Димитрий (Вербицкий Максим Андреевич), архиепископ

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Роменское духовное училище
1889
Полтавская духовная семинария
1895
1899
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1890
рукоположен во священника
1896
пострижен в монашество
1904
возведен в сан архимандрита
31.10.1910
хиротонисан во епископа в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Чин хиротонии совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении целого ряда архиепископов и епископов
между 2.5.1926 и 27.6.1926
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1889
1890
Полтавская губ., учитель в Пекаровской земской школе
1899
1901
1901
1903
Бессарабская губ., Единецкое духовное училище, иеромонах, смотритель училища
1903
1910
Киево-Софийское духовное училище, архимандрит (до 1904 — иеромонах), смотритель училища
28.10.1910
31.10.1910
Киевская и Галицкая епархия, г. Киев, Слупский Николо-Пустынный монастырь, архимандрит, настоятель
1921
4.4.1923
Киевская и Галицкая епархия, Белоцерковское и Сквирское викариатство, епископ, настоятель Киевского Слупского Николо-Пустынного монастыря
апр. 1930
1.2.1932
Киевская и Галицкая епархия, архиепископ Киевский при Экзархе Украины архиепископе Харьковском Константине (Дьякове)
Показать все

Преследования

4.4.1923
арестован Киевским губернским отделом ГПУ по обвинению в «антисоветской деятельности»
апр. 1923 – не позднее мая 1923
находился в заключении в тюрьме г. Киева
не позднее мая 1923 – июнь 1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
16.5.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 2 года ссылки
июнь 1923 – не позднее 1924
находился в ссылке в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. Освобожден досрочно
Показать все

Подробная биография

«Что бы ни постигло нас, — писал епископ Димитрий в период тяжелых испытаний, — мы все же безропотно будем служить Господу и еще с большим усердием славить Его»[1]. Эти слова можно назвать основанием, на котором зиждилась вся жизнь владыки.

Архиепископ Димитрий, в миру Максим Андреевич Вербицкий, родился в семье священника в 1869 году. Место его рождения — село Броварки Гадячского уезда Полтавской губернии. С Полтавской губернией связан и весь первый период его жизни. По окончании учебы в Роменском духовном училище и Полтавской духовной семинарии он до своего рукоположения во священника (1890 г.) учительствовал в Пекаровской земской школе. После рукоположения был священником в селах Ольшанка и Войтовцы. В 1893 году умерла родами жена отца Максима Елизавета Потаповна (урожденная Базилевская), затем он покинул родную Полтавскую губернию и в 1895 году поступил в Киевскую духовную академию.

Через год после поступления в Академию отец Максим принял постриг с именем Димитрия. Академию иеромонах Димитрий окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия, его кандидатская диссертация называлась «Учение апостола Павла о язычестве». По окончании Киевской академии он был направлен епархиальным миссионером в Кишиневскую епархию Бессарабской губернии. Там же в Бессарабии он в 1901–1903 годах возглавлял Единецкое духовное училище. Следующие семь лет он продолжает служить смотрителем, но уже Киево-Софийского духовного училища — с 1904 года в сане архимандрита.

К 1904–1910 гг. относятся его сочинения: «О современных стремлениях к свободе личности», «Авторитет канонов»,  «Значение личного усовершенствования для общественной жизни», «Значение монастырей для православно-русского народа», «Начальная школа для православно-русского народа», «Самоубийства как печальные явления нашего времени».

Тридцать первого октября 1910 года архимандрит Димитрий (Вербицкий) был хиротонисан во епископа. Чин хиротонии совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении ряда архиепископов и епископов. После этого в течение десяти с лишним лет владыка Димитрий был епископом Уманского викариатства Киевской и Галицкой епархии. Речь его при наречении во епископа Уманского была опубликована в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1910 год (Речь архимандрита Димитрия ...). Есть сведения о том, что в 1919 г. он выехал на Северный Кавказ, где управлял Кубанской епархией (по другим данным в это время он управлял Екатеринославской епархией). В 1921–1923 гг. епископ Димитрий был настоятелем Слупского Николо-Пустынного монастыря.

Известно, что владыка Димитрий был скульптором (лепил из алебастра) и обладал еще одним неожиданным талантом — был искусным вышивальщиком церковных облачений.

Большевистская революция принесла не только кровопролития и катастрофы в жизнь гражданского населения, но и нестроения и расколы в Православную Церковь. Владыке Димитрию суждено было деятельно противостоять этим нестроениям. С 30 июня 1917 г. он возглавлял комиссию по подготовке Всеукраинского Православного Церковного Собора (ВПЦС), но вышел из нее в связи с ожидавшимся в августе 1917 г. открытием Поместного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918 гг.). Сторонники автокефалии, активно действовавшие на Украине в этот период, организуют в 1917 г. Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР). Предполагалось, что возглавит ее епископ Димитрий, но видя в деятельности Рады отступление от канонов Церкви, предводительствовать ею он отказался, зато участвовал в каноническом Всеукраинском Православном Церковном Соборе (ВПЦС) 1918 г., который был созван с одобрения Поместного Собора Русской Церкви. 11 января 1918 г. на 1-й сессии ВПЦС владыка Димитрий был избран товарищем председателя, митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Кроме того он возглавил так называемое справочное бюро (редакционную комиссию) Собора. После зверского убиения митрополита Владимира, ставшего своего рода предвестием дальнейших гонений на Православие, владыка Димитрий сослужил в его отпевании в Софийском соборе Киева (29 января 1918 г.). Принимал он участие и в выборах правящего архиерея на Киевском епархиальном съезде, состоявшемся в мае 1918 г.

В декабре 1918 г., после занятия Киева войсками Украинской Директории, прекращения работы ВПЦС, ареста и высылки в Галицию митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), епископ Димитрий стал членом Конторы Священного Собора епископов Украины. Возглавляемая епископом Кременецким Дионисием (Валединским) Соборная Контора отказалась признать объявленную Директорией автокефалию Украинской Церкви.

Участвуя в заседаниях Собора епископов Украины, епископ Димитрий вместе с другими украинскими архиереями увещевал сторонников Василия Липковского, провозгласивших создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В августе–сентябре 1922 г. на совещании правящих епископов Украины с участием представителей клира и мирян он был избран членом комиссии по переговорам с УАПЦ. В сентябре 1922 г. вместе с митрополитом Михаилом (Ермаковым) участвовал во встрече с представителями «Живой церкви», на которой киевские архиереи решительно отказались присоединиться к обновленчеству.

Двадцать второго января 1923 г. митрополит Михаил, ожидая скорого ареста, составил завещательное распоряжение на случай устранения его от управления епархией. В нем он называл своим преемником епископа Димитрия. Вскоре митрополита Михаила арестовали, а в ночь на 4 апреля 1923 г. киевским губотделом ГПУ по обвинению в «антисоветской деятельности» были задержаны сам епископ Димитрий, викарии Киевской епархии епископ Черкасский Назарий (Блинов) и епископ Каневский Василий (Богдашевский),  архимандрит Ермоген (Голубев) и другие священнослужители. На одном из допросов следователь, узнав, что владыка Димитрий проводил службы на церковнославянском языке, спросил его, на каком языке следует совершать богослужение на Украине, на что епископ ответил: «На каком желает народ».

Владыка Димитрий содержался сперва в тюрьме в Киеве, затем в московской Бутырской тюрьме, где находился в это же время и епископ Василий (Богдашевский), а 16 мая 1923 Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила его к двум годам ссылки в село Ижма Коми (Зырян) Автономной области.

Ижма была местом ссылки многих священнослужителей. В одной комнате с епископом Димитрием жили епископ Василий (Богдашевский) и протоиерей Василий (Словачевский). Одновременно с ними ссылку отбывали будущий епископ архимандрит Ефрем (Ефремов), отец Федор (Яворский), отец Владимир (Юденич) и другие. Постоянную помощь и поддержку ижемские ссыльные получали от Ольги Павловны Поваровой и ее дочери Екатерины Ивановны, о неутомимости которых «в деле милосердия» пишет в одном из писем владыка Димитрий. Екатерина Ивановна Поварова помогала в епархиальном делопроизводстве епископу Архангельскому и Холмогорскому Антонию (Быстрову) и, по мнению властей, выполняла его «контрреволюционные поручения». Неизвестно, расценивалась ли помощь ссыльным как такое поручение, но о том, насколько важной и нужной она была,  свидетельствуют письма епископа Димитрия, епископа Василия, архимандрита Ефрема. В 1926 году Екатерина и Ольга Поваровы были арестованы по обвинению в контрреволюционной агитации и участии в «контрреволюционной организации духовенства епископа Антония (Быстрова)». Через полгода (4 февраля 1927 г.) их приговорили к трем годам высылки и отправили в с. Усть-Цильму Зырянского края, куда раньше они адресовали посылки для помощи ссыльным.

Переписка с О. П. Поваровой красноречиво свидетельствует о чрезвычайной скромности и самоотверженности епископа Димитрия. Отвечая на вопросы о своих нуждах, он неизменно повторяет: «Я, благодарение Богу, в настоящее время пока не чувствую ни в чем особенной нужды»[2], «Все необходимое для существования у меня теперь есть»[3], «Есть более нуждающиеся, чем мы»[4]. «С о[тцом] Владимиром [(Юденичем)], — говорится в письме от 5 апреля 1925 г., — радостно поделюсь присланным Вами, так как он больше всех нуждается, а у меня, слава Богу, все необходимое есть».  В том же письме епископ Димитрий содержатся и мудрые и проникновенные слова о тех, кто отчаялся и впал в уныние в тяжелых обстоятельствах того времени: «Вы пишете, что некоторые из знаемых Вами страдальцев в уныние впали, и Вы недоумеваете, как они, некогда бодрые духом, могли дойти до такого состояния? Возможно, что это и не уныние, а лишь временная тоска и скорбь от чувства некоторой отчужденности как бы от Господа. Такие минуты бывают у глубоко верующих людей и с уст их срываются невольно слова псалмопевца: "Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил!" Это трогательное возмущение мы слышим и на Голгофе. Но непосредственно за сим мы слышим и другие слова Божественного Страдальца: "Отче, в руки Твои предаю дух мой!" Несчастны лишь те страдальцы, которые не договаривают до конца и за воплем от чрезмерной скорби не выражают полной покорности воле Божией и не предают всецело в руки Божии духа своего». И далее он продолжает говорить о смирении и покорности Божией воле: «Иногда и нам приходится испускать вздох душевной горечи, но от уныния мы далеки. Из Киева пишут все неутешительные письма, и многие искренние друзья пишут мне, что они скорбят обо мне и не потому, что я в Ижме, а потому, что ждут меня в Киеве новые скорби и огорчения. Но на все будет воля Господня! Десницу Промыслителя я слишком чувствую на себе и не могу не отдаться и собственным изволением водительству Его. Глубоко верю, что Господь ведет к лучшему, и считаю безумием жалеть о временных лишениях и скорбях»[5].

В Киев владыка Димитрий вернулся летом 1925 г. По его собственным словам (письмо О. П. Поваровой от 21 августа 1925 г.) встречен он был с радостью, но испытывал трудности с жильем, и здоровье его после ссылки сильно ухудшилось. Киевские церкви постоянно, одна за другой, передавались обновленцам. До 1930 г. владыка Димитрий был епископом (затем архиепископом) Уманского викариатства Киевской и Галицкой епархии. Вместе с другими украинскими архиереями 12 марта 1926 г. он подписал донесение Экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) с одобрением мер церковного прещения, принятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) против организаторов григорианского раскола. В промежуток между 2 мая 1926 и 27 июня 1927 г. (более точных данных пока не имеется) епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. В марте 1929 г. архиепископ Димитрий участвовал в отпевании в Киеве в Малом Софийском соборе Экзарха Украины Киевского и Галицкого митрополита Михаила (Ермакова). С апреля 1930 г. до своей кончины (1 февраля 1932 г.) владыка Димитрий был архиепископом Киевским при Экзархе Украины архиепископе Харьковском Константине (Дьякове).

По некоторым данным, епископ Димитрий был арестован и скончался в заключении. Существуют сведения, что свою кончину он предсказал заранее и сам читал канон на исход души. Отпевание в храме Николо-Пустынного монастыря возглавил митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). Похоронили владыку рядом с монастырем, на киевском кладбище «Аскольдова могила». После разрушения этого кладбища прах был перенесен на Лукьяновское кладбище Киева (участок 17, ряд 7-Б, место № 5).

М. Н. Томашевская

_______________________

 

[1] Письмо от 9.01.1926 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 526.

[2] Письмо от 9.10.1924 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 522 об.

[3] Там же. Л. 522 об.

[4] Там же. Л. 523.

[5] Письмо от 5.04.1925 // Архив РУ ФСБ по Архангельской обл. Д. П-3021. Л. 516 об. – 517.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию