Варлаам (Сацердотский (Сацердоцкий) Василий Михайлович), архимандрит
«Помните, — наставлял своих духовных чад исповедник Христов, соловецкий сиделец архимандрит Варлаам (Соцердотский), — верно сказано: в скорбях человек ближе к Богу, да это и понятно, в такие минуты многие земные связи ослабевают и надежда на человеческое отпадает, перед Богом один остаешься... Писал я вам слова прп. Исаака Сирина о чистоте ума и сердца; основная мысль там такая: совершенная и полная чистота достигается многими лишениями и скорбями. А сейчас как раз и надо готовиться к принятию многих скорбей и лишений. Соловки, 1924 год» (Благословенная Вырица ... С. 19).
- Дата рождения: 30.12.1896
- Место рождения: Новгородская губ., Новгородский уезд, ст. Волхово
- Дата смерти: 11.9.1937
- Место смерти: Карельская АССР, расстрелян и захоронен близ ж.-д. ст. Сегежа (по другим данным: в урочище Сандармох близ г. Медвежьегорска Карельской АССР (Ист.: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) ... С. 522)
Родственники
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Ист.: Митрополит Гурий (Егоров) ... Иеромонах Варлаам (Сацердотский). Фото из архивного следственного дела. 1924 г.
Ист.: Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие ... Иеромонах Варлаам (Сацердотский) с братчицами. 19.11.1926.
Ист.: Митрополит Гурий (Егоров) ... Крест архимандрита Варлаама (Сацердотского)
Выставка «Человек на переломе». Музей Достоевского в Санкт-Петербурге. 31.8.2019
Другие сведения
После ареста 1 июня 1922 г. епископа Иннокентия (Тихонова), архимандрита Гурия (Егорова) и иеромонаха Льва (Егорова) руководство «остатками» Александро-Невского братства[1] легло на 26-летнего иеромонаха Варлаама (Сацердотского). Основная цель братства, как ее сформулировал сам отец Варлаам, заключалась в «духовном самоусовершенствовании путем полной преданности Церкви»[2]. Члены братства тайно обучали детей Закону Божию и заботились о религиозном воспитании молодежи, главным образом в виде бесед, которые проводил у себя на квартире отец Варлаам. Они «изучали религиозно-художественное творчество Достоевского, читали Евангелие и жития святых... Занятия иллюстрировались картинками древних соборов, монастырей»[3]. Его уховные чада придерживались в своей жизни монастырского устава, который в данном случае предусматривал «общность имущества, общую кассу, общий стол, общую молитву, обязательное посещение церкви». Кроме того, осуществлялась помощь высланному духовенству путем сбора денег, вещей и отправки посылок. Для воспитания братчиков в монашеском духе рекомендовалось посещение монастырей.
В январе 1924 г. настал черед иеромонаха Варлаама: «его арестовали и, продержав девять месяцев на Шпалерной под следствием, отправили на три года в известный Соловецкий лагерь. В эти годы на Соловках еще жила часть братии, разрешались богослужения, можно было пользоваться монастырской библиотекой. Среди заключенных было очень много православных епископов, священников и церковно настроенных мирян. Все они общались друг с другом, обменивались мнениями, участвовали в богослужениях. Вернувшись из Соловков осенью 1926, о. Варлаам был полон ярких впечатлений, вынесенных им из заточения.
В Ленинграде его ждало Александро-Невское братство и сестры из общины на Конной улице, которых в отсутствие батюшки опекал вернувшийся из ссылки архимандрит Гурий»[4].
По мере возрастания испытаний усиливался, углублялся молитвенный подвиг братчиков. О том, что молитва творит чудеса, архимандрит Варлаам говорил всегда очень пламенно и убедительно. Сохранились такие его слова, сказанные на братском Рождественском вечере 11 января 1928 г.: «Молитва как бы перерождает человека. Сила ее столь могущественна, что ничто, никакая сила страсти против нее устоять не может. Мало кто даже из верующих верит в чудодейственную силу молитвы — потому и не молятся; чтобы поверить, нужно на своем опыте это испытать, постичь, узнать. Попробуй молиться постоянно, внимательно и усердно, и сразу же изменится состояние твоей души, тогда полюбишь молитву»[5].
По воспоминаниям профессора Н. А. Мещерского, архимандрит Варлаам (Сацердотский), «в отличие от других братских отцов, был склонен к философии, любил Бердяева, Булгакова и др. Он <…> был хороший проповедник, но очень скромный… У него внешний облик был, как у св. Николы Новгородского, — худощавый облик, очень маленькая редкая бородка. Носил он круглые тонкие очки...»[6] «Философский кружок работал под руководством отца Варлаама и собирался у нас на квартире через неделю, после вечерни. Начали мы с Флоренского "Столп и утверждение истины" — нужно было реферировать главы книги и беседовать о них. Потом было намечено: Евг. Трубецкой "Свет невечерний", С. Булгаков "Два града", что-то Бердяева…»[7].
В 1926–1928 гг., под руководством архимандрита Варлаама, а затем и архимандрита Гурия (Егорова), собирался монашеский кружок. «Каждый раз мы правили канон Иоанну Лествичнику, обязательно читали главу из «Лествицы» с комментариями. Затем, по очереди, делали доклады по истории русского монашества XVIII-XIX вв.: о Серафиме Саровском, Амвросии Оптинском, Игнатии Брянчанинове. Иннокентий Астанин подготовил доклад о Павле Прусском, старообрядческом монахе...»[8]. В те годы это рассматривалось как контрреволюционная деятельность.
«Сам архимандрит хотя и служил на Творожковском подворье, а затем в Феодоровском соборе, состоял в числе лаврской братии. <…> Историк А. Краснов-Левитин, рассказывая о насельниках Лавры конца 1920-х гг., так охарактеризовал о. Варлаама (Сацердотского): «... ученый монах, сын валдайского священника, вдумчивый, серьезный пастырь, <…> суровый аскет»[9].
В феврале 1932 г. отца Варлаама арестовали по «делу Александро-Невского братства» и осудили на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь. «Работая на строительстве Беломорканала в 1930-х годах, отец Варлаам продолжал окормлять своих духовных чад, переписываясь с ними. "Вера-то у нас есть, — писал он из лагеря, — а для борьбы и страданий у нас еще мало опыта. Ведь одно дело — читать книги, другое — встретиться с этим же самым лицом к лицу". Проходя через все испытания, он оставался тверд и непоколебим в вере: "В моих воззрениях нет никаких изменений или колебаний. Для меня все ясно и непререкаемо, также твердо и непоколебимо. Быть может, поэтому и хотелось бы мне теперь же умереть, но да будет во всем не наша слепая и страстная, потому всегда ошибочная воля, а воля Всевышнего, непогрешимая".
Последнее письмо отца Варлаама было получено осенью 1937 года. В нем говорилось: "Прежде всего, не озирайся по сторонам, не смотри назад. Избранный путь жизни — верен... Устремим свои очи к Единому Безгрешному. Конец жизни этой и начало будущей вечной — вот о чем мы больше всего должны размышлять... Надо только молить Господа, да даст силы перенести все испытания без ропота и в вере несомненной, в совести чистой отойти к Небесному Отцу"»[10].
__________________
[1] Александро-Невское братство было уникальным явлением в истории не только Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербургской епархии, но и Русской Православной Церкви в целом, особенно — в первые послереволюционные десятилетия. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов работы. В известном смысле, братство представляло собой стержень жизни Петроградской епархии, играя заметную роль во всех важнейших событиях, в частности — активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению. 7 мая 2003 года были прославлены в лике святых три члена братства: священномученик архимандрит Лев (Егоров), мученицы Екатерина Арская и княжна Кира Оболенская (Шкаровский М. В. Феномен Александро-Невского братства …).
[2] Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде ... С. 106.
[3] Архив управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. (АУФСБ СПб ЛО). Ф. Архивно-следственных дел. Д. П-68567. Т. 4. Л. 421.
[4] Письма из заточения к духовным детям / Публикация А. Воронцова // Минувшее : Исторический альманах. М.-СПб., 1993. № 15. С. 465–466.
[5] Зегжда С. А. Александро-Невское братство. Казань, 2009. С. 238.
[6] Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. Рукопись. С. 25.
[7] Там же. С. 84–85.
[8] Мещерский Н. А. Отрывки воспоминаний // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 6. С. 34.
[9] Краснов-Левитин А. Лихие годы. Париж, 1977. С. 204.
[10] За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 3. С. 46.
Архивные источники
-
Архив управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. (АУФСБ СПб ЛО). Ф. Архивно-следственных дел. Д. П-68567. Т. 2. Л. 11, 24–27, 72, 85 ; Т. 4. Л. 340–341, 359, 368
Литература
-
Александро-Невское братство / Зегжда С. А.. Казань, 2009. С. 238
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 3. С. 45–46
-
На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною… / Н. А. Мещерский. Л., 1982. Рукопись. С. 25
-
Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства (по архивным документам 1930-х годов) / Шкаровский Михаил Витальевич // Свет Христов просвещает всех : альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2018. № 25. С. 48–49, 50, 55–59, 61, 62, 63, 65, 66, 69, 71, 73
-
Последний год существования Петроградского Богословского института / Бовкало А. А. // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб., 1998. С. 509, 519, 520, 533
-
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии, ХХ столетие / Отв. ред. прот. Владимир Сорокин ; сост. Бовкало А. А., Галкин А. К., Попов И. В., Соколова Л. И., Шкаровский М. В. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 214
-
«Сквозь огнь мучений и воды слез...» : Гонения на Истинно-Православ. Церковь: По материалам следств. и лагер. дел заключенных. М., 1998. С. 290
-
Только печаль о грехах нам разрешается : Из писем узника // Православный Санкт-Петербург. 1993. № 11. С. 3