Хотовицкий Александр Александрович, протопресвитер, священномученик

«Я увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая всякое служение делает воистину делом Божиим и без которой всякое звание превращается в бездушное и мертвящее ремесло…» (Николай (Зиоров), епископ Алеутский и Аляскинский. Слово на рукоположение во священника. 1896).

  • Дата рождения: 11.2.1872
  • Место рождения: Волынская губ., г. Кременец
  • Дата смерти: 19.8.1937
  • Место смерти: г. Москва. Погребен на Донском кладбище в братской могиле № 1 (захоронения расстрелянных)

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29.11–2.12.1994 г. Память совершается 7/20 августа, в день прославления (21 ноября/4 декабря), день па­мя­ти От­цов По­мест­но­го Со­бо­ра Церк­ви Рус­ской 1917–1918 г. (5/18 ноября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Неделя 25 января/7 февраля или ближайшая после этого дня), Соборе Московских святых (Неделя перед 26 августа/8 сентября), Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1891
Волынская духовная семинария
окончил со званием студента
1895
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

23.2.1896
рукоположен во диакона епископом Алеутским и Аляскинским Николаем (Зиоровым) в г. Сан-Франциско
25.2.1896
рукоположен во священника епископом Алеутским и Аляскинским Николаем (Зиоровым)
10.8.1901
возведен в сан протоиерея епископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном (Беллавиным)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1895
23.2.1896
Алеутская и Аляскинская епархия, США, г. Нью-Йорк, Никольская церковь, псаломщик, с февраля 1896 — диакон, затем священник
нояб. 1896
нояб. 1902
Алеутская и Северо-Американская епархия, США, г. Нью-Йорк, Никольская церковь, протоиерей, настоятель
нояб. 1902
26.2.1914
Алеутская и Северо-Американская епархия, США, г. Нью-Йорк, Николаевский кафедральный собор, протоиерей, настоятель
не ранее марта 1914
авг. 1917
авг. 1917
не позднее 9.9.1924
Московская епархия, г. Москва, собор Христа Спасителя, протоиерей, ключарь
1928
лето 1937
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Ризоположения на Донской улице, протоиерей, настоятель
Показать все

Награды

6.5.1901
наперсный крест с украшениями, преподнесенный прихожанами и возложенный епископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном (Беллавиным)
6.5.1903
орден св. Анны 3-й степени
6.5.1909
право ношения палицы
6.5.1912
орден св. Владимира 4-й степени, награжден за службу по епархиальному ведомству
6.5.1914
орден св. Владимира 3-й степени, награжден за службу по епархиальному ведомству
6.5.1916
орден св. Анны 1-й степени
1919
право служения в митре, награжден ко Дню Св. Пасхи
Показать все

Преследования

1919
арестован, через три дня освобожден
май 1920
арестован, через несколько дней освобожден
8.12.1921
арестован, обвинен в «нарушении декрета об отделении Церкви от государства, в преподавании Закона Божия»
8.12.192119.12.1921
находился в заключении
19.12.1921
освобожден
23.2.1922
арестован. Привлечен в качестве обвиняемого по 2-му этапу Московского судебного процесса «об изъятии церковных ценностей»
23.2.1922 – не позднее окт. 1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
13.12.1922
осужден Московским революционным трибуналом на 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и последующим поражением в правах на 5 лет
окт. 1923
освобожден досрочно
9.9.1924
арестован по Списку церковных деятелей Москвы, рекомендованных к административной высылке, составленному начальником 6-го отд. Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым
не ранее сент. 1924
в «административном порядке» приговорен к высылке в Туруханский край на 3 года. Проживал в поселке на р. Ангаре
лето 1937
арестован
19.8.1937
расстрелян
Показать все

Другие сведения

После отъезда в Россию в 1896 году настоятеля нью-йоркского Свято-Никольского прихода прот. Евтихия Балановича отец Александр Хотовицкий был назначен на его место и сразу же решил начать строительство нового кафедрального собора. По благословению епископа Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Московского и всея России, он купил землю. Чтобы собрать средства на сооружение собора, ему пришлось не только объехать православные общины Нового Света, но и побывать в России. Государь Николай II первым пожертвовал от себя 5000 рублей «на это важное и необходимое дело».

Отца Александра ждала в России удивительная встреча. О ней он напишет в своем дневнике и скажет в слове на смерть святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. «...На утро я был в церкви. Здесь отец Иоанн признал меня, взял мою сборную книгу и на заглавном листе написал: «Господи, благослови книгу сию сборную и дело, на которое она дана, благословением вседейственным и всещедрым и привлекай сердца верных рабов Твоих к иерею-миссионеру, да расположатся все в его пользу или, вернее, в пользу дела Божия. Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев. Жертвую двести руб. 27 марта, 1900 г.».

Отец Александр вспоминал: «С книгою этой прошел я святую Русь, и везде эта надпись открывала сердца людския, везде упоминание о благословении отца Иоанна на это святое дело раскрывало кошельки и, таким образом, отец Иоанн был в строгом смысле создателем и нашего храма в Нью-Йорке...».

Два года возводился собор в Нью-Йорке. В его торжественном освящении в ноябре 1902 года приняли участие более 20 священнослужителей. В храме, вместимостью 900 человек, стояли две тысячи, более тысячи молились снаружи. С трепетом внимали все словам будущего Патриарха Тихона: «В православной вере стойте, родные предания держите, храм Божий любите. Вы род избранный, люди взятые в удел, чтобы возвещать окружающим нас инославным чудный свет православия».

Отец Александр обладал незаурядным организаторским талантом и «красноречием Златоуста» — уникальным даром проповедника. Он участвовал в создании епархиального православного общества взаимопомощи: был его казначеем, первым секретарем и председателем. Общество помогало австрийским и карпатским русинам, македонским славянам, русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях. С открытием нового собора начался переход карпатских русин из унии в православие. Отец Александр ездил по городам Америки, укрепляя новообращенных. На собрания, проводимые после богослужений, приходили тысячи людей. Ксендзы часто настраивали униатов против православных священников.

Несмотря на препятствия, трудами и заботами отца Александра было основано 12 приходов на Восточном побережье Америки: в Филадельфии, Саунт-Реворе, Пассаике, Юнкерсе и других городах. Он был главным редактором и одним из основных авторов выходившего на русском и английском языках журнала «Американский Православный Вестник». Отец Александр публиковал в нем не только статьи богословского содержания, но и дневниковые размышления, стихи.

По отзывам современников, отец Александр являл собой пример жертвенного служения Богу и ближним: «От природы аристократ, чрезвычайно умный и образованный, с тонким юмором, в проповедничестве — стихия, в литературе — незаурядный публицист и поэт, для своих пасомых — идеальный пастырь, для нас, иереев, — хоть и молодой, но уже умудренный опытом, всегда отзывчивый и благожелательный друг и советник, а для всех русских людей — неизменно гостеприимный хозяин, — таков был отец Хотовицкий».

С 1914 по 1917 год отец Александр служил в Финляндии, в Гельсингфорсе, под началом будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Немало было положено трудов по ограждению православной паствы, в основном корел, от прозелитической экспансии лютеран.

В августе 1917 года протоиерей Александр был переведен в Москву и назначен ключарем храма Христа Спасителя. В труднейшие для России годы он был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией, участником Поместного Собора 1917–1918 годов, на заседаниях которого много раз выступал со словами боли и заботы о Церкви.

В 1918 году при храме Христа Спасителя под духовным окормлением настоятеля протоиерея Николая Арсеньева и ключаря Александра Хотовицкого было учреждено братство. Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей,  начался сбор средств для голодающих, но при этом старались сохранить святыни собора. На квартире батюшки проходили заседания служителей и мирян, где был составлен проект резолюции приходского совета, в котором от властей требовали гарантии, что пожертвования будут действительно употреблены на спасение голодающих, и выражался протест против травли в прессе епископов, священников, верующих людей. Власти восприняли эти требования как вызов. 27 ноября 1922 года в Москве открылся второй процесс против 118 священнослужителей и мирян. Одним из главных обвиняемых был протоиерей Александр Хотовицкий. На допросах он держался спокойно, старался выгородить других, но виноватым себя не признавал: «Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене церковных ценностей соответствующим металлом». На судебном заседании известный прокурор Вышинский просил суд приговорить 13 обвиняемых, в том числе и отца Александра, к смертной казни. 11 декабря обвиняемым дали последнее слово. Батюшка пытался защитить собратьев: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на квартире: одни из них старики, а другие — совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора».

В октябре 1923 года протоиерей Александр Хотовицкий был амнистирован, но на свободе оставался недолго. Начальник 6-го отдела ОГПУ Е. Тучков составил список из 13 человек, которых он рекомендовал подвергнуть административной высылке. Отцу Александру он дал такую характеристику: «Поп-проповедник с высшим образованием, очень активный, резок и пользуется влиянием на тихоновцев. Настроен антисоветски». На этот раз батюшка был отправлен на трехлетнее поселение в Туруханский край.

Любовь и преданность духовных детей помогли отцу Александру перенести ссылку, и хотя здоровье его было подорвано — духовно он окреп. Письма его излучали свет и теплоту. Вот одно из них — духовным дочерям Тане и Вере: «Здравствуйте, дорогие мои деточки, чижики мои хорошие! ... Будьте же здоровы и Богу милы, дети мои! Да хранит вас Христос Спаситель на всех путях ваших! Берегите Его, Его слова, Его заветы в жизни своей, проводите их в деятельность вашу, в отношения ваши к родным, к ближним вашим, к тем, кто руководит вами и кого призваны вы радовать вашей жизнью, лаской, приветом, молитвой, поддержкой...».

По возвращении из ссылки в Москву отец Александр Хотовицкий стал одним из ближайших помощников Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В 1930-е годы он служил настоятелем храма Ризоположения на Донской улице. Прихожанин этого храма А. Б. Свенцицкий вспоминал: «Я присутствовал в 1936–1937 годах много раз на службе отца Александра. Высокий, седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно интеллигентная внешность. Седые подстриженные волосы, небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий, громкий тенор голоса, четкие вдохновенные возгласы... У отца Александра было много прихожан, очень чтивших его... И сегодня помню глаза отца Александра: казалось, что его взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя. Это ощущение было у меня, когда я видел святого Патриарха Тихона при встрече его с духовенством у храма Неопалимая Купина (1924 г.). Так же и глаза отца Александра, светящийся в них свет говорят о его святости».

(по материалам статьи Н. Н. Зотовой «Щедрот Божественных не помнить я не смею»).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию