Иосиф (Чернов Иван Михайлович), митрополит

Блаженный старец, подвижник, аскет, проповедник, архиерей Божий и исповедник веры, жизнью своею доказавший свою верность Русской Православной Церкви. «Самоотверженно проследовал он по тернистому жизненному пути вслед за поругаемым и гонимым, заушаемым и распинаемым основоположником веры нашей Господом Иисусом Христом, мужественно претерпевая уничижения, гонения и притеснения. И на непоколебимой ладье веры, окрыляемой надеждой, прибыл к тихой Его пристани, имея с собой сокровища неистлеваемые, называемые смирением, долготерпением, бесстрастием и венчаемые Божественною любовью. И всему современному христианскому миру явил своею многоскорбной и многотрудной жизнью яркий пример нового Авраама и Многострадального Иова, Иосифа Прекрасного и Боговидца Моисея, вновь и вновь свидетельствуя, что для любящих Бога и соблюдающих заповеди Его "Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки" [Евр. 13, 8]» (Свет радости в мире печали : Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф ... С. 193).

  • Дата рождения: 2.6.1893
  • Место рождения: Могилёвская губ., г. Могилёв (Могилёв-на-Днепре)
  • Дата смерти: 4.9.1975
  • Место смерти: Казахская ССР, г. Алма-Ата. Погребен 7.9.1975 на городском кладбище рядом со своим предшественником митр. исп. Николаем (Могилёвским)

Родственники

  • отец  —  Чернов Михаил Наумович , фельдфебель 162-го Андреевского полка, из семьи старообрядцев — купцов саратовских, у которых были свои торговые ряды на нижегородской ярмарке
  • мать  —  Чернова Евдокия Яковлевна (или мачеха ?), ум. не ранее 1956
  • брат  —  Чернов Алексей Михайлович (от 2-го брака; род. в 1896), получил юридическое образование и служил прокурором в Могилеве. Во время войны фашисты расстреляли его и двух его сыновей
  • брат  —  Чернов Яков Михайлович (от 2-го брака; ум. не ранее 1956). Дети: Виктор и Эдуард
  • сестра  —  Чернова Анна Михайловна (от 2-го брака), в 1816 — гимназистка, сестра милосердия, умерла от инфекции в возрасте 18–19 лет
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Могилевское начальное училище
обучался
не позднее 1916
Казанская унтер-офицерская школа
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

19.2.1918
пострижен в монашество епископом Таганрогским Арсением (Смоленцем)
24.2.1918
рукоположен во иеродиакона
29.8.1920
рукоположен во иеромонаха епископом Таганрогским Арсением (Смоленцем)
26.12.1924
возведен в сан игумена
7.4.1927
возведен в сан архимандрита епископом Арсением (Смоленцем)
27.11.1932
хиротонисан во епископа в Ростовском кафедральном соборе. Чин хиротонии совершали архиепископы: Дмитровский Питирим (Крылов), Ростовский Николай (Амасийский), Тобольский Назарий (Блинов) и епископ Барнаульский Александр (Белозер)
25.2.1958
возведен в сан архиепископа
25.2.1968
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1910
окт. 1910
Могилёвская и Мстиславская епархия, Могилёвская губ., Оршанский уезд, местечко Белыничи, Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь, трапезник, второй келейник настоятеля архим. Арсения (Смоленца)
окт. 1910
1912
1912
сент. 1917
Тверская и Кашинская епархия, г. Тверь, Успенский Отроч мужской монастырь, иподиакон (до 14.9.1912 — послушник), помощник эконома архиерейского дома (с 1916). Составил акафист скончавшемуся в обители в 1569 св. Филиппу, митр. Московскому
сент. 1917
май 1919
1927
1933
Ростовская и Северокавказская епархия, Таганрогское викариатство, епископ (до 27.11.1932 — архимандрит, благочинный и эконом архиерейского дома в Таганроге)
3.2.1933
1936
Донская и Новочеркасская епархия, епископ, временно управляющий
авг. 1942
не ранее августа 1943
Ростовская и Северокавказская епархия, Таганрогское викариатство (в составе Украинской автономной православной церкви Московского Патриархата), епископ. Служил сначала в Крестовой церкви архиерейского дома, затем в восстановленном Никольском соборе в Таганроге. Составил акафисты прп. Пелагии, свт. Павлу Исповеднику, архиепископу Константинопольскому, вмч. Иакову Персиянину, прав. Иосифу Прекрасному
окт. 1943
июнь 1944
Киевская обл., г. Умань, епископ Таганрогский. Служил в кладбищенской церкви на Мещанском кладбище
1.6.1956
июль 1956
Алма-Атинская и Казахстанская епархия, Казахская ССР, Кокчетавская обл., г. Кокчетав, Михаило-Архангельская церковь, епископ, настоятель
июль 1956
нояб. 1956
Алма-Атинская и Казахстанская епархия, Казахская ССР, Северо-Казахстанская обл., г. Петропавловск, собор св. апостолов Петра и Павла, епископ, почетный настоятель
18.3.1957
сент. 1960
Петропавловская и Кустанайская епархия, архиепископ (до 25.2.1958 — епископ)
15.9.1960
7.9.1975
Алма-Атинская и Казахстанская епархия, митрополит (до 25.2.1968 — архиепископ). Участвовал в летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви (4.4.1967) и Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1971), где владыка обсуждался в числе возможных кандидатов на выборах нового Патриарха (он отказался выставлять свою кандидатуру, сославшись на преклонный возраст и отсутствие богословского образования); как один из старейших архиереев, участвовал в интронизации Патриарха Пимена (3.6.1971)
Показать все

Награды

1921
право ношения набедренника
29.8.1922
право ношения золотого наперсного креста, удостоен, по благословению Патриарха Тихона, епископом Арсением (Смоленцом) «после непрерывного совершения тысячи служб»
25.2.1963
право ношения креста на клобуке
11.5.1963
орден св. Владимира 2-й степени
25.2.1968
орден св. Владимира 1-й степени
9.9.1972
право ношения двух панагий, награжден к 40-летию епископства
Показать все

Преследования

1925
арестован в г. Таганроге
1925
осужден на 2 года ссылки за «хранение контрреволюционной литературы» (епархиального архива), а также за «измышление и распространение контрреволюционных слухов»
19251927
находился в ссылке в АО Коми (Зырян), жил в дер. Кольёль
27.12.1935
арестован в г. Таганроге по обвинению в «антисоветской агитации»
15.8.1936
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (ст. 58–10 УК РСФСР)
осень 1936 – дек. 1940
находился в заключении в Ухто-Ижемском ИТЛ НКВД (Ухтижемлаг). Работал на лесоповале, на кухне, в прачечной, дневальным у геодезистов, медбратом в лазарете и туберкулезной больнице
6.11.194312.1.1944
находился в заключении в гестаповской тюрьме в Умани
4.6.1944
арестован в г. Киеве органами НКВД
13.6.194420.9.1944
находился в заключении во Внутренней тюрьме МГБ на Лубянке (г. Москва), сидел в одной камере с еп. Мануилом (Лемешевским)
20.9.19444.11.1944
находился в заключении в Лефортовской тюрьме (г. Москва), содержался в камере № 69
4.11.194413.11.1944
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
13.11.1944 – февр. 1946
находился в заключении в тюрьме г. Ростова-на-Дону. Проходил по делу тайной иоаннитской общины в г. Азове, обвинялся в организации нелегального монастыря и в высказываниях «в духе неизбежности изменения в СССР политического строя»
между 11 и 19 февр. 1946
осужден военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества
июнь 1946 – апр. 1948
находился в заключении в Челябинском лагере особого назначения (Челяблаге), содержался как «особо опасный государственный преступник»
25.4.19484.6.1954
находился в заключении в Карагандинском ИТЛ (Карлаге): в Песчаном отделении и в отделении Актас. После окончания срока заключения, выслан этапом в казахстанский пос. Ак-Кудук «под гласный надзор на вечное поселение»
июнь 19546.4.1956
находился в ссылке в пос. Ак-Кудук Чкаловского р-на Кокчетавской обл. Казахстана. 6.4.1956 на основании постановления Генерального прокурора СССР освобожден от дальнейшего поднадзорного пребывания в ссылке без снятия судимости
14.5.1992
реабилитирован заместителем прокурора Ростовской обл., по году репрессии: 1946
Показать все

Другие сведения

4 сентября 1975 г. скончался в возрасте восьмидесяти двух лет митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Высокопреосвященнейший Иосиф (Чернов). В лице отшедшего ко Господу Русская Православная Церковь понесла тяжелую невозвратимую потерю. Покойный был не только человеком святой жизни, выдающимся иерархом, яркою своеобразною личностью, но и стойким исповедником веры, проведшим в общей сложности около двадцати лет в советских ссылках и лагерях. Об этом замечательном человеке мне хотелось бы сказать несколько слов, преимущественно по личным воспоминаниям. Нам пришлось встретиться с ним и много беседовать на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре в мае 1971 года. Для подробной систематической его биографии у меня нет, к сожалению, достаточных данных.

Будущий митрополит Иосиф (Чернов) родился в 1893 году в городе Могилеве. Трудно в точности сказать из какой среды он происходил, но судя по тому, что все его светское, да и духовное образование, ограничилось, как он мне сам рассказывал, Образцовым Начальным Училищем, можно думать, что его родители были малосостоятельными городским жителями. Но, если митр. Иосиф и не имел специального богословского образования, это не помешало ему впоследствии восполнить этот недостаток большой начитанностью, как в аскетической, так и вообще святоотеческой письменности. В 1906 году, в возрасте тринадцати лет, будущий митрополит поступил послушником в общежительный монастырь в Могилеве, где в 1915 году был рукоположен во иеромонахи. Монастырь этот, в связи с наступлением немцев в первую мировую войну, был эвакуирован в Донскую область, где с тех пор, в течение ряда лет, стала протекать дальнейшая церковная жизнь будущего митрополита. Будучи еще молодым иеромонахом, о. Иосиф находился под старческим руководством одного известного своей духовной жизнью и опытностью архиерея[1], которого он обслуживал в качестве келейника. В 1925 году иеромонах Иосиф был арестован, сослан и пробыл в ссылке два с половиной года. В 1932 году он был рукоположен заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием во викарного епископа Таганрогского. В эти годы он был еще два раза арестован и провел в сталинских лагерях в общей сложности шесть с половиной лет. К началу второй мировой войны он вышел из лагерей и проживал нелегально в районе Таганрога у верующих, которые его укрывали. С приходом немцев, в конце 1941 года, епископ Иосиф вышел из «подполья» и в качестве епископа возглавлял Ростовскую епархию. Но и с немцами у него сразу возникли трудности. Они не могли простить ему его верность Московской Патриархии и поминовение им имени патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, с сентября 1943 года патриарха Московского, на богослужениях. Немцы, как мне рассказывал Владыка Иосиф на Соборе 1971 года, по доносам обвиняли его в большевизме, вызывали не раз на допросы, грозили арестом и расстрелом. «Я им сказал: «Большевики-безбожники со мною никогда так грубо не говорили, как вы!», рассказывал мне митрополит Иосиф. Перед своим уходом из Ростова немцы вывезли его в Умань, где он и оставался до прихода советских войск. Патриарх Сергий назначил его тогда епископом Уманским. Однако, в том же 1944 году, епископ Иосиф был вновь арестован и отправлен в лагеря в Читинскую область, где и пробыл одиннадцать лет до 1955 года. Это был его четвертый арест, так что он провел в общей сложности в лагерях и ссылках двадцать лет. По выходе из лагеря в 1955 году он смог возобновить свое епископское служение в Русской Православной Церкви. Через некоторое время был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским, возведен в сан митрополита и в 1972 году удостоен права ношения двух панагий по случаю сорокалетия служения в епископском сане. Митрополит Иосиф был в последние годы своей жизни вторым по старшинству епископской хиротонии архиереем Русской Церкви. (Первым был митрополит Орловский и Брянский Палладий, рукоположенный в 1930 году).

Лично я впервые встретился с митрополитом Иосифом на Соборе 1971 года при избрании патриарха Пимена. Но еще до этого, в так сказать «предвыборный период», когда я был в Москве в октябре 1970 года, мне много пришлось слышать рассказов о митрополите Иосифе, в частности, как об одном из возможных кандидатов в патриархи. Говорили будто бы алма-атинский уполномоченный по делам религий предлагал ему: «Выставляйте Вашу кандидатуру в патриархи, мы Вас поддержим!» На что митр. Иосиф ответил: «Мне Вашей поддержки не надо!». Впоследствии мне рассказывали, что большая группа духовенства и верующих во главе с бывшим настоятелем патриаршего собора в Москве протоиереем о. Иоанном Потаповым обратилась к митр. Иосифу с письмом, подписанным почти двумя тысячами лиц, с настоятельной просьбой не отказываться ради блага Церкви от избрания в патриархи, добавляя, что в противном случае он ответит пред Богом на Страшном Суде. Но митрополит Иосиф продолжал отказываться. Однако, среди московского духовенства наиболее распространено было следующее мнение: «Да, конечно митр. Иосиф хороший архиерей, стойкий, энергичный, святой жизни. Но для патриарха он не подходит. Ему 80 лет (на самом деле было 78), а кроме того он был под немецкой оккупацией и сидел в лагерях, этого власти не любят».

На Архиерейском Совещании в Новодевичьем монастыре в Москве 28 мая, накануне открытия Собора, мне не пришлось лично встретиться и поговорить с Владыкой Иосифом. Он на Совещании все время молчал, в лицо я его не знал, разыскивать его среди множества архиереев было трудно, как ни хотелось мне с ним познакомиться. А разыскивать его в громадной гостинице «Россия», где мы все помещались до открытия Собора, было еще более неудобно. Но на следующий день, в субботу 29 мая, мы все переехали в Троице-Сергиеву Лавру и там за обедом мы разговорились с Владыкой Иосифом. Вернее, он сам заговорил со мною. Мы обедали за небольшими столиками, кроме нас двоих за нашим столиком никого не было. «Вчера все архиереи», начал он, — «слушали Вас и были согласны с тем, что Вы говорили. Все архиереи лобзали Ваши уста». (Должен здесь объяснить, что накануне на Архиерейском Совещании мне пришлось много выступать против так называемых Постановлений 1961 года о приходах. Я оспаривал эти «постановления», как противные канонам, нарушающие единство церковного управления, передающие всю власть в приходах мирянам, одним словом, вредные для Церкви. Мне сейчас было отрадно слушать, что митр. Иосиф всецело одобряет мои вчерашние выступления). «Но почему же тогда все молчали?», спросил я. «Мы забиты. Не можем говорить, но Вы говорили от имени всех. Спасибо Вам», ответил митр. Иосиф. В дальнейшем и на других наших встречах на Соборе митр. Иосиф много мне рассказывал про свою жизнь, на основании главным образом его рассказов я и написал то, что мне удалось узнать о его прошлом. Впрочем, о своих сидениях в лагерях он говорил очень осторожно, подтверждая самый факт арестов, сидений, сроков, но избегал подробностей. Вообще, он более охотно говорил о настоящем, чем о прошлом. «Часто я себя спрашиваю», говорил он мне, «правильно ли мы делаем, что молчим и не изобличаем открыто то, что творится в Церкви и какие она переживает трудности? Другой раз мне становится противно, и я хочу все бросить и уйти на покой. И совесть меня упрекает, что я этого не делаю. Но потом та же совесть говорит мне, что нельзя бросать верующих и Церковь. А ведь выступить с обличением или даже открыто критиковать церковные порядки, это значит, в лучшем случае, быть сразу же отстраненным от всякой церковной деятельности, а все равно ничего не изменится. Вот я и стараюсь, пока есть силы, тихо трудиться для Церкви. Служу часто, каждый раз проповедую, объезжаю приходы. У меня их сорок пять, разбросаны на громадном пространстве Казахстана. Ведь в мою епархию входят девятнадцать областей, так что мне приходится иметь дело с девятнадцатью уполномоченными. Расстояния колоссальные, часто более тысячи километров». — «На чем же Вы разъезжаете»?, спросил я. — «У меня две машины. Стараюсь назначать хороших священников, удалять плохих. А главное — служить часто литургию и молиться за всех». — «А как теперь сложилась Ваша личная жизнь? Не обижают ли вас?» — «Сейчас нет», ответил он. «Живу в отдельном хорошем доме. Развожу в моем саду розы, у меня их более ста штук. С уполномоченным отношения хорошие». — «А я слыхал, что он даже предлагал Вам выставить Вашу кандидатуру в патриархи?» — «На это я никогда не соглашусь. Во-первых, слишком стар, а затем у меня нет богословского образования, да и светское маленькое. Не хочу, чтобы меня потом в Синоде укоряли за невежество, заставляли бы соглашаться с их мнениями потому, что они богословы, а я неуч и должен их слушаться».

В дальнейшие дни Собора мне пришлось еще два раза беседовать с Владыкой Иосифом. В первый раз, я обратился к нему за духовным советом. Дело в том, что некоторые архиереи, участники Собора, в разговорах со мною убеждали меня не выступать больше по вопросу о постановлениях 1961 года о приходах, настаивая на том, что это было бы неполезно для Церкви. Я был в недоумении, что делать и решил посоветоваться с митр. Иосифом. «Владыко», спросил я его, «меня некоторые здесь отговаривают больше не выступать о постановлениях о приходах. Что Вы об этом думаете?». Ответ митрополита Иосифа был очень энергичным: «Тот, кто отговаривает — сволочь!» — «Так по-Вашему нужно продолжать?» — «Да», ответил Владыка Иосиф, «продолжайте говорить и бороться за Церковь, даже если Вам придется за эго пострадать. Благословляю Вас от имени Церкви и верующих на этот подвиг. Я знаю, что это Вам дорого далось, на Вас будут нападать, но продолжайте», Я был тронут словами престарелого митрополита и благодарен за его нравственную поддержку. В другой раз митр. Иосиф сам обратился ко мне при встрече с ним во время обеденного перерыва заседания, в день, когда происходило обсуждение прочитанных докладов и выступали записавшиеся накануне ораторы. Нужно сказать, что выступления эти в значительном большинстве отличались трафаретностью и сводились к пересказу прочитанных докладов. В них обходились все острые вопросы, церковная жизнь в них мало отражалась и потому они были лишены подлинного интереса. Это отметил митрополит Иосиф в свойственных ему ярких выражениях и сказал, имея в виду предстоящее послеобеденное заседание: «Опять нас будет сегодня тошнить от этих обсуждений!». И действительно, послеобеденные выступления дали повод для такой их «характеристики».

Как личность, митрополит Иосиф производил впечатление жизнерадостного человека, склонного пошутить и даже поюродствовать. Конечно, возраст чувствовался и видно было, что он много пережил, однако в нем не было ничего сломленного, трагического, жуткого даже, что можно иногда видеть у лиц, много лет просидевших в лагерях. В нем можно было видеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой. Эта склонность «поюродствовать» даже рассматривалась некоторыми, как одна из причин, почему Владыка Иосиф не подходит для патриарха. «Посмотрит он на Вас», рассказывал мне о нем один видный и культурный архиерей, «и вдруг неожиданно скажет: «А глаза то у Вас светлые, светлые...». Для патриарха это неудобно».

Вот об этом блаженном старце, архиерее Божием и исповеднике веры, жизнью своей доказавшем свою верность Русской Православной Церкви, я хотел правдиво рассказать, что знаю и что слышал, и тем самым внести мою посильную лепту в сокровищницу его блаженной памяти.

 

Текст: Василий (Кривошеин), архиепископ. Памяти епископа исповедника : Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) : (1893–1975) // Вестник РХД. 1975. № 116. С. 225–229.

___________________

[1] Речь идет об архиепископе Арсении (Смоленце).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию