Гортинский Сергей Дмитриевич, священник, священномученик
- Дата рождения: 10.3.1889
- Место рождения: г. Рязань
- Дата смерти: 2.8.1930
- Место смерти: г. Воронеж
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 20 июля/2 августа, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Воронежских святых (4/17 сентября)
Родственники
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Подробная биография
Священномученик Сергий родился 10 марта 1889 года в городе Рязани в семье священника Димитрия Гортинского. В 1909 году он окончил Императорское Александра III Александропольское городское училище в Эриванской губернии с правом преподавания в четырехклассных городских училищах; в 1915 году он окончил двухгодичные электротехнические курсы Министерства путей сообщения в Москве и поступил работать в аппаратную мастерскую шведско-датско-русского телефонного акционерного общества. Но вскоре оставил мысль стать инженером, пожелав за лучшее служить Богу и Его Святой Церкви.
13 июня 1916 года епископ Калужский и Боровский Георгий (Ярошевский) назначил его на должность диакона к Богоявленской церкви села Богоявленского Мосальского уезда Калужской губернии[1], а 6 августа того же года епископ Калужский и Боровский Феофан (Туляков), сменивший епископа Георгия на кафедре, рукоположил его к этой церкви во диакона. 30 августа 1917 года, согласно с избранием прихожан, диакон Сергий был назначен во Введенскую церковь села Малькова Боровского уезда той же губернии[2]. 20 апреля 1920 года епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии Иоанном (Доброславиным) он был направлен служить в Архистратиго-Михайловскую церковь местечка Панорницы Кролевецкого уезда Черниговской губернии[3]. В том же году он выдержал экзамены по предметам пастырского служения в экзаменационной комиссии, организованной Черниговским епархиальным советом, и 9 августа 1920 года был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви в селе Былка Кролевецкого уезда.
В 1925 году отец Сергий был направлен служить в Покровский храм в селе Казинка Московского района Ставропольского округа[4]. До 1924 года этот храм принадлежал обновленцам, но в этом году обновленческий священник выехал по делам в соседнюю область и там скончался. Православный епископ направил сюда отца Сергия, который провел с прихожанами беседы о пагубности для них участия в обновленчестве и живоцерковничестве, что было тем более актуально, что по соседству был еще один обновленческий храм, в который поначалу ходили некоторые из его прихожан. Отец Сергий объявил им, что если они и далее будут продолжать туда ходить, он не будет их причащать. Властям это не понравилось, и сотрудники ОГПУ стали искать повод, чтобы арестовать священника.
2 апреля 1926 года был допрошен милиционер, который утверждал, что беседовал со священником и указал ему, что веры в Бога не должно быть, само это явление неправильно. Отец Сергий на это ответил, что без веры жить нельзя, и обратил его внимание на то, что избу-читальню народ не посещает, а церковь полна народа.
Затем был допрошен церковный сторож, которого священник уволил за то, что тот, сожительствуя с женщиной, не пожелал зарегистрировать свой брак у гражданских властей, не говоря уже о том, чтобы обвенчаться. Сторож в свое оправдание стал оговаривать священника, сказав, что тот уволил его за отказ венчаться в церкви.
Один из свидетелей, время от времени певший в храме на клиросе, заявил:
«Гортинский препятствует своими поступками и проповедями культурно-просветительским начинаниям советской власти; наблюдая жизнь села, я могу сказать, что если бы не было Гортинского, то жизнь села в культурно- просветительской жизни шагнула бы вперед. Не имея конкретных данных и не будучи в состоянии указать на отдельные антисоветские поступки Гортинского, со своей стороны считаю, что Гортинский в условиях советского строительства в селе Казинка нежелателен».
На основании подобного рода показаний отец Сергий 28 ноября 1926 года был арестован и заключен в ставропольскую тюрьму. После того как ему были предъявлены обвинения, он потребовал от следователя, чтобы ему дали написать показания собственноручно.
«Я говорил бывшему сторожу Михаилу Щербинину, — писал он, — чтобы он исполнил христианский долг венчания, так как канонические правила запрещают входить в алтарь не состоявшему в христианском браке. Он и просил его повенчать, но так как у него документов не было, которые бы показывали, что он вдов или женат, и регистрации загса местного сельсовета на руках тоже не было, то я <...> сказал ему: "Когда мне эти документы представишь, я тебя повенчаю бесплатно, как бедного и сторожа церкви". Но на мои просьбы он документов не представил, и я ему указал, что нам, Михайло, придется с тобой расстаться, а если документы представишь, то будешь опять сторожем. Пробыл он всего три месяца, за что уплачено ему около пятидесяти рублей».
— Как вы воздействовали на тех, кто отказывался венчаться в церкви или жил гражданским браком? — спросил следователь.
— Я никакого воздействия на них не оказывал, — ответил священник.
— Были ли у вас случаи, что вы выгоняли из церкви тех, кто не подчинялся вашим требованиям совершить обряд венчания в церкви, а лишь жил гражданским браком?
— Никогда не было таких случаев. Иногда про меня ходили такие слухи, будто бы я выгонял таких людей из церкви, но я неоднократно говорил верующим с амвона, чтобы они не верили этим неправдоподобным слухам, так как из церкви я не имею права никого выгонять.
В обвинительном заключении, составленном 28 декабря, следователь написал: «Вся деятельность Гортинского по бракоразводным делам... несомненно, была направлена целиком и полностью для подрыва авторитета советского органа — загса и "безбожной" власти в целом. Допрошенный в качестве обвиняемого, Гортинский в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал и все выдвинутые против него обвинения в большинстве целиком отрицал и лишь некоторые пункты обвинения подтверждал, но и здесь же своими показаниями старался доказать, что все происходило совершенно в ином духе».
Дело было передано в Москву начальнику 6-го отделения СО ОГПУ Е. А. Тучкову и его сотрудникам, которые дали свое заключение и проект приговора. В соответствии с ними 4 февраля 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам ссылки с прикреплением к определенному месту жительства. 28 февраля он выехал из Ставрополя в Воронеж.
В Воронеже отец Сергий служил в Алексеевской церкви, пока власти его не арестовали, обвинив в присвоении себе прав управляющего епархией, чего в действительности не было; они не смогли это доказать и освободили священника.
В начале 1930 года отца Сергия снова арестовали и включили в дело арестованных ранее — духовенства, монахов и мирян, — обвинив его в том, что он, «будучи членом организации церковников, систематически вел антисоветскую агитацию и распускал провокационные слухи, направленные к подрыву мощи и мероприятий советской власти в области социалистического строительства города и деревни».
16 февраля следователь допросил священника. Отвечая на его вопросы, отец Сергий сказал, что знакомств почти ни с кем не вел, духовенство Алексеевского монастыря подчиняется митрополиту Иосифу (Петровых). Принципиальное несогласие с митрополитом Сергием заключается во введении тем Синода, а он и часть духовенства стоит за единоличное управление в Церкви. Епископа Димитрия Гдовского знает как управляющего Ленинградской епархией и Задонским районом Воронежской епархии. Управление этой частью епархии сохранилось за ним по настоящее время.
2 марта 1930 года следователь снова допросил отца Сергия, который, отвечая на его вопросы, сказал: «Обвинение, предъявленное мне, я не признаю, ибо это явная ложь со стороны того, кто показывал; я по болезни и незнанию в церковных делах не участвовал да тем более в политических делах».
14 июля 1930 года обвиняемым было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено на рассмотрение в Коллегию ОГПУ, которая 28 июля приговорила их к расстрелу. После праздников преподобного Серафима Саровского и пророка Илии вечером 2 августа всех приговоренных к расстрелу погрузили в машину, вывезли на окраину Воронежа и объявили им приговор. Протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников), миряне Петр Вязников и Евфимий Гребенщиков были расстреляны в десять часов вечера 2 августа 1930 года и погребены в общей безвестной могиле.
Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский,
Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин,
преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников),
мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников //
Региональный общественный фонд
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/572/1686930621.pdf
[1] Ныне село Ленск Мосальского района Калужской области.
[2] Ныне вошло в черту города Наро-Фоминска Московской области.
[3] Ныне поселок Панорница Коропского района Черниговской области.
[4] Ныне село Казинка Шпаковского района Ставропольского края.
Литература
-
Сергий Димитриевич Гортинский (10.03.1889, Рязань – 2.08.1930, Воронеж), сщмч. // Православная энциклопедия. Т. 62. М., 2021. С. 743–744