Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович), митрополит

Выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви послевоенного периода, исповедник, прошедший через тюремные заключения, лагеря и ссылки в годы гонений за православную веру (1920–1930-е гг.)

Родственники

  • отец  —  Егоров Михаил Афанасьевич (ум. не позднее 1894), мещанин, ранее — ломовой извозчик в Петербурге
  • мать  —  Егорова Екатерина Степановна (ум. от туберкулеза не позднее 1894), крестьянка Новгородской губ.
  • дядя (брат матери)  —  Селюхин Яков Степанович , мелкий служащий частного торгового предприятия в Петербурге. После смерти родителей, братья Егоровы были на его попечении
  • брат  —  Егоров Николай Михайлович (род. ок. 1886), профессор теоретической механики Петербургского технологического института, член правления общества православных приходов (до 1922). Проводил активную церковно-общественную работу в Петрограде. В начале 1920-х вместе с братом возглавлял содружество св. Василия Великого, занимавшегося богословскими проблемами. Был свидетелем на процессе по «делу» митрополита Вениамина (Казанского), проходившему с 10 июня по 5 июля 1922. Его свидетельские показания изобличали ложь обвинения. Был арестован в зале суда. 18 декабря 1922 его дело было выделено в отдельное производство (Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89305). Жена: Ольга Александровна Егорова
  • сестра  —  Егорова Вера Михайловна
  • брат  —  Егоров Василий Михайлович , в 1909 — младший помощник бухгалтера страхового общества «Надежда»
  • брат  —  Лев (Егоров Леонид Михайлович) , (1888–20.9.1937), архимандрит, преподобномученик. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1915–1917 преподавал в средних учебных заведениях. После университета поступил в духовную академию, принял монашество и священство, но не оставил преподавание в школе. Один из организаторов Александро-Невского братства. Руководил Детским союзом, вел специальные детские богослужения. В 1922 его выслали в Оренбург. Из ссылки вернулся в 1924, а в 1926 его назначили настоятелем Феодоровского подворья, которое находилось у товарной станции Московской железной дороги. 18.2.1932 был арестован по делу Александро-Невского братства и осужден на 10 лет. 7 мая 2003 Священный Синод Русской Православной Церкви причислил его к лику святых новомучеников и исповедников Российских
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1903
Рождественское 4-х классное городское училище
1903
1911
Петровское торгово-коммерческое училище в Санкт-Петербурге
с 1.9.1909 — стипендиат имени графа Витте; окончил с отличием и степенью кандидата коммерческих наук
1912
1917
Петроградская духовная академия
(с сент. 1914 по весну 1915 был добровольцем на фронте). Окончил со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по теме «Японский миссионер архимандрит Анатолий (Тихай)»
Петроградский археологический институт
до 1917 посещал лекции, но не окончил институт
1917
1922
Петроградский университет
окончил историко-филологический факультет (без сдачи государственных экзаменов)
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.12.1915
пострижен в монашество ректором Петербургской духовной академии епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) с наречением имени Гурий в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского
5.12.1915
рукоположен во иеродиакона епископом Ямбургским Анастасием (Александровым)
6.12.1915
рукоположен во иеромонаха епископом Ямбургским Анастасием (Александровым)
11.4.1922
возведен в сан архимандрита с вручением посоха — в крестовой церкви Александро-Невской лавры митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским)
25.8.1946
хиротонисан во епископа в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), епископ Калужский и Боровский Онисифор (Пономарёв) и епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор (Сидорук)
25.2.1952
возведен в сан архиепископа
21.5.1959
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1916
июль 1917
Петроградская и Гдовская епархия, Петроградская губ., Лужский уезд, ст. Плюсса, церковь Николая Чудотворца подворья Воскресенско-Покровского женского монастыря, иеромонах; совмещал учебу в академии со служением в храме по воскресным и праздничным дням. Вместе с братом иеромонахом Львом (Егоровым) и иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) занимался религиозным просвещением рабочих. Беседы с народом проводились в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом — на старой барже на Малой Невке
10.7.1917
янв. 1919
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, Александро-Невская Лавра, иеромонах, исполнял обязанности казначея обители (с 9.8.1917), казначей (2.1.1918 – конец 1918). Участвовал в защите лавры при попытке захвата ее большевиками (1.2.1918). Совместно с иеромонахами Львом (Егоровым) и Иннокентием (Тихоновым) руководил молодежным кружком при обители (с 8.3.1918) и миссионерским обществом «Братство св. Александра Невского». Весной 1918 проводил в Лавре по воскресным дням богослужения для детей; эти богослужения посещали также и родители
янв. 1919
янв. 1920
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, крестовая церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Невской Лавры, иеромонах, заведующий (с янв. 1919)
22.1.1920
1.6.1922
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, церковь Божией Матери «Всех скорбящих радость» Александро-Невской Лавры, архимандрит (до 11.4.1922 — иеромонах), настоятель; одновременно заведовал Успенской крестовой церковью Александро-Невской лавры. Преподаватель Священного Писания Нового Завета Петроградского богословско-пастырского училища (1920–1922). Участвовал в качестве старшего секретаря совета в 1-й и председателя организационного бюро во 2-й общебратских конференциях в Петрограде (5.5.1920 и в авг. 1921). Избран членом и секретарем общебратского союза. Под его духовным руководством была община монашествующих девиц при церкви преподобного Серафима Саровского в Старом Петергофе (с 16.10.1921) и мужской «монашеский кружок» (с апр. 1922)
июнь 1925
кон. 1926
Ленинградская епархия, г. Ленинград, Александро-Невская Лавра, архимандрит, настоятель киновии. Преподаватель истории Церкви и заведующий богословско-пастырским училищем (с мая 1926)
кон. 1926
дек. 1928
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, церковь Успения Божией Матери при подворье Киево-Печерской Успенской Лавры, архимандрит, настоятель. Благочинный монастырей Ленинградской епархии (1926). Преподаватель истории Церкви и заведующий богословско-пастырским училищем (май 1926 – 11.6.1928) и Высшими богословскими курсами (19.11.1927 – 24.12.1928). Руководитель мужского монашеского кружка имени Иоанна Лествичника (с 1928)
1.6.1944
нояб. 1944
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, Узбекская ССР, г. Самарканд, Покровский собор, архимандрит, настоятель
апр. 1945
сент. 1945
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, г. Ташкент, Александро-Невский храм, архимандрит, секретарь епархиального совета при епископе Ташкентском и Среднеазиатском Кирилле (Поспелове)
сент. 1945
25.8.1946
Московская епархия, Московская обл., г. Загорск, Свято-Троицкая Сергиева лавра, архимандрит, наместник готовящейся к открытию лавры и почетный настоятель Ильинской церкви г. Загорска (25.9.1945–25.8.1946). 16.4.1946 получены ключи от Успенского собора и с 19.4.1946 начато служение в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами святого преподобного Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. В ночь с 21 на 22 апр. 1946 совершено первое пасхальное богослужение в Успенском соборе лавры. В Троицын день 9.6.1946 встречал в лавре ее священноархимандрита Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе
25.8.1946
26.1.1953
Ташкентская и Среднеазиатская епархия, епископ (прибыл в Ташкент 8.9.1946). Принял участие в заседаниях Священного Синода в Москве (16–18.11.1948 и 21.2.1949). Под его председательством проведены совещания: в Ташкенте — благочинных (2–6.10.1946, 10–12.8.1948 и 18–21.11.1952), во Фрунзе — настоятелей церквей Киргизии (28–29.4.1947), в Ташкенте — настоятелей церквей Узбекистана (16–17.6.1947). В июне 1947 по его благословению в Ташкенте организованы епархиальные мастерские: производство свечей, пошив церковных облачений, иконописание (закрыты в мае 1949). В июле 1947 вышел первый номер епархиального бюллетеня «Информация по Среднеазиатской епархии» (выпуск прекращен в конце 1948). По его распоряжению Сергиевский храм г. Ферганы украшен 3-ярусным иконостасом — уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (иконы для иконостаса писала М. Н. Соколова (в монашестве Иулиания), духовная дочь Алексия и Сергия Мечевых). За время его архиерейского служения число православных приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66. Принимал участие в праздничных мероприятиях по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, где выступил с докладом на совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей «Отношение Православной Церкви к англиканской хиротонии» (8–18.7.1948)
26.1.1953
31.7.1954
Саратовская и Балашовская епархия, архиепископ, с временным поручением ему управления Астраханской епархией (прибыл в Саратов 13.2.1953)
31.7.1954
17.10.1955
19.10.1955
21.5.1959
Днепропетровская и Запорожская епархия, архиепископ. Под его непосредственным руководством была проведена реставрация стенописи Свято-Троицкого кафедрального собора Днепропетровска. 17.8.1958 возглавил в кафедральном соборе хиротонию архимандрита Иоасафа (бывшего священника Виталия Лелюхина) во епископа Сумского и Ахтырского. 28.12.1958 участвовал в хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда) во епископа Подольского в Москве
21.5.1959
19.9.1960
Минская и Белорусская епархия, митрополит. 29.12.1959 встречался в Москве с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым по вопросам произвола уполномоченных на территории БССР. 7.4.1960 участвовал в хиротонии архимандрита Стефана (Никитина) во епископа Можайского в Москве
19.9.1960
14.11.1961
Ленинградская и Ладожская епархия, митрополит, временно управляющий Олонецкой епархией. Постоянный член Священного Синода (с 19.9.1960). Участвовал в заседании Священного Синода (16.3.1961) и в Архиерейском Соборе в Троице-Сергиевой лавре, где выступил по вопросу увеличения числа постоянных членов Священного Синода (18.7.1961). Совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) (25.8.1961). Участвовал в приеме Патриарха Сербского Германа в Москве и Ленинграде (5–12.10.1961). Как управляющий Олонецкой епархией, первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного (11–12.11.1961)
14.11.1961
12.7.1965
Симферопольская и Крымская епархия, митрополит, временно управляющий Днепропетровской и Запорожской епархией (прибыл в Симферополь 27.11.1961). Его стараниями был устроен памятник на могиле святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Показать все

Награды

27.4.1920
право ношения наперсного креста
22.4.1946
право ношения двух крестов, награжден ко дню Святой Пасхи Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) «в ознаменование радостного события — возобновления богослужения в Троице-Сергиевой Лавре и понесенных трудов»
11.5.1963
орден св. Владимира 1-й степени
Показать все

Преследования

между 1 и 2 июня 1922
арестован Петроградским губернским отделом ГПУ по делу православных братств с обвинением в «контрреволюционной агитации»
14.9.1922
осужден коллегией ОГПУ на 2 года ссылки в Архангельскую губернию
1.6.19223.8.1922
находился в заключении в Доме предварительного заключения на ул. Шпалерной г. Петрограда
3.8.19221923
находился в заключении во 2-м Доме исправительно-трудового воспитания г. Петрограда
между сент. 1922 и 31.5.1923
заболев тифом, пребывал в тюремной больнице имени доктора Ф. П. Гааза г. Петрограда
июнь 1923 – окт. 1923
находился в ссылке в с. Усть-Цильма Автономной области Коми (Зырян) Северного края
нояб. 1923 – дек. 1923
находился в заключении в тюрьме г. Ташкента
дек. 1923 – март 1925
находился в ссылке в пос. Арчиньян (Харчинкан) Туркменской ССР
27.5.1927
арестован по делу Ленинградского богословско-пастырского училища; обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций к[онт]р[революционного] характера, явно направленных против соввласти»
19.11.1927
«за недостаточностью компрометирующего материала — следственное дело прекращено и сдано в архив»
28.5.192719.11.1927
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) в г. Ленинграде, освобожден под подписку о невыезде «до выяснения существа дела»
24.12.1928
арестован по делу религиозно-философского общества «Воскресение» («дело А. А. Мейера»)
22.7.1929 или 22.6.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь, как «активный член контрреволюционного подпольного церковно-монархического кружка Назарова-Зыковой, зачисленного в контрреволюционную церковно-монархическую организацию "Воскресение" во главе с А. А. Мейером»
9.1.1929 – июнь 1929
находился в заключении в Доме предварительного заключения (ДПЗ) в г. Ленинграде
22.6.1929 – июль 1933
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге), первоначально — лесорубом на строительстве Беломорканала, осенью 1931 — кладовщиком приемного пункта-распределителя и разъездным кассиром на ст. Кемь, затем счетоводом в г. Медвежья Гора и на станции Кузема Мурманской железной дороги. Досрочно освобожден
17.11.1998
реабилитирован прокуратурой г. Санкт-Петербурга, по году репрессии: 1922
Показать все

Другие сведения

Митрополит Гурий «выбрал свою дорогу очень рано. Еще мальчиком "он хотел быть священником и даже в детстве засыпал со сложенными для священнического благословения пальцами рук". Господь даровал ему встретить на жизненном пути многих исповедников и светильников XX века. В доме его дяди, [где жили дети Егоровы после ранней смерти родителей], бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Благословение на монашество получил он у преподобных оптинских старцев Анатолия и Нектария, встречался и был по-отечески принят священноисповедником протоиереем Георгием Коссовым.

Общение со старцами изменяет человеческую жизнь. Жизнь Церкви на старчестве держится и старчеством окормляется. При общении с ними реально ощутить дар благодати Божией; дар прозорливости производит на человека очень сильное впечатление. Человек на собственном опыте убеждается, как Дух Святой действует и живет в Церкви. Так произошло и с митрополитом Гурием — со всей горячностью своего сердца воспринял он благодать старчества, напитался ее дарами и сумел воплотить все лучшее и передать своим духовным чадам.

Владыка Гурий был правой рукой священномученика митрополита Вениамина. В Александро-Невской лавре он был тесно связан с преподобным Серафимом Вырицким. Несколько раз по поручению митрополита Вениамина ездил в Москву к Святейшему Патриарху Тихону. Промысл Божий явился и в том, что будущий митрополит Гурий был уставщиком при совершении чина погребения Патриарха Тихона. Все его самые близкие друзья — монахи, архиереи и отцы Александро-Невского братства приняли мученический венец.

В Ташкенте Владыка Гурий сблизился с исповедником святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Духовная связь между ними оказалась настолько глубокой и сильной, что погребли митрополита Гурия в Симферополе рядом с могилой архиепископа Луки. Сокровенной была дружба владыки Гурия с исповедником святителем Афанасием (Сахаровым). Не прославленных же среди тех, с кем встречался на жизненном пути митрополит Гурий, гораздо больше. Целью его служения в тяжелые годы гонений было сохранить духовную жизнь, культуру православного монашества, которое в то время было лишено монастырских стен и одежд, сохранить молитву, старческое руководство, общинную жизнь. Все годы своего архиерейства он нес клеймо лагерника — об этом митрополиту Гурию при всяком удобном случае напоминали уполномоченные по делам религии. В ответ на любой его отказ выполнить требование властей следовали угрозы и грубые напоминания о его лагерном прошлом, о сроках, которые он получил как "враг народа". Владыка, в свою очередь, никогда плохо не вспоминал о своих гонителях. Вот почему православному сердцу хочется помнить не злобу властей, а неизреченный Промысл Божий о своих рабах. В молчании, кротко и смиренно он пронес свой тяжелый крест, усердно служа созиданию Церкви Христовой…» (Митрополит Иоанн : «Будем делать дела любви!» : Дневники. Письма. Воспоминания. Ярославль, 2013. С. 101–103, 105)

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию