал жить в Тихвине, так как его имя и имя его жены Зинаиды Степановны есть в списках лишенных прав за 1925[39], 1928[40] и 1930[41] гг. В них он продолжает фигурировать как священник (1925 г.) или как служитель религиозного культа.
Известно, что скончался он 8 января 1931 г. на 73 году жизни. К сожалению, на сегодняшний день не удалось разыскать его потомков и найти какую-либо его фотографию.
_______________
[1] ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 5.
[2] ЦГИА СПб. Ф. 1034. Оп. 2. Д. 118. Л. 42 об.
[3] Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М., 2019. С. 462.
[4] Старовойтов Л. А. Население Тихвинского края (1773–1918 гг.). Пикалёво, 2020. URL: https://vk.com/wall-48380027_6516
[5] ЦГИА СПб. Ф. 19 Оп. 125. Д. 1314. Л. 281.
[6] ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 5.
[7] НЕВ. 1890. № 24. С. 451.
[8] НЕВ. 1891. № 8. С. 184
[9] ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 4 об. – 5.
[10] ЦГИА. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1732. Л. 291.
[11] ЦГИА. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1732. Л. 238.
[12] Священник Капитон Владимирович Смарагдин. URL: http://kanonizacia.cerkov.ru/svyashhennik-kapiton-vladimirovich-smaragdin
[13] URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[14] Выпускники Новгородской духовной семинарии. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[15] Выпускники Новгородской духовной семинарии. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[16] ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 5.
[17] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 1338. Л. 94.
[18] ЦГИА СПб. Ф. 1044. Оп. 1. Д. 307. Л. 2.
[19] ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 5.
[20] Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325
[21] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 38.
[22] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Д. 5. Л. 26 об.
[23] ЛОГАВ Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 29.
[24] ЛОГАВ Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 35.
[25] ЛОГАВ Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 32.
[26] ЛОГАВ Р-903. Оп. 3. Д. 2.
[27] ГА НО. Ф. 481. Оп. 1. Д. 544. Л. 22 – 22об.
[28] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 10. Л. 9 об.
[29] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 10. Л. 9 об.
[30] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 10. Л. 75 об.
[31] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 10. Л. 99.
[32] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 10. Л. 75 об.
[33] Хрусталёв М. Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918–1930-х годах (на материалах Новгородской епархии). На правах рукописи. Череповец : Филиал С.-Петербургского инженер.-эконом. ун-та, 2008. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/khr/ust/aly/ov/7.htm
[34] Забастовали // Коммунист. 1923. № 170. С. 3.
[35] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 107.
[36] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 104 об.
[37] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 36.
[38] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 169.
[39] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 61. Л. 170.
[40] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 5. Д. 2. Л. 73 об.
[41] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 5. Д. 3. Л. 5.
С. В. Старшинина