отец
—
Зорнин Павел Иванович (род. в 1850, ум. не ранее 1892). Мещанин, личный почетный гражданин, обучался в Арзамасском духовном училище, окончил Починковское духовное училище
мать
—
Зорнина (Никольская) Евдокия (Авдотья) Михайловна (род. ок. 1853, ум. не ранее 1909)
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Богопознание и нравственная жизнь»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
7.5.1899
пострижен в монашество Преосвященным Антонием епископом Чебоксарским
8.5.1899
рукоположен во иеродиакона Преосвященным Антонием епископом Чебоксарским
25.3.1901
рукоположен во иеромонаха Высокопреосвященнейшим Арсением архиепископом Казанским
1905
возведен в сан архимандрита
24.11.1922
наречен во епископа Верненского и Семиреченского, викария Ташкентской и Туркестанской епархии. Наречение совершали архиепископ Иннокентий (Пустынский) в сослужении с епископом Сергием (Лавровым)
30.9.1923
хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской и Петровской епархии. Хиротонию в г. Москве возглавлял патриарх Тихон
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
17.7.1902
20.11.1902
г. Калуга,
Калужская духовная семинария, иеромонах, преподаватель основного нравственного и догматического богословия
20.11.1902
8.1.1903
Терская обл.,
г. Ардон, Александровская Ардонская духовная семинария, иеромонах, преподаватель богословия и противо мусульманской полемики
8.1.1903
27.11.1909
Волынская губ.,
Волынская духовная семинария, архимандрит (до 30.9.1903 иеромонах, до 18.10.1905 соборный иеромонах Почаевской Успенской лавры). Преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в штатных классах (с 12.9.1903 во всех классах) семинарии. Надзиратель за воспитанниками семинарии (4.9.1903–22.12.1903). Инспектор семинарии (с 22.12.1903), ректор (с 18.10.1905). Председатель Волынского комитета Православного миссионерского общества (19.4.1904–1.11.1905), Волынского Церковно-археологического общества (с 1.11.1905), совета Васильевского братства (с 1.11.1905)
27.11.1909
11.3.1914
г. Самара,
Самарская духовная семинария, архимандрит, ректор
11.3.1914
6.10.1914
г. Пермь,
Пермская духовная семинария, архимандрит, ректор
Ташкентская и Туркестанская епархия,
Туркестанская АССР,
г. Аулие-Ата, Николаевская соборная церковь, архимандрит, настоятель. Благочинный Аулие-Атинского округа. В нояб. 1922 избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии. Хиротония не состоялась ввиду ареста
30.9.1923
4.3.1924
Саратовская и Петровская епархия, Вольское викариатство,
епископ. Одновременно с 16.10.1923 управляющий приходами Балашовского и Кузнецкого уездов Саратовской епархии. Временно управлял всей Саратовской епархией. С 8.2.1924 также управляющий приходами Сызранского уезда Симбирской епархии
Ульяновская епархия,
епископ (впоследствии управление епархией передал благочинным). 29.1.1926 заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) запрещен в священнослужении с отстранением от управления епархией
Ульяновская и Карсунская (григорианская) епархия,
архиепископ (не позднее чем с июля 1927). Член Временного высшего (григорианского) церковного совета. Одновременно с 3.10.1927 по нояб. 1927 временно управляющим Барнаульской епархией. В нояб. 1927 участник 2-го Всероссийского съезда духовенства и мирян, сторонников ВВЦС. 18 нояб. 1927 избран членом президиума ВВЦС
февр. 1928
дек. 1928 или 1929
Воронежская и Задонская (григорианская) епархия,
митрополит, председатель Временного высшего (григорианского) церковного совета. В дек. 1928 избран одним из двух заместителей председателя ВВЦС и возведен в сан митрополита
Московская и Ярославская (григорианская) епархия,
митрополит. С июля 1931 временно управляющий приходами г. Москвы и Московской епархии. Председатель Временного высшего (григорианского) церковного совета. В дек. 1934 избран председателем Высшего Церковного Совета
Показать все
Награды
25.5.1902
право ношения набедренника
14.5.1904
право ношения наперсного креста
8.6.1907
орден св. Саввы (Сербия) 3-й степени
6.5.1908
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1911
орден св. Владимира 4-й степени, награжден за службу по епархиальному ведомству
между 1909 и 1911
орден князя Даниила (Черногория) 2-й степени
Показать все
Преследования
20.9.1937
арестован в Москве, обвинялся в создании и руководстве «всесоюзной антисоветской фашистской организацией церковников... через участников организации разваливал колхозы, занимался шпионской деятельностью в пользу иностранных государств... оказывал материальную помощь осужденным священнослужителям»
с 20.9.1937
находился в заключении во внутренней тюрьме НКВД (г. Москва)
23.11.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по обвинению в «антисоветской деятельности» и «активной контрреволюционной пропаганде»
«В декабре 1925 г. появился новый раскол — так называемый григорианский, у истоков которого стоял архиеп. Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский). Среди его ближайших единомышленников оказался и Ульяновский преосвященный Виссарион, который к этому времени перебрался из Нижнего Новгорода в Москву.
9/22 декабря 1925 г. десять епископов во главе с архиеп. Григорием (Яцковским) прибыли в Донской монастырь, где отслужили панихиду на могиле Патриарха Тихона. После этого ими было созвано совещание, результатом которого стало создание Временного высшего церковного совета (ВВЦС), Малого собора епископов, в который вошли шесть архиереев, а также выработан так называемый "наказ", согласно которому ВВЦС наделялся правом заведовать всеми церковными делами на всей территории страны. Власти поспешили зарегистрировать ВВЦС» (Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6).
В начале 1926 г. владыка Виссарион (Зорин) вместе с другими членами ВВЦС был запрещен в священнослужении заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским).
Летом 1926 г. еп. Виссарион принес покаяние перед митр. Сергием (Страгородским), но вскоре вновь оказывается в ряду раскольников. «В своем письме от 13/26 июля 1927 г. к архиеп. Александру (Трапицыну), который... проживал в Ульяновске, митр. Сергий, вышедший к этому времени из заключения, пишет: "16 /29 января 1926 г. “самочинное собрание”, именуемое ВВЦС, мною передано было церковному суду и запрещено в священнослужении с устранением от управления епархиями… В числе указанного “соборища”, как участник его, подвергся запрещению и е[пископ] Виссарион, который тогда был устранен и от управления Ульяновской епархией (управление поручено было е[пископу] Герману). Известным и у Вас письмом своим от 1 марта 1926 г. е[пископ] Виссарион принес мне покаяние. Запрещение с него было снято… Теперь выясняется, что е[пископ] Виссарион вторично отпал в то же "соборище", презрев и принесенное им покаяние, и свое обещание быть верным Церкви… Е[пископ] Виссарион совершенно безответен, и снятое было с него запрещение возвращается на его голову, сугубо со всеми его каноническими последствиями…"» (Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6).
Митр. Мануил (Лемешевский) в таких словах охарактеризовал еп. Виссариона: он «любил пышные, торжественные богослужения и такие же пышные разъезды по епархии. Эти разъезды иногда были обременительны для народа и вызывали недовольство против архиерея. Но находилось много и таких, кого прельщала эта внешняя торжественность. К тому же еп. Виссарион обладал привлекательной внешностью и умел разговаривать с людьми. Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убежденных григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе — Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской же епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления».
В феврале 1928 г. ему представляется возможность переехать на Воронежскую (григорианскую) кафедру с возведением в сан «митрополита», что он и делает, не удосужившись предупредить епархиальное управление и паству. В этом же году еп. Виссарион становится председателем ВВЦС и по совместительству «митрополитом» Московским и Ярославским. Тяготея к власти и желая подчеркнуть свою значимость, он поселяется в покоях Святейшего Патриарха Тихона в Донском монастыре. (Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6).
Антирелигиозная борьба усиливающаяся в СССР со второй половины 1920-х г., к середине 1930-х г. достигла своего логического завершения. Началась череда массовых гонений против всех религиозных течений (в том числе и тех, которые раннее поддерживались властью). Не избежало их и григорианство. К 1937–1938 гг. большинство храмов (находившихся в ведении этого раскола) было закрыто, а духовенство репрессировано. Еп. Виссарион был арестован в Москве в 1937 г.
В ходе расследования он «признал себя виновным в том, что возглавляемый им ВВЦС являлся "нелегальным центром антисоветской организации церковников в союзном масштабе", задачами которой были "создание единого антисоветского фронта церковников на основе блока и на фашистской платформе всех существующих церковных течений (сергиевцев, обновленцев, иосифовцев, уфимских автокефалистов и независимых от этих течений)"» (Бовкало А. А., Васильева Н. Ю., Липаков Е. В. Виссарион (Зорнин (Зорин) Василий Павлович)).
Сведения предоставлены родственником Георгием Юрьевичем Квятковским.
Виссарион (Зорнин), епископ. «Мирная борьба с социализмом» В. К. Саблера // Волынские епархиальные ведомости. 1907. № 23, часть неофиц. С. 684–686
Виссарион (Зорнин), епископ. Богопознание и нравственная жизнь по учению Св. Писания и св. Отец. Богопознание по учению Св. Писания // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 6, часть неофиц. С. 275 ; № 7, С. 349 ; № 9, С. 505 ; № 16, С. 1031
Виссарион (Зорнин), епископ. Богопознание и нравственная жизнь по учению Св. Писания и св. Отцов // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 6, часть неофиц. С. 275 ; № 7. С. 349 ; № 9. С. 505 ; № 16. С. 1031
Виссарион (Зорнин), епископ. Владимир Сергеевич Соловьёв как защитник папства по сочинению «Россия и Вселенская церковь». Почаев, 1905
Виссарион (Зорнин), епископ. Вступительная речь, сказанная воспитанникам Самарской духовной семинарии на молебне перед началом учебных занятий 11 января 1910 года // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 3, часть неофиц. С. 85
Виссарион (Зорнин), епископ. Догматическое учение св. Симеона Новаго Богослова // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 19, часть неофиц. С. 624–628 ; № 20, часть неофиц. С. 659–665 ; № 21, часть неофиц. С. 687–693 ; № 22, часть неофиц. С. 719–724
Виссарион (Зорнин), епископ. Думы после войны. Почаев, 1905
Виссарион (Зорнин), епископ. Еврейское равноправие, русское государство и христианская любовь // Волынские епархиальные ведомости. 1907. № 25, часть неофиц. С. 747–751
Виссарион (Зорнин), епископ. К вопросу о реформе духовных семинарий // Волынские епархиальные ведомости. 1906. № 33, часть неофиц. С. 1111–1117
Виссарион (Зорнин), епископ. Мысли о Евангелиях, их исторической достоверности и всемирном значении // Волынские епархиальные ведомости. 1907. № 21, часть неофиц. С. 625–632
Виссарион (Зорнин), епископ. Мысль по поводу 49-й годовщины обнародования Высочайшего манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 5, часть неофиц. С. 219
Виссарион (Зорнин), епископ. Об истинных целях жизни. Почаев, 1906
Виссарион (Зорнин), епископ. Отец Михаил. Страничка из хроники последних лет. Рассказ // Волынские епархиальные ведомости. 1907. № 20, часть неофиц. С. 613–620
Виссарион (Зорнин), епископ. Пастыри церкви по изображению новейшей русской литературы пред судом христианского учения о пастырстве // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 5, часть неофиц. . С. 114–121 ; № 6, часть неофиц. С. 163–169 ; № 7, часть неофиц. С. 214–220
Виссарион (Зорнин), епископ. Пастырство и наличная действительность. Почаев, 1904
Виссарион (Зорнин), епископ. Почему Богопознание возможно только в церкви? // Волынские епархиальные ведомости. 1904. № 7, часть неофиц. С. 174–181 ; № 8, часть неофиц. С. 199–204 ; № 9/10, часть неофиц. С. 259–266 ; № 11, часть неофиц. С. 303–310
Виссарион (Зорнин), епископ. Проект реформы духовной школы. Почаев, 1906
Виссарион (Зорнин), епископ. Процесс религиозного познания. Почаев, 1907
Виссарион (Зорнин), епископ. Речь к окончившим курс семинарии // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 12, часть неофиц. С. 719
Виссарион (Зорнин), епископ. С церковной кафедры : (Слова и речи) / Архим. Виссарион. Самара, 1910
Виссарион (Зорнин), епископ. Слово в Великий Пяток // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 8, часть неофиц. С. 433
Виссарион (Зорнин), епископ. Слово в день Вознесения Господня // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 11, часть неофиц. С. 653
Виссарион (Зорнин), епископ. Слово в неделю Православия, сказанное в Самарском кафедральном соборе // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 7, часть неофиц. С. 343
Виссарион (Зорнин), епископ. Слово на Новый год // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 2, часть неофиц. С. 35
Виссарион (Зорнин), епископ. Современная русская изящная литература в ее отношении к учению о нравственной деятельности. Почаев, 1905
Виссарион (Зорнин), епископ. Христианский взгляд на театр. Почаев, 1905
Виссарион (Зорнин), епископ. Что делать? // Волынские епархиальные ведомости. 1905. № 9, часть неофиц. С. 271–278
Виссарион (Зорнин), епископ. Язычество как выражение утилитарных и чувственных стремлений человеческой природы. Почаев, 1905
Бутовский полигон, 1937–1938 : Кн. памяти жертв политических репрессий / Постоян. межведомств. комис. Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитир. жертв полит. репрессий : [в 8 вып.]. М., 1997–2004. Вып. 4. С. 85