Николаевский Василий Васильевич, протоиерей
«Будем помнить о человеке, имя которого до сей поры находится в забвении и которому мы обязаны спасением мощей Новгородских святых» (Константин Зелинский, протоиерей. Святитель Моисей, архиепископ Новгородский …)
- Дата рождения: 20.1.1898
- Место рождения: Новгородская губ., Демянский уезд, погост Воронино
- Дата смерти: май 1945
- Место смерти: Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Васильевское. Погребен в некрополе с юго-восточной стороны храма Василия Великого
Родственники
- отец — Николаевский Василий Евграфович, священник
- мать — Николаевская (Покровская) София Евграфовна (1867 – не ранее 1916)
- жена — Николаевская Анна Тимофеевна (1894, д. Кирилловщина Демянского уезда Новгородской губ. – не ранее 1945). «Лишена избирательных прав в 1923 как жена священника В. В. Николаевского. Лишение прав подтверждено Новгородской районной комиссией 13 мая 1930» (ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 15. Д. 15, 66 ; Ф. Р-158. Оп. 2. Д. 20)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Другие сведения
«Василий Васильевич Николаевский родился в 1898 году в Демянском уезде и успел окончить Старорусское духовное училище. После посвящения в диаконы окончил Новгородские пастырские курсы и в 1926 году архиепископ Алексий (Симанский) рукоположил его во священники. Служил в древней церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Волотово под Новгородом. За отказ передать церковный дом под красный уголок и контрреволюционную агитацию был арестован и приговорен к трем годам высылки в Западно-Сибирский край. <...> Перед началом войны являлся протоиереем единственной действующей в Новгороде церкви Архангела Михаила на Прусской улице. <...>
С февраля 1942 года управление Псковской [православной] миссии ввело должности уполномоченных представителей, осуществлявших связь с приходским духовенством. Уполномоченным по Новгородскому округу назначили протоиерея Василия Николаевского. Летом, после утверждения восьми благочиний, он стал окружным благочинным.
В архиве областного управления ФСБ хранится литерное дело "Псковская православная миссия", содержащее ряд информативных документов. Один из них — сообщение благочинного в управление Миссии, написанное 20 марта 1943 года. Приведем несколько отрывков, в которых характеризуется церковная жизнь Новгородского округа в период оккупации:
"По западному берегу озера Ильменя местность от города Новгорода и до села Ямок 25 км называется Поозерье, в которой находятся девять приходских храмов и два разоренных мужских монастыря, а один из них у большевиков полностью уничтожен. В пяти селах проводятся богослужения и народ здесь отличается от других религиозностью и любовью устраивать торжественные крестные ходы. Особенно отличился от других крестный ход из села Васильевского в бывший Михаило-Клопский монастырь; в этом крестном ходу участвовало все духовенство, а верующих было более пяти тысяч человек; пение было общенародное; масса святых икон и хоругвей представляла поистине величественную и торжественную картину".
"Осенью мне удалось привезти из Михаило-Архангельского собора города Новгорода четыре воза святых икон, которые сложили в ризнице Георгиевской церкви; туда же складировал и всю церковную утварь, книги, где нахожу лишними и ненужными в других храмах и у частных лиц".
"Несмотря на близость фронта и частые бои, верующие прихода Витка близ Новгорода с помощью германского командования закончили ремонт своего храма и я получил приглашение от дивизионного командования и верующих освятить храм, что 25 февраля при большом стечении богомольцев было совершено мною вместе с иеромонахом Вяжищской церкви Валентином Леляновым".
"Получено еще несколько заявлений от прихожан Новгородского округа, что ремонты заканчиваются и просят у меня себе священников".
Несомненной заслугой протоиерея стало спасение от гибели мощей угодников новгородских ...» (М. Н. Петров. Новгородский крест. Великий Новгород, 2021. С. 354, 355).
* * *
Что происходило с мощами в период гитлеровской оккупации Новгорода, стало известно из доклада Новгородского протоиерея Василия Николаевского митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому).
«№ 27.
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Митрополиту Алексию,
Заместителю Патриаршего Престола
[от] протоиерея города Новгорода Василия Николаевского
Доклад о святых мощах Новгородских угодников
После занятия немцами гор. Новгорода 16.VIII.41 г. мне удалось лишь в сентябре месяце получить пропуск для входа в Софийский собор. Все внимание мое обращено было, в каком состоянии находятся св. мощи Новгородских угодников. Глазам моим картина представилась весьма печальная, а именно: св. мощи находились в обнаженном виде в гробницах, в раках стекла были выбиты, и в соборе тоже, так что дождь и разный мусор попадали в гробницы.
Немцы и испанцы с папиросами во рту и с собаками прогуливались по собору и прикасались своими нечистыми руками ко св. мощам, а собаки обнюхивали их. Через Новгородского коменданта я добился свободного пропуска в Софийский собор и решил привести все мощи в должный их порядок, а для сего взял себе в помощь прот. Петра Чеснокова, проживающего в городе Новгороде.
5.XI.41 г. приступили к выполнению этого святого дела. Св. мощи святителя Никиты обтерли чистой сырой губкой, предварительно вынув его из гробницы; одели длинную белую сорочку, сшитую специально благодетелями, также облачили его в подризник, епитрахиль, фелонь, малый омофор и возложили на главу его митру; лицо его покрыли воздухом и с благоговением вновь положили его в вычистенную и вытертую гробницу. <...>
Гробницы св. Иоанна на месте не нашли, св. мощи кн. Анны также вынули из раки, обтерли ея и одели длинную рубашку и покрыли покровом, а на ноги одели белые чулки, св. мощи князей: Феодора, Мстислава и Владимира тоже обмыли, завернули в парчу и гробницы вычистили. Других св. мощей в соборе не оказалось, а в ризницу вход был замкнут.
В таком виде св. мощи находились до 21.XII.41, т. е. до эвакуации всех жителей гор. Новгорода, в том числе и меня. После этого мне удавалось посещать Софийский собор весьма редко, т. к. пропуска не давали. 4.VI.42 г. Софийский собор попал под артиллерийский обстрел и получил 18 пробоин.
С большим трудом после этого мне удалось побывать в соборе, и при посещении обнаружил, что некоторые гробницы были сдвинуты со своих мест, св. мощи разворочены, а около гробницы Никиты лежал неразорвавшийся снаряд (если бы он разорвался, то уничтожил бы гробницу с мощами угодника Божия). Гробница св. Иоанна оказалась в кладовой, а мощей в ней не оказалось.
Немецкий офицер подошел ко мне и говорит по-немецки, что эти кости мы уничтожим, так как они для нас не представляют ценности; я ответил, что чем истреблять их, лучше возьму в свой храм, где служу, на это он ответил: едва ли разрешат. После этого я решил ходатайствовать, чтобы перевезти св. мощи к Георгию и тем спасти их от уничтожения. Первое заявление подал 12.XI.42 г. генералу дивизии, но получил отказ. Второе заявление подал 5.VI.43 г. ему же; вторично получил отказ. Третье заявление подал 14.VIII.43 г. генералу корпуса и 2.IX.43 г. получил разрешение вывезти св. мощи в Георгиевский храм.
6.IX.43 г. я с прот. Чесноковым, который обслуживал Трясовский приход, на 8 подводах приехал в Новгород за св. мощами. Гробницу св. Никиты нашли в кладовой среди всякого хлама и стекол. Гробницу св. Иоанна нашли на своем месте пустою. Около гробницы св. Никиты в мусоре на полу нашли св. мощи, завернутые в черную мантию Антония Римлянина, и рядом другие, по опознанию верующих, мощи св. Моисея Сковородского. Этих угодников положили в пустую раку св. Иоанна. Затем взяли гробницы св. князей Феодора, Мстислава и Владимира, а также и гробницу св. княгини Анны. Потом прошли в левый придел, где лежали мощи св. Григория и др. под спудом. Склеп разбит и валялись косточки св. угодников, которые мы собрали и завернули в парчу и положили в гробницу св. Иоанна. Все св. мощи выдали мне под расписку, с тем, что отвечаю за них.
[Далее святые мощи были вывезены в храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия, располагавшийся в с. Георгий Новгородского района.]
Всю дорогу с о. Чесноковым совершали молебное пение. В деревне Моисеевичах нас встретил Георгиевский крестный ход со священником Васильевской церкви Феодором Березниковским. Верующих было до 5-ти тысяч человек. По приезде к Георгию соборно отслужили всенощную, после которой в ночь остались мы втроем вторично приводить в надлежащий вид св. мощи, причем обнаружили: сорочка на св. Никите вся изодрана, подрясник тоже, митра измята и брошена в ноги. Сорочка св. кн. Анны тоже вся изорвана и исковерканы другие св. мощи. Вновь тщательно обтерли их и привели в должный порядок, подобающий святыням, и на другой день отслужили литургию и поставили их на приготовленные места в храме. Верующие в большом количестве приходили поклониться св. угодникам.
Но недолго Господь сподобил покоиться св. Новгородским угодникам в Георгиевском храме! В начале ноября 43 г. была объявлена всеобщая эвакуация всех жителей Новгородского района. Вновь мне пришлось подать заявление генералу штаба корпуса о предоставлении отдельного вагона для перевозки св. мощей, вместе со мной. Просьба моя была удовлетворена. Я эвакуировался не вместе со св. мощами, а они прибыли в Литву по моему адресу чрез 10 дней по моем приезде, а именно 26.XI.43 г.
27.XI.43 г., с ведома митр. Экзарха Сергия, я перевез и временно поставил их в православном храме местечка Векшня, Можейского уезда. К великому моему сожалению, местный священник Александр Чернай принял св. мощи не как святыню, а как для себя наживу, и у меня по этому поводу были с ним столкновения. Мощи он стал показывать русским и литовцам как новинку, и скоро после этого я получаю письмо, где сказано: напрасно везли к нам кости, их нужно бы закопать в землю в Новгороде, а не загораживать наш храм гробами. О. Чернай свт. Никиту раскрыл в Великий Четверг, а закрыл по настойчивой моей просьбе лишь в субботу на Пасхе; вся пыль и мыши свободно находили приют в гробнице угодника Божия. Этого ему было мало. Он вооружил против меня покойного Экзарха Сергия, а потом архиепископа Даниила с Миссией, и я получил 26.VI.44 г. бумажку, которую и прилагаю к докладу.
Когда русские стали наступать на Литву, тогда о. Чернай обратился с просьбой к немецкому коменданту о предоставлении ему вагона для перевозки св. мощей в Германию, но Господь и угодники Новгородские не допустили до этого. В скором времени о. Чернай сбежал из Литвы неизвестно куда, я продолжал жить в Векшнях.
14.X.44 г. немцы нас прогнали из Векшни на 15 км, так как русские уже подошли, но 31.X.44 г. немцы сбежали, и мы, к великому нашему счастию, оказались у русских и сразу вернулись в Векшню. Первым моим делом было осмотреть св. мощи. Храм был очень разбит, так что с большим трудом пробрался в него через пробоину в алтаре. Все иконы, хоругви, подсвечники оказались разбитыми и разрушенными, а св. мощи остались неприкосновенны. Поистине великое чудо Новгородских чудотворцев — остаться совершенно невредимыми среди такого разгрома!
После этого я решил сразу обратиться к военному командованию о предоставлении мне вагона для перевоза св. мощей в Великий Новгород. Разрешение я получил и 24.XI.44 г. погрузили св. мощи в вагон, а 11.XII.44 г. прибыли благополучно в Новгород. С помощью городского Совета 13.XII.44 г. св. мощи временно водворили в Софийский собор, о чем я имел честь поставить Вас в известность. Георгиевский храм, где недолго почивали св. мощи, в настоящее время взорван и сожжен немцами. Благодарю Господа и святителей Новгородских, что помогли мне спасти св. мощи от уничтожения нечестивых лютеран-немцев.
Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и богомолец
Протоиерей Василий Николаевский
22.XII.1944
г. Новгород».
Люди, спасенные от угона в фашистское рабство, мощи святых, более 1 тысячи бесценных книг из библиотеки Софийского собора, иконы, возвращенные на родную землю, — вот цена подвига протоиерея Василия Николаевского.
Сегодня мало кто помнит и знает, что Светлое Христово Воскресение 1945-го года пришлось на день памяти Великомученика и Победоносца Георгия — 6 мая. А сам день Великой Победы — 9 мая — пришелся на среду Светлой седмицы. Именно в эти дни и закончил свой земной путь протоиерей Василий на Васильевском погосте церкви Василия Великого, что в селе Васильевском Новгородского района, в возрасте 47 лет от болезни. Мир праху твоему, честной протоиерей! Будем помнить о человеке, имя которого до сей поры находится в забвении и которому мы обязаны спасением мощей Новгородских святых (Константин Зелинский. Святитель Моисей, архиепископ Новгородский …).
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.
Литература
-
Васильевский погост во времени и судьбах / Арутюнов Д. А. СПб., 2013
-
Новгородский крест. Великий Новгород, 2021. С. 103, 330, 354, 355, 356, 672