Советов Александр Евгеньевич, протоиерей

  • Дата рождения: янв. 1892
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург
  • Дата смерти: 14.8.1942
  • Место смерти: г. Кострома; умер от дистрофии и обострения туберкулеза

Родственники

  • отец  —  Советов Евгений Александрович , чиновник ведомства императрицы Марии, смотритель в Обуховской больнице, помощник смотрителя зданий заготовления государственных бумаг. Окончил Тверское военное кавалерийское училище, служил в Петербурге корнетом. Отец: Советов Александр Васильевич, профессор Санкт-Петербургского университета, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры
  • мать  —  Советова (Висконти) Мария Александровна , младшая дочь генерал-лейтенанта Александра Александровича Висконти
  • жена  —  Советова (Гохберг) Зельма (в крещении Татьяна) (род. в 1896, г. Рига). Родилась в мещанской семье, окончила Рижское женское коммерческое училище. По отцу — латышка, по матери — немка
  • брат  —  Советов Сергей Евгеньевич (род. в 1896), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой школьной гигиены Московского государственного педагогического института В 1916 начал преподавательскую практику по гигиене и географии в одной из воскресных школ Петрограда
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
2-я Санкт-Петербургская гимназия
окончил
Императорский Санкт-Петербургский университет
обучался
авг. 1914
Ярославский Демидовский юридический лицей
окончил
окт. 1914
Николаевское кавалерийское училище
окончил ускоренный курс
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1920
рукоположен во священника епископом Вологодским и Тотемским Александром (Трапицыным) в г. Вологде
1932
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1920
1923
Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., г. Тотьма, священник Сретенской и Преображенской церквей
1923
Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., священник Вожбальской Благовещенской и Спасо-Сиемской церквей
1923
апр. 1924
Ленинградская епархия, г. Ленинград, церковь Всех Святых Российских при Петроградском университете, священник, настоятель
окт. 1924
1925
Новгородская и Старорусская епархия, г. Тихвин, Спасо-Преображенский собор, священник, настоятель
1925
февр. 1927
Новгородская епархия, г. Новгород, Софийский кафедральный собор, священник, настоятель
февр. 1927
1929
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, Свято-Троицкая церковь в Лесном, священник
дек. 1929
дек. 1930
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), священник, исправляющий должность настоятеля
1930
март 1933
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, Свято-Троицкая церковь в Лесном, протоиерей, настоятель
1936
Ленинградская епархия, г. Ленинград, собор прп. Сампсония Странноприимца, протоиерей; с кон. 1930-х за штатом
1939
1942
Ленинградская епархия, г. Ленинград, Князь-Владимирский собор, протоиерей
Показать все

Преследования

осень 1932
арестован как «член контрреволюционной монархической организации "Истинно-православных"»; вскоре освобожден по болезни (страдал тяжелой формой астмы)
Показать все

Другие сведения

Спасо-Преображенский собор к сентябрю 1924 года оставался в Тихвине единственным храмом, принадлежавшим канонической Церкви — то есть совершал богослужения в православной традиции и не поддерживал антиканонические действия обновленцев, которые не только одобряли советскую власть, но и инициировали такие нововведения, как женатый епископат, второбрачие духовенства и т. п., то есть кардинально отходили от законного священноначалия Русской Православной Церкви в лице Патриарха Тихона.

В конце августа 1924 г. Тихвинский уездный исполком (УИК), на основании предписания начальника административного отдела Череповецкого ГИК Михайлова, потребовал от общины Спасо-Преображенского собора удалить из числа служителей культа священника Николая Богословского как опороченного по суду[1]. Так в сентябре 1924 г. собор остался без настоятеля.

В городе к тому времени, видимо, уже не осталось священников, принадлежавших к канонической Церкви, которые не были бы привлечены к суду и поэтому могли бы занять это место. По этой причине общине собора пришлось искать настоятеля в другом городе. Им стал священник из Ленинграда Александр Евгеньевич Советов.

Биография этого человека необычна для священника: он не принадлежал к духовному сословию и не имел духовного образования, принял сан в самые тяжелые для Церкви годы, являлся настоятелем самых крупных храмов в Новгороде и Ленинграде, был духовником митрополита Иосифа (Петровых) ─ лидера иосифлянского движения. Александра Советова неоднократно арестовывали, но при этом он, в отличие от большинства священнослужителей, избежал заключения в концлагерь и расстрела.

Итак, вот те сведения, которые удалось о нем узнать. Александр Советов родился в январе 1892 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Евгений Александрович Советов, был чиновником ведомства бывшей императрицы Марии, занимал должности смотрителя в Обуховской больнице и помощника смотрителя зданий заготовления государственных бумаг. Он окончил военное кавалерийское училище в г. Твери и в военное время служил в Петрограде корнетом[2]. Мать Александра Советова звали Марией Александровной, она была младшей дочерью генерал-лейтенанта Александра Александровича Висконти[3]. Его дед по отцовской линии, Александр Васильевич Советов, был профессором Санкт-Петербургского университета, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры[4].

Помимо Александра, в семье Советовых был еще один сын ─ Сергей (1896 г. р.), который в 1916 г. начал преподавательскую практику по гигиене и географии в одной из воскресных школ Петрограда, а впоследствии стал доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой школьной гигиены Московского государственного педагогического института[5].

Сам Александр Евгеньевич Советов окончил сначала старейшую в России 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию, затем продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете и в юридическом Демидовском лицее в Ярославле, который окончил в 1914 г. В октябре того же года он стал выпускником краткосрочных кавалерийских курсов при Петроградском Николаевском кавалерийском училище и ушел на фронт Первой мировой войны. В армии он служил преимущественно в кавалерийских полках: в I драгунском Московском полку и I Прибалтийском, сначала в чине прапорщика, затем — поручика. В сентябре 1917 г. Александр Советов был прикомандирован к министерству иностранных дел, продолжая числиться в I Прибалтийском и 9 запасном кавалерийских полках[6].

Во время Октябрьского переворота он ни в какой борьбе не участвовал, потому что, по его словам, как раз в это время состоялась его свадьба. Женился он на Зельме (в крещении Татьяне) Гохберг, которая по отцу была латышкой, по матери — немкой. Она родилась в 1896 г. в Риге в мещанской семье и в этом же городе окончила женское коммерческое училище[7].

Вот что рассказывал о себе и своем происхождении сам о. Александр Советов во время допроса в 1932 г.:

«Являюсь выходцем из старинной аристократической семьи. Предки со стороны моей матери были такими, как архитектор Висконти, принимавший участие в строительстве Павловского дворца, и другие видные деятели прежних времен. Предки со стороны отца — были менее, так сказать, вельможны, но занимали более или менее видное положение. Отец мой был корнетом и в разных учреждениях, дослужившись до статского советника. В молодости я хорошим здоровьем не отличался, воспитывался в духе старого уклада жизни, и это сказалось на всей моей дальнейшей общественно-политической деятельности.

Будучи в СПб университете, а затем в Демидовском Лицее, я в 1912 году вступил в самую изуверскую в те времена организацию "Палата Михаила Архангела", члены которой, в том числе и я, относились к еврейским погромам с пренебрежением, но шли смело и бодро "За веру, царя и отечество", беспощадно осуждали Распутина и порицали "распутинщину", но вели самую беспощадную борьбу против всяких революционных проявлений, против всяких посягательств на трон царя-помазанника Божия...

...К падению династии Романовых во время Февральской революции я, будучи в отпуску в Ленинграде, отнесся с некоторым сожалением, но в силу того, что царский трон был сильно скомпрометирован, старался быть к падению этого трона равнодушным и всецело направил свои стремления к продолжению войны до победного конца, для спасения Родины и отечества»[8].

После революции Александр Советов, вероятно, какое-то время служил в Белой армии, так как в некоторых советских документах он называется «белогвардейским офицером». Затем перешел на сторону красных, служил в Губисполкоме[9], был инструктором стрелкового обучения Петроградского военного округа Красной армии, в 1918–1919 гг. занимал командные должности в стрелковой дивизии. В 1919-1920 гг. он работал в Управлении работ Шекснинского Беломорского водного пути в г. Тотьма Вологодской губернии, был мобилизован на военную службу.

Как мы уже упоминали, духовного образования Александр Советов не имел — тем не менее, после демобилизации в 1920 г. он был рукоположен епископом Александром Вологодским в священника. Хиротония была совершена в Вологде. Первым местом его служения были Сретенская и Преображенская церкви в Тотьме, и сельские Вожбальская Благовещенская и Спасо-Сиемская церкви Вологодской епархии. Затем он переехал в Петроград, где в 1923 г. стал настоятелем церкви Всех Святых Петроградского университета[10]. В то время многие церкви находили приют в обычных квартирах прихожан. Так и эта церковь после закрытия университетской Петропавловской церкви располагалась, по инициативе церковного старосты академика В. А. Тураева, в доме № 8 по Биржевой линии, в квартире академика И. И. Срезневского[11]. Служил отец Александр в этой церкви до апреля 1924 г. К нему и обратились представители общины Тихвинского Спасо-Преображенского собора с просьбой стать настоятелем их храма.

В Тихвин он приехал в октябре 1924 г. В Спасо-Преображенском соборе Александр Советов совершал богослужения вместе с протоиереем Николаем Васильевским, который был в то время лишен возможности служить в Тихвинском Введенском женском монастыре, так как храмы обители были закрыты и опечатаны. Прихожанами собора стали все тихвинские монашествующие и миряне, принадлежавшие к канонической Церкви.

Как раз в октябре 1924 г. из Череповца на места было дано распоряжение о полной проверке всего имущества, находящегося в пользовании религиозных организаций. Следует отметить, что имущество храмов сверялось с описями 1918–1919 гг., которые, по словам начальника административного отдела Череповецкого ГИКа Макарова, были «или плохо, или небрежно составлены», или совсем отсутствовали[12].

В декабре 1924 г. комиссия в составе начальника канцелярии Тихвинской уездной милиции Абрамова, представителя от УИКа тов. К. П. Зверева, в присутствии члена церковного совета Сафонова и ювелира-оценщика Федорова, произвела в Спасо-Пребраженском соборе поверку имущества. По результатам работы комиссии был составлен акт, в котором указывалось, что по сличению с описями, составленными в 1918 г., часть имущества храма оказалась не внесенной в описи — то есть они не пропали, не были украдены, они продолжали оставаться в соборе и служить людям.

От учета якобы были скрыты 6 икон, 3 Евангелия, 2 серебряные ризы, 2 лампады, 2 копия, 2 кувшина, 1 серебряная чаша и 1 чаша для освящения воды, 1 рапида и 1 посох. Всего в опись не был включен 21 предмет на сумму 76 руб. 50 коп[13].

Помимо сокрытия церковного имущества в вину настоятелю Александру Советову и протоиерею Николаю Васильевскому ставилось также и то, что в проповедях с церковного амвона под видом борьбы с обновленцами они якобы вели агитацию, посредством которой направляли одну часть населения против другой[14].

31 января 1925 г. оба священника были арестованы и препровождены в Тихвинский исправдом, находившийся в одном из корпусов Введенского женского монастыря. В феврале 1925 г. он был переполнен: в нем находилось 125 человек, что превышало допустимое число заключенных в два раза[15]. В застенках священники провели несколько дней.

Там в это же время находился в ожидании суда монах Тихвинского Большого монастыря Филарет (Карзанов), бывший келейник епископа Антония (Демянского), арестованный 19 октября 1924 г. «за участие в беспорядках», произошедших 11 сентября 1924 г. во время передачи церкви «Крылечко» тихвинским обновленцам. Пути протоиерея Александра Советова и иеромонаха Филарета (Карзанова) еще раз пересекутся в будущем. Но об этом речь пойдет ниже.

Спустя пять дней после ареста,  в ночь с 4 на 5 февраля 1925 г., Александр Советов был переведен в распоряжение Череповецкого губотдела ОГПУ, а Николай Васильевский — в распоряжение Новгородского губотдела ОГПУ[16]. Сведений об их пребывании в этих учреждениях на сегодняшний день не сохранилось[17].

Цель гражданской власти была достигнута: договор с общиной Спасо-Преображенского собора был расторгнут постановлением Президиума Череповецкого губисполкома от 17 февраля 1925 г. — за умышленное сокрытие имущества и за то, что служители культа А. Е. Советов и Н. Б. Васильевский были нелояльными Советской власти. Церковные здания и имущество были переданы Тихвинскому УИКу. А дело о сокрытии имущества передавалось губернскому прокурору на предмет привлечения виновных лиц к ответственности[18].

Доказать вину отца Александра Советова, скорее всего, не удалось, и он не был подвергнут уголовному наказанию, но ему, как лицу неблагонадёжному и не имеющему в Тихвине постоянного места жительства, вероятно, было предложено покинуть город.

В 1925-1927 гг. священник Александр Советов служил настоятелем Софийского собора в г. Новгороде — главного православного храма в городе, да и, пожалуй, во всей губернии! Там он и познакомился с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых) — руководителем движения, название которого произошло от его имени. Тогда же протоиерей Александр Советов стал не только близким другом, но и духовником митрополита Иосифа. В одном из писем, адресованных о. Александру Советову, тот писал: «У меня тоже не проходит дня, чтобы я не переносился мыслями в наш тихий город, впечатления от которого не заменились впечатлениями Питера, в котором я промелькнул столь кратковременным метеором. А в Новгороде — столько пережито! И так тихи и мирны воспоминания, за редкими исключениями, обо всем окружавшем там нашу совместную с Вами жизнь (службу)»[19].

В феврале 1927 г. о. Александр Советов переехал в Ленинград, где служил в церкви Пресвятой Троицы в Лесном. 29 июля 1927 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородской) обратился с Посланием пастырям и пастве (Декларация 1927 г.), в котором подчеркнул, что Патриархия «решительно и бесповоротно становится на путь лояльности» к Советской власти и призвал верующих сознавать Советский Союз своей гражданской родиной и делить с ней радости, успехи и неудачи. Это послание было негативно воспринято многими священнослужителями и мирянами. Группа ленинградских священников, в которую вошел и Александр Советов, в середине августа отправила высланному в Моденский Никольский монастырь Новгородской губернии митрополиту Иосифу письмо с выражением своего несогласия с политикой митрополита Сергия (Страгородского) [20].

Иосифляне разорвали с митрополитом Сергием отношения и перестали поминать его имя за богослужением. Главой Русской Церкви они признавали пребывавшего в тюрьмах и ссылках Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Свято-Троицкая церковь в Лесном, в которой служил о. Александр, с декабря 1927 г. тоже стала иосифлянской.

Первые репрессии властей против иосифлян начались в 1928 г. 3 декабря 1929 г. был арестован о. Василий Верюжский, настоятель храма Спаса на Крови — главного храма иосифлян. С этого момента настоятелем собора стал о. Александр Советов.

В это же время там служил и приехавший из Тихвина иеромонах Филарет (Карзанов), с которым о. Александр Советов был знаком со времени недолгого служения в Тихвинском Спасо-Преображенском соборе. Видимо, именно он оказал влияние на формирование взглядов иеромонаха Филарета, через которого была установлена связь с тихвинскими священнослужителями, оппозиционно настроенными к церковному курсу, проводившемуся митрополитом Сергием (Страгородским).

По словам благочинного тихвинского округа С., выступавшего в январе 1931 г. в качестве свидетеля,   иеромонах Филарет, который «одно время служил в храме «на крови», неоднократно приезжал в Тихвин и совершал службу в церкви Иова Многострадального[21], священнослужители которой (священник Василий Войк, иеромонах Пимен (Бутылкин), диакон Владимир Порожецкий и заштатный протоиерей Николай Васильевский, служивший вместе с о. Александром Советовым в Спасо-Преображенском соборе в сентябре 1924 – январе 1925 гг.) примерно в январе–феврале 1930 г. примкнули к иосифлянскому движению[22], так как видели, что у массы тихвинских верующих имелось «большое желание посещать иосифлянскую церковь»[23].

В январе–феврале 1931 г. священнослужители Иовской церкви были арестованы. Протоиерей Николай Васильевский и иеромонах Пимен (Бутылкин) были приговорены к расстрелу, священник Василий Войк осужден на 10 лет лагерей, дьякон Владимир Порожецкий — на 5 лет. Лишившись руководителей, иосифлянское движение в Тихвине сошло на нет.

Еще до ареста тихвинских священнослужителей, в декабре 1930 г., постановлением Президиума ВЦИК храм Спас на Крови в Ленинграде, в котором служили о. Александр Советов, иеромонах Филарет (Карзанов) и другие священнослужители, был закрыт. Здание собора было передано Обществу бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев под «культурно-просветительские нужды».

Известно, что иеромонах Филарет (Карзанов) перешел на нелегальное положение (его постоянным местом жительства оставался Тихвин). В 1932 г. он возглавлял одну из тайных общин и совершал богослужения по квартирам верующих.

Протоиерей Александр Советов с 1931 г. вновь стал возглавлять общину Свято-Троицкой церкви в Лесном. В многочисленных доносах тех лет говорится о пребывании в храме «высланных попов», «лишенок монашек», «беспаспортных темных личностей» и т. д.[24] Эта община была одной из центральных в иосифлянском движении, верующие собирали пожертвования в помощь заключенным в концлагеря и ссыльным свяященнослужителям[25], в том числе и митрополиту Иосифу (Петровых).

В 1931 году о. Александр проходил обвиняемым по следственному делу епископа Сергия (Дружинина) и других, но в «Обвинительном заключении» в отношении отца Александра утверждалось: «Советов Александр Евгеньевич, активный участник церковно-административного центра "Истинно-православных", по настоящему делу привлечен быть не может, ввиду его тяжелого болезненного состояния»[26]. «Все лежал, астма у него была. Все лежал, болезненный был. Матушка ему и уколы сама делала...» — вспоминала Лидия Павловна Семенова, жившая в то время в доме Советовых[27].

Вместе с тем, следует отметить, что органами НКВД, был, например, не только арестован, но и расстрелян примкнувший к иосифлянскому движению тихвинский священник Николай Васильевский, которому на момент ареста было уже 73 года, с диагнозом «бронхиальная астма, порок сердца, атеросклероз», и который, по мнению тюремных врачей, нуждался в постороннем уходе и стационарном лечении[28].

Отец Александр был арестован осенью 1932 г. как член «контрреволюционной монархической церковной организации «Истинно-православных» и оказался вместе с иеромонахом Филаретом (Карзановым) и другими священнослужителями, монашествующими и мирянами в доме предварительного заключения. Всего было арестовано 139 человек, а осуждено 130[29]. Пятеро обвиняемых, среди которых был и иеромонах Филарет (Карзанов), были приговорены к расстрелу. 20 марта 1933 г. расстрел был заменен на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Протоиерей Александр Советов был освобождён, и причиной освобождения снова была названа тяжелая форма астмы. После освобождения он продолжал служить до марта 1933 г. настоятелем Свято-Троицкой церкви в Лесном. До 1936 г. он принадлежал к иосифлянскому движению, затем вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским).

С 1936 г. протоиерей Александр Советов служил в Сампсониевском соборе г. Ленинграда сверх штата, после закрытия храма — за штатом. В 1939 – 1942 гг. служил в Князь-Владимирском соборе[30] на Петроградской стороне. В начале 1942 г. был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Кострому, где и умер от дистрофии и обострения туберкулеза 14 августа 1942 г.[31] [32].

В завершении рассказа о протоиерее Александре Советове приведем его слова, которыми он охарактеризовал себя: «Вышеизложенное говорит с достаточной ясностью о том, что я по складу своего ума и по всему ходу своей жизни и деятельности являюсь таким человеком, который идет и стремится туда, где больше риска, где больше опасности. Самое опасное было война: я пошел туда добровольцем. Самая опасная, но верная деятельность в Церкви стала в 1919–1920 годах, и я принял сан священника, стал во враждебный лагерь по отношению к Советской власти; повел борьбу с обновленчеством и с "сергиевщиной". Ведя борьбу с этими организациями, я завоевал себе имя, в значительной степени выдвинулся. Был очень близок к митрополиту Иосифу, после его изгнания в ссылку в известной степени являлся и являюсь его доверенным лицом»[33].

____________

[1] ЧЦХД. Ф.18. Оп. 1. Д. 30. Л. 173.
[2] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 115.
[3] Антонов В. В. Висконти на русской службе. URL: culture.wikireading.ru/7635
[4] Советов Александр Васильевич. URL: bioslovhist.spbu.ru/person/721-sovetov-aleksandr-vasil-yevich.html
[5] Советов Сергей Евгеньевич. URL: mpgu.su/scientists/sovetov-sergey-evgenevich
[6] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 115.
[7] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 297.
[8] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 297–298.
[9] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 299.
[10] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 299.
[11] Санкт-Петербургский Петропавловский храм при госуниверситете. URL: drevo-info.ru/articles/13672150.html
[12] ЧЦХД. Ф.244. Оп. 1. Д. 38. Л. 25.
[13] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 116.
[14] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 117 об.
[15] ЛОГАВ. Ф. 2544. Оп. 1. Д. 49. Л. 32.
[16] ЛОГАВ. Ф. Р-2544. Оп. 1. Д. 8. Л. 161 об.
[17] Справки УФСБ России по Вологодской области № 88/10/6-С-430 от 19.07.2022 г. и УФСБ России по Новгородской обл. С-407 от 19.07.2022 г.
[18] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 60.
[19] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 466.
[20] Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 12.
[21] Архив УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. АУД П-77556. Л. 5.
[22]Архив УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. АУД П-77556. Л. 2 об., 4 об.
[23]Архив УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. АУД П-77556. Л. 4 об.
[24] Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 320.
[25] Обвинительное заключение по следственному делу № 2916 — 1932 год о к.-р. церковно-монархических группировках «Истинно-Православная Церковь». Ленинград. 1932. URL: сyberpedia.su/1x2537.html
[26] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 300–301.
[27] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 297.
[28] Архив УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. АУД П-77556. Л. 47.
[29] Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 169.
[30] Священно-, церковнослужители и миряне Князь-Владимирского собора, пострадавшие в годы гонений на веру Христову. URL: vladimirskysobor.ru/2010/06/09
[31] Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 г. / Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский); изд. подгот.: А. А. Бовкало, А. К. Галкин. СПб., 2014. С. 126.
[32] Василик В., Фролов  М. И. «Враг бессилен против нашей правды и нашей воли к победе». К 72-й годовщине снятия Блокады Ленинграда. URL: pravoslavie.ru/90046.html
[33] Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л. Е. Сикорская. М., 2009. С. 299.


Текст: Старшинина С. В. Настоятель Александр Советов //
Дивья : [газета г. Тихвина]. 2022. № 37(1413) ; № 38(1414)

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию