Сергий (Зайцев Иван), архимандрит, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 28 августа/10 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Казанских святых (4/17 октября) и Соборе Тверских святых (воскресенье после 29 июня/12 июля)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Гатчинский Сиротский институт
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

25.9.1893
пострижен в монашество
июнь 1894
рукоположен во иеродиакона
24.5.1896
рукоположен во иеромонаха
11.5.1905
возведен в сан игумена
28.5.1908
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1891
14.3.1900
Тверская и Кашинская епархия, Тверская губ., Осташковский уезд, Нило-Столобенская пустынь, иеромонах (до 24.5.1896 иеродиакон, до июнь 1894 монах, до 25.9.1893 послушник), нес послушание помощника учителя церковно-приходской школы при монастыре
14.3.1900
2.4.1905
Тверская и Кашинская епархия, Тверская губ., г. Торжок, Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, иеромонах, с 1.7.1900 эконом Тверского архиерейского дома, С 13.8.1904 по 2.4.1905 благочинный монастырей 1-го благочиннического округа Тверской епархии
2.4.1905
1.9.1906
Казанская и Свияжская епархия, г. Казань, Казанский архиерейский дом, игумен (до 11.5.1905 иеромонах), с 8.8.1905 эконом Казанского архиерейского дома
1.9.1906
7.1.1909
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Свияжская Макарьевская пустынь, архимандрит (до 28.5.1908 игумен). С 17.1.908 благочинный монастырей 2-го благочиннического округа Казанской епархии
7.1.1909
сент. 1918
Казанская и Свияжская епархия, г. Казань, Свято-Успенский Зилантов монастырь, архимандрит, настоятель
Показать все

Преследования

10.9.1918
расстрелян в г. Казани красноармейцами у стены Зилантова монастыря вместе с девятью иноками
Показать все

Другие сведения

Родился в семье чиновника 10-го класса. Окончил Гатчинский сиротский институт имп. Николая I. Стремясь к духовной жизни, отказался от карьеры чиновника и в сент. 1891 г. поступил в Нилову Столобенскую в честь Богоявления мужскую пустынь, где нес послушание помощника учителя церковно-приходской школы при монастыре.

Период настоятельства архимандрита Сергия исследователи называют «десятилетием архимандрита Сергия», серебряным веком обители, «периодом последнего расцвета» Зилантова монастыря. Он восстановил хозяйство монастыря, провел необходимые строительные работы в храмах обители. В 1-й пол. 1909 г. у подножия Змеиной (Зилантовой) горы, на которой располагался монастырь, было построено здание для школы (большую часть средств пожертвовал архиеп. Никанор). 17 сент. архиеп. Никанор освятил здание; состоялось торжественное открытие церковноприходской школы при Зилантовом монастыре, в которой обучались 40 мальчиков (в основном татары и чуваши), живших на полном иждивении обители. В 1909–1910 гг. для монастырской церкви Всех святых на средства жертвователей были приобретены запрестольный образ Спасителя в дубовом киоте и икона мч. Иоанна I Казанского; в монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы позолочен киот Смоленской иконы Божией Матери; в 1912 г. церковь Всех святых была расписана в т. н. русском стиле; иконостас отреставрирован и позолочен, устроено 2 киота для древних икон новгородского письма — свт. Николая и Ярославских чудотворцев. При монастырской трапезной церковь свт. Алексия была полностью обновлена хлебопекарня (в т. ч. сооружена новая печь). В Казани монастырю принадлежала приписная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя, где братия монастыря по субботам, воскресеньям и в праздники совершали для горожан богослужения по полному чину.

В 1910 г. в обители был возведен новый келейный корпус. В 1917 г. в монастыре подвизались 12 монашествующих и 15 послушников. Архиамндрит Сергий был известен своими образованностью, строгим аскетизмом и благочестием, справедливостью, умением умиротворять возникающие в монастырях раздоры (наиболее часто столкновения в местных монастырях того времени случались на национальной почве). Он пользовался среди казанских монашествующих и прихожан любовью, уважением и непререкаемым авторитетом. После установления в Казани советской власти многие насельники монастыря были призваны в армию, к сер. 1918 г. в обители осталось 11 чел. (7 монашествующих и 4 послушника).

В начале августа Казань заняли войска Комитета учредительного собрания и Чехословацкого корпуса. Их части были расквартированы в Зилантовом монастыре ввиду его выгодного стратегического положения на Змеиной горе; у стен обители поставили 2 орудия, обстреливавшие миноносцы красноармейской речной флотилии. По прошению архимандрита Сергия братия монастыря временно были размещены в казанском в честь Преображения Господня и казанском во имя святого Иоанна Предтечи мужских монастырях; охранять Зилантов монастырь были оставлены 3 чел. В ночь на 10 сент. белогвардейские войска оставили Казань; с ними, опасаясь террора, ушли 60 тыс. горожан, в т. ч. митр. Казанский Иаков (Пятницкий) у викарный еп. Чебоксарский Борис (Шипулин) и значительная часть духовенства. Насельники Зилантова монастыря вместе с архимандритом Сергием вернулись в обитель, где обнаружили поручика Μ. М. Догеля. Рано утром 10 сент. братия отслужили литургию и собрались в трапезной. Когда вошедшие в город красноармейцы приблизились к монастырю, Догель стрелял по ним и был заколот у пулемета. Обнаружив братию, красноармейцы вывели всех насельников и расстреляли у монастырской стены. Престарелый иером. Иосиф (Тюрин) чудом остался жив: он пришел в себя, когда красноармейцы ушли; добрался до монастыря св. Иоанна Предтечи и рассказал о случившемся (иером. Иосиф поселился в монастыре св. Иоанна Предтечи и через год умер).

Отпевание мучеников лично совершил управляющий Казанской епархией архимандрит казанского Преображенского монастыря сщмч. Иоасаф (Удалов; впосл. епископ), не желавший подвергать кого-либо другого из духовенства возможному из-за совершения отпевания преследованию.

Существует другая версия того, где были расстреляны братия: спустя несколько дней в Зилантов монастырь пришли сестры казанского Богородицкого монастыря; по воспоминаниям инокини Вассы, они увидели трапезную, залитую кровью мучеников, и решили, что насельники были убиты в трапезной.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию