жена
—
Щукина Лидия Николаевна (ум. не ранее 1931). После смерти отца Сергия хранила его неопубликованные рукописи
брат
—
Щукин Прокопий Николаевич, писатель, литературовед. Окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Надзиратель Варшавского духовного училища (1894–1896), преподаватель Смоленской духовной семинарии (1896), преподаватель русской словесности с историей литературы в Воронежской духовной семинарии (с 1896). Статский советник (в 1908); награжден орденом св. Анны 3-й степени
дочь
—
Щукина Наталья Сергеевна (род. ок. 1898, ум. летом 1913). Обучалась в Ялтинской женской гимназии. Умерла от брюшного тифа
сын
—
Щукин Алексей Сергеевич (род. в 1907 или 1908)
дочь
—
Щукина Мария Сергеевна (род. не позднее 1912)
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1886
Устюжское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1892
Вологодская духовная семинария
окончил со званием студента
1898
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
не позднее 1900
рукоположен во священника
30.5.1916
возведен в сан протоиерея архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (Абашидзе) в Свято-Троицкой церкви г. Симферополя (награжден саном ко Дню Рождения Государя 6.5.1916)
Таврическая и Симферопольская епархия,
Таврическая губ.,
Ялтинский уезд,
с. Аутка, Свято-Успенская церковь, протоиерей (до 6.5.1916 — священник), благочинный Ялтинского округа (с 1917), духовный следователь Ялтинского округа (с 28.10.1912). Член Священного Собора 1917–1918, клирик от Таврической епархии (избран 8.8.1917). Законоучитель Ялтинской женской гимназии, преподаватель Закона Божия на вечерних курсах для рабочих (1915–1916), катехизатор по благочинию Ялтинского округа (1911). Член Таврического епархиального цензурного комитета (с 1912), Таврического отделения Православного Миссионерского общества и кассы взаимопомощи духовенства Таврической епархии
не ранее 1925
8.10.1931
Московская епархия,
г. Москва,
церковь Спаса Преображения на Песках, протоиерей Заслуженный артист России и староста храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, А. Б. Свенцицкий в своей книге «Невидимые нити» пишет, что отец Сергий служил в церкви Николая Чудотворца, что на Песках
Показать все
Награды
6.5.1910
право ношения камилавки, награжден ко Дню Рождения Государя Императора. Награда была возложена епископом Таврическим и Симферопольским Алексием (Молчановым) в Свято-Георгиевском монастыре 22.8.1910
6.5.1914
орден св. Анны 3-й степени
29.6.1917
благословение Святейшего Синода
между 1917 и 1925
право служения в митре (митра была прислана Святейшим Патриархом Тихоном)
Показать все
Преследования
1906
выслан из Ялты градоуправителем полковником И. А. Думбадзе за «неблагонадежность» — отец Сергий отслужил панихиду о жертвах событий 9 января 1905 в Петербурге («Кровавое воскресенье»)
между мартом 1921 и маем 1921
арестован ялтинской ЧК. Отпущен через два дня по ходатайству членов рабочих союзов и крымских религиозных общин
между мартом 1921 и маем 1921
арестован ялтинской ЧК
с 1921
находился в заключении в тюрьме г. Харькова, где заболел тифом
до 1922
находился в заключении в тюрьме г. Москвы, где заболел нефритом
авг. 1923
арестован «за отказ подчиниться обновленцам, поминовение за богослужением имени Святейшего Патриарха Тихона». Обвинялся также в том, что в числе других священнослужителей г. Ялты послал приветствие патриарху Тихону по случаю его освобождения из-под ареста
авг. 1923
находился в заключении в тюрьме при Симферопольском отделении ГПУ. Освобожден после допроса и взятия подписки о добровольном выезде за пределы Крыма и Екатеринославской губ. на один год в течении полуторамесячного срока. Во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) была передана просьба об отмене постановления о выезде отца Сергия
Игумения Евдокия (Мещерякова, урожд. Куртен), бывшая ученицей отца Сергия в ялтинской женской гимназии, вспоминала о нем: «В молодости так хочется найти идеал, и о. Сергий вызвал в нас формулу: "если он может быть таким, как мы его узнали... то значит, Евангелие осуществимо на земле"» (Воспоминания об о. Сергии Щукине ... С. 186).
Многие годы отец Сергий был другом семьи Чеховых. В конце октября – начале ноября 1898 года произошла его встреча с писателем. Антон Павлович помогал начинающему автору (отец Сергий писал рассказы) литературными советами, в 1900 году пробовал напечатать его рассказ «Глупости Ивана Ивановича» под псевдонимом С. Воскресенский в газете «Неделя», но эта публикация не состоялась. Московский протоиерей Константин Ровинский (1862–1943 г.) в книге «Беседы старого священника со своими духовными чадами...» писал об отце Сергии: «Одна из моих духовных дочерей, прекрасно образованная и давно ставшая на духовный путь, передавала мне, что она познакомилась в Москве с одним выдающимся пастырем — о. Сергием Щукиным, бывшим ранее настоятелем собора в Ялте. О. Сергий был духовным отцом писателя А. П. Чехова, который бывал у него, живя в Ялте, и очень его почитал... По ее отзывам, о. Сергий был отмечен перстом Господним, и было ясно, что на нем почила благодать Божия. По своему смирению, любви к людям, молитвенной настроенности, пониманию души человеческой этот пастырь, по ее словам, напоминал о. Алексия [Мечева. — Ред.]...» (цит. по: Духовник Чеховых).
Отца Сергия называли «батюшка народа» и «батюшка интеллигенции». В 1912 году на Втором съезде законоучителей светских средних учебных заведений Таврической епархии «Религиозно-нравственные чтения» священника Сергия Щукина были рекомендованы в качестве учебного пособия для ведения внебогослужебных чтений и бесед с учащимися. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., настоятель Сухумского кафедрального собора протоиерей Георгий Голубцов в своем дневнике о работе Собора отозвался об отце Сергии как об «одном из любимых ораторов на Соборе» (Введенское (Немецкое) кладбище. С. 4).
Сборник статей талантливого пастыря «Около Церкви» имел успех в образованном русском обществе. Удивительные слова о Церкви сказаны отцом Сергием в статье «О смерти и воскресении Господа»: «Только бы знали, только бы видели люди, что радость есть в Церкви; что воля Божия о людях, воля Христова о них есть та, чтобы они стали мудры, радостны, счастливы здесь, блаженны там» (Около Церкви. С. 120).
О трагической кончине отца Сергия писала Ольга Леонардовна Книппер-Чеховав в письме к Марии Павловне Чеховой от 13.10.1931 г.: «Маша, дорогая, вчера похоронили о. Сергия. Знаешь ли ты, как трагически он погиб? Был день его Ангела, он ехал домой из церкви, ждал автобуса. На улице зазевалась женщина с ребенком, а катил грузовик, он кинулся, чтоб ее оттащить, в это время его толкнул грузовик, он упал виском на сложенные рельсы — это было на Дорогомил. мосту. Его отвезли в Протезный институт, он был без сознания и скончался через три часа. От сильного сотрясения произошло внутреннее кровоизлияние, и кровь сильно шла ртом. Рассказывала это Валент. Ив., кот. была при нем. В этот день он был необыкновенно радостный, долго молился. Накануне еще пекли пироги, и он не утерпел, покушал с чаем. Вал. Ив. была у них. На другой день его кончины его перевезли в церковь, вечером я была с Соф. Влад., но я была недолго (я все дни простужена). Накануне похорон была замечательная служба, Соф. Вл. рассказывала со слезами. Шесть священников и архиерей, церковь парадно освещена, все со свечами, гроб в цветах, голова прикрыта воздухами, видны руки только. Народу масса, слышались рыдания. Священник трогательно и просто и коротко говорил о покойном.
Вчера утром мы пошли на отпевание, но не было возможности войти в церковь, народ стоял на улице. Мы пошли к Лизавете, сказали, что раньше третьего часа не вынесут. Мы пришли в 2 ч., но его уже вынесли. Мы на трамвае нагнали процессию и шли пешком до могилы — на Дорогомил. кладбище. Шли перед гробом 6 священников в белом облачении, огромная толпа, женщины все время пели "Святый Боже". Засияло солнце, день был чудесный, тихий, кругом прозрачное золото деревьев, недалеко обрыв к Москве-реке, даль, тишина и вечный покой. Толпа была большая, плакали; даже на деревьях сидели. Лидия Никол. шла всю дорогу, держась за дроги и не поднимая глаз. Когда почти все разошлись, я поставила свои цветы на могилу и долго ходила искала Лид. Никол. — но она куда-то скрылась и сказала, что придет, когда схлынет толпа, что ей слишком тяжело. Вся толпа пела "Вечную память", много плакали. Не хотелось уходить...» (О. Л. Книппер — М. П. Чехова. Переписка. Т. 2: 1928–1956. М., 2016. С. 123).
Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь : Краткий иллюстрированный справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц / протодиак. Сергей Голубцов. М., 2003. С. 4
Ялта — город веселья и смерти : Священномученик Димитрий Киранов, Священномученик Тимофей Изотов, Преподобномученик Антоний (Корж) и другие священнослужители Большой Ялты (1917–1950-е годы). [Изд. 2-е.]. Симферополь, 2015. С. 348–374