Ландышев Степан Васильевич, протоиерей

Любимый ученик и сподвижник прп. Макария Алтайского (Глухарёва), его преемник по Алтайской духовной миссии

Родственники

  • отец  —  Ландышев Василий (ум. не ранее 1837), диакон Нижегородской епархии, сосланный в Томскую губернию. Жил в Томске
  • мачеха  —  Ландышева Прасковья Матвеевна. С 1837 — при Алтайской духовной миссии. С 1838 служила в д. Майме — пекла хлеб для миссионеров, заведовала богадельней
  • жена  —  Ландышева (Горшкова) Агриппина Ионовна (ок. 1824 – 6.1.1881), сирота, находилась на попечении у дяди, в его доме выучилась грамоте. Венчание состоялось в Москве осенью 1843. Свт. Филарет, митрополит Московский, в донесении Святейшему Синоду от 10.4.1845 между прочим сообщил «о благородном поступке Ландышева при вступлении в брак: вдова, мать невесты, сберегла и предложила ему за дочерью 300 р. ассигнациями. Он не отказался от принятия, но при отъезде из Москвы, рассуждая, что престарелая вдова может иметь более нужды в сих деньгах, нежели он с бедною, как и сам, женою, оставил сии деньги в распоряжении тещи» (Материалы для истории Алтайской духовной миссии... С. 18). Заведовала Улалинской женской школой, занималась пчеловодством
  • тесть  — 
  • сын  —  Ландышев Василий Степанович, священник
  • дочь  —  Завадовская (Ландышева) Анна Степановна (род. ок. 1847)
  • зять  — 
  • сын  —  Ландышев Иван Степанович, священник
  • дочь  —  Ландышева Мария Степановна (ок. 1855 – не ранее 1870)
  • дочь  —  (Ландышева) Ольга Степановна (род. ок. 1857). Вышла замуж за священника-миссионера
  • сын  —  Ландышев Александр Степанович (род. ок. 1858). В 1870–1871 учеб. году обучался в Барнаульском духовном училище. На военной службе(?)
  • сын  —  Ландышев Михаил Степанович, священник
  • сын  —  Ландышев Алексей Степанович, священник
  • дочь  —  Ландышева Екатерина Степановна (ок. 1867 – не ранее 1870)
  • двоюродный брат  —  Вербицкий Василий Иванович, протоиерей
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
15.5.1836
Нижегородская духовная семинария
по прошению уволен из среднего отделения в связи с переездом в Томскую губернию для ухода за отцом
28.12.1843
Нижегородская духовная семинария
выдержал экзамен по предметам высшего отделения семинарии; правлением семинарии причислен к 1-му разряду воспитанников, с присвоением звания студента
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

13.2.1844
рукоположен во диакона епископом Томским и Енисейским Афанасием (Соколовым)
20.2.1844
рукоположен во священника епископом Томским и Енисейским Афанасием (Соколовым)
30.8.1845
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
22.9.1836
1844
Томская и Енисейская епархия, Томская губ., Алтайская духовная миссия, послушник, помощник управляющего миссией (с 11.10.1838). По прибытии в Томскую епархию из Нижегородской 23.8.1836 посвящен в стихарь. 22.9.1836 определен к Алтайской духовной миссии «на служение в проповедании слова Божия язычникам (...) В продолжении 7 лет послушнического служения участвовал во всех трудах службы миссионерской»
20.2.1844
8.5.1844
Томская и Енисейская епархия, Алтайская духовная миссия, священник походной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса
8.5.1844
1865
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Алтайская духовная миссия, протоиерей (до 30.8.1845 — священник), начальник миссии (до 12.7.1845 — исполняющий обязанности). Занимался обучением инородческих детей мужского пола (до 1852), в 1844 открыл в с. Улала училище для инородческих дочерей для обучения грамоте и Закону Божию
1865
1875
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Бийский округ, с. Улалинское, Алтайская духовная миссия, Улалинский стан, протоиерей, помощник начальника миссии (переведен на должность с назначением начальником миссии архимандрита Владимира (Петрова)). Уволен за штат по болезни
1875
25.12.1882
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Бийский округ, с. Улалинское (Улала), Алтайская духовная миссия, Улалинский стан, заштатный протоиерей. Находясь за штатом, продолжал участвовать в делах миссии, совершал богослужения
Показать все

Награды

11.3.1845
право ношения набедренника, «за отлично-честное поведение и немаловременную, многотрудную, деятельную и усердную службу при миссии»
26.4.1848
право ношения скуфьи, «за труды по службе»
27.3.1851
архипастырская благодарность, «за содействие к построению инородцами новой деревянной церкви в с. Быстрянском с образованием нового прихода»
17.4.1854
право ношения камилавки, «за труды по службе»
25.10.1855
архипастырская признательность, «за отлично-ревностное служение и особые по своей службе труды»
13.6.1857
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
14.4.1858
право ношения наперсного креста, «за труды по службе»
21.4.1862
орден св. Анны 3-й степени, «за отлично-усердную службу»
16.4.1868
орден св. Анны 2-й степени
Показать все

Другие сведения

Автор-миссионер в 1913 г. так описывает портрет отца Стефана Ландышева на групповой фотографии Алтайской духовной миссии: «Всматриваясь в лицо о. Ландышева, чувствуешь, что он был добр, внимателен и участлив. Ему как-то невольно хочется высказать все те опасности, которым миссионер под­вергается при переездах. Ему выскажешь, а он после всего и говорит: "В том-то и героизм и подвиг миссионера, чтобы преодолевать опасности..., такова наша миссионерская доля... Это-то и делает миссионерство привлекательным, святым, чтобы, поборая препятствия, не бояться их при делании Божиего дела... Верь в Бога, — никогда не погибнешь... Если и бывают опасные случаи, то они Богом посылаются с той целью, чтобы чрез это славилось имя Божие... миссионеру стыдно жаловаться и трусить..." От лица Ландышева отрываешься с духом ге­роизма и подвига, с духом смелости и решительности за ве­ру Христа перебредать бурные горные потоки и цепляться по бомам без страха и сомнения...» (Чувства и думы миссионера в Алтайском памятнике-храме).

За годы его руководства миссией было крещено около 3150 человек, при этом 921 человек крещены лично отцом Стефаном. Благодаря помощи московского прот. Николая Лаврова (духовного друга и почитателя прп. Макария (Глухарёва)), который по благословению свт. Филарета (Дроздова) неутомимо собирал пожертвования в пользу Алтайской миссии, дело благовествования смогло продолжаться. Были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6-ти алтайских поселениях устроены церкви и молитвенные дома. В Мыютинском, Макарьевском, Черноануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах Алтайской духовной миссии открыты миссионерские школы. В 1863 г. учреждена Улалинская женская община новокрещеных, обращенная в 1881 г. в Улалинский Николаевский женский монастырь, 15 февраля 1864 г. в с. Чулышман на Телецком озере была учреждена община, в 1879 г. преобразованная в Чулышманский Благовещенский мужской монастырь. В 1863 г. прот. Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения. К 1865 г. была переведена и напечатана на алтайском языке Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста и получено разрешение Синода совершать богослужение на алтайском языке.

Свт. Макарий (Невский) сказал об отце Стефане такие слова: «От­личительной чертой характера о. Стефана была прос­тота, общедоступность и многопопечительность о благо­устроении внешнего быта новокрещенных. Двери до­ма о. Стефана были для всех открыты с утра до ночи. На первых порах миссионерства, как для Улалинцев, так и для обитателелей других новокрещен­ских селений, он был и пастырем, и судьей, и прави­телем... О. Стефан свя­то хранил завет предместника и учителя о благотво­рительности. Благотворительность тогда тесно связыва­ла юную миссионерскую паству с пастырями — миссионера­ми. Без нее и невозможно было бы благоуспешно со­вершать дело благовествования: кроме миссионеров новокрещенным некому было помогать... Приходи­лось не только помогать хлебом, одеждой, домаш­ним скотом, но и строить избы, для того, чтобы усадить семьи новокрещенных на одном месте, поближе к церкви, прикрепить их к месту, дабы они не возращались в стойбища некрещеных. Нужда заставляла миссионеров быть и врачами, не только духовными, но и телесными, для своей новопросвещен­ной паствы... О. Стефан в этом отношении был образцом для всех. У него лежала на столе куча лечебников разного рода, гомеопатических и аллопатических; аптека его скоро истощалась и пополнялась новыми и свежими лекарствами; к о. Стефану шли за лекарствами не только Улалинцы, но и обитатели соседних сел, деревень и аилов, иногда — издалека... Справедливо можно сказать о нем, что это был муж труда, скорби и болезней. Вечная память ему» (Три могилы).

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию