Алимов Дмитрий Емельянович, бывший священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1885
1890
Астраханское духовное училище
окончил по 2-му разряду
1890
1896
Астраханская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.8.1896
рукоположен во диакона епископом Митрофаном (Невским) в Кафедральном Успенском соборе г. Астрахани
ок. 23.12.1897
рукоположен во священника
авг. 1932
снял с себя сан
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.8.1896
23.12.1897
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Черноярский уезд, с. Светлый Яр, Николаевская церковь, диакон (определен на данное место 06.06.1896)
ок. 23.12.1897
26.8.1905
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Черноярский уезд, с. Соленое Займище, Покровская церковь, священник (определен на данное место 23.12.1897). Законоучитель в Соленозаймищенских мужском и женском училищах (с 26.11.1898)
26.8.1905
24.5.1911
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, с. Быково, священник. Законоучитель в 1-м Быковском одноклассном училище (с 20.10.1905), в Быковском двухклассном училище (с 14.09.1906). Член ревизионно-наблюдательного комитета при Быковском церковно-свечном складе (с 14.11.1906). Окружной миссионер 3-го миссионерского участка 3-го округа (с 18.03.1910). Кандидат к члену благочиннического совета 3-го округа Царевского уезда (с 20.01.1911), член благочиннического совета 1-го округа Царевского уезда (с 21.04.1914)
24.5.1911
4.8.1917
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, с. Баскунчак, священник. Исполняющий должность благочинного (с 28.02.1916), благочинный (с 18.01.1917) 1-го округа Царевского уезда. Законоучитель в Верхне-Баскунчакском двухклассном училище (с 02.11.1911). Депутат на епархиальном съезде духовенства и церковных старост от 1-го округа Царевского уезда (21.06.1916). Заведующий и законоучитель в Баскунчакской смешанной церковно-приходской школе (в 1916–1917)
4.8.1917
7.8.1929
Астраханская и Царёвская епархия, Нижневолжский край, г. Астрахань, Покровская церковь, священник. Перемещен на данное место согласно прошению и избранию прихожан
Показать все

Награды

8.11.1899
архипастырское благословение епископа Астраханского и Енотаевского Сергия (Серафимова) «за труды и деятельное участие при постройке ограды своей церкви»
8.11.1889
благодарность епархиального начальства с выдачей грамоты
27.3.1902
право ношения набедренника
26.5.1902
архипастырское благословение епископа Астраханского и Енотаевского Георгия (Орлова) «за усердие при ведении религиозных чтений в с. Соленое Займище»
5.12.1903
архипастырское благословение епископа Астраханского и Енотаевского Георгия (Орлова) (вместе с другим священником церкви Федором Ястребовым) «как за усердие к храму Божию, так в особенности за их братские отношения между собою и к прихожанам и вообще за жизнь, которая служит назидательным уроком для прихожан и возбуждает в них любовь к своим пастырям»
23.3.1907
право ношения скуфьи
1.4.1913
благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты
14.5.1916
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

1924
привлекался за сокрытие церковного имущества. Амнистирован, проведя под следствием 6 дней
7.8.1929
арестован на съемной квартире
3.1.1930
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край на 3 года по обвинению в «антисоветской деятельности»
ок. янв. 1930 – ок. 1933
находился в ссылке в с. Усть-Цильма Автономной области Коми (Зырян) Северного края
6.12.1989
реабилитирован прокуратурой Астраханской обл.
Показать все

Другие сведения

Весной 1928 г. в Астрахань прибыл новоназначенный на Астраханскую кафедру архиепископ Филипп (Ставицкий), который, поддерживаемый местным духовенством, начал вести активную борьбу с обновленчеством. Последствия этой борьбы не заставили себя долго ждать.

«7 августа 1929 г. были арестованы протоиереи Василий Наследышев и Дмитрий Алимов. 12 сентября — протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский, а 26 сентября — архиепископ Филипп (Ставицкий). Власти назвали это дело — делом "поповской пятерки", обвинив всех священнослужителей в контрреволюционной агитации и создании контрреволюционной церковной организации. В обвинительном заключении было сказано, что "архиепископ Филипп, в миру Ставицкий В. С., священники: Наследышев В., Алимов Д., Покровский Е. и Стефановский Д., как в своих проповедях с амвона в разных церквах г. Астрахани, а также и в частных беседах с верующей массой, призывали таковую к организации воедино, с тем расчетом, чтобы в любой момент выступать единым фронтом, и дать отпор антихристам, которые призывают народ к безверию и отрицают Бога Христа...

По прибытии в г. Астрахань в марте месяце 1928 г. архиепископа Филиппа Ставицкого В. С., каковой тут же установил тесную связь со священниками Наследышевым, Алимовым, Покровским и Стефановским. Тесную связь указанная группа осуществляла путем сбора заседаний в квартире епископа, каковые проводила исключительно по вечерам. Но что таковая обсуждала, не выяснено... Вместе с этим, как Филипп Ставицкий, а также священники Наследышев, Алимов, Покровский и Стефановский при всяком удобном случае предсказывали темно-верующим массам о неизбежности войны и гибели Сов. власти и т.п..."

"По прибытии в Астрахань (архиепископа Филиппа)... с момента его приезда, он также вскоре завязал тесную связь со священниками тихоновского течения, как то: Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и Алимовым Дмитрием. Через указанную группу священников он проводил свое влияние, и внушал таковым о скором падении Сов. власти" (показание представителя обновленческого духовенства)…

Далее следует целый набор обвинений: "Приблизительно в конце апреля сего года я побывал в Афонской церкви, чтобы помолиться и узнать, как они готовятся к встрече Пасхи. Когда я еще прибыл в церковь, то оказалось, что народу было мало и, чтобы отдохнуть, я зашел в сторожку и встретился со священниками Алимовым и Стефановским. Они мне говорили, что в нынешнем году власть запрещает праздновать Пасху. Это, видно, потому, что частным лицам не разрешают привозить и продавать яйца на базарах, привозимые ими украшения для куличей раскидывают по базарной площади. Я спросил, а на каком базаре милиционеры раскидывали украшения? Алимов сказал, что он сам был на Б. Исадах (базаре) и видел; в очередях за хлебом там высказывают недовольство Сов. властью; где это было, чтобы рабочий сидел на 3/4 фунта; такого порядка нет ни в одной стране..."

"В мае месяце, приблизительно числа 17 или 19 сего года Алимов совместно со Стефановским и Покровским Евгением проводили [беседу] среди верующей массы, собравшейся возле сторожки Покровской церкви, которым говорили: Алимов указывал на тяжелое положение церкви от наложенных налогов, и власть через посредство этих налогов предполагает закрыть церкви. Но наша задача верующих должна заключаться в том, чтобы мы организовались также между собою, и на всякий случай дать отпор, когда посягнут на нашу Православную Церковь. Покровский поддерживал слова Алимова, также говорил, что мы должны от власти требовать о восстановлении духовенства в правах, и полного свободного доступа наших детей в школы для бесплатного обучения. После сказанных слов Стефановский только сказал, что вот православные должны хорошенько подумать над сказанными словами отцов Евгения и Дмитрия..."»

Судебный процесс над астраханскими священнослужителями и архиепископом Филиппом превратили в образцово-показательный суд над всей Православной Церковью. С этой целью была развернута широкая агитационная программа по дискредитации арестованных, чтобы таким образом вызвать ненависть как к подсудимым, так и ко всей Православной Церкви. «Особо постарались в этом деле местные активисты из союза воинствующих безбожников. Вот как они рапортовали о своей проделанной работе: "В связи с открытой контрреволюционной работой "поповской пятерки" во главе с архиепископом Филиппом, нами по линии предприятий, учреждений и школ проведена громадная массовая агитационно-воспитательная работа. Без преувеличения можно сказать, что в абсолютном большинстве школ, учреждений и предприятий проведены доклады и беседы, вынесены резолюции сурового наказания к "святым контрреволюционерам". Неистовые агитаторы доходили подчас в своих требованиях до абсурда, требуя, например, "усекновения главы" для подсудимых. Вакханалия продолжалась и на страницах местной печати, где обвиняемых обливали грязью, обвиняя чуть ли не во всех смертных грехах…

Видимо, местные власти с самого начала использовали арест архиерея и астраханских священнослужителей, чтобы путем насилия, запугав их, склонить в обновленчество. Но ни один из них не склонился на измену Православию, хотя это и гарантировало им свободу...

3 января 1930 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ слушало дело по обвинению граждан Ставицкого Виталия, Стефановского Дмитрия и других, и приговорило их к высылке через ПП ОГПУ в Севкрай сроком на три года… 1 марта 1930 г. состоялось… прощание с городом. Заключенных этапом вывели из тюрьмы (Белый Лебедь) и погнали через весь город к железнодорожному вокзалу. Осужденных архиерея и священнослужителей вышла провожать вся Православная Астрахань. Верующие уже ждали у тюрьмы, и толпой отправились за этапом. Чем ближе к вокзалу, тем больше становилось людей, а около вокзала была заполнена уже вся площадь. Конная милиция еле успевала отгонять плачущих и рвущихся к осужденным людей. Слышались крики: "Не подходи, будем стрелять!" Осужденных погружали в телячьи вагоны и отправили на север… Поезд умчал несчастных заключенных в северные таежные края, в Усть-Цыльму, один из районных центров Коми АССР. Отсюда ссыльных распределили по окрестным селам и весям…» (Иосиф (Марьян), игумен. Жизнеописание протоиерея Дмитрия Стефановского).

Вот то немногое, что нам известно о Дмитрии Алимове. Сообщение о снятии сана поступило от жены Дмитрия Алимова в августе 1932 г. С ее слов, Дмитрий во время отбытия наказания снял с себя сан священника и более не служил, и служить не собирался (Клушин А. А., Будков И. О. Забытые судьбы. С. 68).  

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию