Яковлев Федор Михайлович, священник, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 20 июля/2 августа, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Воронежских святых (4/17 сентября)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
реальное училище
в г. Воронеже (окончил 7 классов)
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не ранее 1917
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
нач. 1930
Воронежская и Задонская епархия, г. Воронеж, Алексеевская церковь Алексеево-Акатова монастыря, священник. Вместе с духовенством монастыря был арестован в начале 1930
Показать все

Преследования

1930
арестован вместе с духовенством Алексеево-Акатова монастыря
28.7.1930
приговорен коллегией ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу)
2.8.1930
расстрелян, вместе с группой священников близ г. Воронежа
Показать все

Подробная биография

Священномученик Феодор родился в 1897 году в семье крестьянина Санкт-Петербургской губернии Михаила Яковлева. Окончил семь классов Воронежского реального училища. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную армию, затем служил в милиции и в губернском продовольственном комитете. В разгар гонений на верующих он принял решение посвятить свою жизнь исключительно Церкви, был рукоположен во священника и служил в храме Алексеевского Акатова монастыря в Воронеже. Вместе с духовенством монастыря он был арестован в начале 1930 года.

На допросе 2 марта на вопрос следователя, занимался ли священник контрреволюционной деятельностью, отец Феодор ответил: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю... Когда я служил в Алексеевском монастыре, то у меня исповедовались крестьяне окрестных сел. На исповеди крестьяне моего совета относительно вступления в колхоз не спрашивали, но был случай, когда двое крестьян в декабре 1929 года спросили у меня после службы, как быть с колхозом, записываться или нет. Я им говорил, что греховного и преступного во вступлении в колхоз не вижу...»

13 марта следователь снова допросил священника; поясняя о существовавших тогда проблемах в управлении епархией, отец Феодор сказал: «Епископа Алексия духовенство держалось больше, чем митрополита Сергия, прежде всего потому, что он был непосредственным нашим начальником в духовной деятельности, и как такового мы были обязаны слушать как своего. Когда же стало известно про митрополита Сергия, что он организовал "Патриарший Синод" при себе, являясь не Патриархом, а только Заместителем, и то не Патриарха, а его Местоблюстителя, многие этого не оправдывали. Перемещения епископов без их личного согласия с места на место также не оправдывают митрополита Сергия, так как при перемещении подчиненных себе священников каждый епископ предварительно оповещает об этом священника и узнает его мнение и согласие, а переводы митрополитом Сергием епископов как равных себе без их личного согласия на этот счет указывают в митрополите Сергии на превышение епископской власти, вообще говоря, указывают на отсутствие определенного нормального отношения к человеку как к равному себе в лице епископского сана, что противоречит не только духу христианских взаимоотношений, но и самой элементарной этике человеческого общежития».

Через некоторое время отец Феодор был снова допрошен. «В отношении оценки политической власти я ничего не могу сказать, — сказал он, — так как никогда этим вопросом не занимался, не имея ни возможности, ни желания, а занимался обязанностями священника в узком смысле этого слова».

 14 июля 1930 года обвиняемым было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено на рассмотрение в Коллегию ОГПУ, которая 28 июля приговорила их к расстрелу. После праздников преподобного Серафима Саровского и пророка Илии вечером

2 августа всех приговоренных к расстрелу погрузили в машину, вывезли на окраину Воронежа и объявили им приговор. Протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников), миряне Петр Вязников и Евфимий Гребенщиков были расстреляны в десять часов вечера 2 августа 1930 года и погребены в общей безвестной могиле.

 

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский, Сергий Гортинский,
Феодор Яковлев и Георгий Никитин, преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников),
мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников // Региональный общественный фонд
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/572/1686930621.pdf

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию