Ровинский Константин Ипполитович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Ровинский Ипполит Викентьевич , потомственный дворянин, статский советник, управляющий Смоленским отделением государственного дворянского земельного банка
  • жена  —  Ровинская (Глебова) Юлия Павловна (ум. в марте 1941), из дворянской семьи
  • дочь  —  Ровинская Александра-Юлия-Мария Константиновна . Муж: Фикередо, член Португальской компартии
  • другие дети  —  был еще сын (имя неизвестно)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1882
Смоленская мужская гимназия
1882
1886
Санкт-Петербургский Императорский университет
окончил со степенью кандидата юридического права
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1921
рукоположен во священника по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (Беллавина)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1920 или 1921
дек. 1922
Московская епархия, г. Москва, Иверская церковь при Иверской общине сестер милосердия Российского общества Красного Креста, священник (сверх штата), до закрытия храма служил безвозмездно за больного настоятеля
янв. 1923
28.10.1929
Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая в Кленниках, протоиерей (за штатом), совершал Божественную литургию несколько раз в неделю и был законоучителем местной церковно-приходской школы
Показать все

Преследования

авг. 1919
арестован
191928.2.1920
находился в заключении в концлагере г. Москвы
29.10.1929
арестован в Москве; одновременно с отцом Сергием Мечёвым, иеромонахом Саввой (Чиркиным) и мирянами — членами маросейской общины, по групповому делу «Духовные дети о. Сергия Мечёва»
20.11.1929
осужден на 3 года ссылки. По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ освобожден по болезни из-под стражи. Лишен права проживания в Москве, Ленинграде (и означенных областях), Харькове, Киеве, Одессе (и означенных областях), в Северо-Кавказском крае, с прикреплением к определенному местожительству (ст. 58 УК РСФСР)
19291932
находился в ссылке в г. Владимире
1932
арестован в г. Владимире
19321935
находился в ссылке в г. Владимире
1937
арестован в г. Владимире
1937
осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
1937 – нач. 1940
находился в заключении
28.2.1991
реабилитирован
Показать все

Другие сведения

Константин Ипполитович Ровинский родился в июне 1862 года в имении Спасско-Руцкое неподалеку от села Спас-Углы Духовщинского уезда Смоленской губернии. Ровинские — древний дворянский род польского происхождения, в XVII веке принявший русское подданство и Православие.

После окончания Санкт-Петербургского университета Константин Ипполитович отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся. Вышел в отставку в чине старшего унтер-офицера.

С 1887 года он служил чиновником в государственных ведомствах: кандидат на судебные должности в окружном суде г. Санкт-Петербурга, чиновник 1-го Ялуторского округа Тобольской губернии, податный инспектор в Сычевском уезде Смоленской губернии. С 1898 года Константин Ипполитович жил в Санкт-Петербурге, где служил начальником отдела Министерства финансов по департаменту окладных сборов, а с 1906 года — ревизором по податной части. С 1906 по 1918 годы — управляющий казенными палатами последовательно Курляндской, Тульской и Орловской (временно управляющий) губерний.

Оставил службу по болезни в 1918 году. 

Действительный статский советник.

Отличался благочестием и набожностью, твердой и глубокой верой, с детства знал и любил церковную службу. Избирался членом епархиального совета от мирян.

В августе 1919 года был арестован и только чудом не был расстрелян. По этапу отправлен в Москву. Освобожден из концлагеря 28 февраля 1920 года.

С 1919 по 1921 годы служил счетоводом в Иверской общине сестер милосердия на Б. Полянке в Москве, переименованной к тому времени в школу медсестер.

В 1920 году Константин Ипполитович познакомился и стал духовным чадом протоиерея Алексия Мечёва, который и благословил его стать священником. В 1921 году (в возрасте 59 лет) был рукоположен во иерейский чин по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси. Служил в церкви Иверской иконы Божией Матери при Иверской общине сестер милосердия вплоть до ее закрытия в конце 1922 года. Затем отец Константин перешел в храм свт. Николая в Кленниках. Обладая даром слова, он прекрасно проповедовал, его приглашали во многие храмы Москвы.

Примерно в 1927 году, духовником отца Константина Ровинского был (до своей кончины) иеромонах Дубровицкого монастыря Можайского уезда Сергий, который передал ему на сохранение несколько важных документов и рукописей[1].

С 1929 года — духовный сын протоиерея Сергия Мечёва. 29 октября 1929 года арестован одновременно с ним. Ввиду преклонного возраста (ему было 67 лет) и слабого здоровья наказанием отцу Константину стала ссылка. Он выбрал город Владимир, и 11 лет прожил там вместе с женой[2].

Имел близкое общение со священником Сергием Никитиным (будущим епископом Стефаном) и с его семьей. Сохранились записанные протоиереем Константином около 1937-го года беседы, обращенные к его духовным детям.

В 1937 году его вновь арестовали и осудили на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь. Освобожден в начале 1940 года. В марте 1941 года, уже овдовевшего, его тайно приняли в частном доме под Софрино, а с началом войны переправили в Тарусу Калужской обл. (по другим данным в Верею).

Скончался, по сведениям Татьяны Александровны Аксаковой-Сиверс (см. сноску [2]), в г. Тарусе, по другим данным — в г. Вязьме, в оккупации.

Дата смерти отца Константина Ровинского долгое время также считалась неизвестной. В воспоминаниях его праправнучки Ирины Алексеевой, опубликованных в последнем издании «Бесед старого священника со своими духовными детьми», сообщается, что его не стало 5 сентября 1942 года.

___________________

[1] Речь идет о следующих материалах: «Рапорт архиепископа Сергия Японского», «Одна Церковь и две России», «Очерки по истории Церкви», «О послушании», «Обращение верующих Ленинградской епархии», «Письма епископа Виктора (Воитского)», «Письма епископов Димитрия и Сергия (от 27.12.1927 г. и 29.12.1927 г.)», «Моя вера», «Петиция Дивеевских монахинь», «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», «Увещание епископа Серафима Угличского», «Митрополит Сергий и собор 1917–1918 гг.», «Воспоминания о посещении о. Стефана в с. Богородском», «Послание имяславцев».

[2] По воспоминаниям Татьяны Александровны Аксаковой-Сиверс, отец Константин Ровинский «был и сам по себе человеком замечательным. Прослужив долгие годы на государственной службе в прибалтийских краях, он во время революции пошел в священники и, будучи настоятелем одной из московских церквей, имел очень большое число почитателей и приверженцев. (Об этом я слышала еще в 20-х годах.) Во время моего знакомства с ним во Владимире К. И. был живым, приветливым человеком лет 60, небольшого роста, с добрым лицом русского склада. Жил он на правах гражданина, имеющего «-6», ходил в штатской одежде и лишь изредка служил обедню в одной из Владимирских церквей. Его жена, Юлия Павловна, была дамой с несколько капризным характером, но это не отражалось на ее отношении к моему отцу [статскому советнику Александру Александровичу Сиверсу], которое всегда было более, чем любезным. Потерявшие и сына и дочь, Ровинские обратились ко мне с просьбой разыскать их внучку, находившуюся, по их предположениям, в Ленинграде. Мне удалось через адресный стол найти указанную девицу и направить ее во Владимир…

За несколько дней до своей смерти отец указал мне на большую связку рукописей и сказал: «Танюша, здесь лежат воспоминания Константина Ипполитовича Ровинского, которого ты должна помнить по Владимиру. После того, как умерла его жена, он переселился в Тарусу, где во время войны оказался и я. Некоторое время мы жили вместе, и он умер на моих руках, передав мне свои записки, охватывающие период с 1885 по 1917 г. Я успел их немного отредактировать, но они в беспорядке, написаны на клочках бумаги, подчас неразборчиво и с помарками. Моя к тебе просьба — приведи всё это в порядок и сдай, куда следует!».

Живя в Полянах, я не могла приступить к выполнению отцовского наказа, и рукопись лежала в Москве у Шереметевых, но, переселившись в Ленинград, я с головой ушла в работу над этим исключительно интересным и ценным трудом. Теперь мемуары, дающие широкую картину государственной и общественной жизни России с позиций либерального земского деятеля и знатока крестьянско-земельного вопроса, перепечатаны мною на машинке и готовы к сдаче в рукописный отдел Ленинской библиотеки. Думаю, что труд этот недолго пролежит под спудом — он весьма актуален и не замедлит стать предметом изучения.» (Семейная хроника … Кн. 2. С. 113, 343-344).

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию