Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович), архиепископ
- Дата рождения: 19.10.1861
- Место рождения: Волынская губ., Владимирский уезд, с. Завидово-Топилищи
- Дата смерти: 10.3.1933
- Место смерти: г. Киев
Родственники
- отец — Богдашевский Иван, священник
- мать — Богдашевская Варвара Иосифовна
- брат — Богдашевский Апеллий Иванович (1858 или 1859 – 19.12.1880). Окончил Волынскую духовную семинарию (1879), обучался в Киевской духовной академии (с 1879). Умер от туберкулеза легких
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Ист.: Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. С. 143 Протоиерей Димитрий Богдашевский.
Ист.: Expositions.nlr.ru Профессор протоиерей Димитрий Богдашевский. 1913.
Ист.: Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. С. 144 Архимандрит Василий (Богдашевский). 1914.
Ист.: Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. С. 145 Собор Киевских викарных епископов. В первом ряду второй справа — архиеп. Каневский Василий (Богдашевский), 1-й викарий Киевской епархии. Киев, 1 мая 1926.
Ист.: Казьмирчук С. И. Архипастырская деятельность...
Подробная биография
В дореволюционной русской библеистике архиепископу Василию (Богдашевскому) принадлежит одно из важнейших мест. Основную часть его творческого наследия составляют труды по изучению Священного Писания Нового Завета, исагогико-экзегетическое исследование его текстов, опирающееся на скрупулезный филологический анализ. А ведь когда в 1882 г. Дмитрий Богдашевский поступал в Киевскую духовную академию, врачи заподозрили у него туберкулез и признали «ненадежным к продолжению усиленных учебных занятий».
В Академию будущий владыка все-таки поступил, но нерадостные мысли о болезни и возможной ранней смерти (всего за два года до этого от туберкулеза легких умер его старший брат Апеллий) стали для впечатлительного юноши настоящим испытанием в первый период обучения. «Мог ли я в самом деле серьезно работать, когда одна мысль, одно чувство постоянно тяготило меня... когда будущее, по моим предположениям страшное, постоянно висело надо мной, как Дамоклов меч?», — записывает он в дневнике год спустя. Тем не менее, первый год студенческой жизни не прошел для Богдашевского даром: за это время в нем развилась и укрепилась подлинная, глубокая вера в святой Промысл, ставшая для него спасением. «Вот причина, — отмечал он, — почему этот год для выработки убеждений чисто православно-конфессионального характера был чрезвычайно полезен для меня. Убеждения мои теперь получили твердость, устойчивость. Да и, вообще сказать, в отношении практической жизни этот год помог мне много». Восстановлению внутреннего равновесия помогла и сама атмосфера духовно-академической жизни, наполненная активной повседневной деятельностью, и «культ» научного творчества, поддерживаемый ректором епископом Михаилом (Лузиным) и рядом профессоров Киевской духовной академии 1880-х гг., заслуженно снискавших авторитет крупных ученых. О том, что посеянные ими зёрна любви к науке нашли в душе одаренного студента искренний отклик, свидетельствует его запись от 31 августа 1883 г.: «Я вполне сознаю, что цель академии, как и всякого высшего заведения, высока... что поступление мое в нее не должно ограничиваться получением только диплома, что составляет цель многих. Нет, нужно работать и работать самостоятельно. Нужно развить в себе этот дух научного труда, о котором упоминал преосвященный еп. Михаил в своей прощальной речи. Вот почему в наступающий год я постараюсь работать далеко серьезнее» (Ткачук М. Л. «Академию бесконечно люблю...». С. 31).
По окончании Киевской духовной академии Богдашевский остался в ее стенах доцентом, затем профессором, был удостоен степени магистра и (в 1904 году) доктора богословия. Через десять лет после получения степени доктора он возглавил Академию в качестве ректора. О научной и преподавательской деятельности профессора Дмитрия Богдашевского современники отзывались восторженно. Посетивший его лекции весной 1908 г. Антоний (Храповицкий), в ту пору архиепископ Волынский и Житомирский, с восхищением писал в своем отчете: «Это безусловно блестящий профессор: он говорит лекцию наизусть, говорит с увлечением, с энтузиазмом. Огромное достоинство его преподавания, редко встречающееся у представителей этой кафедры, заключается в полной освоенности и широком пользовании библейским параллелизмом. Имея в голове Библию и распоряжаясь подбором библейских изречений на память, как опытный музыкант клавишами рояля, г. Богдашевский без труда 1) опровергает теории о не подлинности и позднейшем происхождении той или другой библейской книги; 2) истолковывает самые запутанные по смыслу изречения; 3) устанавливает время и место написания св. книги. Правда, и он, по-видимому, более уделяет внимания исагогике, но и экзегетику не обходит, — именно, изъясняет наиболее трудные места каждого Послания и Евангелия. Особенно отрадно то, что направление его толкования строго церковное. Он выступает на кафедре не только как апологет Нового Завета, но и как апологет строго церковного его понимания, как апологет церковного предания о Священном Писании. Не менее отрадно и то, что студенты особенно живо интересуются его лекциями, и хотя их восхищение выражается нередко в нелегальной форме аплодисментов, но это можно простить ввиду столь достойного предмета их шумного одобрения». Одной из наиболее сильных сторон его экзегетических трудов был, как уже говорилось, филологический анализ. Специалисты отмечают, что он всегда учитывал варианты текста, известные из рукописей и святоотеческих произведений, пользовался критическими изданиями своего времени и обращал особое внимание на разночтения в славянских памятниках. Тон его сочинений, несмотря на полемическую остроту отдельных мест, неизменно оставался спокойным и уравновешенным, литературный стиль отличается ясностью и точностью выражения мысли (Косик О. В., Небольсин А. С., Петрушко В. И. Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович)). А профессор Киевской духовной академии протоиерей И. Н. Корольков так писал владыке Василию о его фундаментальном исследовании «Евангелие от Матфея»: «Назидаюсь и услаждаюсь чтением Вашего исследования о Ев. от Матфея. Какое богатство сведений и сколько критико-экзегетических толкований заключается в Вашем труде, за который всякий читатель скажет Вам великое "спасибо"» (Ткачук М. Л. «Академию бесконечно люблю...». С. 38). О том, как высоко оценивали современники научные заслуги епископа Василия, говорит и избрание его почетным членом Московской, Петроградской и Казанской духовных академий.
В 1913 году протоиерей Димитрий принял постриг в Киево-Печерской лавре с именем Василия и был возведен в сан архимандрита. В следующем, 1914, он не только возглавил Киевскую духовную академию, но и был назначен настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря, а шестого августа хиротонисан во епископа. В своей торжественной речи архимандрит Василий сказал: «Когда я принимал монашество в пещере преподобного Антония, я научался: смиряйся, как смирялся преподобный; люби всех, как любил преподобный; в молитве находи утешение. Если ослабеваешь, если унываешь, вспомни о пещере прп. Антония, о его подвижнических трудах. В священном сумраке этой пещеры найдешь утешение и ободрение. Духа не угашай; воинствуй, доброе воинство! <...> В настоящий знаменательный день моей жизни я с особенною ясностью сознаю всю высоту пастырского душепопечения. Нужно всецело посвятить себя на служение Богу и людям, <...> нужно умирать, чтобы жить; нужно скорбеть, чтобы радоваться; нужно обогащать, чтобы быть богатым» (Там же. С. 46–47).
После февраля 1917 г. в академии начались перемены: разрешено преподавание ряда предметов и написание диссертаций на украинском языке, обсуждалось открытие богословских курсов для женщин. При этом епископ Василий в своей деятельности ректора ориентировался на политику Временного правительства России, не принимая националистических проектов Центральной рады. В связи с тяжелым материальным положением было прекращено издание «Трудов Киевской духовной академии», в сентябре 1917 г. вышел последний выпуск со статьей епископа Василия «Неповрежденность четвертого Евангелия» и его переводом «Двух книг Евангельских вопросов» блж. Августина. В июле 1917 г. епископ писал профессору Н. Н. Глубоковскому: «Прямо можно остаться без куска хлеба. "Труды Академии" почти прекратили свое существование, так как цены типография запрашивает ужасающие». А спустя полгода сообщал тому же адресату о критическом финансовом состоянии академии: «Больше 70 т[ысяч] Академия имела свободных денег, а теперь остались только крохи на выдачу жалованья в январе месяце. К Патриарху обращаться не можем, так как теперь у нас существует свое правительство — Центральная Украинская Рада. <...> Обещали оказать Академии всяческую поддержку, но пока ограничиваются только словами. Положение наше прямо отчаянное. Думали заложить % бумаги, но ни один банк за них теперь не выдает никакой ссуды. Отправили Патриарху телеграмму с просьбою разрешить заложить дом, принадлежащий Академии, но ответа до сих пор нет. Слава Богу, учебный год как-то закончили, и студенты 10 января могут отправляться по домам. Учились два месяца, а месяц производили экзамены. <...> Чувствую себя крайне разбитым, прямо истерзанным. Хотелось бы куда-нибудь уехать и не видеть, что творится. Но такого уголка... в России нет. Крепко уповаю, что настанут скоро времена не столь тяжкие. Дай Бог!» (Там же. С. 50–51).
После октябрьского переворота 1917 г. епископ Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании Академии. Там предполагалось открыть три новые кафедры: истории Украины, украинского языка и украинской литературы, и владыка просил Синод Русской Православной Церкви дать благословение на их открытие. Планировалось также открыть кафедру западнорусского права. Во время военных действий в районе Киева в январе 1918 г. занятия в Академии прервались и возобновились лишь после установления на Украине режима гетмана П. П. Скоропадского. В течение 1918 г. владыка продолжал руководить Академией, несмотря на болезнь, вызванную многими и тяжелыми лишениями. «Думаем начинать занятия с 1-го августа, — писал он в июле 1918 г., — но здание Академии занято австро-германскими войсками, и надежды на освобождение его не предвидится. В городе свободных квартир нет, да и цены на них прямо бешеные. Может быть, Академия соберет 40–50 студентов, которые найдут службу в Киеве и с ними придется заниматься. Прошений о поступлении в Академию очень мало (не более пока 30). <...> Все почти профессора сидят в Киеве и только и думают о насущном куске хлеба. С пропитанием — истинное горе. <...> Чувствую себя крайне больным, но сижу и всё терплю в надежде на помощь Божью» (Там же. С. 51).
Епископ Василий отклонил предложение Всеукраинской православной церковной рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). В работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. он не участвовал, но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе, открывшемся в январе 1918 г. в Киеве, возглавив сформированную Собором Учебную комиссию. 29 января 1918 г. владыка сослужил в отпевании в Киевском Софийском соборе убиенного митрополита Владимира. 22 февраля того же года Патриарх Московский и всея России Тихон назначил владыку управляющим делами Киевской митрополии, однако тот от назначения отказался. В мае министр исповеданий гетманского правительства В. В. Зеньковский выступил с инициативой отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора. Ни епископ Василий, ни другие архиереи этой идеи не поддержали, и 19 мая 1918 г. на Киевскую кафедру был избран Харьковский митрополит Антоний (Храповицкий).
На очередной сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием обнародовала предложения о реформировании семинарского образования. Первые четыре класса духовных семинарий предполагалось преобразовать в отдельные мужские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин с тем, чтобы после их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских учебных заведениях. Пятые и шестые классы должны были стать пастырско-богословскими школами с более сложной программой, включающей в себя специальные богословские дисциплины. Но делегаты Собора успели рассмотреть лишь небольшую часть разработанных материалов: заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти Директории.
В письме, датированном февралем 1919 г., владыка рассказывал профессору Н. Н. Глубоковскому: «Фактически Академия наша еще не закрыта, но жалованья уже не получаем. Решились на днях обратиться к советской власти с просьбой утвердить нашу смету на 1919 г. Конечно, дело безнадежное. Склоняются у нас к мысли о присоединении Академии к Украинскому университету. Но едва ли из этого что-нибудь выйдет. Да и нельзя губить Академию; за это осудит нас история. Лучше уж временно пострадать, нежели ради своих материальных выгод пожертвовать нашею школою. <...> Библиотека наша присоединена к Академии Наук. <...> Научная работа совершенно прекратилась, и теперь профессора думают только о том, как бы не умереть с голода. <...> Академия занята пока безбожниками. Имущество Академии почти всё уничтожено». 3 апреля 1919 г. указом рабоче-крестьянского правительства учебное заведение с трехвековой историей было закрыто. Информируя Патриарха Тихона о ликвидации академии большевистскими властями, епископ Василий высказал идею «открыть Академию, как частное высшее учено-учебное заведение, содержимое на средства Церкви и при поддержке православного народа». В декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» говорилось, что «граждане могут обучать и обучаться религии частным образом», и это был единственный легальный способ сохранить не просто институцию, а самую возможность богословского образования в государстве, принципиально отрицающем религию и религиозное просвещение. По свидетельству владыки ходатайство о разрешении открыть Академию в качестве частного учебного заведения было подано властям в январе 1920 г. Решением от 3 февраля 1920 г. Киевский губернский исполнительный комитет санкционировал деятельность Киевского православного богословского общества и его учебного заведения — Киевской православной богословской академии (КПБА). В этом статусе Киевская духовная академия продлила свое существование еще на четыре года. Помещениями для занятий (не говоря уже об общежитиях) она больше не располагала, поэтому лекции читались преимущественно на дому у преподавателей, проблема финансирования стояла весьма остро. В соответствии с уставом новое учебное заведение содержалась на средства Церкви, Киевского православного богословского общества и добровольные пожертвования верующих, собиравшиеся в киевских храмах и монастырях. Подвижнические усилия ректора и преподавателей обеспечивали, несмотря на все трудности, реальный учебный процесс: в Академии читались лекции, принимались экзамены, писались семестровые работы и кандидатские диссертации. И то, что происходило это в эпоху воинствующего безбожия, было почти чудом.
Епископ Василий активно занимался и благотворительностью, оказывая помощь нуждающимся и бедствующим, насколько это было возможно в те тяжелые годы. 24 мая 1920 г. он стал основателем и почетным членом Братства «Всех святых» при Киево-Подольской Щекавицкой церкви, ему был вручен диплом этого Братства. Задачей этого общества была «забота о нуждах приходской школы, попечении о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожан».
Профессор Киевской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета В. П. Рыбинский в своих воспоминаниях о владыке отмечал, что пастырские обязанности он до конца дней своих исполнял со всей добросовестностью: «Безупречный в обычном житейском смысле, он был ревностен к служению и за каждой службой проповедовал». В 1921 г. на Украине как итог различных раскольнических движений была образована самосвятская Украинская автокефальная православная церковь. Владыка Василий в этой ситуации твердо придерживался принципа канонической верности украинских епархий Патриарху Тихону. 14 июля 1921 г. вместе с другими православными архиереями он подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. А 18 августа того же года весь епископат Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиепископом Михаилом (Ермаковым) выступил с обращением, направленным против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола. От диалога с раскольниками епископ Василий при этом не отказывался в надежде убедить их прекратить антицерковную деятельность. 26 февраля 1920 г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой раскольниками на украинском языке, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 г. сообщалось, что в том году на Пасху сторонники раскола приходили к владыке и он принял их и со слезами на глазах христосовался с ними. Однако негативного отношения к автокефалистскому движению владыка нимало не изменил.
Видя, с какими трудностями и невзгодами сталкивается немолодой уже епископ Василий, друзья и ученики уговаривали его уехать за границу. Сохранился черновик письма владыки, написанного им к своему ученику по Академии, патриаршему экзарху митрополиту Варшавскому Георгию (Ярошевскому), в ответ на предложение того «стать или во главе проектируемого богословского православного факультета или получить епархию». В нем он пишет: «Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка, сердечно благодарю Вас за Вашу заботливость о мне в нынешнее время. Передвигаться мне куда-нибудь, я думаю, не следует, ибо я всеми силами сросся с Академией и Киево-Братским монастырем, желаю сложить здесь свои кости. Молю Господа, чтоб Он укрепил меня, и я мог сказать с Апостолом: "мне, еже жити — Христос, а еже умрете — приобретение". Теперь только тот пережить это может, кто решился на всякое мучение» (Казьмирчук С. И. Архипастырская деятельность архиепископа Василия (Богдашевского) в 1920–1930 гг.).
Накануне ареста, случившегося 4 апреля 1923 года, епископ Василий получил указ Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) — высшего руководящего органа обновленческого движения. Указ гласил: «Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы, за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир». В один день и по одному делу с владыкой были арестованы Дмитрий (Вербицкий), епископ Белоцерковский, Назарий (Блинов), епископ Черкасский, архимандрит Ермоген (Голубев), сын профессора Киевской духовной академии С. Т. Голубева, протоиерей В. Словачевский и протоиерей А. Жураковский. Владыке вменялась в вину агитация против советской власти «путем проповедей». Обвинения епископ не признал и в показаниях подчеркивал, что «в своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был контрреволюционером».
После месяца, проведенного в Бутырской тюрьме в Москве, епископ Василий был отправлен в ссылку в село Ижма в Коми сроком на два года. И хотя постановление НКВД о ссылке уже через три месяца было отменено, в Ижме ему пришлось провести в общей сложности больше года. Об обстоятельствах своего освобождения владыка рассказывает своим друзьям Ольге Павловне и Екатерине Ивановне Поваровым в письме от 27 марта 1924: «Богу благодарение, я освобожден от ссылки. Освобождение мне дано еще 11-го августа прошлого года (ст. ст.), но бумага об этом получена в Ижме только 4-го января сего года (ст. ст.), т. е. через 5 месяцев, зимою в лютые морозы, выехать не могу, да и средств на выезд (требуют, чтобы я ехал за свой счет) у меня нет. Долго я думал и, наконец, посоветовавшись с киевлянами, решил оставаться в Ижме до открытия пароходства, когда путешествие станет легче, да и повезут на казенный счет. Тяжело, конечно, быть изгнанником! Тяжело уже почти год не служить, да и теперь мне, даже освобожденному, служить не разрешают. Но, что же делать: нужно терпеть и за все благодарить Бога, все устрояющего к нашему благу...
Зима здесь бесконечно длинная, а мы южане к такой зиме никак привыкнуть не можем. Солнце здесь ярко светит, но не греет.
Богу благодарение, добрые люди нас не оставляют, и мы нужды не испытываем. В квартире у нас (три человека живем в одной комнате: я, преосв[ященнейший] Димитрий [(Вербицкий)] и о[тец] Василий Словачевский, — киевляне) очень тепло. Молимся в Ижемской церкви, где также очень тепло.
Молитва наша всегда о Вас. Просим молитв Ваших и всех верующих!
Благодать Вам и мир от Господа!
Глубоко чтущий Вас епископ Василий (Богдашевский)»[1].
Уже по возвращении в Киев владыка с благодарностью вспоминал жителей Ижмы: «Холодная и неприветливая страна Ижма, но люди там живут прекрасные. Дай им Бог доброго здоровья! Много они помогали мне и помогают оставшимся в ссылке»[2]. В Киеве ему — по собственному его свидетельству — был оказан восторженный прием, но жить епископ Василий был вынужден у своего ученика протоиерея Михаила Васильевича Иваницкого: все квартиры в Киево-Братском монастыре оказались заняты. Отец Михаил и его жена Антонина Александровна не просто давали ему приют, но и всячески ухаживали за ним. Согласно воспоминаниям В. П. Рыбинского, последние годы жизни архиепископа Василия были тяжелы: «Невозможность заниматься научно-литературной работой, к которой он привык и которую любил, скудость средств, т. к. община Братского монастыря платила ему, кажется, только 100 рублей, бесправие, органическая неспособность приятия нового порядка — все это сильно его тяготило». Возможность служить была для него в этот период поддержкой и отрадой, как сам он признавался в одном из писем.
Проблемы со здоровьем начались у владыки еще до революции, о чем свидетельствует сохранившийся архивный документ — счет санатория «Крюково» от 6 августа 1915 г., в котором говорится, что «курс лечения в санатории составил 114 р. 50 коп.». После возвращения из ссылки его состояние еще ухудшилось, он очень мало выходил из дома.
Немощи телесные не сказались на твердости владыки Василия в отношении церковного раскола. «4 декабря, — рассказывал он в письме Поваровым, — вызывали меня в ГПУ и предложили быть иерархом Украинской церкви. Конечно, недолго думая, я отказался решительно от столь "лестного" предложения. Желаю жить в мире с Богом и своею совестью и крепко до кончины жития моего сохранять сокровище Православия...»[3]. Двенадцатого марта 1926 г. вместе с другими украинскими архиереями владыка, годом ранее возведенный в сан архиепископа, выступил против григорианского раскола, подписав обращение к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с осуждением раскольничьих организаторов. В еженедельной сводке ОГПУ за 21–28 января 1927 г. приводятся данные из письма архиепископа Василия сестре о том, что при встрече с митрополитом Михаилом (Ермаковым) в Малом Софийском соборе он так резко отчитал экзарха за соглашательскую позицию в церковных вопросах, что с тем случился сердечный приступ. В своем письме владыка объясняет, что подобные попытки улучшить положения Церкви безуспешны, а компромиссы будут лишь умножаться и приведут к пагубным последствиям. По поводу своего разговора с митрополитом Михаилом он пишет: «Не стесняясь, я ему все сказал, но он, видно, неисправим и намерен следовать Сергиевской программе, которая его погубит».
Служения архиепископ Василий не оставлял до конца своих дней. Так за четыре месяца до кончины, 30 октября 1932 г., он участвовал в хиротонии Александра (Петровского) во епископа Уманского в Малом Софийском кафедральном соборе совместно с архиепископом Киевским Сергием (Гришиным) и схиархиепископом Антонием (Абашидзе). А 3 ноября 1932 г. там же, в Малом Софийском соборе, был хиротонисан во епископа Новоград-Волынского Вячеслав (Шурко). И архиепископ Василий участвовал в хиротонии вместе с вышеназванными архиепископом Киевским Сергием, схиархиепископом Антонием и новым епископом Уманским Александром.
Сведения о последнем годе жизни и кончине архиепископа Василия содержатся в воспоминаниях В. П. Рыбинского. Он сообщает о бедственном материальном положении владыки, его подорванном здоровье, но наряду с этим свидетельствует: «Методичность свою он сохранил до старости. И в последние годы жизни он гулял в свои определенные часы. Но, конечно, ученой работы вести уже не мог». О смерти же владыки Василия, последовавшей 10 марта 1933 года, В. П. Рыбинский рассказывает так: «Кончина его была трогательна и такая, которая, по мнению верующих людей, посылается только праведникам: будучи тяжело больным, несмотря на запрещение врача, он все-таки пошел служить всенощную, сказав, будто бы: "хочу умереть в церкви". И, действительно, по дороге в церковь, около Успенского собора упал и моментально скончался. Сейчас же его перенесли в Братский монастырь, облачили, и всенощную, которую он хотел служить, ему пришлось слушать уже во гробе. П. П. Кудрявцев писал мне, что кончина арх. Василия произвела сильное впечатление и воспринята была подолянами именно как кончина праведника. Последнее место упокоения он нашел в церкви Братского монастыря, у ближайшего ко входу столба с правой стороны» (Василий (Богдашевский) (1861–1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии). В настоящее время за могилой архиепископа Василия на 17 участке киевского Лукьяновского кладбища ухаживают преподаватели и студенты Киевской духовной академии.
О твердости архиепископа Василия в православной вере, о его стойкости в гонениях и смирении перед волей Божией свидетельствуют такие его слова: «Вера не дает человеку впадать в отчаяние, всегда его ободряет и утешает. Люди мало верующие, глядя на то, что мы переживаем, колеблются, а люди глубоко верующие знают, что все переживаемое нами только клонится к славе Церкви, к ее величию. Если переживем, то ясно увидим, как премудры Божии планы, как Церковь, управляемая Христом, несокрушима»[4].
М. Н. Томашевская
__________________________________
[1] Письмо от 27.03.1924 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 415 об. – 416 об.
[2] Письмо от 28.09.1924 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 417 об. – 418 об.
[3] Письмо от 22.12.1924 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 423–424.
[4] Письмо от 7.12.1925 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 440.
Сочинения
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание св. апостола Павла к Ефесянам / Душеполезное чтение. М., 1903. № 7–8.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Блаженного Августина «Две книги евангельских вопросов» (перевод) // Труды Киевской духовной академии. 1917. № 9–12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Блаженства Господни (Евангельская правда и «правда» современного социализма) : Чтение в Киевском религиозно-просветительном обществе 21 ноября 1908 // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Вознесение Господа на небо (Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12; Мк. 16, 19) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Воскресение Христа Спасителя и явления Воскресшего (Мф. 28, 1–20 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Второе Соборное Послание св. апостола Петра // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 7
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Вход Господень в Иерусалим : Чтение в собрании Киевского отделения Православного Палестинского общества // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Действительность воскресения мертвых по учению св. апостола Павла // Труды Киевской духовной академии. 1902. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Деятельность Христа Спасителя от входа в Иерусалим до Пасхи страданий (Мф. 21, 1–26, 2 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1914. № 5 и № 11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Догматические творения Тертуллиана, пресвитера карфагенского (перевод) // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 1–5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Догматические творения Тертуллиана, пресвитера карфагенского (перевод) // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Евангелие как основа жизни : По поводу современных социально-экономических вопросов // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Евангелие от Матфея : Критико-экзегетическое исследование. Киев. 1915. 566 с.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Закон и Евангелие (разъяснения Матф. 5, 17–18) // Миссионерское обозрение. 1899. № 4. С. 236–251
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Закон и Евангелие : Против графа Л. Толстого // Труды Киевской духовной академии. 1899. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Здравая метафизика: Проф. П. И. Линицкий. Пособие по изучению вопросов философии (элементов философского миросозерцания). Харьков, 1892 // Труды Киевской духовной академии 1893. № 5. С. 125–138
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Из истории греческой философии : Об источниках к изучению философии Сократа. Греческие софисты. Учение Платона о знании / [Соч.] Д. Богдашевского. Киев, 1898. [2], II, 174, 2 с.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Избранные места из сочинений св. Исидора Пелусиота в обличение сектантов // Миссионерское обозрение. 1897
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Истина и свобода // Труды Киквской духовной академии. 1900. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Исторический характер книги Деяний апостольских // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Иуда апостол и его Послание // Православная богословская энциклопедия. Т. 7. С. 520–528
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. К изучению книги Деяний апостольских: И. Артоболевский. Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия. Сергиева Лавра, 1900 // Труды Киевской духовной академии. 1902. № 12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. К изучению четвертого Евангелия: И. Баженов. Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Казань, 1907 // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Канон новозаветный // Православная богословская энциклопедия. Т. 8. С. 294–315
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Клеопа // Православная богословская энциклопедия. Т. 11. С. 54–56
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Критико-библиографические заметки. К характеристике современного рационализма: 1. Г. Чемберлен. Явление Христа. С-Петербург, 1907 ; 2. И. Сендерленд. Священные книги Ветхого и Нового Завета. Их происхождение, развитие и характер. С-Петербург, 1907 ; 3. Н. Морозов. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. 1906 ; 4. Э. Ренан. Жизнь Иисуса. С-Петербург, 1906 ; 5. А. Гарнак. Стадность христианства. Москва, 1906 // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Критико-библиографические заметки: 1. О. Пфлейдерер. Возникновение христианства. СПб., 1910 ; 2. А. Лейтон. Иисус Христос и современная цивилизация. СПб., 1909 ; 3. Ad. Deissmann. Licht von Osten. Tübingen, 1909 // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Критико-библиографические заметки: 1. Проф. М. Д. Муретов. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса». СПб., 1908 ; 2. А. Глаголев. Комментарий на книгу Песнь Песней Соломона. СПб., 1909 ; 3. Архим. Михаил (Богданов). Преображение Господа Иисуса Христа, Его предсказание о Своей смерти и Воскресении и наставление ученикам в Капернауме (Мф. 17–18). Казань, 1906 ; 4. Ad. Harnack. Lucas der Arzt der Verfasser der dritten Evangeliums und der Apostolgeschichte. Leipzig, 1906 ; 5. М. Богословский. Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа по сказаниям св. евангелистов. Казань, 1908 // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Неповрежденность Послания св. апостола Павла к Римлянам // Труды Киевской духовной академии. 1904. № 6
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Неповрежденность четвертого Евангелия // Труды Киевской духовной академии. 1917. Сентябрь — декабрь
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Несколько слов о теософии // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Новый труд по истории философии: Ю. Бергман. Geschichte der Philosophie. Berlin, 1892 // Труды Киевской духовной академии. 1894. № 4–5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О взаимном отношении философии и естествознания : Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной академии 26 сентября 1894 // Труды Киевской духовной академии. 1894. № 12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О Втором Послании св. апостола Павла к Коринфянам // Труды Киевской духовной академии. 1902. № 7
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О духовной христианской борьбе // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О Евангелиях и евангельской истории : Против современного рационализма : Чтение, предложенное в собрании Киевского религиозно-просветительского общества 20 января 1902 // Труды Киевской духовной акдемии . 1902. № 2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О евангельских чудесах : Заметки против рационалистов и в частности против графа Л. Толстого // Труды Киевской духовной академии. 1900. № 8
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О значении Церкви : Речь в торжественном собрании Киевского религиозно-философского общества. Киев, 1913
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О личности св. апостола Павла : Чтение в Киевском религиозно-просветительном обществе 30 октября 1905 // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О ложной похвале // Труды Киевской духовной академии. 1903. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О молитве // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О покаянии // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О причинах современного неверия : Чтение в Киевском религиозно-философском обществе // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 1–2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О религиозном воспитании // Труды Киевской духовной академии. 1896. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О христианской благотворительности : Чтение в Киевском религиозно-просветительном обществе 14 октября 1907 // Труды Киевской духовной академии . 1908. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О христианском долге // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О христианском единении // Труды Киевской духовной академии. 1902. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О христианском единении // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. О христианском терпении // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Об источниках книги Деяний апостольских // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Объяснительные замечания к местам Священного Писания, неправильно понимаемым штундистами и другими сектантами : Из Соборных Посланий // Миссионерское обозрение. Кн. 2. 1896. Февраль. С. 8–15
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного Послания св. апостола Иакова // Труды Киевской духовной академии. 1894. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета : Вып. 1 : Из Посланий св. апостола Павла : Из Соборных Посланий. Киев, 1909. 269 с.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета : Вып. 2 : Книга Деяний апостольских. Киев, 1911. 108 с.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев (Мф. 12, 1–50 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев // Труды Киевской духовной академии. 1915. Май
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Пасха страданий Христа Спасителя (Мф. 26, 3–27, 66 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 1 и № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Первое Послание св. апостола Павла к Коринфянам // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание апостолов на проповедь (Мф. 9, 35–10, 42) // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание Иоанном Крестителем к Иисусу Христу двух своих учеников и речь Господа о неверии народа (Мф. 11, 1–30; Лк. 7, 17–35) // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание св. апостола Иакова // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 10–11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание св. апостола Иуды // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Послание св. апостола Павла к Евреям // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Последнее пребывание Христа Спасителя в Галилее (Мф. 17, 1–18, 35 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 10–11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Последние путешествия Христа Спасителя во Иерусалим (Мф. 19, 1–20, 34; Мк. 10, 1–52; Лк. 18, 15–19, 28) // Труды Киевской духовной академии. 1914. № 1, № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Притчи Христа Спасителя о Царствии Небесном (Мф. 13, 1–52 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Происхождение Евангелия от Матфея // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 10–11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Противосектантское объяснение : Иаков 1, 1–18 / Д. И. Богдашевский // Миссионерское обозрение. 1897
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Противосектантское объяснение мест Священного Писания // Миссионерское обозрение. 1898
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Радоваться или плакать // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием // Волынские епархиальные ведомости. 1887. № 3–5, часть неофиц.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь в присутствии Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны, произнесенная 12 июля с. г. после закладки храма-памятника на братском воинском кладбище в г. Киеве // Труды Киевской духовной академии. 1916. № 9–10. С. 1–2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь за молебствием 3 декабря 1915 г. пред началом академических занятий // Труды Киевской духовной академии. 1916. № 1. С. 1–2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь перед молебствием 15 октября 1915 г., в день исполнения 300-летия юбилея академии // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 10–11. С. 3–5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь пред началом занятий, сказанная за молебствием 16 сентября 1914 // Труды Киевской духовной академии. 1914. № 9–10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь пред началом учебного академического года, сказанная 22 августа 1916 года // Труды Киевской духовной академии. 1916. Кн. 9–10. С. 3–5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь пред панихидою в день годичного поминовения Преосвященного Сильвестра // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь пред панихидою в день погребения архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь пред панихидою в сороковой день по кончине проф. В. Ф. Певницкого // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь при встрече в Киево-Софийском кафедральном соборе 22 декабря 1915 г. Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Киевского и Галицкого // Труды Киевской духовной академии. 1916. Кн. 1. С. 3–4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь при встрече Его Императорского Величества государя императора в Киево-Софийском соборе 27 января 1915 г. // Труды Киевской духовной академии, 1915. № 2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь при встрече Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны в Киево-Софийском кафедральном соборе 17 октября 1915 г. // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 10–11. С. 1–2
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь при встрече Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны в Киево-Софийском кафедральном соборе 3 мая 1916 года // Труды Киевской духовной академии. 1916. Кн. 7–8. С. 1–3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь при наречении во епископа Каневского, сказанная в Благовещенской церкви Киево-Печерской Лавры 5 августа 1914 // Труды Киевской духовной академии. 1914. № 9–10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии А. А. Олесницкого // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии А. И. Булгакова // Труды Киевской духовной академии. 1907. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии М. А. Олесницкого // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии М. Ф. Ястребова // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии П. И. Линицкого // Труды Киевской духовной академии. 1906. № 7–8
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Речь у гроба почившего профессора Киевской духовной академии С. М. Сольского // Труды Киевской духовной академии. 1900. № 12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в Великий Пяток: О любви к истине // Труды Киевской духовной академии. 1894. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в Великий Пяток: О похвале крестом Христовым // Труды Киевской духовной академии. 1899. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в день Успения Божией Матери: Евангелие в его отношении к благоустроению земной жизни // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово в день Успения Божией Матери: О христианском смирении // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово на день Успения Божией Матери, сказанное в Киево-Печерской Лавре: О значении святых мест для православного христианина // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово на пассии: «Распни, распни Его» // Труды Киевской духовной академии. 1888. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово на пассии: Где найти успокоение в постигающих нас страданиях // Труды Киевской духовной академии. 1891. № 5
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово пред совершением торжественной панихиды по усопшим православным воинам на Байковом кладбище 19 апреля 1916 г. // Труды Киевской духовной академии. 1916. № 7–8. С. 7–8
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово при погребении Высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, 9 ноября 1915 г. // Прибавления к «Церковным ведомостям». 1915. № 47
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Слово при погребении Высокопреосвященнейшего Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого, 9 ноября 1915 г. // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 12. С. 368–370
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Современные враги креста Христова : Чтение в Киевском религиозно-просветительном обществе 14 сентября 1908 // Труды Киевской духовной академии . 1908. № 10
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа // Труды Киевской духовной академии. 1906
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XIII–XIV вв. // Волынские епархиальные ведомости. 1885. № 34–36, часть неофиц.
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Учено-литературная деятельность покойного профессора Киевской духовной академии С. М. Сольского // Труды Киевской духовной академии. 1900. № 12
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Философия Канта : Вып. 1 // Труды Киевской духовной академии. 1898. № 2, 5–7, 9
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Христос Спаситель в Гефсимании : Чтение в собрании Киевского отдела Православного Палестинского общества 7 апреля 1913 // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Христос Спаситель в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и в Десятиградии (Мф. 14, 34–15, 38; Мк. 7, 24–8, 9) // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды-Юлии (Мф. 14, 1–34 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и в окрестностях Кесарии Филипповой (Мф. 15, 39–16, 28; Мк. 8, 10–9, 1) // Труды Киевской духовной академии. 1913. № 7–8
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Христос Спаситель как Чудотворец (Мф. 8, 1–9, 34 и парал.) // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 10–11
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Хронология книги Деяний апостолы Киевской духовной академии. 1911. № 1
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 1 (добавочный) // Труды Киевской духовной академии. 1904. № 6
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 2 // Труды Киевской духовной академии. 1905. № 6
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 3 // Труды Киевской духовной академии. 1907
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 4 // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 4
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 5 // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 7–8
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 6 // Труды Киевской духовной академии. 1910. № 3
-
Василий (Богдашевский), архиепископ. Экзегетические заметки : Вып. 7 // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 4–5
Литература
-
Вечная память почившим! : [некрологи и сообщения о смерти священнослужителей] // Журнал Московской Патриархии. 1933. № 14/15
-
Союзом любви во Христе соединенные. Письма духовенства из Соловецкого лагеря и северной ссылки / ред. кол.: архим. Ианнуарий (Недачин), мон. Никона (Осипенко) и др. [Архангельск] : Издание Соловецкого монастыря, 2020. С. 157–208