Соколов Павел Иванович, священник

Противораскольнический миссионер

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.12.1884
рукоположен во диакона
12.10.1886
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
4.12.1879
псаломщик
не позднее 1883
4.12.1884
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Каинский округ, с. Устьянцевское, Успенская единоверческая церковь, псаломщик (исполняющий обязанности). В 1883 посвящен в стихарь
4.12.1884
12.10.1886
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Каинский округ, с. Устьянцевское, Успенская единоверческая церковь, диакон
12.10.1886
21.5.1901
Томская и Барнаульская епархия, Томская губ., Барнаульский уезд, с. Батуровское, Богоявленская единоверческая церковь, священник (определен на место 30.09.1886). С 20.11.1887 — заведующий Батуровской церковно-приходской школой. Окружной противораскольнический миссионер (волости Кулундинская, Касмалинская и Тальменская, приходы благочиний № 20 и № 35; с 1898 — благочиние № 35 по правую сторону р. Оби). С 08.04.1899 — член-миссионер миссионерского комитета благочиния № 35. С 1900 — духовник для причтов церквей 1-й половины благочиния № 35
Показать все

Другие сведения

В 1887 о. Павел открыл в с. Батуровском церковно-приходскую школу. 

Объезжая общирный Батуровский единоверческий приход (район 35-го, 20-го и 16-го благочиний), при всяком удобном случае проводил частные и публичные беседы с расколоучителями.

В 1893–1894 трудами о. Павла было обращено к Православной Церкви 14 человек, в 1894–1895 — 32 человека (в т.ч. состоящий на должности псаломщика у последователей австрийской иерархии И.Н. Прозоров и начетчик раскольников д. Бобровской К.П. Карпов), в 1897–1898 — более 70 человек. В миссионерскую поездку с 7 по 17 марта 1899 г. о. Павлом были присоединены из раскола к Святой Церкви через миропомазание 75 человек.

Выступая на первом епархиальном миссионерском съезде (1898, г. Томск), предложил следующий «метод миссионерского воздейтсвия на немощных совестию единоверцев»: «священник, во-первых, должен заслужить любовь своих прихожан и доверие, а этого легко достигнуть, если священник будет держать себя не как начальник, а как духовный отец и руководитель, будет отправлять богослужения чинно, не спешно, без опущения, по уставу, делать изустные нравоучения и наставления, как в храме так и вне храма <...> Далее, приступая к объяснению какого-либо недоразуменного вопроса в опровержение раскольнических предрассудков в среде единоверцев, необходимо выяснить его на основании свидетельств из старопечатных книг сначала грамотным представителям единоверцев одному или двум и постараться вкоренить в них известное убеждение, и тогда только приступать к объяснению его публично, чтобы грамотные единоверцы, которые уже ознакомлены с доказательствами, в случае недоверия простого народа сказанному священником, могли подтверждать справедливость его доказательств. <...> Вопросы для выяснения необходимо на первый раз избирать такие, на которые имеются более ясные и неоспоримые доказательства в старопечатных книгах, причем в выяснении их необходимо требуется становиться на точку зрения обрядового безразличия; о разностях Греко-Российской церкви и единоверии говорить как об обрядах, а не догматах, не настаивая на превосходстве одного обряда пред другим. На беседах публичных или в проповедях <...> [священник] должен говорить безотносительно о заблуждениях, но не о заблуждающихся лицах ...» (Обзор деятельности первого Епархиального Миссионерского съезда в г. Томске 10-27 августа 1898 года // Томские епархиальные ведомости. 1899. № 8, миссионер. отд. С. 12–13).

Стараниями о. Павла единоверцы Батуровского прихода более других подходили к типу «истинных» единоверцев: они не чуждались православных, допускали своему священнику служить у православных. По убеждению о. Павла некоторые из единоверцев, проживавшие далеко от с. Батуровского, переписались в православные приходы, уверенные в том, что православие и единоверие — одно.

Будучи хорошо знаком со старопечатными книгами, о. Павел составил обширную «Памятную книжку», наполненную в систематическом порядке выписками из этих книг. Данным трудом охотно пользовались и другие священнники.

27 марта 1900 резолюцией епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского) было утверждено журнальное постановление съезда духовенства благочиния № 35 о назначении о. Павлу «во внимание к трудам» ежегодного жалования в размере 80 руб. 

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию