Мартин (Марков Василий Иванович), иеромонах

  • Дата рождения: 1868
  • Место рождения: Олонецкая губ.
  • Дата смерти: не ранее 1929

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не позднее 1915
Соловецкое братское училище
окончил 3 класса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

22.6.1903
пострижен в монашество в в Соловецком монастыре
8.7.1905
рукоположен во иеродиакона
7.7.1911
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.7.1898
22.6.1903
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, послушник
22.6.1903
8.7.1905
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, монах
8.7.1905
7.7.1911
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, иеродиакон
7.7.1911
17.7.1929
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, иеромонах, уставщик, регент
Показать все

Подробная биография

Иеромонах Мартин, в миру Марков Василий Иванович, поступил в Соловецкий монастырь в 22-летнем возрасте в 1884 г. После 19 лет искуса он был пострижен в монашество 22 июня 1903 г., возможно, в честь прп. Мартина Туровского, память которого совершается 27 июня/10 июля. Его рукоположение во иеродиакона состоялось в Троицком соборе Соловецкого монастыря в день праздника Казанской иконы Божией Матери 8/21 июля 1905 г. Хиротонию совершил преосвященный Иоанникий (Казанский), епископ Архангельский и Холмогорский, прибывший в Соловецкую обитель по случаю праздника[1]. Из послужного списка 1909 г. известно, что иеродиакон Мартин «исполнял чреду богослужения в Савватиевском скиту». Архимандрит Иоанникий писал о нем в характеристике: «Очень хороших качеств и способностей. Отличный мастер полууставного письма и уборки».

7 июля 1911 г. за ранней Литургией в надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, прибывший в Соловецкий монастырь для рукоположения 25 человек монашествующей братии, совершил хиротонию иеродиакона Мартина в иеромонаха[2]. День 7 июля в Соловецкой обители почитается строгим постом, так как именно в этот день в 1854 г. английская эскадра 9,5 часов бомбардировала монастырь, но заступлением Царицы Небесной и прпп. Зосимы и Савватия обитель никакого вреда не потерпела.

Из послужного списка 1915 г. известно, что иеромонах Мартин «исполнял чреду богослужения и клиросное послушание». Отзыв настоятеля о нем устойчиво одобрительный: «Очень хороших качеств и способностей, ревностно исполняет свое церковное послушание, которого большой знаток».

Имя иеромонаха Мартина упоминается в списках 1920, 1921, 1922, 1929 гг. В 1923–1929 гг. был уставщиком в кладбищенской церкви прп. Онуфрия Великого. Архимандрит Феодосий (Алмазов) вспоминал: «В кладбищенской церкви богослужение совершалось по уставу ежедневно. В мое время (1927–1928 гг.) пел хор заключенных и иногда в праздники настолько хорошо, что многие рыдали, я сам плакал навзрыд. Монашеское пение Соловецкого напева очень грубое, особенно в исполнении иеромонаха Мартина, которому «подмартинивать» (любимое выражение владыки Илариона, обычно певшего с монахами на правом клиросе) было очень тяжело в виду своеобразия Соловецкого напева»[3]. Другое мнение о Соловецком пении высказал бывший узник СЛОНа писатель Олег  Васильевич Волков, который участвовал в Пасхальном богослужении 1928 г. в церкви преподобного Онуфрия Великого[4]: «Незабываемая была служба. Трудно о ней и рассказать обычными людскими словами. В церкви небольшая кучка монахов, два-три заключенных в серых бушлатах. Крестный ход вокруг церкви без колокольного звона и Соловецкое особое пение на древний образец вызывали у всех слезы. Еще бы, пятисотлетние традиции. И заметьте, — иерархи отправляют службу так же — именно на этот старинный лад. Помните поговорку — со своим уставом в чужой монастырь не суйся. Это, оказывается, не пустые слова. И вот от этого особого лада Соловецкая служба получается особенная, проникновенная.… С клироса глазами пронзительными и невидящими одновременно, озирал стоящих в храме иеромонах. Лицо его под надвинутым на брови клобуком — как на древних новгородских иконах: изможденное, вдохновленное суровой верой. Он истово следил, чтобы чин службы правили по монастырскому уставу, и не разрешал регенту отклониться от пения по крюкам. Знаменитые столичные дьяконы не решались при нем петь молитвы на концертный лад… Все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, осажденное врагами. Они вот-вот ворвутся, … как тсемь веков назад ворвались татары в Успенский собор во Владимире»[5]. Митрополит Мануил Лемешевский упоминал иеромонаха Мартина, как собирателя сведений о Соловецких подвижниках[6]. 30 июля 1929 г. в память 500-летия прихода на Соловки первых иноков Савватия и Германа иеромонах Мартин составил список монашествующей братии Соловецкого монастыря, остававшихся на Соловецком архипелаге до 1929 г.

 

[1] Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 16, часть неофиц. С. 590.

[2] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 15, часть неофиц. С. 408.

[3] Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания. М., 1997. С. 99. Архимандрит Феодосий был в заключении в Соловецком лагере в 1927–1929 гг.

[4] Это богослужение возглавил архиепископ Петр (Зверев).

[5] Волков О. В. Погружение во тьму. М., 1989. С. 65.

[6] Мануил (Лемешевский), митр. Соловецкий цветник //Духовный собеседник. 2000. №2. С. 47, 57.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию