Агапит (Таубе Михаил Михайлович), монах, преподобный, исповедник
- Дата рождения: 4.11.1894 или 4.12.1894
- Место рождения: Санкт-Петербургская губ., г. Гатчина
- Дата смерти: 18.7.1936
- Место смерти: Курская обл., г. Орёл, погребен на одном из городских кладбищ, могила впоследствии утрачена
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 27.12.2007 г. Память совершается 5/18 июля, 14/27 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)
Родственники
- отец — Таубе Михаил Фердинандович (13.04.1855–20.10.1924), барон. Выпускник Института путей сообщения (1882), профессор математики, православный философ, историк, публицист и церковный деятель. За свою жизнь опубликовал более трех десятков книг и брошюр. С декабря 1912 — член Главного совета Союза русского народа, член Устроительного совета Всероссийских съездов. С 1913 — член высшего органа Совета Русского собрания. Выступал с докладами в «Христианском содружестве учащейся молодежи». В 1919 читал лекции устраиваемые Братством св. Софии в Петрограде и на собраниях богословских кружков. После революции под его руководством были организованы религиозно-философские чтения при храме свмч. Исидора Юрьевского. В последние годы жизни вместе с А. А. Мейером организовал кружок православной интеллигенции «Воскресенье»
- мать — Таубе (Баранова) Анна Александровна (1862–12.05.1915)
- брат — Таубе Александр Михайлович (1889–1964). Военный переводчик, профессор военного института иностранных языков, полковник. Автор многочисленных военных и военно-морских словарей (русско-немецких, немецко-русских, русско-английских, англо-русских, русско-французских, франко-русских)
- брат — Таубе Иван Михайлович (1892–1941?). Выпускник Императорской правовой школы, офицер белой армии, эмигрировал из России
- брат — Таубе Сергей Михайлович (04.11.1894–1937). Воспитанник Пажеского Его Императорского Величества (ЕИВ) корпуса, штабс-капитан Преображенского ЕИВ гвардейского полка, в 1918–1923 служил в Красной Армии, с 1923 — безработный. До 1928 шесть раз подвергался арестам по обвинению в совершении контрреволюционных преступлений. Арестован 11.12.1928 (на время следствия был освобожден под подписку о невыезде). Повторно арестован (04.09.1929) и осужден по групповому «делу А. А. Мейера...» на 3 года концлагерей. Заключение отбывал на Соловках, 10.02.1932 освобожден досрочно. На оставшийся срок выслан на ст. Медвежья Гора (Белбалтлаг) (согласно же следственному делу иеромонаха Агапита (Таубе) из архива УФСБ России по Архангельской обл., в 1931 г. находился в ссылке в Мурманске). После освобождения жил в г. Дмитрове (Московская обл.), работал инженером. Вновь арестован 28.11.1937 по обвинению в антисоветской агитации и причастности к антисоветской группе. Приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу). Расстрелян 08.12.1937
- брат — Таубе Михаил Михайлович (04.11.1894–1894)
- сестра — Таубе Мария Михайловна (1899–1929). Выпускница института им. Лесгафта. Преподаватель физкультуры. В 1922 подвергалась аресту. Вновь арестована 11.12.1928 (освобождена под подписку о невыезде 05.03.1929). Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорена к 3 годам концлагеря по групповому «делу А. А. Мейера...». 11.07.1929 прибыла на Кемский пересыльный пункт (Попов Остров) и через несколько дней скончалась от сыпного тифа
Образование
Места служения, должности
Преследования
Другие сведения
Преподобный Агапит, исповедник, родился в благочестивой семье барона Михаила Фердинандовича фон Таубе и в крещении был наречен Михаилом. В некоторых источниках датой его рождения называется 4 ноября 1894 г. (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)), в других — 4 декабря того же года (Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397).
Окончив три курса юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Михаил Таубе был вынужден прервать обучение. В 1916 г. он был призван на военную службу, служил младшим офицером батареи в артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика, а затем подпоручика в должности помощника командира батареи. В 1916 г.[1] он получил тяжелое ранение и попал в госпиталь. В феврале 1918 г. его снова призвали в армию и он служил контроллером в комиссариате продовольствия по Северной области. В начале сентября 1918 г. был мобилизован в Красную Армию, где служил делопроизводителем в штабе.
В 1922 г.[2] будущий монах поступает сотрудником в музей «Оптина пустынь» (уже после закрытия монастыря), которым заведовала в то время Лидия Васильевна Защук. В музее его назначили хранителем собрания книг монастырской библиотеки, что позволило ему углубиться в изучение святоотеческой литературы, открыть для себя ее неистощаемое богатство. Возможно, именно это и подтолкнуло Михаила к принятию решения о монашеском постриге. В Оптиной пустыни он обрел и духовного наставника — преподобного Никона (Беляева), который духовно поддерживал его на протяжении почти всей последующей жизни. Именно преподобный Никон совершил постриг Михаила Таубе в монашество.
В служебные обязанности новоночального монаха помимо разбора монастырской библиотеки и составления к ней каталога, входило также проведение экскурсий для посетителей музея, которых поражало то воодушевление, с которым отец Агапит рассказывал о прошлом монастыря, об оптинских старцах, о Церкви. В качестве яркой иллюстрации приведем отрывки записей секретаря Наркомпроса Ушакова после посещения музея: «Я пробыл с ним 2 часа... и его рассказы о значении той или иной древней книги или картины, или вещи таковы, что при выходе из музея поневоле приходится сказать: "Как много религия сделала для культуры и как жаль, что она теперь находится в загоне"». А вот другая запись (из отчета о работе музея): «Человек, находящийся в настоящее время в близкой дружбе с монахами и не пропускающий ни одной церковной службы, может ли являться ученым сотрудником музея? <…> Мне кажется выгоднее и полезнее иметь сотрудником неученого спеца, чем такого "слишком ученого"» (цит. по: Дамаскин (Орловский), игумен. «Слишком ученый» монах). Эти свидетельства многое говорят о внутреннем мире отца Агапита в тот период.
В 1925 г.[3] его увольняют из музея. После увольнения отцу Агапиту приходится жить то на родине в Ленинграде, то около Оптиной пустыни, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков, из которых он прекрасно знал немецкий, французский, итальянский, английский и латынь.
11 июля 1927 г. был арестован его духовный отец, иеромонах Никон (Беляев). Спустя пять дней арестовали и самого отца Агапита. «До своего ареста монах Агапит ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушел в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента. 1 июля ему было предъявлено следователем обвинение в том, что он "имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея... связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея... и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения... Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром, в целях... контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все для него возможности..."» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)).
Рассказывая об этом аресте, нельзя не упомянуть про один разговор, который произошел между молодым монахом и следователем. Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь спросил: «"Скажите, когда вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был?" Отец Агапит хорошо понимал, как следователь будет интерпретировать его ответ, он знал, что следователь незаконно вопрошает его об этом, так как такой статьи, как пострижение в монашество, нет в уголовном кодексе, составленном с учетом того, что Церковь отделена от государства; а, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя, как представителя государства, так же является незаконным, и отец Агапит сказал:
— На этот вопрос я отказываюсь давать ответ.
— Почему?
— Поскольку касается личной моей жизни.
Это был исчерпывающий с точки зрения закона ответ, и на этом допросы были прекращены» (Дамаскин (Орловский), игумен. «Слишком ученый» монах).
В декабре 1927 г. монаха Агапита (Таубе) приговорили к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, но, как и его духовный отец иеромонах Никон (Беляев), он был оставлен в Кеми. Первое время они жили вместе в пересыльном лагере, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отца Никона оставили в Кеми.
По окончании срока заключения, 23 мая 1930 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Агапита к трем годам ссылки, он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе вместе с отцом Никоном, что стало для него большим утешением. «Здесь им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовав отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические условия. "Отец Никон, привыкший отсекать свою волю... спросил совета на этот счет у отца Агапита, который не посоветовал ему предпринимать что-либо в этом направлении, и отец Никон послушался этого совета, сказав: "Воля Божия да совершается!"» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)). По приезду в Архангельскую обл. отец Никон и отец Агапит некоторое время жили вместе (в д. Нижнее Ладино и д. Большое Анисимово), но вскоре отца Никона отправили в с. Пинегу, а отец Агапит остался вблизи г. Архангельска.
В Архангельске монах Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками. 23 января 1931 г.[4] его арестовали как активного участника «контрреволюционной группировки духовенства и церковников». В качестве участников этой «группировки» были арестованы еще 20 человек, среди них 9 священнослужителей, 5 монахов и 5 «активных церковников».
Храниящееся в архиве УФСБ России по Архангельской обл. следственное дело, ведшееся против них (Д. П-11397), представляет их деятельность следующим образом. В июне 1930 г. в Архангельск после отбытия срока заключения в Соловецком лагере прибыла группа духовенства. Епископ Тихон (Шарапов) поселился на квартире «активного церковника» Платона Федоровича Турбалевича, квартирной хозяйкой была Шадрина. Данная квартира стала местом встреч членов «группы» и условным адресом для переписки. Епископ Тихон пользовался авторитетом среди ссыльных и вместе с архиепископом Антонием (Быстровым) являлся «идейным руководителем группы».
Опорным пунктом «группы», утверждали следователи, являлась Воскресенская церковь. Основная форма контрреволюционной работы — антисоветская агитация среди духовенства и местного населения через проповеди и беседы с прихожанами. Удобной работой «актива группы» служили занятия в церковном хоре. С целью наибольшего привлечения верующих была организована материальная помощь ссыльным, через сбор денег, продуктов, одежды, которые распространялись среди ссыльных.
На допросе 9 февраля 1931 г. отец Агапит показал, что во время ссылки в Архангельске, на регистрации, познакомился с монахом Иоанном (Дягилевым), также был знаком с епископом Тихоном (жил с ним в одном доме), епископом Антонием и диаконом Костылевым. На допросе 25 марта 1931 г. он сказал, что не видел епископа Тихона совершающим службу в своей квартире. Виновным в антисоветской агитации себя не признал.
Зимой 1931 г. его приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили в Мариинские лагеря в Сибирь. По окончания срока заключения он поселился в г. Орле, где в то время проживало много ссыльных и отбывших лагерное заключение. Иногда приезжал в Москву, где встречался с друзьями и знакомыми.
В начале 1936 г. у него открылась тяжелая болезнь — опухоль на языке, друзья предложили лечь в больницу. Операция была проведена в Москве, но врачи сразу предупредили, что могут возникнуть метастазы. И действительно, через некоторое время обнаружилась новая опухоль, еще одна операция была уже бессмысленна. Перед последним отъездом в Орел отец Агапит навсегда попрощался со всеми знакомыми — просто, спокойно, будто на время уходя от всех, чтобы, даст Бог, встретиться в иной жизни.
«Его страдания в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда отцу Агапиту было что-либо нужно, он писал записки своей старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него, он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что монах Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. "Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже..."» (Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе)).
В некоторых источниках можно встретить упоминание о том, что отец Агапит принял священнический сан[5], однако достоверные свидетельства этого пока не выявлены. Единственное упоминание о намерении принять священство имеется в письме иеромонаха Никона (Беляева). 14 июня 1927 г. он писал будущему исповеднику: «Честнейший о Господе отец Агапит! Божие благословение да пребывает над Вами во веки... Меня спрашивал отец Лаврентий, и я ему, помнится, ответил, что советую Вам приезжать к нам... О рукоположении должен сообщить следующее: архиепископ Феофан вообще большой буквалист и стоит на букве закона, и едва ли будет посвящать клирика не из его епархии. Неизвестно нам и то, что имеет ли он вообще возможность рукополагать... На всякий случай хорошо бы послать письмо вашему Е. И. с просьбой дать свое согласие на посвящение у кого-либо из православных архиереев. Если это будет даже простое письмо, мне думается, оно будет иметь силу...». Очевидно, это письмо не дает ответа на вопрос, был ли в итоге священный сан принят монахом Агапитом или нет.
[1] Так согласно источнику: Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе). Согласно источнику: Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397 — ранение было в 1917 г.
[2] Так согласно источнику: Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе). Согласно источнику: Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397 — 17 апреля 1923 г.
[3] Так согласно источнику: Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобноисповедник Агапит (Таубе). Согласно источнику: Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397 — в 1924 г.
[4] Так согласно источнику: Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в. Согласно источнику: Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397 — 21 января 1931 г.
[5] См.: Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.
Архивные источники
-
Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397
Литература
-
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 9