Благовидов Алексей Иванович, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1849
Симбирская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

18.12.1848
рукоположен во священника
между 3 и 9 апр. 1899
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
3.3.1849
8.7.1851
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Сызранский уезд, с. Поникий Ключ, священник.
В источнике название села: «Поникий Белый Ключ». Но такого села в Сызранском уезде не существовало (были два разных села: Поникий Ключ и Белый Ключ), то есть в источнике допущена какая-то ошибка
4.8.1872
осень 1897
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Симбирский уезд, слобода Канава, Казанская церковь, священник. Член Православного миссионерского общества, законоучитель народного училища, двух школ. С 1884 — депутат на общеепархиальных и окружных училищных съездах
осень 1897
25.1.1901
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, Богоявленская церковь, священник. 25.01.1901 уволен за штат согласно прошению
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
март 1886
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
20.4.1878
право ношения камилавки
архипастырская благодарность, за «усердное исполнение законоучительских обязанностей»
благодарность попечителя Казанского учебного округа
14.5.1896
орден св. Анны 3-й степени
9.3.1899
орден св. Владимира 4-й степени, «за 50-летнюю службу»
Показать все

Другие сведения

Алексей Иванович Благовидов родился в бедной семье и еще не окончил Симбирскую духовную семинарию, когда скончался его отец, диакон. И, совсем юный, он взял на себя попечение о троих младших братьях и сестре.

«Еще не узнав хорошенько, что такое жизнь, о. Алексий промыслом Божиим призывается к служению на пользу сирот. Верный этому призванию, он без ропота, со смирением и кротостью, достойными удивления, во всю свою последующую жизнь отдается этому служению до самоотвержения» (Священник Алексей Иванович Благовидов. С. 131).

Через год после женитьбы отца Алексия и его рукоположения в сан священника умирает его тесть, и он принимает в свою семью оставшихся после него сирот — сына и двух дочерей. И уже под старость, после смерти дочери Марии, а затем и ее супруга, заменяет отца и мать пятерым осиротевшим внукам.

Обеспечение детей всем необходимым, их устройство в жизни стоили отцу Алексию немалых усилий. Нередко приходилось брать долги, которые выплачивались долгими годами и ценой многих лишений. Но для всех сирот он неизменно оставался заботливым отцом и окружал детей искренней любовью, отдавал им всего себя, несмотря на материальные трудности.

Старший сын Иван, ставший врачом, словами благодарности вспоминал детские годы: «Помнится мне то время, когда мамаша имела только два платьица — одно праздничное для церкви, а другое для работ по хозяйству. Знаю я и то, что было время, когда вы пили чай только по воскресеньям, в остальные же дни чаепитие считалось большой роскошью. Одного не сохранила мне память — это жалоб на свою судьбу, на тяжелую жизнь: ни вы, ни мамаша никогда не высказывали ничего подобного; я видел вас обоих счастливыми и только впоследствии понял причину этого счастья: взаимная сильная любовь и крепкая вера в Промысл давали вам силу переносить с легким сердцем все житейские невзгоды».

Когда сыновья выросли, Алексей Иванович взял к себе в дом девушек-сирот. Они обрели в нем второго отца и до конца жизни платили ему дочерней любовью и глубокой, искренней благодарностью.

Нелегким испытанием, выпавшим на долю священника, стала ранняя кончина жены. «Мамаши не стало в три дня. Помню я это тяжелое время — вспоминает сын Иван. — Вы не плакали... Вы ходили, как автомат... Да, слез, которые облегчают душу, было недостаточно для выражения горя... Мы боялись за ваши умственные способности...» Перенести этот тяжелый удар, помогли «непоколебимая вера и глубокое смирение, выражавшееся часто в словах: "так было угодно Господу Богу"» (Там же. С. 139).

Пережив утрату, отец Алексий продолжал воспитание и обучение детей, и свое пастырское служение. И за долгие годы этого тихого и смиренного служения он стал для своих детей, учеников и паствы образцом щедрости и милосердия. 

Восемнадцатого декабря 1898 г., в пятидесятилетний юбилей служения протоиерея Алексия в священном сане, настоятель Вознесенского собора протоиерей Л. С. Марсальский от лица городского духовенства назвал его беспорочное служение «выдающимся подвигом».

В тот день городское духовенство с благословения епископа почтило отца Алексия, как одного из старейших священнослужителей г. Симбирска, преподнесением иконы Христа Спасителя в серебряной позолоченной ризе и служением молебна. 

Празднование проходило с небывалой торжественностью, и едва ли не впервые за много лет в нем принимал участие и сам Преосвященный. Епископ Никандр (Молчанов) в теплых и задушевных словах поздравил юбиляра. Сказал, что «в долгоденствии и долголетнем служении на многотрудном поприще пастырства, несомненно проявилась к юбиляру особая милость Божия» (Там же. С. 137).

На этом празднестве юбиляра почтили поднесением икон прихожане Богоявленской церкви г. Симбирска, которые и за непродолжительное время служения успели полюбить протоиерея Алексия, и прихожане слободы Канавы, где он прослужил двадцать пять лет, оставив по себе самую добрую память.

Священник Иоанн Никольский, описавший это событие в Симбирских епархиальных ведомостях, особо отметил трепетные отношения священника со своей паствой: «Отец Алексий во всю свою жизнь и по настоящее время отличался и отличается строгим исполнением долга: по первому требованию спешит в дома прихожан для требоисправления, никогда не давая повода, несмотря на преклонные лета, к ропоту или неудовольствию с их стороны. Везде, где служил о. Алексий, добрые качества его характера и теплое участие в горе и радости паствы, привлекали к нему прихожан, и расставанье их с ним было поистине расставаньем детей с отцом. Укреплению нравственной связи его с паствою много служила его всегдашняя готовность помочь не только советом и словом утешения, но и материально. Для примера достаточно указать на 1892 год, когда о. Алексий из имевшихся у него запасов хлеба давал всякому нуждавшемуся из его прихожан. Отец Алексий пережил не одну холеру. Но особенно много потрудился он в последнюю холеру; непосильные труды по исполнению пастырского долга, необходимость постоянно быть на страже своих обязанностей в это тревожное время и почти ежедневное совершение богослужения сделали в совокупности то, что отец Алексий едва сам не стал жертвой этой ужасной болезни; однако Господь сохранил его, и он остался жив» (Там же. С. 133–134).

Свое служение Церкви Божией отец Алексий нес с кротостью и смирением.  Для всех своих многочисленных чад и учеников он был пастырем добрым и во всем служил им примером.

При составлении статьи использовались сведения, предоставленные родственницей Натальей Георгиевной Благовидовой.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию