Иоаким (Благовидов Яков Алексеевич), архиепископ

Родственники

  • отец  —  Благовидов Алексей Иванович, протоиерей
  • мать  —  Благовидова Елизавета Яковлевна (род. не позднее 1835, ум. ранее 1882)
  • тесть  —  Пламеневский Федор, священник
  • жена  —  Благовидова (Пламеневская) Мария Федоровна (9.12.1863–8.11.1920)
  • сын  —  Благовидов Яков Яковлевич (1.12.1886–18.06.1948), врач
  • сын  —  Благовидов Алексей Яковлевич
  • сын  —  Благовидов Константин Яковлевич , врач
  • сын  —  Благовидов Николай Яковлевич
  • сын  —  Благовидов Павел Яковлевич , врач
  • сын  —  Благовидов Федор Яковлевич (1895–1947)
  • дочь  —  Благовидова Людмила Яковлевна
  • дочь  —  Смирнова (Благовидова) Мария Яковлевна . Муж — Александр Андрианович Смирнов, врач
  • дочь  —  Благовидова София Яковлевна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1876
Симбирское духовное училище
1876
1882
Симбирская духовная семинария
1882
1886
Казанская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «О жертвах в Ветхозаветной Церкви»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

7.10.1884
рукоположен во диакона епископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым-Писаревым)
14.10.1884
рукоположен во священника епископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым-Писаревым)
30.5.1904
возведен в сан протоиерея епископом Симбирским и Сызранским Гурием (Буртасовским)
между нояб. 1920 и июнем 1921
пострижен в монашество с именем Иоаким
27.6.1921
хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии
1928
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.10.1884
1.8.1886
Казанская и Свияжская епархия, г. Казань, Михаило-Архангельская церковь при Казанской духовной академии, священник
1.8.1886
нояб. 1886
Вятская губ., г. Елабуга, Елабужское реальное училище, священник, законоучитель
нояб. 1886
1.4.1894
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., г. Елабуга, Николаевская церковь, священник. Законоучитель Елабужского реального училища. С 12.1888 — член уездного Елабужского отделения епархиального училищного совета, с 03.1889 — член правления (от духовенства) Елабужского духовного училища. В 1889 — депутат Вятского епархиального съезда духовенства, 08.1889, 09.1890 — член правления от духовенства заседания депутатов Елабужского окружно-училищного съезда. В 1891 — член православного миссионерского общества по Вятскому комитету. Член отделения Вознесенского братства
1.4.1894
не позднее 1.8.1894
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., г. Елабуга, церковь при Елабужской женской прогимназии, священник (настоятель), законоучитель Елабужской женской прогимназии
1.8.1894
кон. 1917
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, домовая церковь Сергия Радонежского при Симбирской классической гимназии, протоиерей (до 30.05.1904 — священник), законоучитель (с 1911 — 1-я мужская гимназия). С 1896 — депутат на общеепархиальных и окружно-училищных съездах духовенства. Председатель комитета эмеритальной кассы. С 1896 — председатель строительного комитета по благоустройству епархиального общежития при семинарии. В 1900 — председатель-член отделения экзаменационной комиссии при Абрамовской второклассной и образцовой школах, в 1902 — при Конно-Подгорной Слободской, в 1906 — при Владимирской и Шиловской, в 1907 — при Мостовской. В 1900 — депутат общеепархиального съезда духовенства в г. Симбирске, с 29.05.1902 — депутат на общеепархиальных и окружных училищных съездах. В 1904 — член совета и член ревизионной комиссии православного Кирилло-Мефодиевского братства при церкви Симбирского духовного училища. С 1911 — член Симбирского общества вспомоществования недостаточным воспитанницам Симбирского 1-го епархиального женского училища. С 1911 — депутат от духовенства городской думы. С 1913 — председатель правления братства о.о. законоучителей средних учебных заведений и высших начальных училищ Симбирской епархии
1918
не ранее 1920
Симбирская и Сызранская епархия, г. Симбирск, Воскресенская-Германовская церковь, протоиерей, настоятель (до 1920 — второй священник)
нач. 1927
янв. 1928
Ульяновская епархия, Алатырское викариатство, епископ. С 2.05.1927— временно управляющий Ульяновской епархией с сохранением титула епископа Алатырского
янв. 1928
18.10.1930
Показать все

Награды

не позднее 1892
право ношения набедренника
не позднее 1892
право ношения скуфьи
14.5.1896
право ношения камилавки, «за заслуги по гражданскому ведомству»
1896
медаль «В память царствования Императора Александра III»
1900
право ношения наперсного креста
6.5.1908
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1914
орден св. Владимира 4-й степени
22.5.1916
право ношения палицы
Показать все

Преследования

март 1923 или февр. 1923
арестован, «за контрреволюционную пропаганду»
не ранее марта 1923
осужден на 3 года заключения в концлагерь
не ранее марта 1923 – кон. 1926
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН)
Показать все

Другие сведения

Младший сын протоиерея г. Симбирска Алексея Ивановича Благовидова. По семейному преданию, «Иакову еще в самом детстве было суждено стать священнослужителем — отец семейства рассказывал, что ему было видение, что его старшему сыну нужно стать лекарем, и лишь только младшему — необходимо стать священником.

Старший брат владыки Иоакима действительно стал впоследствии хорошим медиком, и, подобно брату, в годы революции отдал всего себя помощи нуждающимся. Он умер в 1935 году почтенным стариком, избежав репрессий со стороны новой власти» (Архиепископ Иоаким (Благовидов): один против всех ...).

Иаков, окончив Симбирское духовное училище и Симбирскую духовную семинарию, поступил в 1882 г. на казенный счет в Казанскую духовную академию, обучался на богословском отделении. В 1883 г. «в силу исключительных обстоятельств» ему было разрешено вступить в брак с дочерью умершего священника, однако продолжать учебу пришлось уже на собственные средства.

С 1894 по 1918 гг. отец Иаков успешно преподавал Закон Божий и был настоятелем храма при Симбирской мужской классической гимназии. «Имея около 30 еженедельных уроков в разных учебных заведениях, главным образом в гимназии, состоит председателем комитета эмеритальной кассы и кассы взаимопомощи, а также членом и председателем целой массы епархиальных комиссий: подготовительной, ревизионной по свечному заводу, членом правления духовного училища. В гимназии, где он законоучительствует, он же руководит Сергиевским братством, ведущим всегда усиленную работу. Когда человек этот отдыхает?»  — вопрошал священник Иоанна Анастасьева — член подготовительной к епархиальному съезду комиссии на страницах Симбирских епархиальных ведомостей в 1908 г. (Симбирские епархиальные ведомости. 1908. № 7, отд. неофиц. С. 212)

Помимо прочего, отец Иаков покровительствовал местным ремесленникам, курировал открытие в г. Симбирске ремесленной столярной иконостасной школы. С 1911 г. представлял интересы Симбирского духовенства в городской думе.

Его заслуги и активная деятельность были неоднократно отмечены наградами от епархиального начальства.

В 1912 г. при решении вопроса об эмеритальной кассе состоялось подношение, «от лица всего епархиального духовенства, приобретенного, по подписке, на его личные средства, золотого наперсного креста маститому председателю Комитета эмеритальной и взаимопомощной кассы, о. протоиерею И. А. Благовидову, на трудолюбивых руках которого это благодетельное учреждение выношено и выросло» (Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 13, отд. неоф. С. 472).

После свершившегося в 1917 г. государственного переворота привычный уклад жизни существенно изменился.

Не осталось в стороне от общественного круговорота и духовенство. Выступая на собрании Симбирского городского духовенства отец Иаков, обращаясь к духовенству, говорил, что: «не вдаваясь резко в политику, поддерживать новый строй необходимо с церковной кафедры на основании Слова Божия, а равно в частных беседах не следует уклоняться от разъяснений своим прихожанам злободневных вопросов, освещая их в духе, благоприятном новому строю. Выступать же на митинговых собраниях признано нежелательным»(Иоаким (Благовидов), арихиепископ. Собрания Симбирского городского духовенства).

В конце 1917 г. он потерял работу в гимназии. В 1919 г. он получил место второго священника в Воскресено-Германовском храме.

Вскоре после смерти жены в 1920 г. отец Иаков принял монашеский постриг. 27.6.1921 хиротонисан во епископа Алатырского. Стал викарием Симбирской епархии при правящем архиерее священномученике Александре (Трапицыне).

«После того как в январе 1923 г. было обнародовано заявление еп. Александра и епархиального управления о подчинении обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ), Иоаким выступил с заявлением о непризнании ВЦУ и прервал общение с епархиальными властями. Возглавил т. н. Алатырскую автокефалию; заявлял, что признает духовным главой только Патриарха св. Тихона. В марте того же года был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий ИТЛ. В июле 1926 г., находясь в лагере, принял участие в составлении "Памятной записки соловецких епископов"» (Иоаким (Благовидов Яков Алексеевич) ...).

Вернувшись из заключения в начале 1927 г., назначен епископом Алатырским, вторым викарием епископа Виссариона (Зорнина) (вместе с Сызранским епископом Авраамием (Чурилиным).

Обновленческое Чувашское епархиальное управление (Алатырь административно вошел в состав Чувашии) обратилось в НКВД Чувашской АССР с просьбой «в целях умиротворения чувашского народа в церковной жизни и отвлечения его от тихоновщины» не регистрировать религиозные общины, подчинявшиеся епископу Иоакиму. В марте 1927 г. он принял участие в епархиальном съезде в с. Карсун. Примкнувший к григорианскому расколу Ульяновский епископ Виссарион (Зорнин) убедил большинство собравшихся на епархиальном съезде в каноничности григорианского Временного Высшего церковного совета (ВВЦС) и добился своего избрания «архиепископом». Иоаким отказался признать ВВЦС и вышел из подчинения епископу Виссариону. Самостоятельно управлял приходами на территории Алатырского, Ардатовского и части Карсунского уездов (Там же). 

16 октября 1927 г. благочинническое собрание 9 григорианских приходов г. Ульяновска приняло решение о переходе под омофор владыки Иоакима. В январе 1928 г. он был назначен митрополитом Сергием правящим архиереем Ульяновской епархии. Прибыл в Ульяновск и получил от властей официальную регистрацию. Был возведен в сан архиепископа.

Скончался 18 октября 1930 г. в Ульяновске, в своей квартире на Красноармейской. В ходе панихиды гроб три километра несли на руках к месту погребения на старом кладбище.

Информация предоставлена Натальей Георгиевной Благовидовой.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию