Тихон (Шарапов Константин Иванович), архиепископ

  • Дата рождения: 7.4.1886
  • Место рождения: г. Тула
  • Дата смерти: 10.11.1937
  • Место смерти: Алматинская обл., погребен на полигоне НКВД «Жаналык», расположенном между с. Жетыген и с. Байсерке

Родственники

  • отец  —  Шарапов Иван Михайлович (1843–1919), служащий управления Тульского оружейного завода
  • мать  —  Шарапова (Кольцова) Елена Алексеевна (1853–1908)
  • сестра  —  Шарапова Мария Ивановна , в 1931 проживала в Москве
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
городское училище
в г. Тула. Окончил 4 курса
В архивном следственном деле 1930 г. также указано: «образование общее среднее, Богословское в монастыре»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

июнь 1911
пострижен в монашество
1.1.1912
рукоположен во иеродиакона епископом Кременецким Никоном (Бессоновым) в Свято-Успенской Почаевской Лавре
1.10.1912
рукоположен во иеромонаха архиепископом Волынским и Житомирским Антонем (Храповицким) в Свято-Успенской Почаевской Лавре
8.2.1922
возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным)
22.3.1925
хиротонисан во епископа Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным) в церкви Сорока Севастийских мучеников у Новоспасского монастыря в г. Москве
1937
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
24.10.1902
1911
Тульская и Белёвская епархия, Тульская губ., г. Белёв, Свято-Введенская Макарьевская Жабынская пустынь, послушник (с 13.8.1904 — рясофорный послушник). Проходил различные послушания, начиная с кухни. Вел внебогослужебные чтения и беседы с народом
1911
март 1915
Волынская и Житомирская епархия, Волынская губ., Свято-Успенская Почаевская Лавра, иеромонах (до 1.1.1912 — монах, до 1.10.1912 — иеродиакон). Проходил послушание в трудовом типографском братстве при Лавре. С 1911 — помощник редактора, с 1914 — редактор журнала «Русский инок»
март 1915
1.2.1918
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, иеромонах, полковой священник Изборского 177-го пехотного полка
не ранее 1.6.1919
янв. 1922
Волынская и Житомирская епархия, Волынская губ., Острожский уезд, г. Здолбуново, церковь Почаевского подворья, иеромонах, председатель Здолбуновского Богородичного Братства
8.2.1922
30.6.1924
Гродненская и Новогрудская епархия, Польша, Новогрудское воеводство, Слонимский повят, д. Жировичи, Жировицкий Успенский монастырь, архимандрит, настоятель, уполномоченный по делам Православной Церкви в Польше, благочинный монастырей Гродненской епархии. До 19.7.1923 — благочинный Бытинского округа, член Варшавского церковного совета, член Слонимского миссионерского совета (с мая 1924)
не ранее 30.6.1924
15.10.1924
Гродненская и Новогрудская епархия, Польша, Новогрудское воеводство, Слонимский повят, д. Жировичи, Георгиевская кладбищенская церковь, архимандрит
17.3.1934
21.5.1934
17.1.1937
19.8.1937
Алмаатинская и Туркестанская епархия, епископ (назначен на данную должность 17.7.1936). С 1937 — управляющий (по совместительству) Петропавловским викариатством Омской и Павлодарской епархии
Показать все

Награды

26.9.1913
право ношения набедренника
7.4.1916
орден св. Владимира 4-й степени с мечами, награжден «за отлично-усердную службу Церкви Божией и особые труды, понесенные во время военных действий»
авг. 1916
орден св. Анны 3-й степени с мечами
дек. 1916
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за подвиги при исполнении пастырских обязанностей во время боевых действий»
дек. 1917
архипастырское благословение с выдачей установленного свидетельства, награжден за организацию в Изборском 177-м пехотном полку Братства Христа Спасителя
Показать все

Преследования

1919
арестован представителями властей Украинской народной республики в г. Здолбуново Волынской губ.
1.3.19191.6.1919
находился в заключении на территории Базилианского униатского монастыря в г. Бучач (Галиция)
15.10.1924
арестован полицией в д. Жировицы (Польша)
17.10.1924 – ок. 17.1.1925
находился в ссылке в г. Берлине, жил при бывшей польской Князь-Владимирской церкви
16.5.1925
арестован по обвинению в «присвоении административных прав и совершении административных распоряжений по церковной линии в Гомельской губ. без надлежащего на то разрешения власти»
21.5.1925
осужден на 3 года высылки из Гомеля за «контрреволюционную агитацию»
21.5.1925 – июнь 1925
находился в заключении в камере ГПУ в г. Могилев
июнь 19251925
находился в заключении в тюрьме г. Минска
1925 – сент. 1925
находился в заключении в тюрьме в г. Москва
30.11.1925
арестован по «делу митрополита Петра (Полянского)»
до 21.5.1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
21.5.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года высылки в Казахстан, обвинен в том, что, «сносясь с заграницей, служил постоянным информатором митрополита Петра о движении заграничных монархистов» (ст. 62 УК РСФСР)
июнь 192620.6.1927
находился в ссылке в г. Чимбай Каракалпакской АО
20.6.1927
арестован по обвинению в «распространении среди верующих как Гомельской епархии, так и Казахстана, воззвания контрреволюционного характера, в которых указывает на устраиваемые, якобы, Соввластью гонения на церковников и веру православную»
8.8.1927
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь (ст. 58-10, 58-17 УК РСФСР)
1927 – дек. 1927
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
дек. 1927 или 20.6.1927 – июль 1930
находился в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ)
июль 1930
осужден на высылку в Северный край на 3 года
19.7.1930 – не ранее 13.1.1931
находился в ссылке в с. Большое Анисимово Архангельской обл.
13 или 23 янв. 1931
арестован по групповому «делу епископа Антония (Быстрова)»
13 или 23 янв. 193131.8.1931
находился в заключении в Доме предварительного заключения при ОГПУ Северного края (г. Архангельск)
31.8.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь и 3 года ссылки по обвинению в участии «в контрреволюционной группировке местного и ссыльного духовенства в г. Архангельске», а также как «организатор помощи ссыльному духовенству и церковникам» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
ок. 31.8.19312.12.1931
находился в заключении в Сибирском ИТЛ (Сиблаге) (г. Мариинск Кемеровской обл.)
2.12.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года
2.12.19317.3.1932
находился в ссылке в Северном крае
7.3.1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Казахстан на оставшийся срок
7.3.19321934
находился в ссылке в Казахской ССР
1934
арестован в г. Рязани
1934
осужден на высылку в Казахстан
19341936
находился в ссылке в пос. Самарканд г. Караганды Казахской ССР
19 или 20 авг. 1937
арестован в г. Алма-Ате Казахской ССР вместе с причтом Введенской церкви по обвинению «в шпионской деятельности в пользу иностранной разведки»
19.8.1937 – не ранее 3.11.1937
находился в заключении в тюрьме г. Алма-Аты
17.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Алма-Атинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) за «шпионскую деятельность, антисовесткую агитацию, направленную на дискредитацию руководителей ВКП(б) и советского правительства, подготовку террактов против руководителей ВКП(б)». Групповое дело «антисоветской монархической повстанческой организации церковников в Алма-Ате»
3 или 10 нояб. 1937
расстрелян на полигоне НКВД «Жаналык» в Казахстане
31.8.1989
реабилитирован прокуратурой Архангельской обл., по году репрессии: 1931
30.9.1990
реабилитирован Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

Жизнь архиепископа Тихона (Шарапова) является настоящим примером жизни, освященной живой верой в Бога. В тяжелейшее время репрессий против духовенства он с мужеством истинного архипастыря встретил все испытания, уготованные ему Господом на тернистом и многотрудном жизненном пути. 

Стремление посвятить себя Богу обнаружилось в Константине Шарапове очень рано. В возрасте 16 лет он поступает послушником в Свято-Введенскую Макарьевскую пустынь, где в скором времени принимает иноческий постриг. Его глубокий ум, начитанность, благочестивое духовное настроение обратили на себя внимание архиепископа Тульского Парфения (Левицкого), который поручил совсем еще молодому послушнику вести внебогослужебные чтения и беседы с народом. Систематического образования владыка Тихон не получил, он самостоятельно прошел курс богословских наук по программе духовных академий.  

В годы Первой мировой войны иеромонах Тихон служил полковым священником. После выхода России из войны он был направлен на служение в г. Здолбунов, где организовал Здолбуновское Православное Братство в честь Пресвятой Богородицы. «К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала "Православие". В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь... На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960)». После выхода из заключения отец Тихон остался на территории Польши.

Он активно противостоял переводу церковного календаря на новый стиль, принятому 12 апреля 1924 г. на Соборе Епископов Православной Митрополии в Польше, за что в июле 1924 г. был освобожден от занимаемой должности настоятеля Жировичского монастыря. В октябре 1924 г. архимандрит Тихон подвергся аресту и был выслан в Германию, а в декабре 1924 г. установил переписку со Святейшим Патриархом Тихоном по вопросу переезда на постоянное место жительства в СССР.

Определением Святейшего Патриарха от 5 марта 1925 г. архимандрит Тихон был избран епископом Гомельским с наделением права «попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Святейшему Патриарху Московскому». Во время совершения архиерейской хиротонии, состоявшейся 22 марта 1925 г. в Москве, Патриарх обратился к новопоставленному епископу со словами: «Приветствую тебя с благодатью архиерейства. Промышлением Божиим твоя хиротония совпала с поклонением Кресту Господню и с памятью сорока мучеников и совершена в их храме в день их страданий. Все это как бы предуказывает, что предстоящий тебе путь Святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь крестный и мученический. И, может быть, твое сердце трепещет и смущается. Мужайся! Благодать Святого Духа и сила крестная укрепит тебя. Взирай на твердость мучеников Христовых и их примером воодушевляйся на предстоящий тебе подвиг» (цит. по: Слесарев А. В. Архипастырские послания и письма).

Отрицательное отношение нового епископа к обновленческому движению и его успешная борьба с этим расколом привели к конфликту с органами советской власти. «В Москву от гомельских органов власти в ОГПУ поступило следующее секретное донесение: "…епископ Тихон своими действиями окончательно ликвидирует оставшиеся еще в Гомельской губернии обновленческие приходы, каковых еще имеется до 25 по губернии. Так как в каждом обновленческом приходе есть некоторая часть мирян, стоящая за тихоновщину, и стоит еп[ископу] Тихону появиться — через часа 2–3 он уже ведет за собой остальных мирян, которые заставляют попа повиноваться епископу Тихону, а в противном случае — отлучают от церкви. В случае замедления ответа будем принуждены прибегнуть к аресту его…"» (Косик О. В. Голоса из России).

В мае 1925 г. владыка Тихон был арестован по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности» и выслан из Гомеля в Казахстан. В конце 1925 г. его вновь арестовали в числе архиереев — сторонников Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Из заключения он направлял в свой кафедральный город архипастырские послания и распоряжения.

Эта переписка в 1927 г. следственными органами была истолкована как «распространение воззваний контрреволюционного характера», в результате чего епископ Тихон был приговорен к трем годам пребывания в Соловецком лагере особого назначения. После окончания срока его выслали на три года в Северный край, где вскоре арестовали по групповому делу «контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова)». В качестве участников этой «группировки» были арестованы еще 20 человек (среди них: священник Никандр Шахматов, монах Агапит (Таубе) и священник Илия Иванцов).

Хранящееся в архиве УФСБ России по Архангельской обл. следственное дело (Д. П-11397) представляет их деятельность следующим образом. В июне 1930 г. в Архангельск после отбытия срока заключения в Соловецком лагере прибыла группа духовенства. Епископ Тихон (Шарапов) поселился на квартире «активного церковника» Платона Федоровича Турбалевича, квартирной хозяйкой была Шадрина. Данная квартира стала местом встреч членов «группы» и условным адресом для переписки. Епископ Тихон пользовался авторитетом среди ссыльных и вместе с архиепископом Антонием (Быстровым) являлся «идейным руководителем группы».

Опорным пунктом «группы», утверждали следователи, являлась Воскресенская церковь. Основная форма контрреволюционной работы — антисоветская агитация среди духовенства и местного населения через проповеди и беседы с прихожанами. Удобной работой «актива группы» служили занятия в церковном хоре. С целью наибольшего привлечения верующих была организована материальная помощь ссыльным через сбор денег, продуктов, одежды, которые распространялись среди ссыльных.

Далее следует почти непрерывный ряд арестов. Находясь в заключении, владыка Тихон не пал духом, не растерялся, не изменил своим жизненным убеждениям. Живая вера в Господа помогла ему даже в самых трудных обстоятельствах жизни оставаться верным Христу. В августе 1937 г. он был арестован в последний раз. Господь сподобил его мученической кончины. 10 ноября 1937 г. архиепископ Тихон был расстрелян.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию