Варлаам (Сацердотский (Сацердоцкий) Василий Михайлович), архимандрит

«Помните, — наставлял своих духовных чад исповедник Христов, соловецкий сиделец архимандрит Варлаам (Соцердотский), — верно сказано: в скорбях человек ближе к Богу, да это и понятно, в такие минуты многие земные связи ослабевают и надежда на человеческое отпадает, перед Богом один остаешься... Писал я вам слова прп. Исаака Сирина о чистоте ума и сердца; основная мысль там такая: совершенная и полная чистота достигается многими лишениями и скорбями. А сейчас как раз и надо готовиться к принятию многих скорбей и лишений. Соловки, 1924 год» (Благословенная Вырица ... С. 19).

  • Дата рождения: 30.12.1896
  • Место рождения: Новгородская губ., Новгородский уезд, ст. Волхово
  • Дата смерти: 11.9.1937
  • Место смерти: Карельская АССР, расстрелян и захоро­нен близ ж.-д. ст. Сегежа (по другим данным: в урочище Сандармох близ г. Медвежьегорска Карельской АССР (Ист.: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) ... С. 522)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1916
Новгородская духовная семинария
1916
Московская духовная академия
прервал обуче­ние в окт. 1918
1919
Саратовский университет
обучался до янв. 1920 на историко-филологическом факультете
1921
1923
Петроградский богословский институт
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1.3.1922
пострижен в монашество митрополи­том Петроградским Вениамином (Казан­ским) в лаврской Успенской (Крестовой) церкви с именем Варлаам (в честь Варлаама Хутынского)
3.3.1922
рукоположен во иеродиакона митрополитом Петроградским Ве­ниамином (Казанским)
июнь 1922
рукоположен во иеромонаха епископом Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым) в Греческой церкви вмч. Димитрия Солунского
1926 или 1930
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1922
февр. 1924
Ленинградская епархия, г. Ленинград, Александро-Невская Лавра, иеромонах, служил в церкви св. великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве (с 11.7.1922), в Николь­ской (бывшей домовой) церкви на Спасской ул. (сент. 1922 – апр. 1923), в единоверческой церкви на Волковском кладбище, в Петровской (Троицкой) церкви подворья Творожковского монастыря (с сент. 1923). Окормлял Александро-Невское братство после ареста его руководителей (1.6.1922–2.2.1924)
1926
февр. 1932
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, Александро-Невская Лавра, архимандрит, служил в Петровской (Троицкой) церкви подворья Творожковского монастыря (с 1926 до закрытия храма в апр. 1930), Феодоровском соборе (с апр. 1930 до ареста в февр. 1932). Возглавлял Александро-Невское братство (1928–1932); окормлял тайную монашескую общину на Конной ул., 8.; регулярно, дважды в месяц, проводил заседания философского кружка (1926–1928); возглавлял кружок по изучению монашества имени Иоанна Лествичника (с осени 1926)
Показать все

Преследования

2.2.1924
арестован как член «Спас­ского братства»
26.9.1924
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 2 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
2.2.1924 – нояб. 1924
находился в заключении в Доме предварительного заключения на ул. Шпалерной г. Ленинграда
1924 – сент. 1926
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН)
17.2.1932
арестован вместе с сестрами тайной женской общины по «делу Александро-Невского братства. Ленинград, 1932 г.»
22.3.1932
осужден выездной сессией Коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в концлагерь с конфискацией имущества (ст. 58-10 УК РСФСР)
19321937
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге) на строительстве канала
11.8.1937
взят под стражу в лагере
2.9.1937
приговорен тройкой при НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «антисоветской деятельности и агитации» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
11.9.1937
расстрелян в окрестностях ж.-д. ст. Сегежа Карельской АССР (по другим данным: в урочище Сандармох близ г. Медвежьегорска Карельской АССР (Ист.: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) ... С. 522)
7.4.1989
реабилитирован прокурором Республики Карелия, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

После ареста 1 июня 1922 г. епископа Иннокентия (Тихонова), архимандрита Гурия (Егорова) и иеромонаха Льва (Егорова) руководство «остатками» Александро-Невского братства[1] легло на 26-летнего иеромонаха Варлаама (Сацердотского). Основная цель братства, как ее сформулировал сам отец Варлаам, заключалась в «духовном самоусовершенствовании путем полной преданности Церкви»[2]. Члены братства тайно обучали детей Закону Божию и заботились о религиозном воспитании молодежи, главным образом в виде бесед, которые проводил у себя на квартире отец Варлаам. Они «изучали религиозно-художественное творчество Достоевского, читали Евангелие и жития святых... Занятия иллюстрировались картинками древних соборов, монастырей»[3]. Его уховные чада придерживались в своей жизни монастырского устава, который в данном случае предусматривал «общность имущества, общую кассу, общий стол, общую молитву, обязательное посещение церкви». Кроме того, осуществлялась помощь высланному духовенству путем сбора денег, вещей и отправки посылок. Для воспитания братчиков в монашеском духе рекомендовалось посещение монастырей. 

В январе 1924 г. настал черед иеромонаха Варлаама: «его арестовали и, продержав девять месяцев на Шпалерной под следствием, отправили на три года в известный Соловецкий лагерь. В эти годы на Соловках еще жила часть братии, разрешались богослужения, можно было пользоваться монастырской библиотекой. Среди заключенных было очень много православных епископов, священников и церковно настроенных мирян. Все они общались друг с другом, обменивались мнениями, участвовали в богослужениях. Вернувшись из Соловков осенью 1926, о. Варлаам был полон ярких впечатлений, вынесенных им из заточения.

В Ленинграде его ждало Александро-Невское братство и сестры из общины на Конной улице, которых в отсутствие батюшки опекал вернувшийся из ссылки архимандрит Гурий»[4].

По мере возрастания испытаний усиливался, углублялся молитвенный подвиг братчиков. О том, что молитва творит чудеса, архимандрит Варлаам говорил всегда очень пламенно и убедительно. Сохранились такие его слова, сказанные на братском Рождественском вечере 11 января 1928 г.: «Молитва как бы перерождает человека. Сила ее столь могущественна, что ничто, никакая сила страсти против нее устоять не может. Мало кто даже из верующих верит в чудодейственную силу молитвы — потому и не молятся; чтобы поверить, нужно на своем опыте это испытать, постичь, узнать. Попробуй молиться постоянно, внимательно и усердно, и сразу же изменится состояние твоей души, тогда полюбишь молитву»[5]

По воспоминаниям профессора Н. А. Мещерского, архимандрит Варлаам (Сацердотский), «в отличие от других братских отцов, был склонен к философии, любил Бердяева, Булгакова и др. Он <…> был хороший проповедник, но очень скромный… У него внешний облик был, как у св. Николы Новгородского, — худощавый облик, очень маленькая редкая бородка. Носил он круглые тонкие очки...»[6] «Философский кружок работал под руководством отца Варлаама и собирался у нас на квартире через неделю, после вечерни. Начали мы с Флоренского "Столп и утверждение истины" — нужно было реферировать главы книги и беседовать о них. Потом было намечено: Евг. Трубецкой "Свет невечерний", С. Булгаков "Два града", что-то Бердяева…»[7].

В 1926–1928 гг., под руководством архимандрита Варлаама, а затем и архимандрита Гурия (Егорова), собирался монашеский кружок. «Каждый раз мы правили канон Иоанну Лествичнику, обязательно читали главу из «Лествицы» с комментариями. Затем, по очереди, делали доклады по истории русского монашества XVIII-XIX вв.: о Серафиме Саровском, Амвросии Оптинском, Игнатии Брянчанинове. Иннокентий Астанин подготовил доклад о Павле Прусском, старообрядческом монахе...»[8]. В те годы это рассматривалось как контрреволюционная деятельность.

«Сам архимандрит хотя и служил на Творожковском подворье, а затем в Феодоровском соборе, состоял в числе лаврской братии. <…> Историк А. Краснов-Левитин, рассказывая о насельниках Лавры конца 1920-х гг., так охарактеризовал о. Варлаама (Сацердотского): «... ученый монах, сын валдайского священника, вдумчивый, серьезный пастырь, <…> суровый аскет»[9].

В феврале 1932 г. отца Варлаама арестовали по «делу Александро-Невского братства» и осудили на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь. «Работая на строительстве Беломорканала в 1930-х годах, отец Варлаам продолжал окормлять своих духовных чад, переписываясь с ними. "Вера-то у нас есть, — писал он из лагеря, — а для борьбы и страданий у нас еще мало опыта. Ведь одно дело — читать книги, другое — встретиться с этим же самым лицом к лицу". Проходя через все испытания, он оставался тверд и непоколебим в вере: "В моих воззрениях нет никаких изменений или колебаний. Для меня все ясно и непререкаемо, также твердо и непоколебимо. Быть может, поэтому и хотелось бы мне теперь же умереть, но да будет во всем не наша слепая и страстная, потому всегда ошибочная воля, а воля Всевышнего, непогрешимая".

Последнее письмо отца Варлаама было получено осенью 1937 года. В нем говорилось: "Прежде всего, не озирайся по сторонам, не смотри назад. Избранный путь жизни — верен... Устремим свои очи к Единому Безгрешному. Конец жизни этой и начало будущей вечной — вот о чем мы больше всего должны размышлять... Надо только молить Господа, да даст силы перенести все испытания без ропота и в вере несомненной, в совести чистой отойти к Небесному Отцу"»[10].

__________________

[1] Александро-Невское братство было уникальным явлением в истории не только Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербургской епархии, но и Русской Православной Церкви в целом, особенно — в первые послереволюционные десятилетия. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов работы. В известном смысле, братство представляло собой стержень жизни Петроградской епархии, играя заметную роль во всех важнейших событиях, в частности — активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению. 7 мая 2003 года были прославлены в лике святых три члена братства: священномученик архимандрит Лев (Егоров), мученицы Екатерина Арская и княжна Кира Оболенская (Шкаровский М. В. Феномен Александро-Невского братства …).

[2] Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде ... С. 106.

[3] Архив управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. (АУФСБ СПб ЛО). Ф. Архивно-следственных дел. Д. П-68567. Т. 4. Л. 421.

[4] Письма из заточения к духовным детям / Публикация А. Воронцова // Минувшее : Исторический альманах. М.-СПб., 1993. № 15. С. 465–466

[5] Зегжда С. А. Александро-Невское братство. Казань, 2009. С. 238.

[6] Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. Рукопись. С. 25.

[7] Там же. С. 84–85.

[8] Мещерский Н. А. Отрывки воспоминаний // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 6. С. 34.

[9] Краснов-Левитин А. Лихие годы. Париж, 1977. С. 204.

[10] За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 3. С. 46.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию