Тихомиров Алексей Лаврентьевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  дьячок пог. Хреплё Новгородского уезда Черновской вол. Новгородской губ.
  • жена  —  Тихомирова Александра Васильевна (1840(?) – 1916), «сирота поповского сословия, воспитывалась [в приюте] при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде»
  • сын  —  Тихомиров Александр Алексеевич, священник
  • дочь  —  Тихомирова Мария Алексеевна , умерла в 1879 от туберкулеза
  • дочь  —  Тихомирова Татьяна Алексеевна (1868–1884), умерла от туберкулеза
  • сын  —  Сергий (Тихомиров Георгий Алексеевич), митрополит
  • сын  —  Тихомиров Виктор Алексеевич (22.2.1873–23.3.1938), воспитанник Новгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (окончил со степенью кандидата богословия в 1897), преподавал в Новгородской духовной семинарии (до ее закрытия), в последние годы был счетоводом в сельском магазине погоста Саблё Батецкого р-на Новгородской обл. Арестован 15.3.1933, как «участник контрреволюционной группировки, деятельность которой была направлена против советской власти». 23.5.1933 дело было прекращено. Второй раз был арестован органами НКВД 3.3.1938 по обвинению «в участии в контрреволюционной эссеровской повстанческой организации, в ведении активной контрреволюционной агитации и восхвалении фашизма Японии». По решению Особой тройки УНКВД по Ленинградской области от 20.3.1938 приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Был казнен 23.3.1938 (Архивная справка УФСБ России по Новгородской области от 25.4.2003 на основании дел арх. № 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу). 9.7.1956 реабилитирован. Жена: Валентина Никандровна Тихомирова (Сахарова) (ум. после войны), дочь священника, служившего в ведомстве военного и морского духовенства. На их попечении были пятеро несовершеннолетних детей, арестованного в 1929 младшего брата о. Ивана Тихомирова
  • дочь  —  Тихомирова Олимпиада Алексеевна (7.8.1875 – июнь 1959), обучалась в Царскосельском женском училище для девиц духовного звания. Муж: Дмитрий Львович Тогатов (ок. 1871 – 1939). Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, служил преподавателем духовного училища и семинарии в Архангельске, затем — инспектором Тихвинского духовного училища. Венчание состоялось в 1896. Дети: Ольга Дмитриевна (в замуж. Уланова), Екатерина Дмитриевна (в замуж. Растопчина), Мария Дмитриевна (в замуж. Устинова) и Сергей Дмитриевич. Все дети были крестниками митрополита Сергия (Тихомирова)
  • отец зятя  —  Тогатов Лев Васильевич (1826 – 3.6.1903), псаломщик на вакансии пономаря Успенской церкви с. Богородского Череповецкого уезда Новгородской губ. (1878)
  • сын  —  Тихомиров Иван Алексеевич, протоиерей
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Новгородское духовное училище
обучался
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1866
1904
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., Новгородский уезд, с. Гузи, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерей (в 1871 — священник), настоятель, законоучитель
Показать все

Другие сведения

«Митрополит Сергий (Тихомиров), преемник архиепископа Николая (Касаткина) в Японской духовной миссии, происходил из священнического рода Тихомировых Новгородской губернии. Собирая сведения о своих предках (моя прабабушка была младшей сестрой владыки), считаю необходимым зафиксировать семейные воспоминания, которые отражают эпоху конца XIX — начала XX вв., а также ветви родословного древа.

Отец будущего митрополита Алексей Лаврентьевич был сыном дьячка с погоста Хреплё Батецкого района Новгородской области[1]. Вообще, Батецкий район в истории семьи играет заметную роль. Отец Алексий родился в Хреплё, служил в Гузях, его сын Виктор уже после революции жил на погосте Саблё, старший сын Александр служил в Спасско-Ямском. Все эти населенные пункты расположены довольно близко, до революции находились в Новгородском благочинии.

Сведения о погосте Хреплё — месте, которое мы можем считать родовым гнездом Тихомировых — почерпнуты из магистерской диссертации владыки Сергия, труда, научная значимость которого до сих пор не устарела[2]. В разделе описания погостов Водской пятины владыка Сергий упоминает и погост Успенский-Хрепельский, который был небольшим по земельным угодьям и весьма теснимый соседними[3]. Храм Успения Божией Матери был приписан к Аркажскому монастырю (Новгородскому), так как часть погоста состояла в дворцовой волости. В 1764 году монастырь был упразднен, чему предшествовала опись имущества и строений, которые были немногочисленны[4]. <…>

Согласно семейному преданию, прапрадед был сыном бедного сельского дьячка, родился в 1827 г. Бедность подчеркивали фразой, что бегал он до 12-ти лет в одной рубашке (т. е. не было даже штанов). Но, тем не менее, Алексей Лаврентьевич (его дед — Федор) поступил и окончил Новгородскую духовную семинарию. Именно в духовном учреждении и была присвоена будущему отцу Алексию фамилия Тихомиров, вероятно, характеризовавшая его как человека тихого нрава и мирного устроения, ставшая впоследствии родовой фамилией. По окончании по первому разряду низшего отделения семинарии, в 1852 г. он женился на девице Александре Васильевне, сироте поповского сословия, которая воспитывалась при Свято-Духовом монастыре (?) в Новгороде. Древнейший новгородский монастырь к этому времени имел статус женского, при нем был приют. Александру Васильевну выдали замуж и дали за ней приданое. Первые годы служения отца Алексия прошли в стенах этого монастыря[5]. С 1866 г. его перевели настоятельствовать в приход села Гузи, современного Тесово-Нетыльского района Новгородской области[6], где он проживал до своей кончины. Опираясь на вышеупомянутый текст С. Булина[7], можно увидеть, что в селе Гузи был каменный храм Покрова Божией Матери 1866 г. постройки, а на кладбище — деревянный во имя Преображения Господня, выстроенный уже тщанием отца Алексия, за что он в 1904 г. получил право ношения второго наперсного креста. Относились храмы к 6-му Новгородскому благочинию.

Отец Алексий прожил всю жизнь в Гузях, был законоучителем, весьма уважаемым пастырем. Моя мама Мария Леонидовна Мохова в конце 1970-х гг. посещала это место, искала могилы прадеда и прабабушки. Она тогда рассказала мне, что кладбище было запущенное, могилы найти было невозможно. Тогда она обратилась к местным старушкам. Собрались те, кто еще помнил отца Алексия. Мама показала его фотографию, и они, плача, стали прикладываться к ней. Старушки показали места захоронений, которые мама позднее привела в порядок, установила кресты и прикрепила на них фотографии. Показали ей и дом священнослужителей. Изначально их было два: зимний, небольшой (он был сожжен немцами во время войны) и летний, большой. Последний пережил войну, в нем и жили уцелевшие жители сожженной немцами деревни.

В браке с Александрой Васильевной у отца Алексия родилось семеро детей. Точность дат еще предстоит уточнять, но здесь они более выверенные, чем в других источниках. Расположим имена по старшинству: Александр (1864 (?) – 1916), Мария (†1879), Татьяна (1868–1884), Георгий (03/16.06.1871 – 10.08.1945), Виктор (22.02.1873 – 23.03.1938)[8], Олимпиада (07.08.1875 – 06.1959), Иоанн (01.1880 – 1929/30)[9].

Протоиерей Алексий с матушкой пользовались большим уважением жителей села и окрестных деревень. Даже после революции батюшка приходил в местную школу и со строгостью проверял знания по Закону Божьему. Во время послереволюционного голода его сильно поддерживали местные крестьяне. А ручей, рядом с которым когда-то стоял их дом, проданный в 70-е годы прошлого столетия на вывоз в соседнюю деревню, до сих пор называют Поповским.

В 1916 г. отца Алексия отправили на покой и прислали нового настоятеля — Ивана Алексеевича Шарецкого, семья которого поселилась в церковном доме, в котором изначально жили Тихомировы, что привело к трагическому конфликту между матушками. Этого искушения Александра Васильевна не вынесла, у нее случился инсульт. Хорошо то, что новая матушка успела испросить прощения за резкость, и они успели примириться. Матушка Александра умерла в 1916 г. Дети к этому времени давно все разлетелись из родного гнезда, и отец Алексий до самой смерти в 1924 г. жил один. В сенях стоял заготовленный гроб. Стоял он там много лет, поэтому в нем уже стали хранить яблоки. На похороны отца Алексия съехались все сыновья и множество родственников. В селе вспоминали, что это было последнее в селе после революции такое большое собрание духовенства …».

______________

[1] Благодарю Александра Александровича Бовкало, любезно предоставившего архивную справку об Алексее Тихомирове: № 12. Алексей Тихомиров, Новгородского уезда Хрепельской церкви умершего дьячка Лаврентия Федорова сын. См.: ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2249.

[2] Сергий (Тихомиров), еп. Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой Книге Водской пятины 1500 года (в связи с общими условиями жизни). СПб.: Тип. М. И. Акинфеева, 1905. 598 с.

[3] Там же. С. 389.

[4] ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 204.

[5] Семейная память сохранила название монастыря, в котором служил после семинарии отец Алексий — Свято-Духов. У Д. С. Сивени [Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М., 2019] отмечается, что там служил помощником настоятеля Алексей Тихомиров, но в 1877 г., и он предполагает, что это был Алексей Прокопьевич, а не Лаврентьевич (Там же. С. 46). Не имея архивных данных, сейчас трудно сказать точно, однако, судя по тому, что за эти годы других Тихомировых, служащих в монастырях, в Новгороде нет, предполагаю, что все-таки это Алексей Лаврентьевич.

[6] Там же. С. 85. Указано, что настоятелем Гузской Покровской церкви с 1866 по 1904 гг. числился Алексей Лаврентьевич Тихомиров, а с 1915 г. — Иоанн Алексеевич Шарецкий.

[7] Булин С. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 г. Сведения по современной территории Новгородской области // Проза. ру. URL: https://proza.ru/2015/10/03/2043 (дата обращения: 05.09.2020).

[8] Архивная справка ФСБ России Управление по Новгородской области от 25.04.2003 на основании дела арх. №№ 1а/13486 и 1а/2139, выданная Дядищеву Владимиру Михайловичу.

[9] Дата рождения взята из Протокола допроса. Дата смерти условная, после осуждения за контрреволюционную деятельность отец Иоанн на место ссылки в Соловецкий лагерь не прибыл, по всей видимости, умер по дороге. См.: Протокола допроса в ПП ОГПУ в ЛВО от 19.08.1929.

Текст: Казарина В. Б. Семейные хроники священнического рода Тихомировых. К 75-летию кончины митрополита Японского Сергия (Тихомирова) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 108–111.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию