жена
—
Конюхова (Лосева) Елизавета Алексеевна (род. 01.11.1877 в Климентовском погосте Спасского уезда Рязанской губ.). Дочь псаломщика. Окончила Рязанское епархиальное женское училище
дочь
—
Конюхова Ольга Павловна (род. 02.07.1895). Обучалась в Пермской Мариинской женской гимназии
сын
—
Конюхов Валентин Павлович (08.05.1899–07.09.1899). Умер от воспаления мозга. Погребен в ограде Свято-Троицкой церкви с. Мотовилихи
дочь
—
Конюхова Алевтина Павловна (род. 05.05.1902)
дочь
—
Конюхова Зинаида Павловна (род. 10.10.1904). Обучалась в Пермской Мариинской женской гимназии. В 1924 вышла замуж и эмигрировала в Австралию
Пермская и Соликамская епархия,
Пермская губ.,
Пермский уезд,
Мотовилихинский завод, Свято-Троицкая церковь, протоиерей (до 18.09.1894 — псаломщик на вакансии 2-го псаломщика. С 18.09.1894 — священник на вакансии 2-го псаломщика. С 17.03.1895 — священник на дьяконской вакансии. С 11.04.1896 — 3-й священник. С января 1901 — 2-й священник. С 24.09.1913 — 1-й священник. С 06.10.1914 — 2-й священник. С 05.04.1915 — 1-й священник. С 24.06.1918 — протоиерей). С 24.09.1913 по 06.09.1914 и с 05.04.1915 по 29.06.1919 — настоятель. Законоучитель Висимской одноклассной церковно-приходской школы (с 19.11.1893 по октябрь 1894). Учитель (с 21.12.1893), старший учитель (с июня 1894 по октябрь 1894), законоучитель (с октября 1894 по 1896) Мотовилихинской второклассной мужской церковно-приходской учительской школы. Заведующий и законоучитель Мотовилихинской второклассной женской церковно-приходской школы (с 10.09.1896 по 25.08.1915 и с 01.01.1917). Заведующий Запрудской школой грамоты (с 1897). Участник особого совещания в Петрограде в училищном совете при Святейшем Синоде по вопросам касающимся второклассных школ (06.02.1908–15.02.1908). Председатель Мотовилихинского общества сестричества (в ноябре 1914). Законоучитель Мотовилихинского земского женского училища (с сентября 1915 по 01.01.1917). Член благочиннического совета и кандидат в депутаты на епархиальном съезде (в декабре 1918). Законоучитель, товарищ председателя совета и заведующий хоз. части Мотовилихинской учительской семинарии (с января 1919 по июнь 1919). Товарищ председателя районного училищного совета (с января 1919 по июнь 1919)
сент. 1919
окт. 1919
Забайкальская и Нерчинская епархия,
г. Чита,
Александро-Невский кафедральный собор, протоиерей (временно замещающий должность священника). Законоучитель Читинского высшего начального училища (с сентября 1919)
окт. 1919
1.3.1920
Забайкальская и Нерчинская епархия,
Забайкальская обл.,
г. Мысовск, Платоно-Николаевская церковь, протоиерей. Разъездной санитарный священник в поезда по линии Забайкальской железной дороги с причислением сверх штата к указанной церкви
Протоиерей Павел Конюхов вырос в потомственной семье священников, он стал последним настоятелем Мотовилихинского Свято-Троицкого собора (храма, в котором служили его отец и дед). Большую часть жизни, почти 43 года, он прослужил в этом месте. У каждого священнослужителя, как и у любого человека есть свои склонности и таланты. Кто-то имеет талант проповедника, кто-то хорошо разбирается в социальной работе, кто-то — в богословии. Отец Павел был прекрасным педагогом. Всю свою душу, силы и знания он вложил в Мотовилихинскую второклассную женскую школу. С самого открытия (в 1896 г.) на тот момент еще совсем молодой священник состоял ее заведующим и законоучителем. Окружающие замечали, как у его подопечных «параллельно с расширением умственного кругозора возвышался и их нравственный уровень. Вышедшие из грубой заводской среды, воспитанницы этой школы через год уже становились послушными, вежливыми, общительными, ласковыми и услужливыми одна другой».
Наиболее показательными будут слова сказанные на чествовании протоиерея Павла Конюхова, в тот день, когда он вынужден был оставить заведование школой. Мы приведем лишь отрывки из многочисленных речей, обращенных к отцу Павлу в тот день. Вот выдержки из поздравительного адреса его коллег: «Мы так привыкли видеть Вас во главе этой школы, что и доселе называем ее школою "о. Павла". Вы были душою ее... Вы вложили всю свою кипучую натуру, все силы, все здоровье свое. Не за страх Вы трудились, Вы трудились за совесть и не напрасен был этот упорный, для других, может быть, непосильный труд. Сколько детей прошло чрез Вашу школу! Сколько из них узнали истинно-христианский свет знания. Сколько, наконец, благодаря Вам, стало в ряды самоотверженных работников новых тружениц на ниве народной. Можем ли мы забыть все это? Можем ли не высказать Вам в настоящее время: наших чувств великой любви и беспредельного уважения, питаемых к Вам? Мы не в силах молчать потому, что школа "о. Павла" - это слава нашего завода, это гордость наша».
Священник Василий Морозов вспомнинал, «что в бытность его наблюдателем церковно-приходских школ, при ревизии последних, ему не раз приходилось слышать от тружениц школ, что они, живя в глухих деревнях, вдали от родных, в зимние долгие вечера, когда вьюга бушует, единственным утешением для себя находили: это — вспоминать о прожитых днях в школе «о. Павла» и о любимом отце Павле».
Наглядным подтверждением глубокой любви к протоиерею Павлу Конюхову служат слова одной из его учениц: «Когда бы мы ни приходили к Вам со своей нуждой и горем — всегда встречали ласковое слово и горячее сочувствие от Вас, и ни одна не уходила от Вас без доброго совета. Наше горе и радость были и Вашими. Любящим отцом Вы были для нас, добрый наш пастырь о. Павел».
Но Господь сподобил отца Павла потрудиться не только на ниве просвещения молодежи, Он уготовал для него и другой путь. Путь, через который священник своим собственным примером явил бы доказательство бытия Бога, истинности Христова учения, бессмертия души. Мученический путь есть подобие голгофских страданий Самого Христа, он, как сопричастие Христовой Жертве и славе Его Воскресения, есть самая действенная из возможных проповедей Евангелия. И именно эту проповедь произнес своей жизнью протоиерей Павел Конюхов.
1918 год стал той точкой отчета, с которой гонения на Церковь приобрели массовый характер. В обществе, которое намеревались построить большевики, не было места для религии, а сама Церковь являлась лишь неизбежным припятствием, сопутствующим первым этапам устроения новой жизни. Аресты священнослужителей постепенно становились повсеместным явлением. Так, в ночь с 16 на 17 июня 1918 г. был арестован архиепископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский) и все, кто с ним в момент ареста находился. «В покои Владыки ворвался отряд красноармейцев. [Архиепископ] Андроник бодрствовал, около него было два священника, в том числе настоятель Мотовилихинской Свято-Троицкой церкви протоиерей Павел Васильевич Конюхов… Всем арестованным в ЧК был сделан допрос, после которого они были освобождены после выдачи подписки, что никогда не будут вести агитацию против советской власти». Спустя несколько ночей допросов Владыка Андроник подвергся бесчеловечной казни: его заживо закопали в землю.
Убийство архиепископа развязало руки пермским чекистам, и они приступили к необузданному террору по отношению к духовенству. Не в состоянии обеспечить нормальную жизнь населения города (наладить продовольственное снабжение, организовать работу жизненно важных городских служб), пермские большевики скатились до применения бессудных арестов и политических репрессий задолго до «Постановления о красном терроре» 5 сентября 1918 г. Летом 1919 г. Красная армия развернула боевые действия на пермском направлении. В начале лета 1919 г. большая часть Мотовилихинского духовенства была вынуждена оставить свои приходы. 29 июня 1919 г. протоиерей Павел Конюхов оставляет Пермскую губернию и эвакуируется в Читу.
В 1923 г. отец Павел подвергся очередному аресту. В этот раз он был задержан за «агитацию против большевиков» и «рассказы о "зверствах" красных войск». Спустя непродолжительное время последовало заключение в Читинскую тюрьму. Но Господь берег Своего верного служителя для будущих подвигов, и спустя непродолжительное время его освобождают по амнистии.
Летом 1935 г. в ОГПУ начали операцию «Собор» которая включала в себя арест священнослужителей и закрытие Мотовилихинского Свято-Троицкого собора. В этот раз поводом для задержания священников послужила информация о поминовении во время службы убиенной Царской семьи. В конце сентября по обвинению «в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности» был арестован отец Павел. Этот арест стал для него последним.
Приведем небольшую выдержку из обвинительного постановления: «Обвиняемый Конюхов, происходящий из семьи служителя религиозного культа, лишенный прав голоса, неоднократно арестовывался ВЧК и ОГПУ, в молотовской церкви служил настоятелем, совместно с обвиняемым Покровским по его заданию и собственной инициативе с контрреволюционной целью производил организованную денежную помощь репрессированным Советской властью за контрреволюционную деятельность духовенству, вовлекая в это и весь свой причт, церковный совет Троицкой церкви. На протяжении длительного периода времени Конюхов совместно с другим духовенством находящимся в его подчинении производили контрреволюционную монархическую агитацию, выразившуюся в поминовении бывшего царского дома Романовых и, в особенности, о расстрелянном Советской властью Николае II-м и его членах семьи. Кроме того, среди верующих вел систематическую контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию решений партии и правительства» (Бояршинов В. Г. Летопись православных храмов Мотовилихи. С. 93, 189, 190, 191, 262, 265, 271, 288, 305, 306, 308).
Отец Павел был осужден на 10 лет лишения свободы с заключением в исправительно-трудовой лагерь. Первоночально он отбывал наказание в г. Первоуральске (около Екатеринбурга), но затем был отправлен на лесоповал в Сибирь. Там, среди бесконечных лесов и безымянных таежных рек, он сподобился мученической кончины. Впоминая через отца Павла о всех мучениках ради Христа погибших, нам не стоит забывать, что каждый из них, подобно упавшему в землю горчичному зерну, становится семенем Христианства, своею смертию принося обильную жатву. По примеру, который указал нам сам Сын Божий, мы можем видеть, что именно мученический подвиг является незыблемым основанием для Церкви, тем камнем, который становится «главою угла» (Пс. 117, 22).
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия : жизнеописания и материалы к ним / Иеромонах Дамаскин (Орловский). Кн. 2. Тверь, 1996. С. 180–181, 186–187
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия : жизнеописания и материалы к ним / Иеромонах Дамаскин (Орловский). Кн. 7. Тверь, 2002. С. 423