Агапит (Рогозин (Рагозин) Афанасий Иванович), архимандрит
История жизни архимандрита Агапита (Рогозина) вместила четыре «эпохи»: почти 25-летнее служение в Соловецком монастыре (1894–1920), десятилетие продолжения этого служения в статусе «вольнонаемного монаха», когда на Соловецком архипелаге уже господствовал СЛОН (1920 – нач. 1930-х), около шести лет служения настоятелем Ильинского храма на Кегострове (нач. 1930-х – 1938), затем арест и заключение в Белбалтлаге. Во всех сложных обстоятельствах он хранил чистоту веры, отстаивал интересы Церкви, но никого не осуждал, в том числе и советскую власть, говоря: «Бог велел терпеть и молчать».
- Дата рождения: 19.6.1869
- Место рождения: Вологодская губ., Вельский уезд, Никифоровская вол., д. Мокрая Дуброва
- Дата смерти: 1.2.1942
- Место смерти: Вятский ИТЛ, лагерный пункт № 10 (ст. Фосфоритная). Похоронен на кладбище п/к Старцево
Родственники
- отец — Рогозин Иван Дмитриевич, государственный крестьянин
- мать — Рогозина Евдокия Ивановна
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Ист.: www.pezhma.ru Подворье Соловецкого монастыря в Соломбале, где началась монастырская жизнь архимандрита Агапита.
Ист.: pastvu.com Подворье Соловецкого монастыря в Архангельске, где служил иеродиакон Агапит и был рукоположен во священника.
Ист.: pastar.ru Ильинская церковь на Кегострове, в которой служил архимандрит Агапит в 1932–1938.
Ист.: sobory.ru Крест и баннер, установленные на месте захоронения архимандрита Агапита (бывшее лагерное кладбище п/к «Старцево» Вятлага)
Подробная биография
Архимандрит Агапит, в миру Рогозин (Рагозин) Афанасий Иванович, родился 19 июня 1869 г. в крестьянской семье деревни Мокрая Дуброва[1] Вельского уезда Вологодской губернии. Эта деревня относилась приходу Пежемской Богоявленской церкви. В первой части метрической книги этой церкви — «о родившихся» за 1869 г. указано, что «у государственного крестьянина дер. Мокрой Дубровы прихода упомянутой церкви Иоанна Дмитриева Рогозина и законной его жены Евдокии Иоанновой — обоих православного вероисповедания в 1869 г. 19-го июня родился, а 20 крещен сын Афанасий. Таинство крещения совершал приходской священник Алексей Кириллов с диаконами Николаем Левитским и Лаврентием Макаровым. Восприемником был крестьянин Мокрой же Дубровы Димитрий Иоаннов Бовыкин»[2].
После отбытия воинской повинности в двадцатипятилетнем возрасте Афанасий Рогозин поступил трудником на Соломбальское подворье Соловецкого монастыря. Через 2 года он обратился к настоятелю монастыря и членам Учрежденного Собора с прошением о принятии его в число братства Соловецкой обители:
«Имея расположение к монашеской жизни и усердие к Святым Угодникам Божиим Преподобным Зосиме и Савватию Соловецким Чудотворцам и прожив с 1894 года более двух лет при Соломбальском подворье на разных послушаниях, неся оные безропотно, я окончательно убедился в своей мысли посвятить свою жизнь на пользу Святой Соловецкой обители, имея от роду 27 лет, обучался грамоте и окончил курс в двухклассном Земском училище на своей родине.
А потому, припадая к стопам Вашего Высокопреподобия и членов Учрежденного Собора, имею честь нижайше просить, не благоволено ли будет принять меня в число братства Соловецкой обители, в чем и буду ожидать милостиваго удовлетворения. Октября 10 дня 1896 года.
Крестьянин Афанасий Рогозин подписуюсь»[3].
Прошение было удовлетворено, ибо на нем стоит резолюция: «Выдать приемное свидетельство». Менее чем через две недели Афанасий Иванович получил свидетельство о том, что Учрежденный Собор Соловецкого монастыря за его «хорошую и трудолюбивую жизнь» согласен принять его в число братства, и что он может ходатайствовать об увольнении из своего общества, к которому приписан. Круговорот бумаг занял почти год, пока от Вологодской казенной палаты не поступило свидетельство № 15556 от 15 июля 1897 г., о том, что на поступление в монашество бывшего государственного крестьянина Афанасия Иванова Рогозина «от Казенной Палаты препятствий не встречается и со стороны Вологодского Губернатора на это изъявлено согласие»[4].
Как только это свидетельство вместе с метрической выпиской и свидетельством о явке к исполнению воинской повинности были получены в монастыре, Учрежденный Собор «журнальным постановлением»[5] зачислил Афанасия Рогозина в братство Соловецкого монастыря. Согласно послужному списку монашествующих и послушников Соловецкого монастыря за 1915 г.[6], он был определен в число послушников 31 июля 1897 г.
22 июня 1903 г. послушник Афанасий был пострижен в монашество с именем Агапит. Видя его усердие к монашеской жизни, всего через два года настоятель монастыря ходатайствовал о рукоположении монаха Агапита в иеродиакона, что и было исполнено 18 сентября 1905 г.[7] В 1909–1911 г. иеродиакон Агапит исполнял чреду богослужения в церкви Соловецкого подворья в г. Архангельске, что свидетельствует о доверии к нему со стороны священноначалия монастыря, ибо для служения в городских условиях избирались лучшие и надежнейшие из братии.
В 1911 г. он был представлен к священническому рукоположению. В личном деле сохранился текст дополнительной присяги перед рукоположением во иеромонаха: «Аз нижеименованный, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность в подданстве Его Императорскому Величеству, призываемый ныне к служению иерейскому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно потщусь проходить служение сие согласно с словом Божиим, с правилами церковными и указаниями Начальств; Богослужение и таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестную, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслех моих не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо Святыя Церкви и спасение ближних; в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пресвятыя Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь. Соловецкого Ставропигиального монастыря иеродиакон Агапит»[8].
Далее в личном деле следует запись об исповеди и приведении к присяге: «1911 года июля 19 дня иеродиакон Агапит мною исповедан и к присяге приведен, и по открытии его совести препятствий к рукоположению в сан иеромонаха не оказалось. Соловецкого Ставропигиального монастыря Духовник иеромонах Вениамин»[9].
Затем запись, о рукоположении: «24 июля 1911 г. иеродиакон Агапит мною рукоположен в сан иеромонаха при моем служении в Зосимо-Савватиево-Германовском храме в Соловецком подворье в г. Архангельске. Трифон, епископ Дмитровский, Викарий Московский»[10]. Владыка Трифон был прислан в Соловецкую обитель с 4 по 24 июля 1911 г. специально для рукоположения 23 человек монашествующей братии и для освящения новосозданного храма в Трифоно-Печенгской обители. 23 июля Преосвященный Трифон служил Всенощное бдение в церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря с шестью сослужащими иеромонахами. За Литургией 24 июля были рукоположены: иеродиакон Агапит — в иеромонаха, а монах Марк — в иеродиакона. После молебна святому благоверному князю Борису, чье имя дано было владыке Трифону при крещении, и Соловецким чудотворцам Зосиме, Савватию и Герману, Его Преосвященство сказал поучение о значении храма: «Любите храм Божий, храм Божий — это земное небо», и благословлял народ, одаривая богомольцев крестиками и листками духовно-нравственного содержания[11].
В 1912–1915 г. иеромонах Агапит исполнял чреду богослужения в монастыре. В послужном списке за 1915 г. архимандрит Иоанникий отзывался о нем одобрительно: «Хороших качеств, к клиросному послушанию очень способен»[12].
После захвата монастыря представителями советской власти 29 апреля 1920 г. иеромонах Агапит оставался на Соловках. Его имя упоминается в «Списке монашествующей братии, послушников и богомольцев-трудников Соловецкого монастыря»[13], составленном архимандритом Вениамином для представления в Кемский продовольственный комитет в июне 1920 г. В этом списке значились имена насельников монастыря (571 человек), трудившихся в совхозе «Соловки» летом 1920 г. Позднее Агапит Рогозин в числе 282 насельников монастыря поставил свою подпись под договором от 27 февраля 1921 г., который заключили «граждане монашествующие Соловецкого Ставропигиального первоклассного монастыря, имеющие в нем свое местожительство» с «Управлением Соловецкими островами»[14]. Согласно этому договору монашеской общине были переданы «в бессрочное бесплатное пользование находящиеся на Соловецком, Муксаломском Большом и Малом и Заяцком островах богослужебные здания»[15], а именно — все церкви и часовни.
В 1922 г. иеромонах Агапит продолжал трудиться в совхозе, его имя включено в список рабочих совхоза «Соловки», состоящих на приварочном и денежном довольствии, на 1 января 1922 года, в котором значится около 230 бывших насельников монастыря[16]. Когда в 1923 г. в связи с организацией Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) большинство монашествующих были высланы с Соловецких островов, иеромонах Агапит остался в числе братии (60–70 человек), отказавшихся покинуть Соловки. Им было позволено остаться в родных стенах в качестве вольнонаемных «инструкторов» по различным производствам. Они с радостью согласились, говоря, что работают не на ГПУ, а состоят в «послушании» у Святой обители. В. Казачков, бывший заключенным СЛОНа в 1925–1928 г., вспоминал: «В мое время в лагере работали шестьдесят четыре вольнонаемных Соловецких монаха. Некоторых я знал. Отец Агапит — уставщик, который следил за службой в церкви; отец Самсон — крупный специалист кузнечного дела; отец Авенир ведал системой каналов между озерами; отец Мельхиседек — специалист по портновской части, он шил мне пальто перед высылкой в Сибирь»[17]. Отец Агапит был настоятелем кладбищенской церкви в честь преподобного Онуфрия Великого, ближайшим помощником игумена Феофана и представителем общины Соловецких монахов, когда приходилось взаимодействовать с администрацией лагеря. Например, когда в сентябре 1925 г. администрация приняла решение в целях антирелигиозной пропаганды произвести вскрытие мощей Соловецких преподобных Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха, в комиссии, кроме начальника культурно-воспитательной части Д. Я. Когана и А. П. Иванова, принимали участие иеромонах Агапит и представители ссыльного духовенства: епископы Мануил (Лемешевский) и Иувеналий (Масловский), священники Вертоградский и Кедров[18]. Влияние духовенства привело к тому, что мощи были помещены в антирелигиозный отдел краеведческого музея и, таким образом, сохранены.
По воспоминаниям ссыльных католических священников, осенью 1925 г. они вели переговоры с администрацией лагеря по поводу разрешения совершать свои богослужения в притворе кладбищенской церкви. Администрация, в принципе, не возражала, но иеромонах Агапит с братией были настроены категорически против этого[19]. Поэтому католикам для совершения богослужений была выделена часовня преподобного Германа в двух с половиной километрах от монастыря к северо-западу на берегу моря.
В 1926–1929 г. Онуфриевскую церковь на монастырском кладбище могли посещать не только «монахи-инструктора» закрытого уже Соловецкого монастыря, но и сосланные по церковным делам архиереи, священники, миряне, — правда, по особому персональному разрешению начальника лагеря. Согласно воспоминаниям заключенных, богослужения совершались ежедневно: в 4 часа утра Божественная литургия и в 6 часов вечера вечерня и утреня. Состав монашеской общины на 1929 г. зафиксирован в списке монашествующей братии Соловецкого монастыря, составленном 30 июля 1929 г. иеромонахом Мартином в память 500-летия прихода на Соловки первых иноков Савватия и Германа. Список включает имена 58 человек, кроме сана и монашеских имен указан возраст, дата прибытия в монастырь, дата пострижения в монашество или рукоположения в священный сан[20]. Из этого документа следует, что иеромонах Агапит пользовался всеобщим уважением, так как его имя стоит вторым после архимандрита Феофана, и что в 1929 г. он был возведен в сан игумена кем-то из ссыльных архиереев.
В помяннике, составленном 17 января 1929 г. Никифором Стрелковым, жителем с. Козлы Архангельской губернии[21], имя игумена Агапита записано сначала среди иеромонахов по старшинству рукоположения одиннадцатым на Л. 2 об., а затем дописано на Л. 2, с саном игумена. Возможно, что Стрелковы узнали о возведении его в сан игумена, когда игумен Агапит уже поселился в Архангельске после 1930 г. Сведения же с Соловков о возведении в сан игумена иеромонахов Алексия и Наума в 1929 г. в помяннике братьев Стрелковых не отражены.
Сведения о жизни игумена Агапита в Архангельске подчерпнуты из архивного следственного дела «по обвинению Рагозина Афанасия Ивановича»[22] 1938 г. Он сам показал, что «служил священником Кегостровской[23] церкви после ссылки Шилова[24] с 1932 г.»[25] до своего ареста 14 марта 1938 г.
1 октября 1933 г. игумен Агапит был возведен в сан архимандрита. Сохранилась справка следующего содержания:
«дана игумену Агапиту (Рогозину) в том, что он заместителем Патриаршего Местоблюстителя Преосвященным митрополитом Горьковским Сергием удостоен награждения саном Архимандрита, в каковой сан и возведен Преосвященным архиепископом Дмитровским Питиримом[26], Управляющим Московской епархией, за Божественной литургией в Московском Дорогомиловском кафедральном соборе 1 сего октября с возложением на означенного архимандрита митры, — что и удостоверяется подписом и приложением печати». (Подписи: Питирим, А. Дмитровский, протоиерей Александр Лебедев[27])[28].
По-видимому, в том же году архимандрит Агапит был официально утвержден настоятелем церкви на Кегострове, и продолжал им оставаться после возвращения из ссылки протоиерея Алексия Шилова в 1936 г. Об этом свидетельствуют два документа также изъятых при аресте. 8 мая 1936 г. архиепископ Архангельский и Холмогорский Никон[29] прислал «Настоятелю храма, что в Кегострове Архимандриту Агапиту» циркуляр о том, что при совершении таинства крещения над детьми обязательно требовать согласие обоих родителей. Также и циркуляр архиепископа Никона от 2 января 1937 г. о поминовении за богослужением «Патриаршего Местоблюстителя нашего, Блаженнейшего Сергия, Митрополита Московского и Коломенского» адресован «Настоятелю храма на Кегострове Архимандриту Агапиту».
Проживал архимандрит Агапит на квартире Поспеловой Елизаветы Александровны (Архангельск, ул. Энгельса (Воскресенская), д. 30, кв. 2), по-видимому, с 1931 или 1932 г., как он сам указал в протоколе допроса — «7–8 лет»[30]. Согласно паспорту, хранящемуся в приложении к делу, он был официально прописан по этому адресу с 04.01.1934 г. (паспорт СД № 553629 выдан 11 ноября 1937 г. 1-м отделением РКМ УНКВД г. Архангельска).
В Кегостровском храме тайно совершали богослужения ссыльные епископы Игнатий (Садковский) и, возможно, Парфений (Брянских)[31].
14 марта 1938 г. архимандрит Агапит был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как активный участник «контрреволюционной группировки духовенства». Допрашивали его на следующий день 15.03.1938, все обвинения он отрицал. Из протокола второго допроса 08.04.1938, становится понятно, что Кегостровский приход пытался противостоять решению сельсовета закрыть Ильинский храм. Архимандрит Агапит показал: «В конце 1937 г. сельсоветом действительно велась работа по разъяснению населению о вреде религии и массы колхозников вынесли решение закрыть церковь, в которой я служу. По окончании службы действительно в церкви верующие организовали собрание, после чего была подана жалоба в сельсовет и в облисполком с подписями верующих, требовавших оставить церковь в пользовании культа. Я во время собрания находился в алтаре церкви, кем было организовано это собрание для меня неизвестно, лично я его не организовывал и верующих не просил подавать какие-либо жалобы на действия сельсовета»[32].
В протоколе судебного заседания от 28.04.1938 г. указано, что обвиняемый Рогозин Афанасий Иванович виновным себя не признал. По делу показал: «Агитации против Советской власти я не вел. Я служил священником Кегостровской церкви после ссылки Шилова с 1932 г. В 1936 г. Шилов из ссылки вернулся, с того времени я стал посещать Шиловых. Эти посещения в период 1936–1937 гг. обычно были после обедни, заходил я туда на стакан чая, а иногда и работал у них — пилил дрова и подметал улицу. Кроме того, Шилова посещали высланные епископы Святицкий и Садковский. За чаем Святицкий и Садковский обычно вели разговор на политические темы, но я участия в этом не принимал, потому что газет я не читаю 40 лет и в политике не понимаю. Какое содержание было бесед, я передать не могу, так как плохая память. Но сознаюсь на суде что Святицкий и Садковский неоднократно у меня в церкви каялись перед престолом, что они не согласны с Советской властью. Я на это им говорил: "Бог велел терпеть и молчать". Я об этом не должен бы говорить, но на суде скажу верно»[33]. Архимандрит Агапит, называя имена, знал, что оба его собеседника были сосланы в Кулойлаг 15 октября 1937 г. и скончались в лагере: епископ Игнатий Садковский — 9 февраля 1938 г., а священник Святицкий Александр Васильевич — 4 января 1938 г. Протоиерей Алексей Шилов на допросе подтвердил, что во время бесед сам архимандрит Агапит всегда сидел молча.
4 июля 1938 г. по приговору Архангельского областного суда архимандрит Агапит заключен в ИТЛ на 10 лет с поражением в правах на 5 лет. 26 февраля 1992 г. реабилитирован[34].
На запрос священноначалия Соловецкого монастыря в информационный центр МВД по Республике Карелия были предоставлены следующие сведения: «Рогозин Афонасий [так в документе. — Ред.] Иванович, 1869 г. р., уроженец д. Селиваново Вельского района Архангельской области. Местожительство на момент ареста — Соловецкий монастырь, Архангельская область, священник. Осужден Спецколлегией Архангельского областного суда 11.07.1938 г. по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР на срок 10 лет. Начало срока — 14.03.1938 г., конец срока — 14.03.1948 г. Прибыл в ББлаг НКВД СССР Котласским этапом 11.12.1938 г. Убыл в комбинат Северо-Никель НКВД СССР г. Мончегорск (строевая записка 8 отд. на 21.03.1940 г.)»[35].
Последнее известное нам упоминание об отце Агапите встречается в деле Петра Федосихина и др.[36] По этому делу 15 августа 1940 г. была арестована Поспелова Зоя Александровна. В деле (Т. 1. Л. 50) упоминается, что «изъятое при обыске на чердаке дома Поспеловой церковное имущество (облачения, митры, книги) принадлежит осужденному за контрреволюционную деятельность духовенству Рагозину и Коробицину». В описи изъятых вещей на листе 51-м того же дела указано:
«Архиерейское облачение — 7 комплектов (саккос, епитрахиль, омофор);
Риз священнических — 15;
Митр — 2;
Епитрахилей — 8;
воздухов — 14; и т. д.»
На допросе 29 августа 1940 г. Зоя Александровна пояснила: «Обнаруженное обыском на моей квартире имущество принадлежит архимандриту Рогозину Афанасию (Агапиту), который проживал на нашей квартире с 1932 по 1937 г. Рогозин был осужден за контрреволюционные действия и выслан в лагерь, где и находится в настоящее время»[37]. Далее (Т. 3. Л. 180) Зоя Александровна показала, что архимандрит Агапит находится в ссылке в Мончегорске.
Из Мончегорского ИТЛ архимандрит Агапит был переведен в Вятлаг, куда прибыл 22.7.1941 г. Находился здесь в лагерных отделениях № 1, 4, 10. Умер, согласно архивной справке из УФСИН России по Кировской области, «от истощения и старческой дряхлости» 1.2.1942 г. в стационаре лагерного пункта № 10 (ст. Фосфоритная). Похоронен на кладбище п/
__________________________________________________
[1] В настоящее время д. Селиваново Вельского р-на Архангельской обл.
[2] Учрежденного Собора Соловецкого монастыря дело ... Л. 10.
В левом верхнем углу на обложке дела наклейка: «О послушнике Афанасие Рогозине». Позднее сверху дописано: «О монахе Агапите». Затем зачеркнуто «монахе» и дописано «иеродиаконе». Наконец, в слове «иеродиаконе» зачеркнуто «диаконе» и исправлено «монахе», что соответствовало иеромонашеской хиротонии. Дело было заведено 10 октября 1896 г. Дата окончания дела не стоит. Последний монастырский документ в деле — копия текста дополнительной присяги перед рукоположением во иеромонаха 1911 г.
[3] Там же. Л. 3–4.
[4] Там же. Л. 9.
[5] Там же. Л. 7.
[6] Послужные списки монашествующих и послушников Соловецкого монастыря 1915 г. / РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 911. 1915. № 42.
[7] 18 сентября. «Неделя 15 по Пятидесятнице. Литургия была совершена Его Преосвященством [Иоанникием (Казанским). — Ред.] в церкви Никольского подворья в сослужении протоиерея Илии Легатова и иеромонаха Иоанникия. За литургией были рукоположены: Соловецкого монастыря иеродиакон Донат в иеромонаха и монах Агапит в иеродиакона» (см. Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 19, ч. офиц. С. 253–254).
[8] Учрежденного Собора Соловецкого монастыря дело… Л. 11–12.
[9] Там же. Л. 12. Прпмч. Вениамин (Кононов), архимандрит (1869–1928).
[10] Там же. Л. 12. Митрополит Трифон (Туркестанов) (1861–1934).
[11] Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 15, часть неофиц. С. 415.
[12] РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 911. 1915. № 42.
[13] ЦГА РК. Ф. 205. Оп. 1. Д. 7/
[14] Государственный архив Архангельской обл. (далее — ГААО). Ф. 1222. Оп. 1. Д. 4. Л. 120. Копия предоставлена СГИАПМЗ, вспомогательный фонд № 2352.
[15] Там же. Л. 115.
[16] ГААО Ф. 105. Оп. 3. Д. 115. Л. 115-116. № 187. Копия предоставлена СГИАПМЗ, вспомогательный фонд № 2144.
[17] Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет особого назначения 1920–1939. М., 2002. С. 212.
[18] Вскрытие Соловецких мощей // Новые Соловки. № 39, 27 сентября 1925. С. 2.
[19] Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 33.
[20] Балан С. Б. Список монашествующей братии Соловецкого монастыря на юбилейный 500-й год (1429–1929) // Соловецкий сборник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 182–183.
[21] Синодик живых и усопших многогр. раба Никифора. Составлен 17 января 1929 г. С. Козлы // ЦАК Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 7. URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
[22] Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-19568, 14.03.1938–28.04.1938 г.
[23] Кегостров — остров на р. Сев. Двина, расположенный напротив центральной части Архангельска. На нем приходская деревянная церковь в честь пророка Илии перестроена и освящена в 1807 г.
[24] Протоиерей Шилов Алексей Владимирович (1868 – не ранее 1938). Настоятель Кегостровского прихода с 10 июня 1909 г. (см. Архангельские епархиальные ведомости. 1909. № 12/
[25] Д. П-19568. Л. 32.
[26] Питирим (Крылов) (26.02.1895–19.08.1937), архиепископ Велико-Устюжский и Усть-Вымский. В 1923–1926 г. отбывал ссылку в Соловецком лагере в сане игумена. 18.05.1932–27.04.1934 — архиепископ Дмитровский, временный управляющий Московской епархией.
[27] Лебедев Александр Васильевич (18.11.1888 – конец 1937), протоиерей, ключарь Богоявленского Собора в Дорогомилове, 4.10.1933 назначен Управляющим делами Временного Патриаршего Священного Синода.
[28] Справка о возведении игумена Агапита (Рогозина) в сан архимандрита 1 октября 1933 г. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд архимандрита Агапита (Рогозина). Д. 3. URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
[29] Никон (Пурлевский) (1886–1938), архиепископ Казанский и Свияжский. На Архангельской кафедре с 19 октября 1933 г. по 5 июня 1937 г.
[30] Д. П-19568. Л. 16.
[31] За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 195. Епископ Игнатий (Садковский) в 1923–1926 гг. был в ссылке на Соловках, т. е. был, по-видимому, знаком с о. Агапитом. С. 399. Епископ Парфений (Брянских). В 1937 г. оба епископа были арестованы.
[32] Д. П-19568. Л. 6.
[33] Д. П-19568. Л. 32 об.
[34] За веру Христову. С. 8.
[35] Письмо ИЦ МВД по Республике Карелия № 3/
[36] Архив УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-12580, 1940 г. Т. 1–6.
[37] Там же. Т. 3. Л. 167.
Монахиня Никона (Осипенко)
Архивные источники
-
Архивное личное дело № 43237 и учетная карточка специального учета осужденных на Рогозина А. И. // Архив УФСИН России по Кировской области
Литература
-
За веру Христову : Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951) : Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 8
-
Православие на Соловках : Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 10, 33