Верномудров Федор Федорович, протоиерей

Родственники

  • жена  —  Верномудрова (Успенская) Елизавета Михайловна (род. 01.09.1868, ум. в 1937 в г. Иркутске)
  • тесть  —  Успенский Михаил Алексеевич, протоиерей
  • сын  —  Верномудров Иннокентий Федорович (род. в 1896). Окончил Иркутское духовное училище (1910), обучался в Иркутской духовной семинарии (1910–1916). В 1935–1937 значится в списках эмигрантов в Маньчжурской империи (возможно проживал в Харбине)
  • сын  —  Верномудров Святослав Федорович (род. 21.01.1898 в г. Иркутске, расстрелян 11.02.1938 в г. Иркутске). Окончил Иркутское духовное училище (1912). Учился в Иркутской духовной семинарии (1912–1916), Казанском университете (не окончил), Иркутском военном училище (в 1917). Прапорщик 10-го Сибирского запасного стрелкового полка. Служил в белых войсках Восточного фронта (с 11.07.1918), адъютант батальона и полка. На 09.04.1919 находился в составе 10-го Байкальского Сибирского стрелкового полка. Затем поручик в Дальневосточной армии. С 28.07.1920 в составе Читинского офицерского инструкторского батальона. Служил штабс-капитаном. Взят в плен в г. Иркутске. После работал главным бухгалтером в Якутглавснабсбыте. Жена: Генриетта Францевна Верномудрова (род. ок. 1898), сын: Василий (род. ок. 1918)
  • дочь  —  Макеева (Верномудрова) Вера Федоровна (род. 01.11.1899). В 1919 г. уехала с семьей в Китай. Жила в Маньчжурии, Харбине, Хайларе
  • сын  —  Верномудров Николай Федорович (род. 27.04.1902 в г. Иркутске). Служил в белых войсках Восточного фронта. На 07.11.1919 — егерь 2-й роты Иркутской военно-инструкторской школы. Впоследствии работал воспитателем в Иркутском детском доме. Арестован 14.12.1931, осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года исправительно-трудовых работ (ИТЛ). Скончался в лагере. Реабилитирован
  • сын  —  Верномудров Владимир Федорович (род. 24.05.1904 в г. Иркутске, расстрелян 14.02.1938 в г. Иркутске). Служащий в Иркутском Горкомхозе
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
июнь 1885
Иркутская духовная семинария
окончил со званием студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

11.8.1885
рукоположен во священника архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (Благонравовым)
6.5.1907
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
11.8.1885
авг. 1901
Иркутская и Верхоленская епархия, г. Иркутск, Входо-Иерусалимская кладбищенская церковь, священник. Законоучитель ряда учебных заведений (1885–1895). Депутат ХХII Иркутского училищного съезда и член ревизионного комитета съезда по обревизовании училищного отчета (22.06.1890). Член (1890–1896, 1899) и казначей (1895–1896) Иркутского отделения епархиального училищного совета. Член комиссии по выработке устава библиотеки учреждающегося Иркутского Иннокентиевского церковного братства при Иркутском кафедральном соборе (с 17.12.1899). Член правления Иркутского духовного училища (с августа 1900)
авг. 1901
1913
Иркутская и Верхоленская епархия, г. Иркутск, Богоявленский собор, протоиерей, до 06.05.1907 — священник. Ключарь. Гласный Иркутской городской Думы (с 14.03.1902 по 1906). Товарищ председателя совета (1903), председатель совета (1904—19.01.1907), член (19.01.1907–1911), член совета (1911–1912) Иркутского Иннокентиевского церковного братства при Иркутском кафедральном соборе. Действительный член Братства вспомоществования при Иркутской духовной семинарии (с 17.11.1902). Член комиссии по выработке программы празднования 100-летия открытия мощей святителя Иннокентия (09.02.1905). Член правления Иркутского духовного училища (по 1906). Член Иркутского миссионерского съезда (в 1910). Законоучитель Иркутского промышленного училища (в 1911). Член комиссии по удостоверению действительности чудотворений по молитвам святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского (в 1912). Член Церковно-исторического и археологического общества при Иркутской духовной семинарии (в 1913)
1913
1916
Иркутская и Верхоленская епархия, г. Иркутск, домовая церковь св. Василия Великого при Иркутском промышленном училище, протоиерей, настоятель. Член (1913–1916) и председатель (январь 1916) Братства взаимного вспоможения духовенства Иркутской епархии. Член совета Иркутского братства Святителя Иннокентия (1913–1916) и председатель отдела трезвости при братстве (26.09.1914–1915). Председатель совета пастырских собраний (1915). Законоучитель Иркутского горного училища (1915–1916)
1916
17.2.1925
Иркутская и Верхоленская епархия, г. Иркутск, Воскресенская (Тихвинская) церковь, протоиерей, настоятель. Законоучитель Иркутского промышленного училища (1916). Член от духовенства совета Иркутской духовной семинарии (1916). Гласный Иркутской городской Думы (с 15.10.1915 по 1917). В 1920-х — благочинный г. Иркутска
1933
28.10.1937
Иркутская и Верхоленская епархия, г. Иркутск, Преображенская церковь, протоиерей. Cогласно источнику: Крючкова Т. А., Лыхин Ю. П. «Я до последних дней внушал любовь к Отечеству...». С. 34 — в начале 1930-х некоторое время служил во Владимирской церкви г. Иркутска
Показать все

Награды

1987
право ношения набедренника
21.3.1893
право ношения скуфьи, награжден епископом Иркутским и Нерчинским Тихоном (Троицким-Донебиным) «за отлично-усердную и полезную службу и доброе поведение, соединенное с благочестивою жизнью»
март 1896
право ношения камилавки
1896
медаль «В память царствования Императора Александра III»
1902
право ношения наперсного креста
1906
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1911
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1915
орден св. Владимира 4-й степени, награжден «за службу по гражданскому ведомству»
1915
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
22.9.1924
право служения в митре
Показать все

Преследования

13.4.1920
арестован революционным трибуналом и губернской ЧК за то, что в Иркутском Богоявленском соборе произнес «слово о современном христианском настроении иркутян»
1920
приговорен к высшей мере наказания (расстрелу) революционным трибуналом и губернской ЧК с формулировкой: «за участие в белогвардейском восстании». По амнистии приговор заменен на 10 лет концлагерей
с 1920
находился в заключении, освобожден досрочно через 8 или 9 месяцев
1921
осужден на заключение в концлагерь на 6 месяцев по обвинению в «антисоветской агитации»
с 1921
находился в заключении в концлагере в течение 6 месяцев
1922
осужден на 1 год тюремного заключения по обвинению в «антисоветской агитации»
15.7.1923
арестован в Иркутске по обвинению в «контрреволюционной деятельности, выразившейся в распространении религиозных листовок в поддержку Патриарха Тихона с целью свержения рабоче-крестьянской власти...» по ст. 72 УК РСФСР
15.7.192311.10.1923
находился в заключении
17.2.1925
арестован в Иркутске по обвинению в организации «ряда нелегальных собраний» и членстве в «нелегальном епархиальном церковном совете»
17.2.19251926
находился в заключении в домзаке (доме заключения) г. Иркутска
13.11.1925
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь, по обвинению в антисоветской агитации по ст. 61, 73 УК РСФСР (групповое дело «Околович М. Ф., Верномудрова Ф. Ф. и др., г. Иркутск, 1925 г.»)
июль 1926 – май 1928
находился в заключении в Вишерском отделении Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН) (около г. Чердынь Верхне-Камского округа Уральской обл.). Освобожден из лагеря без права проживания в 6 населенных пунктах страны. По другим сведениям (Крючкова Т. А., Лыхин Ю. П. «Я до последних дней внушал любовь к Отечеству...». С. 38), после лагеря в 1927 арестован в г. Омске и выслан в Нарымский край, в г. Тару, где провел 3 года
3.4.1933
арестован как «участник нелегальной контрреволюционной группы духовенства»
апр. 193322.8.1933
находился в заключении в домзаке (доме заключения) г. Иркутска. 22.08.1933 Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден с зачтением в качестве наказания срока предварительного заключения в тюрьме
28.10.1937
арестован
28.10.193727.2.1938
находился в заключении в тюрьме г. Иркутска
25.2.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Иркутской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества, обвинен по ст. 58-2, 58-3, 58-11 УК РСФСР, как «активный член руководства контрреволюционной организации и за антисоветскую агитацию»
27.2.1938
расстрелян в урочище Пивовариха (окрестности пос. Пивовариха Иркутского р-на)
14.8.1958
реабилитирован президиумом Иркутского областного суда, по году репрессии: 1938
18.10.1991
реабилитирован прокуратурой Иркутской обл., по году репрессии: 1933
13.2.1995
реабилитирован прокуратурой Иркутской обл., по году репрессии: 1925
Показать все

Другие сведения

Протоиерей Феодор Верномудров оставил яркий след в церковной жизни Восточной Сибири. По словам священномученика Михаила Околовича, он «был той осью, около которой вращалась православно-церковная жизнь Иркутской епархии» в один из самых тяжелых периодов ее истории.

Отец Феодор получил хорошее образование, обладал широкими познаниями в различных сферах человеческой деятельности. Как пишет его правнучка, дочь внука Ювеналия, родившегося в то время, когда дед находился в заключении в Соловецком лагере, «отец Феодор был одним из самых образованных пастырей Восточной Сибири… [он] собрал научную библиотеку, переписывался с Томасом Эдисоном по вопросам происхождения и устройства Вселенной, Космоса…» (Верномудрова М. «Жертвы политических репрессий: "...воспитан в любви к Отечеству"»)

В период Гражданской войны репрессии против духовенства стали принимать массовый характер. Первые задержания священнослужителей в г. Иркутске пришлись на 1920 г. В этот год отца Феодора арестовали за «участие в белогвардейском восстании». Впоследствии он неоднократно подвергался преследованиям со стороны государственнной власти (за веру, политические убеждения и твердую гражданскую позицию).

Будучи в 1922–1923 гг. настоятелем Воскресенско-Тихвинской церкви протоиерей Феодор Верномудров «придерживался тихоновской ориентации. Деятельно противостоял попыткам обновленцев захватить храм, игнорировал их "указы" о смещении его с должности и запрещении в священнослужении. 30 июня 1923 г. комитет Тихвинской общины в обращении на имя Иркутского губернского церковного (обновленческого) совета заявил, что Тихвинский комитет "стоит на точке зрения непризнания церковной группы "Живая церковь", поэтому все распоряжения совета считает для себя необязательными и осведомляет совет о том, что комитетом общины постановлено просить настоятеля церкви, протоиерея Верномудрова, продолжать священнослужение, несмотря на предписание совета...» Последствия не заставили себя долго ждать, 15 июля 1923 г. отец Феодор был арестован «уполномоченным ОГПУ по обвинению… в контрреволюционной деятельности, выразившейся в распространении религиозных листовок в поддержку патриарха Тихона с целью свержения рабоче-крестьянской власти и возбуждения к сопротивлению ее законам» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

Архивное дело УФСБ по Иркутской области сохранило для нас замечательные слова священномученика Михаила Околовича, произнесенные им 22 сентября 1924 г. в Воскресенско-Тихвинской церкви во время награждения митрой протоиерея Федора Верномудрова: «Ты заслужил высокую и священную награду, твоя доблестная глава достойно увенчана ею, ты в скорбные и смутные дни глубокого церковного раскола, разъедающего, как злокачественная гангрена, церковное тело, в дни шатания умов и увлечения многих мутной волной еретического, так называемого "обновленческого" течения был той осью, около которой вращалась православно-церковная жизнь Иркутской епархии, был центром, к которому силой твоего обаяния влеклись и льнули все, для кого исконное русское Православие не пустой звук, а бесценное сокровище, и в ком горел огонь любви и преданности Святой Церкви с ее священными канонами, вековыми преданиями и со всем ее строем. И если не всецело, то в большей мере тебе мы обязаны тем, что видим сегодня на твоем празднике, — тесным единением пастырей между собою и не менее тесным единением их с паствой; тебе же главным образом мы обязаны тем, что Церковь Иркутская имеет радость теперь, после двухлетнего перерыва, снова возглавляться каноническим епископом, восстановив через него связь с главою всей Русской Церкви — Святейшим Патриархом. Теперь мы на твердой позиции, теперь мы спокойны за церковное дело, теперь нам не страшны отщепенцы и враги Православия — "обновленцы"» (Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Михаил (Околович)).

В февраля 1925 г. отец Феодор подвергается очередному аресту. Вместе с ним был задержан священник Иркутской Крестовоздвиженской церкви Михаил Федорович Околович и еще 5 священнослужителей. «Все они обвинялись в том, что во время проповеди религиозного характера к массам верующих вели разного рода антисоветскую агитацию, тем самым возбуждали и настраивали верующих против Соввласти; устраивали нелегальные собрания, на которых ставился вопрос о борьбе с обновленчеством, вели подготовительную работу по восстановлению городского совета церковно-приходских комитетов, распущенного в 1922 г.; организовали Нелегальный комитет помощи сидящим в тюрьмах, отбывавшим ссылку духовенству и др. людям, собирая вокруг себя весь контрреволюционный элемент... Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 13 ноября 1925 г. Ф. Ф. Верномудров, М. А. Концевич, М. Ф. Околович… осуждены к заключению в концлагерь сроком на 3 года. Все они были отправлены отбывать срок в Вишерское отделение Управления Соловецкими лагерями особого направления (УСЛОН)»  (Крючкова Т. А. Хроника преследований и репрессий церковно-священнослужителей и монашества Иркутской епархии).

После освобождения из лагеря в мае 1928 г., будучи лишен права проживать в Иркутске, поселился в г. Омске. В конце 1930 г. смог наконец вернуться в Иркутск, где 3 апреля 1933 г. он вновь был арестован. На этот раз по групповому делу «контрреволюционной группы духовенства». Вместе с ним по делу проходили: архиепископ Иркутский Дионисий (Прозоровский), протоиереи Иннокентий Попов, Семен Телятьев, священники Иннокентий Образцов, Вениамин Ларев, Иннокентий Шабалин, Петр Колодезников, диаконы Георгий Стрекочинский и Иннокентий Анисимов, монахи  Вукол Богданов и Яков Тараненко. В обвинительном заключении арестованному духовенству вменялись следующие дияния: «Используя религиозные предрассудки, указанная группа через организованные ею при церквях нелегальные группы "сестричеств" и "кликуш-мироносиц" распространяла по городу разные провокационные слухи, возбуждая верующих против мероприятий Соввласти и подрывали авторитет последней... Группа производила организованную помощь высланному за контрреволюционную деятельность духовенству, собирая для этого денежные средства среди верующих во время богослужения в церквях и среди служителей культа. Данная помощь высланному духовенству имела целью сохранить кадры для борьбы с советской властью...». Особое совещание при Коллегии ОГПУ от 22 августа 1933 г. вынесло решение освободить всех арестованных, зачтя в наказание их предварительное заключение в тюрьме (Крючкова Т. А. Хроника преследований и репрессий церковно-священнослужителей и монашества Иркутской епархии).

В ходе процесса отец Феодор открыто критиковал деятельность новой власти. Приведем цитату из его показаний на допросе в апреле 1933 г.: «Воспитан я был в религиозном духе, в любви к отечеству, государю и русскому народу, и своей общественно-политической деятельностью я до последних дней внушал эту любовь к отечеству, государю и русскому народу. До последнего времени считаю, что виновниками гибели Великой Руси, упадка нравственности, междоусобной вражды является революция и те люди, которым чужды тысячевековые устои Великой Руси и русского народа. Советская власть, как власть антихристианская, чужда запросам русского народа. Насилие с ее стороны в отношении коллективизации, преследование религии, разрушение церквей, ликвидация кулачества ведет не к величию страны, а к ее обнищанию и гибели. Русский народ привык к свободному труду — трудился для себя и давал пользу государству. Советская власть этих тружеников раскулачила, принудительно их сослала, в их дома вселила людей, которые всю свою жизнь были лодырями. Загнали насильно этих людей в колхозы, от которых, в конечном итоге, как мы видим, никакой пользы государству нет. Свои убеждения я выражал на общественных собраниях, в церквях, во время произнесения проповедей» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

В 1937 г. гонения на Церковь со стороны советской власти приняли еще более ожесточенный характер. Не стала исключеним и Иркутская епархия. Еще не закрытые на тот момент церкви (в том числе и Преображенский храм г. Иркутска, где служил протоиерей Феодор) усиленно посещались и проверялись.

В конце ноября 1937 г. протоиерей Федор Верномудров был арестован. По сфабрикованному НКВД групповому делу он проходил, как «руководитель террористической группы, взявший на себя поручение готовить теракты над областным руководством». Из обвинительного заключения: «основной задачей контрреволюционной церковно-монархической организации являлось свержение советской власти путем организации вооруженного восстания при помощи интервентов и восстановления монархии во главе с Кириллом Романовым. Практическое осуществление данных задач проходило по линии распространения пораженческих настроений и формирования повстанческих кадров из числа контрреволюционно-настроенных религиозников, развертывания диверсионно-вредительской деятельности на предприятиях оборонного значения, систематическая антисоветская агитация путем проповедей и популяризации идей монархии…» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

Отца Феодора расстреляли 27 февраля 1938 г. «В архиве Управления ФСБ по Иркутской обл. в справке, датированной 1938 г., об итогах выполнения приказа № 0047 от 30 июля 1937 г. говорится, что всего по делу так называемой "контрреволюционной церковно-монархической организации" было осуждено 115 человек (из них — 98 человек приговорены к расстрелу, 17 человек — к отбытию срока в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ)). По свидетельским показаниям, местом массовых расстрелов был полигон НКВД, находившийся в районе с. Пивовариха (в окрестностях Иркутска). В 1958 г., при пересмотре дела было установлено, что все лица, проходившие по нему, были репрессированы необоснованно...» (Бажков С. Иркутская епархия в советский период). Сыновья протоиерея Федора Верномудрова Святослав и Владимир почти одновременно с отцом были арестованы и расстреляны в окрестностях г. Иркутска, а сын Николай — скончался в лагере (ИТЛ).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию