Ильин Александр Иванович, протоиерей
- Дата рождения: 22.8.1895
- Место рождения: Тверская губ., Новоторжский уезд, д. Глинки
- Дата смерти: 14.1.1971
- Место смерти: г. Новгород. Погребен на Рождественском кладбище справа от алтаря храма Рождества Христова на Красном Поле
Родственники
- отец — Ильин Иван Ильич (25.8.1855–25.4.1938, с. Таложня Калининской обл.), до 1918 работал токарем в Петербурге, затем вернулся на родину, в дер. Глинки Новоторжского уезда Тверской губ., где и жил до своей кончины. Его родители: Илья Антипович и Мария Сергеевна, бывшие крепостные крестьяне
- мать — Ильина Ксения Феоктистовна (1857–5.5.1940, с. Таложня Калининской обл.). Ее родители: Феоктист и Митродора, бывшие крепостные крестьяне дер. Бели Новоторжского уезда Тверской губ.
- брат — Ильин Михаил Иванович (ум. 5.5.1925), выпускник Петербургской духовной семинарии (окончил в 1911), принял священство. Служил в Гдовском уезде Петербургской епархии в с. Низы, в Петербурге на Малой Охте, в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Торжок Калининской обл., в Волосове и в с. Таложне Калининской обл., где и был погребен. Жена: Феодосия Игнатьевна Ильина
- жена — Ильина (Пономарева) Александра Васильевна (15.2.1897–29.6.1958), учительница школы в дер. Гленки Новоторжского уезда Тверской губ. Венчание состоялось 26.6.1918 в Воскресенской церкви с. Таложня Новоторжского уезда Тверской губ. После ареста отца и мужа (в 1836/1837), ее лишили права преподавать в школе и выгнали с детьми из дома. Погребена на Рождественском кладбище г. Новгорода
- тесть — Пономарев Василий Сергеевич (ум. 21.11.1941), протоиерей, в 1937 был арестован. Жена: Александра Ивановна (ум. 20.1.1942)
- сын — Ильин Евгений Александрович (род. в 1922), во время войны был ранен и контужен. После демобилизации вернулся в Торжок, где окончил политехнический техникум и устроился работать по специальности. В 1958 семья проживала в Красноярске. Жена: Нина Алексеевна Ильина (Ласицына). Дети: Татьяна (род. в 1947) и Александра (род. в 1958)
- сын — Ильин Николай Александрович (род. в 1924), призван в действующую армию, в сентябре 1941 пропал без вести
- дочь — Ефимова (Ильина) Варвара Александровна (род. в 1930). Венчание состоялось 21.11.1949. Погребена на кладбище пос. Сиверский Ленинградской обл. Дочь: Екатерина (род. 7.11.1957)
- зять — Ефимов Евгений Васильевич (1924–2012), протоиерей, почетный настоятель храма св. Александра Невского в Красном Селе г. Санкт-Петербурга
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Ист.: pstbi.ccas.ru Иерей А. Ильин.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Отец Александр Ильин, его жена — матушка Александра Васильевна и их дети: Евгений и Варвара. Не ранее 1945.
Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Слева на снимке — иерей Александр Ильин. Саратовская обл., г. Аркадак, 1946–1949.
Ист.: Неостывающий след ... Батюшка Александр Ильин с сыном Евгением и его женой Ниной Алексеевной Ильиной (Ласицыной). Не ранее 1945.
Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Никольский собор. Сидят: певчие Лиза и Шура Пикулик, Мария Судакова, Маша Пилипенко. 2-й ряд: протоиерей Александр Ильин, певчий, Иван Григорьевич, Мария Клементьевна Нахаева, Екатерина Судакова (мама Марии). 3-й ряд: Петр — бас, Вениамин Петрович — тенор, Николай Петрович — тенор, инокиня Ирина, певчий, сестра милосердия Мария, Иван Константинович, певчая Екатерина Дмитриевна, Екатерина Николаевна жена Николая Петровича – певчая, Софья Афанасьевна, Василий певчий — бас, певчая, Мария Николаевна — певчая. Новгород, 1954.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Никольский собор. Слева направо: уборщица Людмила, протоиереи Александр Кузьмич и Александр Ильин, иерей Иосиф Потапов. Стоят: ризничная Александра, иерей Анатолий Малинин, две работницы храма, инокиня псаломщица Александра. Новгород, не поздн. 1957.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Никольский собор. Слева направо (сидят): протоиерей Иосиф Потапов, протоиерей Александр Ильин, епископ Сергий (Голубцов), диакон Алексей Довбуш, протоиерей Александр Кузьмич. Стоят: протодиакон Лука Гурихин, иерей Анатолий Малинин. Новгород, 1958.
Ист.: Странички истории из жизни Новгородской епархии ... Сидят: протоиереи Иосиф Потапов и Александр Ильин, епископ Сергий, протоиерей Александр Кузьмич. Стоят: казначей Никольского собора и Филипповской церкви, певчая Анна Григорьевна Павлова, протоиерей Анатолий Малинин, инокиня псаломщица Александра, матушка Александра — жена Александра Ильина, диакон Анатолий Горностаев, староста Никольского собора и Филипповской церкви Анна Николаевна Левоческая, протодиакон Лука Ефремович Гурихин, Варвара, дочь о. Александра Ильина и жена отца Евгения, иерей Евгений Ефимов. Новгород, около 1958.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Слева направо (сидят): вторая — прихожанка и помощница по дому о. Иосифа Потапова Анна Васильевна, уборщица собора Люся, инонкиня псаломщица Александра, певчая Анна, певчая Мария Судакова.
2-й ряд: второй — протоиерей Иосиф Потапов, архимандрит Сергий, протоиереи Александр Ильин и Александр Кузьмич, иерей Анатолий, протодиакон Лука Гурихин. 3-й ряд: первые четыре — прихожанки храма, матушка отца Александра Екатерина Судакова (мама Марии), прихожанка и староста собора Анна Николаевна, электрик Михаил Никанорович Граблин, последние 4 человека — прихожане храма. Новгород, конец 1950-х.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Слева направо (сидят): Иван Константинович, келейница владыки и жена Николая Антоновича Елизавета, Николай Антонович, за ним Иван Григорьевич, Катенька, за ней бухгалтер епархии Михаил Михайлович Ефимов, настоятель собора протоиерей Александр Ильин, владыка Сергий (Голубцов), перед ним Мария Судакова, отец Иосиф Потапов, перед ним Анна Лашкова, протоиерей Евгений, иерей Анатолий, певчая Васса.
Стоят: певчая Екатерина Дмитриевна, Павел, водитель владыки Иаков Демидов, альт Мария Николаевна, Екатерина Ивановна, тенор Иван Федотович, Анисия Ивановна, казначей и певчая Анна Григорьевна, староста Анна Николаевна, альт Софья Афанасьевна, бас Михаил Алексеевич, Вениамин Петрович Липатов, сопрано Екатерина Николаевна. Новгород, 1960-е.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Никольский собор. В центре — епископ Сергий (Голубцов), слева от него — протоиерей Александр Ильин, крайний справа — диакон Анатолий Горностаев. Новгород, конец 1950-х.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Никольский собор. Слева направо: епископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), митрополит Илия (Карам), митрополит Ленинградский Питирим (Свиридов), протоиереи Александр Ильин, Александр Кузьмич и Иосиф Потапов. Новгород, 1960.
Ист.: Протоиерей Иосиф Потапов ... Никольский собор. У мощей святителя Никиты, епископа Новгородского. Слева направо: настоятель Никольского собора протоиерей Александр Ильин, архиепископ Сергий (Голубцов), протоиерей Иосиф Потапов, митрополит Илия (Карам), митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов). Новгород, 1960.
Ист.: Протоиерей Иосиф Потапов ... Отец Александр Ильин и матушка Александра Васильевна.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Протоиерей Александр Ильин и матушка Александра Васильевна.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Протоиерей Александр Ильин и матушка Александра Васильевна с прихожанами.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... В кругу семьи.
Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Заштатный протоиерей Александр Ильин. Ленинградская обл., гп Сиверский, 1966–1971.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Батюшка Александр Ильин в последние годы жизни. Ленинградская обл., гп Сиверский, 1966–1971.
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Зять о. Александра, протоиерей Евгений Ефимов.
Ист.: Фотоархив священника Александра Ильина ... Могила отца Александра на Рождественском кладбище. Великий Новгород.
Ист.: Митрофорный протоиерей Александр Иванович Ильин ... Могила матушки Александры Васильевны на Рождественском кладбище. Великий Новгород.
Ист.: Митрофорный протоиерей Александр Иванович Ильин ... Могила протоиерея Александра Ильина (на ближнем плане). Рождественское кладбище на Красном поле, г. Великий Новгород, сент. 2024.
Фотография предоставлена матушкой Галиной Слукиной Автограф: «На молитвенную память от прот. А. Ильина. 1960, 4 XII».
Ист.: Ильин Александр Иванович, протоиерей ... Копия воспоминаний отца Александра Ильина.
Ист.: Неостывающий след ...
Другие сведения
«Когда я читала книгу о. Александра о познании Бога "Ответы духовным детям" (всего 20 машинописных страниц), меня покорило не только ее содержание, но и форма, и стиль. Эта маленькая книга написана современным священником для современных, конкретных чад, а не для абстрактных аскетов. Так же восхищает и покоряет формулистичность, законченность фраз — ни одного лишнего слова, стиль четок и легок, все прозрачно и просто. Вот несколько записанных им мыслей:
Добродетель, в которой нарушена мера, — от диавола.
Смирение — свобода.
У смиренного человека слова приобретают творческую силу.
Церковь будущего состоит из любви.
Мучения ада — это мучения отверженной любви.
Две основные черты современной жизни — гордость и ложь.
Обиды есть очищение, которым Господь хочет нас очистить.
Трапеза любви выше поста.
Слово Божие следует читать понемногу, но регулярно, и, как пища, претворяясь в организме, оно будет питать нашу душу, являясь живыми клетками нашей души.
Хлеб без навоза не растет. Надо жизнь свою так построить, чтобы все шло на пользу.
Наша задача — скрыть свой духовный мир, насколько возможно.
Воображение — область диавольская. Воображению надо дать направление. Направить его на познание природы, жизни животных и т. д.
Человек, как почка: если попробуешь ее развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время — она раскроется.
В христианстве особые свойства личности не уничтожаются, а только очищаются, им дается направление.
Современные достижения сами по себе нас не могут погубить, если мы будем знать, что начало и конец — в Боге. Открытия совершает разум человеческий, данный Богом. <...>
Еще до того, как я прочла «Воспоминания», я расспрашивала об о. Александре его духовного сына протоиерея собора Св. Софии в Новгороде Анатолия Малинина.
Внешне, по его словам, о. Александр производил такое впечатление: "Аскет, глубоко верующий человек, очень умеренный в пище. Отличительная черта — вообще никогда не пил спиртного, даже на свадьбе дочери "за счастье молодых". В литургической практике следовал тем традициям, которые сложились на данном приходе. Был открыт, общителен и доброжелателен. Цель своей жизни видел в покаянии и причащении. Позиция о. Александра была такая: чем чаще человек причащается, тем лучше. Он не устанавливал, через сколько дней, — чем чаще, тем лучше. Потому что это — и я тоже такого мнения — практика древней Церкви. Ведь апостольское правило прямо говорит: если ты присутствуешь за литургией, а не причащаешься, тогда объясни, почему не причащаешься. Если у тебя нет объяснения, то тебе грозит запрещение, чуть ли не отлучение от Церкви. Смысл-то: "Со страхом Божиим и верою приступите", а тут никто не приступает. Ну, понимаете, какой абсурд получается!"
Святая Евхаристия — именно это было средоточием жизни о. Александра и жизни его духовных чад. <...>
Хочется сказать еще о практике духовного руководства о. Александра. В наше время младостарчества (столь четко определенного в докладе митрополита Сурожского Антония "Духовность и духовничество"), когда многие духовники старательно воспитывают своих чад, авторитарно навязывают им свои взгляды, вкусы и представления от самых интимных моментов личной жизни до вопросов культуры и политики, практика духовного руководства о. Александра производит очень ненавязчивое впечатление. Была же фраза, сказанная, впрочем, очень доброжелательным собеседником: "Он ими (чадами) не занимался". И здесь хочется отметить два аспекта.
Если помнить о времени, в которое выпало служение о. Александру, то само слово "заниматься" не звучит. В хрущевские времена и сама проповедь была ограничена. Ни о какой катехизации, оглашении, воскресных школах не было и речи. Библия и молитвословы были величайшими достояниями. Личные черты характера о. Александра не располагали его к учительству. Мистик и аскет, культурный, глубокий, внутренне тихий, иконописец, художник, писатель — о. Александр совсем не "тянет" на грозного духовника с жреческой психологией, держащего чад на коротком поводке и все время одергивающего. Судя по "Ответам" и "Воспоминаниям", о. Александр глубоко верил не только в Бога, но и в человека, в Божественное в человеке, в свободный выбор этого Божественного человеком. Его личный опыт любви и свободы подсказывал, что ученик Христа "трости не переломит", что у него как духовника есть слово проповеди, молитва и любовь. И доверие к человеку. Насильно человека добрым, православным, верующим не сделаешь. Господь тут, рядом, надо только открыть дверь. Но Он в нее не ломится, Он тихо стучит...» (Марина Кириллова. «Вкусите и видите, яко благ Господь» : (о протоиерее Александре Ильине) // Православная община. 1995. № 28).
* * *
Из дневника Катеньки (Екатерины Ивановны Ивановой)
«Каждую субботу о. Александр вечером, после службы, делал исповедь. Общую. А потом давал разрешение, благословлял, и всегда крепко-крепко пожимал руку. Хорошие проповеди говорил.
Короче, так как мы его очень уважали, захотели к нему прийти домой с Людой. Намыли ноги. Я нажала кнопку, выходит отец Александр и говорит: "Там не закрыто, заходите!". Входим, он улыбается. Разуваем сапоги в коридоре. Вошли. Поздоровались. Матушка Александра топила печку. Я и говорю:
— Мы, батюшка, пришли вас спроведать!
Батюшка:
— Ну, идите в мою комнату. Садитесь!
Мы сели на диван. Он сел на стул перед нами.
Я говорю:
— Мы, батюшка, пришли к Вам с вопросами. Нам отец Сергий говорил, что если будут какие вопросы, обращайтесь к настоятелю. Я достала из кармана вопросы и отдала ему.
1.Что означает: Херувимская песнь.
2. Почему в храме Божием вдруг чудится ночью?
3. Что такое праздное слово?
4. На реках Вавилонских почему плакали? И почему младенцев избивали?
5. Обязательно ли пред Причастием четыре дня поститься?
Он нам долго все объяснял и иногда улыбался. Я спросила: "Молитвы перед сном и утром нужно читать одни и те же?"
Он дал нам по новенькому краткому молитвослову, а через некоторое время и всем певчим. Этот молитвослов жив, только я его отдала Олегу Николаеву. Потом мы встали и поблагодарили.
— Если еще будут какие вопросы, спрашивайте у меня: или до проповеди, или как сейчас.
Мы пошли обуваться в коридор.
— Сапог нет, батюшка! Сапог нет!
Он смеется: "Ну вот, сапоги убежали! Это матушка поставила их в прихожую, а то, говорит, настынут!"
Радостные, побежали домой рассказывать, как мы были у батюшки! И что теперь мы знаем, что младенцы — это грехи, а Христос — это камень» (Ильин Александр Иванович, протоиерей ...).
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.
Сочинения
-
Ответы духовным детям / Протоиерей Александр Ильин. Брест, 1994. 20 с.
-
Причащение Святых Таин в жизни православного человека / Протоиерей Александр Ильин. М., 2008. 383 с.
Литература
-
Лужские храмы / Попов И. В. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.19. СПб., [1998]. С. 75