Феодор (Трофимов Федор Трофимович), иеросхимонах

Родственники

  • отец  —  Трофим, крестьянин Тверской губ.
Показать всех

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.4.1860
пострижен в монашество
29.8.1862
рукоположен во иеродиакона
8.9.1863
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1847
27.10.1899
Московская и Коломенская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, иеросхимонах, братский духовник и член Учрежденного собора (с 11.11.1882)
Показать все

Награды

19.2.1887
право ношения набедренника
медаль «В память войны 1853–1856 гг.»
Показать все

Другие сведения

Из послужного списка иеросхимонаха Феодора (Трофимова):

«Из государственных крестьян Тверской губернии Новоторжского уезда. Холост. Российской грамоте читать и писать умеет. Проживал в монастыре с 1847 г. 2 октября 1854 г. принят в послушники. 24 апреля 1860 г. пострижен в монашество в Соловецком монастыре. 29 августа 1862 г. рукоположен во иеродиакона. 8 сентября 1863 г. рукоположен во иеромонаха. Имеет бронзовую медаль на Андреевской ленте за осаду Соловецкого монастыря, установленную в память 1853–1856 гг.

1865: Качеств хороших, к послушаниям способен.

Со 2 января 1879 г. исполнял должность помощника духовника.

11 ноября 1882 г. определен духовником Соловецкого монастыря и членом Учрежденного собора по указу Московской Правительствующего Синода Конторы от 23 сентября 1882 г. за № 2357.

1882: Исполняет чреду Богослужения. Кроток и смирен.

1883: Кроток, смиренен, простодушен и к исполнению послушаний усерден.

1884: Без изменений.

19 февраля 1887 г. указом Московской Правительствующего Синода Конторы № 204 награжден набедренником.

1889: По указу Московской Святейшего Правительствующего Синода Конторы от 16.09.1888 за № 887 получил внушение за нарушение своих служебных обязанностей вмешательством в дела, не подлежащие его ведению, чтобы впредь не дозволял себе подобных действий под опасением ответственности.

1892: Исполняет чреду богослужения».

Из «Соловецкого цветника»:

«Некоторые из его сверстников и сослужителей у престола Божия, а также и его ближайшие наставляемые и ученики считали его великим старцем, каковой характеристики заслужил он от хорошо его знавшего, ныне покойного иеромонаха Флавиана. В монашестве он носил имя Филарет, вот почему и звали его более этим именем. Родом происходил из чухарей. Усердно посещал церковные службы, был хорошим чтецом и всегда старался заменить заболевшего чтеца. В церковном чтении находил себе усладу и утешение... Должность духовника проходил со тщанием более двух десятилетий, а на склоне лет своих принял великий ангельский чин, облекшись в схиму. В Соловках, как в его время, так и раньше, был обычай пострижения в схиму умирающих или слабых здоровьем, и число схимников было всегда значительно. Отец Филарет был хорошим наставником, со временем накопил значительный пастырский опыт в деле духовничества и охотно делился им со своими старцами по послушанию, например, с иеромонахом Кириллом и другими. Был кроткий, смиренный. Милостивый — так звали его братия за его нищелюбие. Наружность его была приятна, движения и речь обдуманы и благообразны.

В последнее время очень страдал от рака горла, несмотря на все меры, принятые для излечения или облегчения от сего недуга. Отошел ко Господу, потрудившись на разных послушаниях 40 лет. При отпевании некоторые из братии ощущали благоухание, исходящее из гроба почившего. Похоронен в головной части кладбища, недалеко от о. Кирилла и о. Ипполита.

Отец Феодор как прозорливец

Одного монаха назначили в диаконы. Стал этот инок отпрашиваться. Тогда о. Феодор, строго взглянув ему в глаза, сказал: "Великим будешь иеромонахом. Будешь духовником — да еще на моем месте".

Из рухлядной братия получали готовые, казенного образца сапоги. Нуждаясь в обуви по мерке, о. Феодор (тогда еще иеромонах Филарет) с разрешения начальства сдал свои новые сапоги для обмена на сшитые специально ему. Сапожник-послушник Яков Рогозин закончив свою работу, стал рассуждать:

— А что даст мне о. Филарет за всю эту работу? Пятерку не даст. Да и не я один, а многие так рассуждают при нашем тяжелом и грязном послушании. Хотя ведь не всегда он бывает строгий, но и милостивый. Ну что же, пожалуй, рублик и даст за работу. А что бы купить на рублевку?

После осмотра сапог о. рухольным понес он их о. Филарету, а сам все размышляет о рублевке. И вот с такими думами пришел послушник в келию о. Филарета.

Вошел в келию, сдает сапоги о. Филарету. Тот выслушивает со вниманием слова послушника о сшитых сапогах, потом, пристально смотря послушнику в лицо, протягивает ему гривенник и неожиданно спрашивает:

— Мало, мало тебе? Тебе рублевок надоть? Ну а что ты думаешь на эту рублевку покупать?

Послушника всего так и затрясло от стыда за свои мысли. А духовник возвращается к себе за перегородку и среди кучи медных денег начинает набирать по гривенникам, приговаривая:

— Рублевки ему надоть, мало, мало дали.

Выносит кучу меди, снова сует монеты послушнику и приговаривает:

— Вот тебе рублевка.

Послушник этот, сейчас уже в мантии и священном сане, и поныне пребывает в Соловках» (Соловецкий цветник).

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию