отец
—
дьячок пог. Хреплё Новгородского уезда Черновской вол. Новгородской губ.
жена
—
Тихомирова Александра Васильевна (1840(?) – 1916), «сирота поповского сословия, воспитывалась [в приюте] при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде»
сын
—
Тихомиров Виктор Алексеевич (22.2.1873–23.3.1938), воспитанник Новгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (окончил со степенью кандидата богословия в 1897), преподавал в Новгородской духовной семинарии (до ее закрытия), в последние годы был счетоводом в сельском магазине погоста Саблё Батецкого р-на Новгородской обл. Арестован 15.3.1933, как «участник контрреволюционной группировки, деятельность которой была направлена против советской власти». 23.5.1933 дело было прекращено. Второй раз был арестован органами НКВД 3.3.1938 по обвинению «в участии в контрреволюционной эссеровской повстанческой организации, в ведении активной контрреволюционной агитации и восхвалении фашизма Японии». По решению Особой тройки УНКВД по Ленинградской области от 20.3.1938 приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Был казнен 23.3.1938 (Архивная справка УФСБ России по Новгородской области от 25.4.2003 на основании дел арх. № 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу). 9.7.1956 реабилитирован. Жена: Валентина Никандровна Тихомирова (Сахарова) (ум. после войны), дочь священника, служившего в ведомстве военного и морского духовенства. На их попечении были пятеро несовершеннолетних детей, арестованного в 1929 младшего брата о. Ивана Тихомирова
дочь
—
Тихомирова Олимпиада Алексеевна (7.8.1875 – июнь 1959), обучалась в Царскосельском женском училище для девиц духовного звания. Муж: Дмитрий Львович Тогатов (ок. 1871 – 1939). Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, служил преподавателем духовного училища и семинарии в Архангельске, затем — инспектором Тихвинского духовного училища. Венчание состоялось в 1896. Дети: Ольга Дмитриевна (в замуж. Уланова), Екатерина Дмитриевна (в замуж. Растопчина), Мария Дмитриевна (в замуж. Устинова) и Сергей Дмитриевич. Все дети были крестниками митрополита Сергия (Тихомирова)
отец зятя
—
Тогатов Лев Васильевич (1826 – 3.6.1903), псаломщик на вакансии пономаря Успенской церкви с. Богородского Череповецкого уезда Новгородской губ. (1878)
«Митрополит Сергий (Тихомиров), преемник архиепископа Николая (Касаткина) в Японской духовной миссии, происходил из священнического рода Тихомировых Новгородской губернии. Собирая сведения о своих предках (моя прабабушка была младшей сестрой владыки), считаю необходимым зафиксировать семейные воспоминания, которые отражают эпоху конца XIX — начала XX вв., а также ветви родословного древа.
Отец будущего митрополита Алексей Лаврентьевич был сыном дьячка с погоста Хреплё Батецкого района Новгородской области[1]. Вообще, Батецкий район в истории семьи играет заметную роль. Отец Алексий родился в Хреплё, служил в Гузях, его сын Виктор уже после революции жил на погосте Саблё, старший сын Александр служил в Спасско-Ямском. Все эти населенные пункты расположены довольно близко, до революции находились в Новгородском благочинии.
Сведения о погосте Хреплё — месте, которое мы можем считать родовым гнездом Тихомировых — почерпнуты из магистерской диссертации владыки Сергия, труда, научная значимость которого до сих пор не устарела[2]. В разделе описания погостов Водской пятины владыка Сергий упоминает и погост Успенский-Хрепельский, который был небольшим по земельным угодьям и весьма теснимый соседними[3]. Храм Успения Божией Матери был приписан к Аркажскому монастырю (Новгородскому), так как часть погоста состояла в дворцовой волости. В 1764 году монастырь был упразднен, чему предшествовала опись имущества и строений, которые были немногочисленны[4]. <…>
Согласно семейному преданию, прапрадед был сыном бедного сельского дьячка, родился в 1827 г. Бедность подчеркивали фразой, что бегал он до 12-ти лет в одной рубашке (т. е. не было даже штанов). Но, тем не менее, Алексей Лаврентьевич (его дед — Федор) поступил и окончил Новгородскую духовную семинарию. Именно в духовном учреждении и была присвоена будущему отцу Алексию фамилия Тихомиров, вероятно, характеризовавшая его как человека тихого нрава и мирного устроения, ставшая впоследствии родовой фамилией. По окончании по первому разряду низшего отделения семинарии, в 1852 г. он женился на девице Александре Васильевне, сироте поповского сословия, которая воспитывалась при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде. Древнейший новгородский монастырь к этому времени имел статус женского, при нем был приют. Александру Васильевну выдали замуж и дали за ней приданое. Первые годы служения отца Алексия прошли в стенах этого монастыря[5]. С 1866 г. его перевели настоятельствовать в приход села Гузи, современного Тесово-Нетыльского района Новгородской области[6], где он проживал до своей кончины. Опираясь на вышеупомянутый текст С. Булина[7], можно увидеть, что в селе Гузи был каменный храм Покрова Божией Матери 1866 г. постройки, а на кладбище — деревянный во имя Преображения Господня, выстроенный уже тщанием отца Алексия, за что он в 1904 г. получил право ношения второго наперсного креста. Относились храмы к 6-му Новгородскому благочинию.
Отец Алексий прожил всю жизнь в Гузях, был законоучителем, весьма уважаемым пастырем. Моя мама Мария Леонидовна Мохова в конце 1970-х гг. посещала это место, искала могилы прадеда и прабабушки. Она тогда рассказала мне, что кладбище было запущенное, могилы найти было невозможно. Тогда она обратилась к местным старушкам. Собрались те, кто еще помнил отца Алексия. Мама показала его фотографию, и они, плача, стали прикладываться к ней. Старушки показали места захоронений, которые мама позднее привела в порядок, установила кресты и прикрепила на них фотографии. Показали ей и дом священнослужителей. Изначально их было два: зимний, небольшой (он был сожжен немцами во время войны) и летний, большой. Последний пережил войну, в нем и жили уцелевшие жители сожженной немцами деревни.
В браке с Александрой Васильевной у отца Алексия родилось семеро детей. Точность дат еще предстоит уточнять, но здесь они более выверенные, чем в других источниках. Расположим имена по старшинству: Александр (1864 (?) – 1916), Мария (†1879), Татьяна (1868–1884), Георгий (03/16.06.1871 – 10.08.1945), Виктор (22.02.1873 – 23.03.1938)[8], Олимпиада (07.08.1875 – 06.1959), Иоанн (01.1880 – 1929/30)[9].
Протоиерей Алексий с матушкой пользовались большим уважением жителей села и окрестных деревень. Даже после революции батюшка приходил в местную школу и со строгостью проверял знания по Закону Божьему. Во время послереволюционного голода его сильно поддерживали местные крестьяне. А ручей, рядом с которым когда-то стоял их дом, проданный в 70-е годы прошлого столетия на вывоз в соседнюю деревню, до сих пор называют Поповским.
В 1916 г. отца Алексия отправили на покой и прислали нового настоятеля — Ивана Алексеевича Шарецкого, семья которого поселилась в церковном доме, в котором изначально жили Тихомировы, что привело к трагическому конфликту между матушками. Этого искушения Александра Васильевна не вынесла, у нее случился инсульт. Хорошо то, что новая матушка успела испросить прощения за резкость, и они успели примириться. Матушка Александра умерла в 1916 г. Дети к этому времени давно все разлетелись из родного гнезда, и отец Алексий до самой смерти в 1924 г. жил один. В сенях стоял заготовленный гроб. Стоял он там много лет, поэтому в нем уже стали хранить яблоки. На похороны отца Алексия съехались все сыновья и множество родственников. В селе вспоминали, что это было последнее в селе после революции такое большое собрание духовенства …».
______________
[1] Благодарю Александра Александровича Бовкало, любезно предоставившего архивную справку об Алексее Тихомирове: № 12. Алексей Тихомиров, Новгородского уезда Хрепельской церкви умершего дьячка Лаврентия Федорова сын. См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2249.
[5] Семейная память сохранила название монастыря, в котором служил после семинарии отец Алексий — Свято-Духов. У Д. С. Сивени [Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М., 2019] отмечается, что там служил помощником настоятеля Алексей Тихомиров, но в 1877 г., и он предполагает, что это был Алексей Прокопьевич, а не Лаврентьевич (Там же. С. 46). Не имея архивных данных, сейчас трудно сказать точно, однако, судя по тому, что за эти годы других Тихомировых, служащих в монастырях, в Новгороде нет, предполагаю, что все-таки это Алексей Лаврентьевич.
[6] Там же. С. 85. Указано, что настоятелем Гузской Покровской церкви с 1866 по 1904 гг. числился Алексей Лаврентьевич Тихомиров, а с 1915 г. — Иоанн Алексеевич Шарецкий.
[8] Архивная справка ФСБ России Управление по Новгородской области от 25.04.2003 на основании дела арх. №№ 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу.
[9] Дата рождения взята из Протокола допроса. Дата смерти условная, после осуждения за контрреволюционную деятельность отец Иоанн на место ссылки в Соловецкий лагерь не прибыл, по всей видимости, умер по дороге. См.: Протокола допроса в ПП ОГПУ в ЛВО от 19.08.1929.