Родственники
- жена — Дагаева Феоктиста (ум. в 1907 или 1908)
- сын — Дагаев Александр Владимирович, протоиерей, священномученик
- сын — Дагаев Григорий Владимирович, священник
- сын —
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Ист.: Протоиерей Владимир Дагаев с орденом ... Протоиерей Владимир Дагаев (сидит), на заднем плане сын, протоиерей Александр Дагаев, в черном платье Феоктиста Дагаева — жена. Фото около 1895 г.
Ист.: Протоиерей Владимир Дагаев с орденом ... Протоиерей Владимир Дагаев и матушка Феоктиста; справа, сын протоиерей Александр с женой Стефанидой, ее матерью Александрой Яковлевной и детьми. 1901 г.
Ист.: Священномученик протоиерей Александр Дагаев (†1920) ... Протоиерей Владимир Дагаев с орденом Святого Владимира 3 степени.
Ист.: Протоиерей Владимир Дагаев с орденом ... Семья священника в саду у своего дома в г. Усть-Каменогорске: в центре — протоиерей Владимир Дагаев, во втором ряду слева — отец Александр Дагаев (сын) с женой Степанидой Алексеевной и детьми.
Ист.: Священномученик протоиерей Александр Дагаев ...
Другие сведения
«22 октября 1884 г. в г. Бийске был открыт совет противораскольнического братства святого Димитрия митрополита Ростовского. Его преосвященством, председателем братства, приглашены в члены совета: священник Владимир Дагаев и Алексей Федорович Морозов, из них первый приглашен в помощники председателя» (Томские епархиальные ведомости. 1884. № 23. С. 6).
Усердный труженик на поприще церквоного школьного дела отец Владимир неоднократно отмечался епархиальным начальством.
«Бийская Успенская школа существует только второй год и своим процветанием всецело обязана заведующему школой, протоиерею Дагаеву. Ради этой школы о. протоиерей оставил законоучительство в других школах и занялся вновь открытой школой с особенным прилежанием и любовью. Школа весьма скоро наполнилась учащимися, из которых большая часть были уволены из других школ за свою чрезмерную любовь к свободе и шалостям. Отец протоиерей с помощью учителей, чисто отеческими мерами, силою собственнаго примера и словом убеждения привел к порядку вольную толпу. Дети скоро привыкли к опрятности, вежливости и порядку. В храме, за богослужением, дети стали принимать самое деятельное участие и скоро полюбили церковное богослужение, за которым приучились вести себя чинно и благоговейно. В нынешнем году, по словам уездного наблюдателя, в учениках Успенской школы не узнать прежних буйных шалунов. Школа перевоспитала их в том духе и направлении, как это требуется в церковной школе» (Томские епархиальные ведомости. 1905. № 13. С. 19–20).
«б-го января сего года в Тоураке, верстах в 135 от Бийска, в Бозе почил заслуженнейший протоиерей нашей епархии о. Владимир Дагаев, 75 лет. Покойный чуть не пятьдесят лет трудился на одном месте, при Успенской церкви г. Бийска. По окончании курса в Тобольской духовной семинарии в 1856 г. он был два года наставником в Томском духовном училище. Известие о смерти досточтимого старца достигло Бийска на следующий день. Тогда же явилась и мысль похоронить покойного у церкви, где он служил и трудился. Но как отнесутся к этому дети?! Думали, что этому будетъ препятствовать о. Митрофан, который похоронил своего родителя с подобающею честью при местном храме. Когда этот вопрос решили, — начали дело о перенесении тело почившего труженника, которое благополучно и закончили 4-го марта. В субботу 3-го марта усопший был встречен прихожанами и перенесен к Покровской, Заречной церкви. После всенощной была отслужена панихида и представители Успенского прихода — Разумник Иванович Кузнецов и Алексей Панфилович Кашин (они же главные и усердные исполнители задуманнаго доброго дела) возложили на гроб усопшего дорогой венок. Появились венки и от почитателей. На гроб почившего привезен был еще ранее венок от детей из Казани. Погода 4-го марта была отличная, теплая. Народу с первыми звуками колокола явилось многое множество. За реку был послан хор певчих. Шествие совершалось торжественно тихо. Около женской Николаевской школы, где был законоучителем покойный, вышли дети с роскошным венком, к ним присоединились ученики Успенской церковно-приходской школы и отслужена была панихида. Шествие, к которому присоединились и дети, направилось к старой Успенской церкви по главной улице. На встречу процессии из нового храма с хоругвями и св. иконами вышли два священника и оба хода остановились перед старым храмом Успения для совершения литии. Отсюда ход направился к бывшему дому отца Владимира для краткого моления, а затем, — через торговую площадь — в новый храм. В храме встретил гроб Преосвященнейший Иннокентий и — началась литургия. Пели два хора певчих: Успенский и городского училища. В последнем покойный был законоучителем с самого его основания. Во время причастна была сказана протоиереем Н. Белосельским речь следующого содержания: "Наш тебе последний земной поклон великий труженик города Бийска, его ближайших селений и, даже, целого уезда! В 1858 г. приехал ты сюда в возврасте 22-х лет, в сане иерея, к единственному, в то время, храму Успения Богоматери, а теперь являешься к новому дому Владычицы 75–летним старцем, чтобы сложить, изстрадавшееся от усиленных трудов и жизненных невзгод, тело свое под сению Ее Благодатного Покрова! Почти 50 лет упорного, усиленного труда — подвиг под силу далеко не каждому! Начало твоей деятельности совпало с тем временем, когда в Бийске и его округе явились новые, свежие силы, ярко проявившие себя на поприщах духовной и торговой деятельности. Совместно с этими лицами пришлось обнаружиться и твоему многоплодному, трудовому подвигу. В миссию приехали: инспектор Санкт-Петербургской Академии, впоследствии Бийский первый архипастырь, со своими двумя учениками: Преосвященным Иннокентием и П. И. Макушиным; из Тобольской семинарии, — твой почти сотоварищ М. Невский, в настоящее время Высокопреосвященнейший Макарий, архиепископ Томский и Алтайский, из Нижнего — отец В. Вербицкий, Москва наградила студентом Соколовым, — нашим настоящим епископом. В Бийске начали свою торговлю: Морозов, Соколов, Сычев, Сахаров. Со всем этим миром, духовных деятелей и людей предприимчивых, ворочающих капиталом, ты был в близких и, как со своими прихожанами, чуть не в дружеских отношениях. Это давало тебе возможность приводить в исполнение свои добрые планы и намерения на пользу города Бийска, его окрестных, и даже отдаленных, селений. Вспомним, братия, что особенно любил покойный устроять школы, сооружать храмы, помогать причтам бедных приходов. Мы знаем, что все школы г. Бийска его времени основались по его влиянию и, главным образом, через указанных 4-х лиц. Нечего и говорить, что храмы Александро-Невский, заречный Покровский с церковно-приходскими школами и, даже, министерской при них — дело покойного также, как и храм при остроге, Сахаровская школа и катехизаторское училище. Даже постройка Троицкого собора, когда вышла размолвка со строителем, улажена при его участии. Величественный Успенский храм был мечтою, которая и осуществилась при последних годах служения о. Владимира, тогда же и Успенская школа. После пожара архиерейского дома, при выборе места для храма Казанской иконы Богоматери, при устройстве каменного архиерейского дома, о. Владимир принимал самое живое участие, даже как член городской Думы. Когда в 1884 г. было основано братство святителя Димитрия, главный труд братства выпал на долю помощника председателя, т. е. на того же о. Владимира: он приискивал деятелей-миссионеров, намечал местности, где следует устроить школу, церковь, назначить место жительства миссионера; находил лиц, которые-бы могли помочь миссионерам или выполнить его поручение. И Бийск, сравнительно с Томском, дал средств для братства несравненно больше, чем последний! Чтобы уяснить, как много трудился покойный, нужно знать, что он перебывал законоучителем в 7-ми Бийских школах, не оставляя законоучительства в городском училище с самаго его основания. Бывали случаи, что законоучительствовал в 3-х школах одновременно и находил время для этого! Неудивительна, поэтому, его близость к Бийску и, даже, какая–то родственность к Успенскому храму. Особенно ясно сказалось это в 1882 г., когда, после перевода о. Димитрия Емельянова в Томск, о. Владимир был назначен протоиереем Свято-Троицкого собора. Отказ его от видного и, в материальном отношении, более выгодного места, удивил даже епископа Томского! По словам о. Владимира, у человека идеальные стремления должны стоять выше материальных. «А ведь я чуть не четверть века прожил при Успенской церкви, — говорил он: при ней и упокоюсь!». Но это последнее желание и виды о. Владимира чуть-чуть не изменили ему. И только его крепкая вера, упругая настойчивость, способствовали исполниться давнишнему стремлению покойного. А до чего близка была ему Успенская церковь — видно из следующего. Года два тому назад, явившись из Усть-Каменогорска в Успенский храм, он узнает, что его не пишут уже в клировых ведомостях Успенской церкви. «И так скоро Бийск забыл меня!», — с грустью сказал старец. «Нет, нет! Меня из клировых ведомостей Успенской церкви никогда не вычеркивать, где бы я ни жил, доколе не умру...». Чуть не осенью прошлого года о. Владимир добрался до старшего сына, распростившись с сыном о. Митрофаном, до будущего года. Он, старец, рассчитывал, что ласка внучат, радушный прием детей, известный ему по прежней предупредительности,— исполнять его желания,— заставят забыться и скоротать время до весны. А там снова путь-дорога к детям в Казань, в Москву, Киев — попутешествовать. Но вдруг нашло раздумье на старца: «А что как в эту зиму умру в Усть-Каменогорске? Ведь придется расстаться с Бийском навсегда! Прощай тогда и Успенская церковь. Прощай тогда мечта упокоиться около храма Богоматери, которой неленостно служил чуть ли не 50 лет!». И берет старец бумагу, и пишет своему сыну о. Митрофану, чтобы он снова за ним приехал и увез его в Тоурак, горы которого, как писал о. Владимир, словно давили его со всех сторон! Схоронив свою старицу Феоктисту, расставшись с домом, с Бийском, о. Владимир чуть не пять лет пространствовал по своим детям. Думается, что это свободное от занятий время было очень тяжело трудолюбивому старцу. В Тоураке, зимой, еще нашлось ему любимое развлечение — школа. Но в новом году начать ему занятий с детьми не пришлось... Вообще, жизнь пошла не так, как жилось раньше. Это страшно тяготило его. Когда пришел приступ предсмертной болезни, сказалась и старческая хитрость. Нужно было послать в соседнее село за священником и о. Митрофану пришлось услышать скорбную речь: «Вот если бы захворать в Бийске, умер бы и похоронили б меня около Успенской церкви!» И исполнились твои давнишние желания, великий старец! Видишь, твои духовные дети встретили тебя так, как ты заслужил своей заботой о их нравственно-духовном возрождении. Весь город пришел в движение при известии, что ты идешь в Бийск — для вечного упокоения. За Богом молитва и труд не пропадут! Мал, млад и стар, всех сословий собрались сюда. Нашлись новые друзья, большое им, сердечное спасибо за это, которые откликнулись достойно почтить тебя, за твой жизненный подвиг, на пользу своих сограждан в лице твоих духовных детей и учеников уже последнего времени. Современные сотрудники твоих добрых начинаний награждали тебя в твои юбилейные дни: адресами, крестом, св. иконами. Теперь ты в этом не нуждаешься!.. Мы собрались сюда, чтобы около твоего гроба поучиться, как следует жить православному христианину, воздать тебе благодарность за твой удивительный жизненный подвиг на пользу ближнего и вознести свои искренние молитвы со всею Бийскою церковью, чтобы Господь упокоил тебя в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси святии Его упокоеваются. В последний раз пришел ты сегодня в дом Богоматери, выслушать молитвы о себе святой Церкви, прежде чем сложить свои останки около ее святого Успенского храма. И верим мы: дух твой, витающий среди сего священного места, радостию радуется! Не даром протекли 50 лет трудовой жизни в Бийске: духовные дети и ученики не забыли твоих мудрых уроков, оценили их и позаботились упокоить тело твое около сего святого храма, к чему ты так давно стремился, чего так сердечно желал!". Перед панихидою говорил слово сам Владыка, воздав заслуженную дань памяти усопшего отца протоиерея. После панихиды гроб был обнесен около Святого Престола, около храма и направились к месту упокоения. Склеп сделан на левой стороне алтаря, перед жертвенником. При погребении участвовали, кроме Владыки, 4 протоиерея и 4 священника. Народа было там много, что не только переполненъ был храм, но и около храма толпилось такое множество, что невозможно было проехать по улице! Так почитали бийцы своего многоуважаемого пастыря отца Владимира Дагаева» (Погребение прот. о. Владимира Дагаева ...).