Авраамий (Летницкий Александр Иванович), епископ

  • Дата рождения: 1838
  • Место рождения: г. Астрахань
  • Дата смерти: 24.10.1893
  • Место смерти: г. Саратов. Погребен в крипте нижней церкви Александро-Невского кафедрального собора

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1851
Астраханское духовное училище
1851
1858
Астраханская духовная семинария
1858
1862
Казанская духовная академия
окончил по 1-му разряду
1863
возведен в степень кандидата с правом получения степени магистра по выслуге лет в духовно-училищном ведомстве
25.2.1865
возведен в степень магистра с возложением магистерского креста
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.5.1863
пострижен в монашество с именем Авраамий в честь прп. Авраамия Смоленского
8.5.1863
рукоположен во иеродиакона
9.5.1863
рукоположен во иеромонаха
27.11.1868
возведен в сан архимандрита в Крестовой церкви г. Вологды епископом Вологодским и Устюжским Павлом (Доброхотовым) и с присвоением степени настоятеля 3-классного монастыря
2.11.1880
хиротонисан во епископа в Св. Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополитами: Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским), Московским Макарием (Булгаковым), архиепископом Литовским Александром (Лавров-Платоновым) и епископами: Рязанским Палладием (Раевым) и Выборским Гермогеном (Добронравовым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
9.1.1863
9.10.1865
г. Смоленск, Смоленская духовная семинария, помощник ректора по профессорской должности; помощник инспектора (с 14.1.1863); причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры (с 13.9.1865)
9.10.1865
30.10.1868
г. Тверь, Тверская духовная семинария, инспектор и профессор богословских наук
30.10.1868
20.12.1874
г. Вологда, Вологодская духовная семинария, архимандрит (с 28.11.1868); ректор семинарии и настоятель 3-классного Свято-Духова монастыря; член Вологодской духовной консистории (с 27.11.1868); редактор Вологодских епархиальных ведомостей
20.12.1874
23.10.1879
Грузинский Экзархат, Карталинская и Кахетинская епархия, г. Тифлис, Тифлисская духовная семинария, архимандрит, ректор семинарии
23.10.1879
8.9.1880
Калужская и Боровская епархия, г. Калуга, Калужская духовная семинария, архимандрит, ректор семинарии
Показать все

Награды

14.5.1864
право ношения набедренника
орден св. Анны 2-й степени
8.4.1884
орден св. Владимира 3-й степени
21.4.1889
орден св. Анны 1-й степени, награжден «за отлично-усердное пастырское служение, сопровождаемое особенными трудами на пользу вверенной ему обширной епархии»
Показать все

Подробная биография

Александр Летницкий рано лишился отца и остался со своим братом на попечении матери. Молодая вдова «осталась по смерти своего мужа без всяких средств к жизни, с двумя малютками: Николаем 3 лет и Александром 2 лет, с сестрой и старушкой матерью... Нашлись, однако, добрые люди, принявшие участие в сироте и помогшие, чем могли. Главным попечителем сирот стал протоиерей Гостино-Николаевской церкви Георгий Иванович Никольский, взявший осиротевшее семейство к себе, и поместивший его у себя в бане, помогая им, чем возможно. Бедная вдова работала сколько было сил: стирала, мыла целые дни, а ночи просиживала за швейной работой, чем и кормила своих сирот... при помощи того же благодетеля, мальчики помещены были в духовное училище, где учились в числе первых. По окончании курса в училище, многие знакомые из духовенства советовали сироте взять хотя бы одного из детей и определить куда-либо псаломщиком, чтобы хотя бы немного отдохнуть от бедности и работы. Но добрый старичок, о. протоиерей Никольский, отговаривал ее, говоря: "потерпи еще немного; надейся на Бога — Он милостив"... И бедная вдова еще 6 лет семинарского учения детей томилась в бедности и работе. Наконец, оба окончили курс: Александр, как окончивший курс первым, отправлен был в Казанскую духовную академию» (Астраханские епархиальные ведомости. 1901. № 10. С. 421–422).

Во время пребывания епископа Авраамия на Тобольской и Сибирской кафедре «он основывает специальную комиссию для перевода богослужебных книг на инородческие языки. Исходя из опыта открытия в Томской епархии православной миссии среди калмыков владыка Авраамий открывает церковно-миссионерскую школу в станице Щучинской Кокчетавского уезда Акмолинской области. В августе 1889 года он сам побывал в городе Кокчетаве, где встречался с представителями местной калмыцкой верховной власти, которые показались ему склонными к принятию христианства. В том же году он возложил обязанности миссионера на местного священника и таким образом, 4 сентября 1889 года можно считать началом открытия православной миссии на юге Тобольской епархии (в Акмолинской области).

В то же время епископ Авраамий искал возможность открытия другой миссии в Семипалатинской области (в уездах Павлодарском и Каркаралинском) — «он направляет запрос генерал-губернатору Западной Сибири по вопросу открытия миссии, который ответил, что "весьма сочувствую делу христианской проповеди среди киргиз", но при этом он оговорился, что миссионерам одного богословского образования мало, и предлагал довольно необычное решение данного вопроса: чтоб несколько выпускников Тобольской семинарии под видом купцов или странствующих лекарей совершали путешествие по степи и при этом занимались миссионерской деятельностью.

Кроме того, при Иоанно-Введенском женском монастыре, находившемся в шести верстах выше Тобольска на правом берегу реки Иртыш… по решению Преосвященного Авраамия была открыта церковно-приходская школа для распространения грамотности не только среди детей православного населения, но и среди детей татар. В 1887 году вне монастыря был выстроен деревянный двухэтажный дом для училища, где обучались 20 татарских мальчиков и несколько детей крестьян из Ивановского селения. За обучение плата не взималась. Школа содержалась только на монастырское пособие... Монастырская школа способствовала изменению настроений местных татар. Апатии, безразличия уже не было — многим хотелось отдать детей в учение.

Нужно отметить, что за почти пять лет управления Тобольской кафедрой владыка Авраамий снискал себе любовь среди православного народа. Очень трогательны были проводы Тобольской паствой своего архипастыря, когда он был переведен на новое место служения: почти весь Тобольск пришел его проводить.

С 16 декабря 1889 года по день своей кончины епископ Авраамий (Летницкий) занимал Саратовскую кафедру с титулом Саратовский и Царицынский. Всего служения его на Саратовской кафедре было немногим более трех с половиной лет, но, как отмечал современник, "немного осталось даже и глухих местечек, и уголков обширной Саратовской епархии, где бы он не побывал со словом назидания"» (Епископ Саратовский и Царицынский Авраамий (Летницкий)).

Несмотря на столь кратковременное служение на Саратовской кафедре, епископ Авраамий много потрудился для благосостояния епархии, много сделал полезного для своей паствы и оставил добрую память по себе в сердцах своих пасомых. По воспоминанию протоиерея Иакова Ивановского, «двери его дома закрывались только тогда, когда глубокая ночь останавливала имеющих нужду в нем и он, усталый от дневных трудов, отходил ко сну. Рано утром он уже бодрствовал, и двери его дома открывались опять. Всегда занятый делом, всегда доступный всем, он не любил праздности и со всеми говорил только о деле, дорожа временем. Постоянно благодушный и сдержанный, он не мог гневаться: от него никто не отходил обиженным или огорченным. Многие дивились ему, еще больше благословляли его» (Речи на погребении в Бозе почившего Преосвященнейшего епископа Авраамия // Саратовские епархиальные ведомости. 1893. № 21, отд. неофиц. С. 624–625).

Вскоре по вступлении епископа Авраамия на Саратовскую кафедру Россию постигла беда — голодный год. И он, не жалея собственных средств, помогал нуждавшимся, а также побуждал духовенство к оказанию действенной помощи голодающим. Были открыты бесплатные столовые, которые содержались, с одной стороны, частными средствами, приобретенными духовенством от благодетелей, с другой — средствами созданного владыкой епархиального комитета. Так, при Саратовской Духосошественской церкви была открыта столовая на 500 человек. (Обозрение епархиальной жизни за 1892 год. С. 53–54).

Только лишь прошла эта беда — кончился голодный год, как другое бедствие постигло Саратовский край — эпидемия холеры. Владыка Авраамий делает распоряжение, чтобы духовенство епархии в храмах за богослужением, на беседах и чтениях вне службы сообщало народу о заразности болезни и о мерах к предохранению от нее. Епархиальные ведомости печатали много врачебных советов. (Обозрение епархиальной жизни за 1892 год. С. 60–61).

«Заботе о телесном здравии своей паствы епископ Авраамий уделял большое внимание. С первых дней своего пребывания в Саратове он предложил знакомить будущих пастырей с медициной, чтобы хоть несколько охранить этим способом народ, часто умиравший от своего невежества и непонимания. Эту мысль он и осуществил введением уроков по медицине в старших классах Саратовской духовной семинарии…

Сознавая бедственное положение пастыря, закинутого в глушь, без общения и без книг, которых взять неоткуда и не на что, владыка Авраамий с первых же дней вступления на кафедру заботился об учреждении епархиальной библиотеки (открыта 30 декабря 1890 года при Сретенской церкви), изыскивал средства к ее содержанию, внес и свою лепту в 300 рублей. Библиотека выписывала все духовные журналы и некоторые философские и педагогические (всего 36 наименований), здесь же был книжный склад. Бесплатно пользоваться книгами могли все лица, как духовного сословия, так и светские» (Епископ Саратовский и Царицынский Авраамий (Летницкий).

 Летом 1891 года владыка Авраамий открыл в Саратове учительские курсы для ознакомления учителей церковно-приходских школ и духовных училищ с современными методами обучения и для улучшения учебного дела в церковно-приходских школах.  

Владыко Авраамий открыл в Саратове Братство для борьбы с расколом, в котором было 5 отделений и 35 миссионерских кружков, школу при Братстве, готовившую миссионеров из крестьян.

Долгое время никто в городе не подозревал о болезненном состоянии правящего архиерея. Как вспоминал впоследствии отец Иаков Ивановский: «От трудов и забот слабея силами телесными, он крепок был силами духовными: он никогда не жаловался на утомление, но готов был на труд всегда, даже когда видимо угнетала его немощь. Накануне дня его кончины мы были у него по делам службы, по зову его. Он вышел к нам с явными следами недуга смертельного и коснеющим языком говорил о предстоящем служении, уверяя, что с ним лишь незначительная болезнь и что "храбрости у него много". Нужно было усилие, чтобы отклонить его от служения, которое, как очевидно, не в силах был совершить. Преданный служению Богу и людям, почивший Архипастырь не щадил себя» (Речь при погребении в Бозе почившего Преосвященнейшего епископа Авраамия, сказанная протоиереем И. Ивановским // Саратовские епархиальные ведомости. 1893. № 21, отд. неофиц. С. 624–625).

 «Не вдали находился почивший архипастырь от свей родины и от родных своих, но был одинок в своей смерти. Ни здравствующая еще престарелая мать покойного, ни родной брат его, ни другие его родственники, все живущие в Астрахани, не могли, за прекращением пароходного сообщение, поспеть к погребению дорогого своего родственника» (Преосвященнейший Авраамий, епископ Саратовский и Царицынский : (Некролог). С. 612). 

Епископа Авраамия похоронили в крипте нижнего храма Александро-Невского кафедрального собора. Но сегодня останки его лежат под трибунами Саратовского стадиона «Динамо», так как стадион этот был построен на месте уничтоженного Александро-Невского собора.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию