Вербицкий Василий Иванович, протоиерей

Миссионер, сотрудник Алтайской духовной миссии, этнограф, лингвист

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1846
Нижегородская духовная семинария
окончил по второму разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.7.1854
рукоположен во диакона епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым)
17.7.1854
рукоположен во священника епископом Томским и Енисейским Парфением (Поповым)
26.8.1876
возведен в сан протоиерея епископом Томским и Семипалатинским Платоном (Троепольским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
5.3.1849
12.1.1853
Нижегородская и Арзамасская епархия, Нижегородская губ., Лукояновский уезд, с. Азрапино, наставник сельского приходского училища. Катехизатор в Азрапинской Покровской церкви (1851–1853, объяснил в 26 поучениях Символ Веры). С мая 1853 «принял на себя обязанности по предложению епархиального начальства безмездно приготовить к поступлению в духовное училище двух сирот духовного звания». По приглашению своего двоюродного брата миссионера протоиерея Стефана Ландышева подал прошение и был направлен в Томскую епархию, определен в Алтайскую духовную миссию
17.7.1854
22.12.1855
Томская и Енисейская епархия, Томская губ., Алтайская духовная миссия, священник походной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса. Кроме других дел миссионерского служения, исполнял обязанности учителя инородческих детей, обучающихся русской грамоте и Закону Божию в Улалинском стане миссии
22.12.1855
1858
Томская и Енисейская епархия, Томская губ., Бийский округ, с. Майминское, Алтайская духовная миссия, священник. Совершал миссионерские поездки по всему Горному Алтаю. В 1857 открыл в с. Майминском училище, в котором до отбытия его в Кузнецкое отделение миссии, обучалось русской грамоте 8 мальчиков и 3 девочки
1858
15.2.1884
Томская и Семипалатинская епархия, Алтайская духовная миссия, Кузнецкое отделение, протоиерей (до 26.8.1876 — священник), сотрудник начальника миссии. Первоначально служил в Калтанском улусе (Кондомское отделение), 13.12.1858 переехал в Кузедеевский улус, который сделал в 1859 центральным станом Кузнецкого отделения миссии, на средства благотворителей устроил здесь церковь (в 1861 (по др. свед., 1864)), колокольню (1877). Открыл училище для инородческих детей, в котором обучались «в селе Калтане в 1858 г. 15 мальчиков и 3 девицы, и с 1859 по 1869 г. в улусе Кузедеевском от 19 до 8 мальчиков». В теч. 1870 было крещено им из идолопоклонства 83 человека, всего к 1870 им было крещено 871 чел. Его трудами в 1882 в ауле Матурском была воздвигнута часовня
15.2.1884
12.10.1890
Томская и Семипалатинская епархия, Алтайская духовная миссия, Улалинский стан, протоиерей, старший миссионер, помощник начальника Алтайской и Киргизской духовных миссий. Вел переписку миссии, заведовал архивом, заботился о деятельности школ и монастырей. Член цензурной комиссии, учрежденной при Алтайской духовной миссии для рассмотрения рукописей, предназначаемых к изданию в печати на алтайском языке (с 1886). 2.8.1890 подал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья
Показать все

Награды

1850
благодарность Починковского окружного правления, объявлена «за усердное исполнение обязанностей наставника [Азрапинского приходского сельского училища] и приведение училища в несравненно лучшее противу прежнего состояние»
1851
признательность Императорского географического общества, объявлена «за доставленные этнографические сведения по селу Азрапину»
16.7.1854
благодарность Нижегородской палаты государственный имуществ, объявлена «за критический разбор Русской грамматики г[-на] Половцова», сделанный по поручению указ. палаты
25.10.1855
архипастырское благословение и благодарность, объявлены «за ревностное прохождение своих обязанностей»
2.1.1857
архипастырская благодарность, объявлена «за труды в проповедании слова Божия»
24.3.1858
право ношения набедренника, награжден «за ревностное исполнение своих обязанностей»
19.5.1858
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
21.4.1862
право ношения скуфьи
16.4.1868
право ношения камилавки
3.2.1870
орден св. Анны 3-й степени, сопричислен «в награду похвального действия, ознаменовавшегося обращением в Христианство и просвещением Святым Крещением 577 человек из язычников инородцев»
1871
серебряная медаль Императорского географического общества
15.4.1872
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
27.3.1882
орден св. Анны 2-й степени
1884
наперсный крест с украшениями, поднесен прихожанами Кузедеевской церкви «за его 26-летнюю многополезную и благотворную деятельность и служение в Кузеедевском стане Алтайской миссии»
13.4.1886
орден св. Владимира 4-й степени
май 1890
право ношения палицы
Показать все

Другие сведения

За 37 лет службы в Алтайской духовной миссии протоиерей Василий Вербицкий просветил Святым Крещением 2117 язычников Кузнецкого округа Томской губернии. Он писал о трудностях миссионерской жизни: «Делать одно дело, делать его не год, не два, а целых три десятка лет — требует от человека постоянства и особенной любви к избранному делу. При благоприятных условиях всякое дело становится легким и даже приятным. Не таково дело миссионерское: это — война без перемирия. Как в военное время солдатам нет возможности пользоваться разными удобствами, так и миссионеру об удобствах помышлять не приходится. Едет он и весною и осенью, и летом и зимою, и в вёдро и в ненастье, не в каком-либо крытом экипаже, а на седле, будучи подвержен всем переложениям воздушным. При ясной погоде, летом, езда безопасна. А во время дождей? Намокнет путник до костей, а тут надо карабкаться на перевал, где от страшных ударов грома на глазах валятся разбитые деревья и конь от страха падает на колена; затем надо спускаться вниз, по страшной крутизне… Весною и осенью весь мокрый, дрожащий от холода миссионер жаждет, где бы отогреться и обсушиться. В этом положении расстояние делается, т. е. представляется, необыкновенно большим. Во время поездок, и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляет одно кушанье: кирпичный чай с сухарями и — сухари с чаем» (Цит. по: Башкатов С., протоиерей. Идущий к Свету и несущий свет...).

Деятельность отца Василия не ограничивалась миссионерским делом. Он состоял действительным членом Императорского общества аклиматизации растений (г. Москва, с 1857), действительным членом Томского губернского статистического комитета (с 1861), членом-сотрудником Западно-Сибирского отдела Русского географического общества (с 1878).

Многообразную научную деятельность протоиерея Василия Вербицкого осветил игумен Владимир (Синьковский): «Живя 25 лет в улусе Кузедеевском, Кузнецкого округа, он усердно изучал топографию и этнографию Алтая, не мало трудился над филологиею местных наречий. Чтобы изучить флору Алтайскую, покойный о. Василий вошел в переписку с известным ботаником г. Анненковым, в продолжении многих лет помогавшим о. Василию в изучении ботаники. И труды учителя не были безплодны: в книге своей по ботанике, г. Анненков нередко цитировал ботанические сведения своего ученика. В особенности замечательно было по своему рациональному устройству введенное покойным в Кузнецком округе пчеловодство. О. Василия Вербицкого, как рационального пчеловода, знали не только все пчеловоды в Сибири, но и весьма многие в Европейской России, о чем свидетельствую многие письма пчеловодов, просивших у него указаний и советов. [...] В Томских губернских ведомостях за 1869 и 70 годы покойным помещено было много статей об Алтае и алтайцах. Из этих статей составилась книга под заглавием "Алтайцы". В последние годы ти составлены были Хронолог и Словарь алтайского и аладагского наречий, над которым, по словам покойного о. протоиерея, он трудился 10 лет» (Памяти покойного миссионера... С. 2–3). По сведениям протоиерея Сергия Башкатова, до революции 1917 года было опубликовано 104 работы протоиерея Василия Вербицкого по истории, языку, культуре, мифологии, религиозным представлениям, хозяйственным занятиям алтайцев.

О личных качествах отца Василия узнаем из воспоминаний священника Василия Постникова: «Покойный о. протоиерей был недюжинного ума. Об этом свидетельствуют его писания. Как человек умный, он обладал замечательным тактом при столкновении с людьми различных направлений. До последнего года своей жизни покойный не имел недоброжелателей, — со всеми умел ладить [...] О. протоиерей был прост, прямодушен и привлекал всех к себе своим обращением [...] Его, как начальника, не боялись, а любили и из любви к нему не дозволяли себе предосудительных поступков, чтобы не огорчить любимого старца. У покойного не было секретов; душа его была для всех открыта. Братий по духу о. Василий любил более, чем братий по плоти. [...] Жизнь он вел самую простую. [...] Постоянно занятый чтением или письмом он о пище, кажется, менее всего заботился. [...] Друзья его никогда не забудут его радушия, приветливости, беседы, полной одушевления, разнообразной, богатой меткими наблюдениями, анекдотами, остротами, юмором, беседы, показывающей в нем пленительную доброту сердца» (Там же. С. 6–7).

Последний год жизни отца Василия «был отравлен недугами телесными и скорбями душевными» (Там же. Примеч. на стр. 6). Скончался от болезни почек. Погребен был в каменном склепе церкви с. Улалинского, по левую сторону алтаря, рядом с могилой миссионера отца Александра Гусева. Храм был разрушен в 1930-х годах, могилы миссионеров сохранялись до сер. 1970-х годов.

Свои небольшие сбережения завещал миссии. Еще при жизни отца Василия по его заказу были сшиты около 20 ряс, для того чтобы «по смерти оставить каждому миссионеру по ряске». 

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию