Николаевский Василий Васильевич, протоиерей

«Будем помнить о человеке, имя которого до сей поры находится в забвении и которому мы обязаны спасением мощей Новгородских святых» (Константин Зелинский, протоиерей. Святитель Моисей, архиепископ Новгородский …)

Родственники

  • отец  —  Николаевский Василий Евграфович, священник
  • мать  —  Николаевская (Покровская) София Евграфовна (1867 – не ранее 1916)
  • жена  —  Николаевская Анна Тимофеевна (1894, д. Кирилловщина Демянского уезда Новгородской губ. – не ранее 1945). «Лишена избирательных прав в 1923 как жена священника В. В. Николаевского. Лишение прав подтверждено Новгородской районной комиссией 13 мая 1930» (ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 15. Д. 15, 66 ; Ф. Р-158. Оп. 2. Д. 20)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1915
Старорусское духовное училище
1916
Старорусское духовное училище
выдержал экзамен на звание церковно-приходского учителя
не ранее 1922
Новгородские пастырские курсы
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1922
рукоположен во диакона
1926
рукоположен во священника архиепископом Хутынским, управляющим Новгородской епархией Алексием (Симанским)
не ранее 1939
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. 1917
1922
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., Демянский уезд, с. Лужно, Успенская церковь, псаломщик. Учитель Кирилловской школы (с 1920)
1922
1926
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., г. Старая Русса, Свято-Духовская церковь, диакон
1926
1928
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Волотово, Успенская церковь на Волотовом поле, священник
1938
кон. 1938
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., г. Старая Русса, Георгиевская церковь, священник. С конца 1938 по середину 1939 находился за штатом
1939
1942
Новгородская епархия, Ленинградская обл., г. Новгород, Михаило-Архангельская церковь на Прусской улице, протоиерей, благочинный (с 16.8.1941) (Псковская православная миссия). В 1942 «по случаю эвакуации из Новгорода» временно переведен в Георгиевскую церковь в Поозерье
1942
Экзархат Латвии и Эстонии, Псковская миссия, Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Георгий (Егорий), Георгиевская церковь, протоиерей. Уполномоченный представитель Псковской духовной миссии по Новгородскомe округe (с февр. по июль 1942)
1942
1943
Экзархат Латвии и Эстонии, Псковская миссия, Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Васильевское, церковь св. Василия Великого, протоиерей. Окружной благочинный Псковской духовной миссии (с лета 1942), благочинный Новгородского округа (февр. – нояб. 1943)
осень 1943
1944
Экзархат Латвии и Эстонии, Псковская миссия, Литовская ССР, г. Векшняй, церковь Сергия Радонежского, протоиерей
1944
нач. 1945
Новгородская епархия, Новгородская обл., Демянский р-н, погост Воронино, Троицкая церковь, протоиерей
не позднее апреля 1945
май 1945
Ленинградская и Новгородская епархия, г. Новгород, Михаило-Архангельская церковь на Прусской улице, протоиерей. Благочинный г. Новгорода (до мая 1945)
Показать все

Награды

1923
архипастырское благословение
1927
право ношения набедренника
1928
право ношения скуфьи
1935
право ношения камилавки
1936
право ношения наперсного креста
1939
право ношения наперсного креста с украшениями
1940
право ношения палицы
Показать все

Преследования

6.11.1928
арестован «за отказ передать церковный дом под красный уголок и контрреволюционную агитацию»
22.3.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года высылки в Западно-Сибирский край
19291932
находился в ссылке в Нарымском крае
22.11.1989
реабилитирован прокуратурой Новгородской обл.
Показать все

Другие сведения

«Василий Васильевич Николаевский родился в 1898 году в Демянском уезде и успел окончить Старорусское духовное училище. После посвящения в диаконы окончил Новгородские пастырские курсы и в 1926 году архиепископ Алексий (Симанский) рукоположил его во священники. Служил в древней церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Волотово под Новгородом. За отказ передать церковный дом под красный уголок и контрреволюционную агитацию был арестован и приговорен к трем годам высылки в Западно-Сибирский край. <...> Перед началом войны являлся протоиереем единственной действующей в Новгороде церкви Архангела Михаила на Прусской улице. <...> 

С февраля 1942 года управление Псковской [православной] миссии ввело должности уполномоченных представителей, осуществлявших связь с приходским духовенством. Уполномоченным по Новгородскому округу назначили протоиерея Василия Николаевского. Летом, после утверждения восьми благочиний, он стал окружным благочинным.

В архиве областного управления ФСБ хранится литерное дело "Псковская православная миссия", содержащее ряд информативных документов. Один из них — сообщение благочинного в управление Миссии, написанное 20 марта 1943 года. Приведем несколько отрывков, в которых характеризуется церковная жизнь Новгородского округа в период оккупации:

"По западному берегу озера Ильменя местность от города Новгорода и до села Ямок 25 км называется Поозерье, в которой находятся девять приходских храмов и два разоренных мужских монастыря, а один из них у большевиков полностью уничтожен. В пяти селах проводятся богослужения и народ здесь отличается от других религиозностью и любовью устраивать торжественные крестные ходы. Особенно отличился от других крестный ход из села Васильевского в бывший Михаило-Клопский монастырь; в этом крестном ходу участвовало все духовенство, а верующих было более пяти тысяч человек; пение было общенародное; масса святых икон и хоругвей представляла поистине величественную и торжественную картину".

"Осенью мне удалось привезти из Михаило-Архангельского собора города Новгорода четыре воза святых икон, которые сложили в ризнице Георгиевской церкви; туда же складировал и всю церковную утварь, книги, где нахожу лишними и ненужными в других храмах и у частных лиц".

"Несмотря на близость фронта и частые бои, верующие прихода Витка близ Новгорода с помощью германского командования закончили ремонт своего храма и я получил приглашение от дивизионного командования и верующих освятить храм, что 25 февраля при большом стечении богомольцев было совершено мною вместе с иеромонахом Вяжищской церкви Валентином Леляновым". 

"Получено еще несколько заявлений от прихожан Новгородского округа, что ремонты заканчиваются и просят у меня себе священников".

Несомненной заслугой протоиерея стало спасение от гибели мощей угодников новгородских ...» (М. Н. Петров. Новгородский крест. Великий Новгород, 2021. С. 354, 355).

*  *  *

Что происходило с мощами в период гитлеровской оккупации Новгорода, стало известно из доклада Новгородского протоиерея Василия Николаевского митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому).

«№ 27.

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Митрополиту Алексию,
Заместителю Патриаршего Престола
[от] протоиерея города Новгорода Василия Николаевского

Доклад о святых мощах Новгородских угодников

После занятия немцами гор. Новгорода 16.VIII.41 г. мне удалось лишь в сентябре месяце получить пропуск для входа в Софийский собор. Все внимание мое обращено было, в каком состоянии находятся св. мощи Новгородских угодников. Глазам моим картина представилась весьма печальная, а именно: св. мощи находились в обнаженном виде в гробницах, в раках стекла были выбиты, и в соборе тоже, так что дождь и разный мусор попадали в гробницы.

Немцы и испанцы с папиросами во рту и с собаками прогуливались по собору и прикасались своими нечистыми руками ко св. мощам, а собаки обнюхивали их. Через Новгородского коменданта я добился свободного пропуска в Софийский собор и решил привести все мощи в должный их порядок, а для сего взял себе в помощь прот. Петра Чеснокова, проживающего в городе Новгороде.

5.XI.41 г. приступили к выполнению этого святого дела. Св. мощи святителя Никиты обтерли чистой сырой губкой, предварительно вынув его из гробницы; одели длинную белую сорочку, сшитую специально благодетелями, также облачили его в подризник, епитрахиль, фелонь, малый омофор и возложили на главу его митру; лицо его покрыли воздухом и с благоговением вновь положили его в вычистенную и вытертую гробницу. <...>

Гробницы св. Иоанна на месте не нашли, св. мощи кн. Анны также вынули из раки, обтерли ея и одели длинную рубашку и покрыли покровом, а на ноги одели белые чулки, св. мощи князей: Феодора, Мстислава и Владимира тоже обмыли, завернули в парчу и гробницы вычистили. Других св. мощей в соборе не оказалось, а в ризницу вход был замкнут.

В таком виде св. мощи находились до 21.XII.41, т. е. до эвакуации всех жителей гор. Новгорода, в том числе и меня. После этого мне удавалось посещать Софийский собор весьма редко, т. к. пропуска не давали. 4.VI.42 г. Софийский собор попал под артиллерийский обстрел и получил 18 пробоин.

С большим трудом после этого мне удалось побывать в соборе, и при посещении обнаружил, что некоторые гробницы были сдвинуты со своих мест, св. мощи разворочены, а около гробницы Никиты лежал неразорвавшийся снаряд (если бы он разорвался, то уничтожил бы гробницу с мощами угодника Божия). Гробница св. Иоанна оказалась в кладовой, а мощей в ней не оказалось.

Немецкий офицер подошел ко мне и говорит по-немецки, что эти кости мы уничтожим, так как они для нас не представляют ценности; я ответил, что чем истреблять их, лучше возьму в свой храм, где служу, на это он ответил: едва ли разрешат. После этого я решил ходатайствовать, чтобы перевезти св. мощи к Георгию и тем спасти их от уничтожения. Первое заявление подал 12.XI.42 г. генералу дивизии, но получил отказ. Второе заявление подал 5.VI.43 г. ему же; вторично получил отказ. Третье заявление подал 14.VIII.43 г. генералу корпуса и 2.IX.43 г. получил разрешение вывезти св. мощи в Георгиевский храм.

6.IX.43 г. я с прот. Чесноковым, который обслуживал Трясовский приход, на 8 подводах приехал в Новгород за св. мощами. Гробницу св. Никиты нашли в кладовой среди всякого хлама и стекол. Гробницу св. Иоанна нашли на своем месте пустою. Около гробницы св. Никиты в мусоре на полу нашли св. мощи, завернутые в черную мантию Антония Римлянина, и рядом другие, по опознанию верующих, мощи св. Моисея Сковородского. Этих угодников положили в пустую раку св. Иоанна. Затем взяли гробницы св. князей Феодора, Мстислава и Владимира, а также и гробницу св. княгини Анны. Потом прошли в левый придел, где лежали мощи св. Григория и др. под спудом. Склеп разбит и валялись косточки св. угодников, которые мы собрали и завернули в парчу и положили в гробницу св. Иоанна. Все св. мощи выдали мне под расписку, с тем, что отвечаю за них.

[Далее святые мощи были вывезены в храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия, располагавшийся в с. Георгий Новгородского района.]

Всю дорогу с о. Чесноковым совершали молебное пение. В деревне Моисеевичах нас встретил Георгиевский крестный ход со священником Васильевской церкви Феодором Березниковским. Верующих было до 5-ти тысяч человек. По приезде к Георгию соборно отслужили всенощную, после которой в ночь остались мы втроем вторично приводить в надлежащий вид св. мощи, причем обнаружили: сорочка на св. Никите вся изодрана, подрясник тоже, митра измята и брошена в ноги. Сорочка св. кн. Анны тоже вся изорвана и исковерканы другие св. мощи. Вновь тщательно обтерли их и привели в должный порядок, подобающий святыням, и на другой день отслужили литургию и поставили их на приготовленные места в храме. Верующие в большом количестве приходили поклониться св. угодникам.

Но недолго Господь сподобил покоиться св. Новгородским угодникам в Георгиевском храме! В начале ноября 43 г. была объявлена всеобщая эвакуация всех жителей Новгородского района. Вновь мне пришлось подать заявление генералу штаба корпуса о предоставлении отдельного вагона для перевозки св. мощей, вместе со мной. Просьба моя была удовлетворена. Я эвакуировался не вместе со св. мощами, а они прибыли в Литву по моему адресу чрез 10 дней по моем приезде, а именно 26.XI.43 г.

27.XI.43 г., с ведома митр. Экзарха Сергия, я перевез и временно поставил их в православном храме местечка Векшня, Можейского уезда. К великому моему сожалению, местный священник Александр Чернай принял св. мощи не как святыню, а как для себя наживу, и у меня по этому поводу были с ним столкновения. Мощи он стал показывать русским и литовцам как новинку, и скоро после этого я получаю письмо, где сказано: напрасно везли к нам кости, их нужно бы закопать в землю в Новгороде, а не загораживать наш храм гробами. О. Чернай свт. Никиту раскрыл в Великий Четверг, а закрыл по настойчивой моей просьбе лишь в субботу на Пасхе; вся пыль и мыши свободно находили приют в гробнице угодника Божия. Этого ему было мало. Он вооружил против меня покойного Экзарха Сергия, а потом архиепископа Даниила с Миссией, и я получил 26.VI.44 г. бумажку, которую и прилагаю к докладу.

Когда русские стали наступать на Литву, тогда о. Чернай обратился с просьбой к немецкому коменданту о предоставлении ему вагона для перевозки св. мощей в Германию, но Господь и угодники Новгородские не допустили до этого. В скором времени о. Чернай сбежал из Литвы неизвестно куда, я продолжал жить в Векшнях.

14.X.44 г. немцы нас прогнали из Векшни на 15 км, так как русские уже подошли, но 31.X.44 г. немцы сбежали, и мы, к великому нашему счастию, оказались у русских и сразу вернулись в Векшню. Первым моим делом было осмотреть св. мощи. Храм был очень разбит, так что с большим трудом пробрался в него через пробоину в алтаре. Все иконы, хоругви, подсвечники оказались разбитыми и разрушенными, а св. мощи остались неприкосновенны. Поистине великое чудо Новгородских чудотворцев остаться совершенно невредимыми среди такого разгрома!

После этого я решил сразу обратиться к военному командованию о предоставлении мне вагона для перевоза св. мощей в Великий Новгород. Разрешение я получил и 24.XI.44 г. погрузили св. мощи в вагон, а 11.XII.44 г. прибыли благополучно в Новгород. С помощью городского Совета 13.XII.44 г. св. мощи временно водворили в Софийский собор, о чем я имел честь поставить Вас в известность. Георгиевский храм, где недолго почивали св. мощи, в настоящее время взорван и сожжен немцами. Благодарю Господа и святителей Новгородских, что помогли мне спасти св. мощи от уничтожения нечестивых лютеран-немцев.

Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и богомолец
Протоиерей Василий Николаевский
22.XII.1944
г. Новгород».

Люди, спасенные от угона в фашистское рабство, мощи святых, более 1 тысячи бесценных книг из библиотеки Софийского собора, иконы, возвращенные на родную землю, вот цена подвига протоиерея Василия Николаевского.

Сегодня мало кто помнит и знает, что Светлое Христово Воскресение 1945-го года пришлось на день памяти Великомученика и Победоносца Георгия 6 мая. А сам день Великой Победы 9 мая пришелся на среду Светлой седмицы. Именно в эти дни и закончил свой земной путь протоиерей Василий на Васильевском погосте церкви Василия Великого, что в селе Васильевском Новгородского района, в возрасте 47 лет от болезни. Мир праху твоему, честной протоиерей! Будем помнить о человеке, имя которого до сей поры находится в забвении и которому мы обязаны спасением мощей Новгородских святых (Константин Зелинский. Святитель Моисей, архиепископ Новгородский …).

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию