Богоявленский Дмитрий Алексеевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Богоявленский Алексей Николаевич, священник
  • мать  —  Богоявленская Вера . После кончины супруга (1892) проживала с сыном, служила просфирней Троицкой церкви с. Старая Купавна
  • жена  —  Богоявленская (Крылова) Елизавета Дмитриевна (22.10.1872–1944). Окончила Филаретовское епархиальное женское училище, венчание состоялось 26.10.1892
  • тесть  —  Крылов Дмитрий Андреевич, протоиерей
  • брат жены  —  Крылов Александр Дмитриевич, протоиерей
  • сын  —  Богоявленский Леонид Дмитриевич
  • дочь  —  Богоявленская Юлия Дмитриевна
  • сын  —  Богоявленский Андрей Дмитриевич
  • дочь  —  Богоявленская Анна Дмитриевна
  • сын  —  Богоявленский Лев Дмитриевич
  • сын  —  Богоявленский Георгий Дмитриевич
  • сын  —  Богоявленский Михаил Дмитриевич
  • дочь  —  Богоявленская Ольга Дмитриевна
  • сын  —  Богоявленский Павел Дмитриевич
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1890
Московская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1892
рукоположен во священника
возведен в сан протоиерея за «ревностное служение Церкви»
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1890
1892
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Коломенский уезд, с. Горностаево, церковно-приходская школа, учитель
1892
1937
Московская епархия, Московская обл., с. Купавна (Старая Купавна), Троицкая церковь, протоиерей. С 1892 по 1896 — законоучитель начальной школы при химическом заводе Малютиных и школы при фабрике братье Бабкиных. С 1896 по 1902 — член совета Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства, с 1897 — председатель Купавинского церковно-приходского попечительства. Благочинный округа
Показать все

Награды

6.5.1913
право ношения камилавки
6.5.1916
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
не ранее 1918
право служения в митре
Показать все

Преследования

нояб. 1919
арестован за «неявку на регистрацию»
нояб. 1919 – не ранее 25.11.1919
находился в заключении в тюрьме г. Богородска
1933
привлекался к ответственности (заведено дело) за «неуплату налогов»
1934 или 1935
арестовывался по коллективному делу (на 43 чел.), через некоторое время был освобожден
12.11.1937
арестован в сторожке Троицкой церкви пос. Купавна, по обвинению «контрреволюционной агитации»
19.11.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по ст. 58-10 УК РСФСР
21.11.1937
расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
28.10.1959
реабилитирован президиумом Московского областного суда, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

Из воспоминаний сына протоиерея Димитрия — Льва Дмитриевича Богоявленского:

«По рассказам моего отца, его прадеду фамилия была Орлов. Он был священником одного из сел Бронницкого уезда, если не ошибаюсь — Ликино, главный престол в котором был во имя Богоявления. Епархиальный архиерей… объезжая свои подведомственные церкви, прибыл в Ликино, обследовал хозяйство, нашел его в порядке и заночевал у священника, что считалось тогда большой честью. Наутро в честь архиерея была отслужена Литургия, после которой священник пригласил архиерея вновь на чаепитие. Тот был так растроган и гостеприимством и, особенно, хорошей службой, что решил священника как-то отблагодарить, но не чином и не материально. И вот, видя скромность и благоговение священника, чему не соответствовала его фамилия Орлов, символизирующая хитрость и хищнический образ жизни, а также гордое величие, предложил ему переименовать его фамилию на символ храма, в котором священник служил, т. е. Богоявленский, на что священником было высказано смиренное согласие. Архиерей взялся сам похлопотать об этом в Святейшем Синоде у оберпрокурора, а также по гражданской линии. Через некоторое время мой прапрадед получил официальное извещение о перемене фамилии Орлов на фамилию Богоявленский. Эту фамилию носили и мои ближайшие предки...

Отец мой — Дмитрий Алексеевич Богоявленский родился… в селе Щапово… Мать его, бабушка моя — Вера, оставшись вдовой, получила в Купавне место просвирни (т. е. женщины, выпекающей и продающей просфоры — маленькие хлебцы, употребляемые при богослужении, как символ молитвы во здравие или за упокой родных и близких). Так мой отец со своей матерью переехали из села Щапово в село Купавну и поселились в сторожке при храме, которая не сохранилась. А в это время в доме священника Дмитрия Андреевича Крылова жила его дочка Лиза, окончившая Филаретское епархиальное училище (в Москве, на Пятницкой улице). Митя и Лиза познакомились, полюбили друг друга. А поскольку Дмитрий Андреевич был уже глубоким старичком, да к тому же больным, то вопрос о его преемственности разрешился весьма легко: молодые люди Митя и Лиза, образованные и по возрасту созревшие, имевшие аттестаты зрелости, дали согласие на брак и замещение устаревшего священнослужителя. Они были сосватаны и обвенчаны 26 октября 1892 года.

Так мой отец вступил в права хозяина дома после надлежащего гражданского оформления, — дома, в котором жила семья невесты, моей будущей матери. Отец был определен Святейшим Синодом священником Троицкой села Купавны церкви и ее настоятелем, а дедушка Дмитрий Андреевич был зачислен "за штат"».

Отец Димитрий прослужил на одном месте, в селе Старая Купавна (ныне город) 45 лет, до ареста в 1937 году. В ноябре 1919 года его арестовали и заключили в тюрьму г. Богородска за то, что он не явился в установленный срок зарегистрироваться в числе «бывших помещиков, капиталистов и лиц, занимавших ответственные должности при царском и буржуазном строе».

Декрет о необходимости такой регистрации был издан Советом народных комиссаров 23 сентября 1919 г. Согласно этому декрету и последовавшей за ним инструкции НКВД Богородским уездным исполкомом «предлагалось всем гражданам, попадающим под действие декрета Совнаркома и проживающим в городе Богородске и его уезде, явиться в 2-х недельный срок со дня выхода постановления с соответствующими заявлениями для регистрации в канцелярию управления уездной советской рабоче-крестьянской милиции». В Богородском уезде регистрацию прошли всего 16 человек.

После этого «25 октября 1919 года заведующий отделом управления Богородского Совдепа... разослал заведующим отделов управления волостных совдепов телефонограммы, предписывающие в 5-ти дневный срок составить списки проживающих в волостях не зарегистрировавшихся "бывших помещиков, капиталистов и лиц, занимавших ответственные должности при царском буржуазном строе", указать, чем они занимаются и чем занимались ранее... Всего по Богородскому уезду в списки уклонившихся от регистрации... было включено 198 жителей». Уездный ревкомом предписал «в срочном порядке всех людей, попавших в списки не зарегистрировавшейся буржуазии, и людей, еще не попавших в эти списки, арестовать, препроводить в местную тюрьму и одновременно с этим начать расследование о причинах их нерегистрации».

Попал в этот список, хотя и вовсе не соответствовал определению «бывшего помещика и капиталиста», протоиерей Димитрий Богоявленский. 25 ноября он был допрошен помощником начальника полиции г. Богородска. «Свою неявку на регистрацию объяснил тем, что декрет не читал, и объявления местного сельского Совета о регистрации не видел». Спустя некоторое время Богородский ревком счел его всё же «неподходящим под регистрацию» и постановил освободить (1919 год в Богородском уезде).

В ноябре 1937 г. он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

В составлении биографической страницы использованы сведения, присланные правнуком протоиереем Андрем Вадимовичем Лоргусом.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию