Плясунов Константин Степанович, протоиерей

  • Дата рождения: дек. 1904
  • Место рождения: Пермская губ., Екатеринбургский уезд, завод Верхнесергинский
  • Дата смерти: 11.2.1958
  • Место смерти: г. Москва. Скончался в военном госпитале им. Бурденко, похоронен на городском кладбище у Машзавода в г. Оренбурге

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
май 1921
средняя школа
1921
Екатеринбургская духовная семинария
сдал экзамены экстерном в объеме семинарского курса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

сент. 1925
рукоположен во священника
не позднее 1947
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1921
1923
Екатеринбургская и Ирбитская епархия, Пермская губ., завод Верхнесергинский, Введенская церковь, псаломщик
1923
сент. 1925
сент. 1925
июнь 1927
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., завод Верхнесергинский, Введенская церковь, священник
июнь 1927
ок. 1930
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., г. Нижний Тагил, Иоанно-Предтеченская церковь на Сухоложском кладбище, священник
ок. 1930
май 1931
июнь 1931
не позднее 20.12.1931
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., завод Чермоз, священник (на вакансии псаломщика)
20.12.1931
апр. 1932
Свердловская и Ирбитская епархия, Уральская обл., г. Невьянск, Спасо-Преображенский кафедральный собор, священник (на вакансии псаломщика). Секретарь епархиальной канцелярии собора
не ранее 1945
март 1946
март 1946
май 1947
Чкаловская и Бузулукская епархия, Чкаловская обл., г. Орск, Никольская церковь, протоиерей (настоятель). Благочинный 4-го округа Чкаловской епархии
май 1947
июль 1949
Чкаловская и Бузулукская епархия, Чкаловская обл., г. Бузклук, Петропавловская церковь, протоиерей (настоятель). С 8.1947 — постоянный корреспондент редакции «Журнала Московской Патриархии» по Чкаловской обл.
15.7.1949
1957
Оренбургская и Бузулукская епархия, г. Оренбург, Никольский кафедральный собор, протоиерей (настоятель)
Показать все

Награды

1925
право ношения набедренника
1928
право ношения скуфьи
1931
право ношения камилавки
Показать все

Преследования

ок. 29.4.1932
арестован в г. Невьянске. Обвинялся в том, что «являясь секретным сотрудником ОГПУ, уклонялся от работы, укрывал лиц антисоветски и к/р настроенных»
7.9.1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на ссылку в Западную Сибирь на 15 лет, по ст. 58-12 УК РСФСР
7.9.19321939
находился в ссылке в Западно-Сибирском крае
1939 – ок. 1945
находился в ссылке в г. Петропавловке
19.6.1989
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Протоиерей Константин в 1932 г. был осужден по статье 58 п. 12 Уголовного кодекса РСФСР — «недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении».

Еще будучи псаломщиком, в 1925 г. отец Константин подписал в органах ОГПУ обязательства осведомителя, взяв при этом псевдоним «Христианин». Но как впоследствии сформулировали следователи в обвинительном заключении, «на протяжении 7 лет Плясунов уклонялся от работы. Мало этого, встречаясь и бывая в сообществе с лицами явно а/с и к/р настроенными и зная все их действия, Плясунов о всем этом не только молчал, но намеренно укрывал их к/р деятельность, проявив таким образом явное двурушничество».

Во время следствия о. Константин показал: «16 марта 1925 г. во время моей службы псаломщиком в Верх-Исетском соборе, был вызван в ОГПУ и с меня было взято обязательство о сотрудничестве с органами ОГПУ, но я ни одного сообщения органам ОГПУ не давал и не могу дать по своим убеждениям т. к. мои убеждения основаны на учении Христа "Не делай другому того, чего себе не хочешь, люби ближнего как самого себя", а потому сотрудничество с органами ОГПУ для меня является несовместимым с моими убеждениями, нарушают мою моральную (духовную) жизнь, и у меня выработалась психология "ради христианского достоинства готов перенести испытания". По всему вышеизложенному от сотрудничества с органами ОГПУ отказываюсь, и, невзирая ни на какие требования, работать не буду».

От иерея Константина Плясунова требовали показаний на жившего с ним на одной квартире настоятеля Спасо-Преображенского собора г. Невьянска протоиерея Иоанна Покровского, которого обвиняли в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в распространении литературных трудов «в защиту христианства и религии». Отец Константин от дачи показаний категорически отказался.

Как отмечает исследователь В. А. Чемезова, «следственные действия в отношении обоих священников начали вести параллельно с массовым на Урале делом "Историческая гниль"[*]. Но, по версии Тагильского оперсектора ОГПУ, наряду с Верхотурской, Нижнетагильской, Сарапульской ячейками контрреволюционной организации, Невьянская ячейка была малочисленна и не укладывалась в концепцию следователей. Они не смогли доказать причастность священнослужителей к организации волнений прихожан по поводу предполагаемого закрытия Спасо-Преображенского собора г. Невьянска. В отношении протоиерея Иоанна обвинение даже не было предъявлено, а о. Константина привлекли за недоносительство» (Осведомитель «Христианин»: уголовное дело священника Константина Плясунова).

Супруга отца Константина — Мария Александровна (дочь преподобномученика Ардалиона (Пономарева)) добровольно последовала за мужем в ссылку. «Заключенных, а это было высшее духовенство Екатеринбургской епархии, гнали тысячи километров зимой пешком. 800 человек архиереев, священнослужителей, монахов и мирян завезли в глушь, непроходимые места. Сказали: "Ройте себе землянки и живите". Там не было ни дорог, ни жилья, лишь кедровый лес и безлюдная тайга... Отмечаться ходили каждый месяц в другое поселение за 60 км...

В землянке о. Константина совершали Литургии, причащали известные архипастыри: владыка Свердловский Корнилий (Соболев), владыка Алексий (Палицын). Монах о. Гурий сложил печку и пек хлеб. Приходилось просить милостыню, чтобы как-то существовать» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.).

В послевоенное время протоиерей Константин служил на разных приходах. Пользовался любовью со стороны священнослужителей и мирян. Запомнился «интересными и трогательными проповедями, простотой, смирением и незлобием. Он умел поговорить с народом, утешал, духовно окормлял свою паству и был во всем примером христианской жизни» (Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.). Автор многочисленных научно-богословских трудов.

Иеромонах Аркадий (Логинов) и О. В. Иванова в исследовании «Особенности покаянных паттернов по материалам рукописных религиозных текстов 1940–1970 гг...» анализируют работу отца Константина «Общая исповедь», написанную в 1947 г. Книга составлена из элементов чинопоследования таинства Покаяния, к которому приложено вступительное назидательное слово о. Константина и перечень вопросов, отражающих пастырскую позицию и особенности покаянных настроений времени. Исследователи отмечают, «точное богословское понимание смысла и значения христианской жизни» автором. В книге протоиерея Константина звучат «актуальные для своего времени и иногда весьма красноречивые вопросы»: «Не стыдился ли кто быть исповедником славы Божьей среди окружающих людей?»; «Всегда ли защищал ближнего от клеветы?». «Любишь ли ты правду, даже до смерти?». «Внимание к этим темам не случайно,— отмечают исследователи, — т. к. связано с трудным для послевоенного обывателя подвигом веры "в конечное торжество всепобеждающей Правды Божией"».

Отец Константин работал над толкованием на Четвероевангелие, но закончить книгу помешала внезапная болезнь и смерть. Скончался в военном госпитале имени Бурденко в Москве, где проходил лечение от опухоли мозга, развившейся после автокатастрофы, произошедшей в 1956 г.

Вдова священника долгие годы была хранительницей Царского креста-мощевика, ныне являющегося главной святыней монастыря во имя святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Матушка Мария передала крест в семью брата — протоиерея Григория Пономарева.

____________________ 

[*] Дата приговора и место ссылки отца Константина указывают на внутреннюю связь дела с уголовным делом «Историческая гниль», приговор по которому в отношении 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда был произнесен в тот же день.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию