Ильин Александр Иванович, протоиерей
- Дата рождения: 22.8.1895
- Место рождения: Тверская губ., Новоторжский уезд, д. Глинки
- Дата смерти: 14.1.1971
- Место смерти: г. Новгород. Погребен на Рождественском кладбище справа от алтаря храма Рождества Христова на Красном Поле
Родственники
- отец — Ильин Иван Ильич (25.8.1855–25.4.1938, с. Таложня Калининской обл.), до 1918 работал токарем в Петербурге, затем вернулся на родину, в дер. Глинки Новоторжского уезда Тверской губ., где и жил до своей кончины. Его родители: Илья Антипович и Мария Сергеевна, бывшие крепостные крестьяне
- мать — Ильина Ксения Феоктистовна (1857–5.5.1940, с. Таложня Калининской обл.). Ее родители: Феоктист и Митродора, бывшие крепостные крестьяне дер. Бели Новоторжского уезда Тверской губ.
- брат — Ильин Михаил Иванович (ум. 5.5.1925), выпускник Петербургской духовной семинарии (окончил в 1911), принял священство. Служил в Гдовском уезде Петербургской епархии в с. Низы, в Петербурге на Малой Охте, в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Торжок Калининской обл., в Волосове и в с. Таложне Калининской обл., где и был погребен. Жена: Феодосия Игнатьевна Ильина
- жена — Ильина (Пономарева) Александра Васильевна (15.2.1897–29.6.1958), учительница школы в дер. Гленки Новоторжского уезда Тверской губ. Венчание состоялось 26.6.1918 в Воскресенской церкви с. Таложня Новоторжского уезда Тверской губ. После ареста отца и мужа (в 1836/1837), ее лишили права преподавать в школе и выгнали с детьми из дома. Погребена на Рождественском кладбище г. Новгорода
- тесть — Пономарев Василий Сергеевич (ум. 21.11.1941), протоиерей, в 1937 был арестован. Жена: Александра Ивановна (ум. 20.1.1942)
- сын — Ильин Евгений Александрович (род. в 1922), во время войны был ранен и контужен. После демобилизации вернулся в Торжок, где окончил политехнический техникум и устроился работать по специальности. В 1958 семья проживала в Красноярске. Жена: Нина Алексеевна Ильина (Ласицына). Дети: Татьяна (род. в 1947) и Александра (род. в 1958)
- сын — Ильин Николай Александрович (род. в 1924), призван в действующую армию, в сентябре 1941 пропал без вести
- дочь — Ефимова (Ильина) Варвара Александровна (род. в 1930). Венчание состоялось 21.11.1949. Погребена на кладбище пос. Сиверский Ленинградской обл. Дочь: Екатерина (род. 7.11.1957)
- зять — Ефимов Евгений Васильевич (1924–2012), протоиерей, почетный настоятель храма св. Александра Невского в Красном Селе г. Санкт-Петербурга
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии

Ист.: pstbi.ccas.ru

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ...

Ист.: Неостывающий след ...

Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Странички истории из жизни Новгородской епархии ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

2-й ряд: второй — протоиерей Иосиф Потапов, архимандрит Сергий, протоиереи Александр Ильин и Александр Кузьмич, иерей Анатолий, протодиакон Лука Гурихин. 3-й ряд: первые четыре — прихожанки храма, матушка отца Александра Екатерина Судакова (мама Марии), прихожанка и староста собора Анна Николаевна, электрик Михаил Никанорович Граблин, последние 4 человека — прихожане храма. Новгород, конец 1950-х.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Стоят: певчая Екатерина Дмитриевна, Павел, водитель владыки Иаков Демидов, альт Мария Николаевна, Екатерина Ивановна, тенор Иван Федотович, Анисия Ивановна, казначей и певчая Анна Григорьевна, староста Анна Николаевна, альт Софья Афанасьевна, бас Михаил Алексеевич, Вениамин Петрович Липатов, сопрано Екатерина Николаевна. Новгород, 1960-е.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Протоиерей Иосиф Потапов ...

Ист.: Протоиерей Иосиф Потапов ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...






Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ...

Ист.: Митрофорный протоиерей Александр Иванович Ильин ...

Ист.: Митрофорный протоиерей Александр Иванович Ильин ...

Фотография предоставлена матушкой Галиной Слукиной

Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ...

Ист.: Неостывающий след ...
Другие сведения
«Когда я читала книгу о. Александра о познании Бога "Ответы духовным детям" (всего 20 машинописных страниц), меня покорило не только ее содержание, но и форма, и стиль. Эта маленькая книга написана современным священником для современных, конкретных чад, а не для абстрактных аскетов. Так же восхищает и покоряет формулистичность, законченность фраз — ни одного лишнего слова, стиль четок и легок, все прозрачно и просто. Вот несколько записанных им мыслей:
Добродетель, в которой нарушена мера, — от диавола.
Смирение — свобода.
У смиренного человека слова приобретают творческую силу.
Церковь будущего состоит из любви.
Мучения ада — это мучения отверженной любви.
Две основные черты современной жизни — гордость и ложь.
Обиды есть очищение, которым Господь хочет нас очистить.
Трапеза любви выше поста.
Слово Божие следует читать понемногу, но регулярно, и, как пища, претворяясь в организме, оно будет питать нашу душу, являясь живыми клетками нашей души.
Хлеб без навоза не растет. Надо жизнь свою так построить, чтобы все шло на пользу.
Наша задача — скрыть свой духовный мир, насколько возможно.
Воображение — область диавольская. Воображению надо дать направление. Направить его на познание природы, жизни животных и т. д.
Человек, как почка: если попробуешь ее развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время — она раскроется.
В христианстве особые свойства личности не уничтожаются, а только очищаются, им дается направление.
Современные достижения сами по себе нас не могут погубить, если мы будем знать, что начало и конец — в Боге. Открытия совершает разум человеческий, данный Богом. <...>
Еще до того, как я прочла «Воспоминания», я расспрашивала об о. Александре его духовного сына протоиерея собора Св. Софии в Новгороде Анатолия Малинина.
Внешне, по его словам, о. Александр производил такое впечатление: "Аскет, глубоко верующий человек, очень умеренный в пище. Отличительная черта — вообще никогда не пил спиртного, даже на свадьбе дочери "за счастье молодых". В литургической практике следовал тем традициям, которые сложились на данном приходе. Был открыт, общителен и доброжелателен. Цель своей жизни видел в покаянии и причащении. Позиция о. Александра была такая: чем чаще человек причащается, тем лучше. Он не устанавливал, через сколько дней, — чем чаще, тем лучше. Потому что это — и я тоже такого мнения — практика древней Церкви. Ведь апостольское правило прямо говорит: если ты присутствуешь за литургией, а не причащаешься, тогда объясни, почему не причащаешься. Если у тебя нет объяснения, то тебе грозит запрещение, чуть ли не отлучение от Церкви. Смысл-то: "Со страхом Божиим и верою приступите", а тут никто не приступает. Ну, понимаете, какой абсурд получается!"
Святая Евхаристия — именно это было средоточием жизни о. Александра и жизни его духовных чад. <...>
Хочется сказать еще о практике духовного руководства о. Александра. В наше время младостарчества (столь четко определенного в докладе митрополита Сурожского Антония "Духовность и духовничество"), когда многие духовники старательно воспитывают своих чад, авторитарно навязывают им свои взгляды, вкусы и представления от самых интимных моментов личной жизни до вопросов культуры и политики, практика духовного руководства о. Александра производит очень ненавязчивое впечатление. Была же фраза, сказанная, впрочем, очень доброжелательным собеседником: "Он ими (чадами) не занимался". И здесь хочется отметить два аспекта.
Если помнить о времени, в которое выпало служение о. Александру, то само слово "заниматься" не звучит. В хрущевские времена и сама проповедь была ограничена. Ни о какой катехизации, оглашении, воскресных школах не было и речи. Библия и молитвословы были величайшими достояниями. Личные черты характера о. Александра не располагали его к учительству. Мистик и аскет, культурный, глубокий, внутренне тихий, иконописец, художник, писатель — о. Александр совсем не "тянет" на грозного духовника с жреческой психологией, держащего чад на коротком поводке и все время одергивающего. Судя по "Ответам" и "Воспоминаниям", о. Александр глубоко верил не только в Бога, но и в человека, в Божественное в человеке, в свободный выбор этого Божественного человеком. Его личный опыт любви и свободы подсказывал, что ученик Христа "трости не переломит", что у него как духовника есть слово проповеди, молитва и любовь. И доверие к человеку. Насильно человека добрым, православным, верующим не сделаешь. Господь тут, рядом, надо только открыть дверь. Но Он в нее не ломится, Он тихо стучит...» (Марина Кириллова. «Вкусите и видите, яко благ Господь» : (о протоиерее Александре Ильине) // Православная община. 1995. № 28).
* * *
Из дневника Катеньки (Екатерины Ивановны Ивановой)
«Каждую субботу о. Александр вечером, после службы, делал исповедь. Общую. А потом давал разрешение, благословлял, и всегда крепко-крепко пожимал руку. Хорошие проповеди говорил.
Короче, так как мы его очень уважали, захотели к нему прийти домой с Людой. Намыли ноги. Я нажала кнопку, выходит отец Александр и говорит: "Там не закрыто, заходите!". Входим, он улыбается. Разуваем сапоги в коридоре. Вошли. Поздоровались. Матушка Александра топила печку. Я и говорю:
— Мы, батюшка, пришли вас спроведать!
Батюшка:
— Ну, идите в мою комнату. Садитесь!
Мы сели на диван. Он сел на стул перед нами.
Я говорю:
— Мы, батюшка, пришли к Вам с вопросами. Нам отец Сергий говорил, что если будут какие вопросы, обращайтесь к настоятелю. Я достала из кармана вопросы и отдала ему.
1.Что означает: Херувимская песнь.
2. Почему в храме Божием вдруг чудится ночью?
3. Что такое праздное слово?
4. На реках Вавилонских почему плакали? И почему младенцев избивали?
5. Обязательно ли пред Причастием четыре дня поститься?
Он нам долго все объяснял и иногда улыбался. Я спросила: "Молитвы перед сном и утром нужно читать одни и те же?"
Он дал нам по новенькому краткому молитвослову, а через некоторое время и всем певчим. Этот молитвослов жив, только я его отдала Олегу Николаеву. Потом мы встали и поблагодарили.
— Если еще будут какие вопросы, спрашивайте у меня: или до проповеди, или как сейчас.
Мы пошли обуваться в коридор.
— Сапог нет, батюшка! Сапог нет!
Он смеется: "Ну вот, сапоги убежали! Это матушка поставила их в прихожую, а то, говорит, настынут!"
Радостные, побежали домой рассказывать, как мы были у батюшки! И что теперь мы знаем, что младенцы — это грехи, а Христос — это камень» (Ильин Александр Иванович, протоиерей ...).
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.
Сочинения
-
Ответы духовным детям / Протоиерей Александр Ильин. Брест, 1994. 20 с.
-
Причащение Святых Таин в жизни православного человека / Протоиерей Александр Ильин. М., 2008. 383 с.
Литература
-
Лужские храмы / Попов И. В. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.19. СПб., [1998]. С. 75